Развитие различных форм собственности и реструктуризация предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..2
1 Развитие различных форм собственности и реструктуризация
Предприятий……………………………………………………………………..3
1.1. Место и роль собственности в системе экономических отношений …..3
1.2. Изменение отношений собственности важнейшее условие формирования рынка……………………………………………………………………………..6
1.3. Пути перехода к многообразию форм собственности………………….8
1.4. Формы собственности в переходный период……………………………12
Практическая часть
2. Реструктуризация предприятия на примере кафе «Лика»……………….16
2.1. Цель, задачи и направления реструктуризации предприятия…………16
2.2. Реструктуризация собственности на предприятии……………………...23
2.3. Планирование проекта реструктуризации………………………………27
Заключение……………………………………………………………………..41
Список литературы…………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

ХОМИЧ.docx

— 89.94 Кб (Скачать файл)

Индивидуальная включает в себя личную собственность на предметы потребления и домашнего обихода, личное подсобное хозяйство, индивидуальную трудовую деятельность. В этом типе собственности все ее аспекты  представлены в одном лице или  семье.

     Коллективная представлена кооперативами, коллективными, арендными предприятиями, товариществами, акционерными предприятиями и др.            Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран мира. Основной сферой деятельности кооперативов является переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. На территории бывшего СССР коллективная собственность была представлена колхозами и потребительскими обществами на селе.

     Разновидностью коллективной собственности является и акционерная собственность.

     Государственная собственность бывает: общегосударственной, региональной и муниципальной.

По правовым признакам  различают: частную собственность (граждан  и юридических лиц), государственную (опять-таки федеральную, субъектов  федерации и муниципальную) и  смешанную или совместную форму  собственности.

      Объектами собственности являются товары, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги, капитал в денежной или вещественной форме.

     В каждом государстве установилось свое соотношение между различными формами собственности, а в каждой отрасли хозяйства, в материальном производстве и в нематериальной сфере утвердилось преимущество тех или иных форм.

     Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с "государственной" на "частную". Она включает взаимосвязь  приоритетов, отражающую сочетание  интересов органов государственной  власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается  в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

      Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

       Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

       Субъектами предпринимательской деятельности могут быть граждане, не ограниченные законом в правоспособности или дееспособности, а также юридические лица всех форм собственности. Предприниматель имеет право без ограничений и на собственный риск принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую законодательству.

Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В  странах, где процесс национализации принимал относительной широкие  масштабы (Великобритания, Франция), приватизация проходила, например, в Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д.

Цели приватизации связаны  с повышением эффективности хозяйственной  деятельности через развитие рынка  и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение  эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и  создание конкурентной среды, привлечение  иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики.

      Приватизация направлена на социальную защиту населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

      Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама концепция приватизации, и понятие частной собственности было признано официально. В результате, происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление государственной собственности. Смена собственников не привела к эффективному хозяйствованию. В экономике утвердилось господство естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился. В связи с этим, необходимы следующие меры, которые ранее были использованы другими странами:

* дифференцированный подход  к приватизации крупных государственных  объектов с целью создания  экономической структуры с разумным  балансом малых, средних и крупных  предприятий, с достаточной степенью  конкуренции между предприятиями в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов;

* разнообразие способов  передачи государственной собственности  в частные руки;

* предоставление краткосрочных  кредитов с гарантией государства  предприятиям, деятельность которых  находится под квалифицированным  контролем, для финансирования  заработной платы и обязательств  перед поставщиками и др.

 

1.4. Формы собственности в переходной экономике.

 

      Трансформация собственности - от монополизма к плюрализму форм

Изменения в отношениях собственности  стали основным стержнем экономических  реформ в бывших советских республиках. В теоретическом плане трансформация  собственности потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.

     В России и в других государствах СНГ взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.

Госсобственность в переходный период

      Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:

* результаты процесса  управления федеральной собственностью  влияют на судьбы многих людей,  определяя уровень их жизни,  социальную защищенность, состояние  здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие  общепризнанные человеческие ценности;

* федеральная собственность  охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории  страны и за ее пределами;

* объекты федеральной  собственности отличаются большим  организационным и правовым многообразием,  охватывают широкий спектр отраслей  национального хозяйства и предназначены  для использования в самых  разнообразных направлениях;

* реализация права государства  на объекты собственности достигается  через функционирование системы  управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую  иерархическую структуру.

      Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

      Это относится прежде всего к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.

     В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов.

      Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

     Важная проблема в развитии государственной собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.

     Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает.

      Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.

      В преодолении монополизма может играть положительную роль использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической свободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.

       В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.

      Тем не менее, одной из главных теоретических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

 

2. Реструктуризация  предприятия на примере кафе  «Лика»

 

2.1. Цель, задачи и направления реструктуризации предприятия

 

     Как известно, в России есть три основных типа предприятий: созданные в ходе приватизации, выросшие благодаря воле и интеллекту собственника и госпредприятия.

    Последние пока не стоит рассматривать как субъект привлечения инвестиций, поскольку государство — неэффективный собственник ни с точки зрения управления бизнесом, ни с точки зрения построения взаимоотношений с инвестором.

     Что касается предприятий, возникших в результате приватизации, то в структуре их собственности очень много номинальных акционеров. Значительная доля акций принадлежала трудовому коллективу, его вхождение в состав акционеров было условием приватизации. Кроме того, менеджмент был ограничен законодательством в возможности приобрести пакет акций своего предприятия, превышающий определенный размер. Для того чтобы обеспечить контроль над компанией, менеджеры использовали номинальных акционеров, в качестве которых могли выступать юридические или физические лица. Таким об разом, структура акционерного капитала включала три основных компонента: трудовой коллектив, менеджмент и номинальных акционеров, подконтрольных менеджменту. Но трудовой коллектив и номинальные акционеры – это не собственники, с которыми инвестор мог бы и хотел бы о чем-то договариваться.

Информация о работе Развитие различных форм собственности и реструктуризация предприятий