Развитие телекоммуникаций в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 18:29, реферат

Описание работы

Завершение этапа стабилизации экономики республики и ее переход на траекторию устойчивого роста создают объективные предпосылки для реального использования в практике государственного регулирования и управления инструментариев среднесрочного и индикативного долгосрочного планирования.
Важное место в общей системе перспективного планирования отводится формированию на среднесрочной основе стратегии развития крупных отраслевых комплексов, одним из которых является сфера телекоммуникаций, возрастающая роль которой на современном этапе определяется тенденциями глобализации и информатизации всех сторон общественной жизни в мировом масштабе.

Содержание работы

Введение
1. Краткая характеристика состояния отрасли……………………………..…4
2. Основные цели и задачи Концепции………………………………………..7
3. Основные факторы, влияющие на развитие отрасли телекоммуникаций……………………………………………………………...10
4. Направления государственной политики и основные этапы развития отрасли телекоммуникаций на среднесрочную перспективу.…………………………………………………………….………14
Заключение ……………………………………………………………….…….33
Литература………..…………………………………………….……………….34

Файлы: 1 файл

Развитие телекоммуникаций в РК.docx

— 180.39 Кб (Скачать файл)

Кроме этого, необходимо разработать стандартные требования и условия, обязательные для организации предоставления услуг телекоммуникаций каждой из этих категорий, а также требования по обеспечению технических возможностей проведения специальных оперативно - технических мероприятий в мирное и военное время.

После утверждения таких стандартных требований и условий будет организована работа по учету действующих операторов и приведению принадлежащих им лицензий в соответствие с новыми правилами в установленном законодательством порядке.

Уполномоченному органу в области связи необходимо разработать и утвердить нормативные документы, комплексно определяющие аспекты ответственности лицензиатов и лицензиара за соблюдением условий лицензий, а также внести изменения в Закон Республики Казахстан "О связи", отражающие основные положения правил лицензирования в сфере телекоммуникаций.

   Взаимодействие операторов

Системообразующим элементом в данной сфере должно стать утверждение новых правил сопряжения сетей телекоммуникаций и взаиморасчетов операторов связи Республики Казахстан.

Правила сопряжения сетей телекоммуникаций должны базироваться на принципе обязательности для операторов сетей телекоммуникаций, занимающих доминирующее положение на рынке телекоммуникаций, предоставлять доступ к своей сети другим операторам на основе единых для всех правил и методики взаиморасчетов.

Технические возможности, условия и сроки подключения должны определять независимые проектные организации, получившие соответствующий сертификат уполномоченного органа в области связи.

Основной принцип взаиморасчетов при использовании сетевых ресурсов - расчеты на основе объема пропущенного трафика. Соответственно, правила сопряжения сетей телекоммуникаций должны включать обязательное требование к осуществлению учета (биллинга) трафика на всех уровнях сети. Программные средства биллинга должны быть сертифицированы уполномоченным органом в области сертификации. Ставки, применяемые для взаиморасчетов операторов одного уровня, должны быть равными.

Существование отдельной платы при подключении одной сети к другой в среднесрочной перспективе при значительном увеличении числа операторов и размеров сетей будет устранено. Можно предположить, что к 2003 году операторы связи будут подключаться друг к другу без взимания платы, рассчитываясь только за объем пропускаемого трафика.

Для обеспечения условий, способствующих развитию конкуренции, ставки (тарифы) отчислений от услуг дальней телефонной связи должны утверждаться уполномоченным государственным органом и быть одинаковыми для всех операторов.

На переходный период методика определения платы за подключение должна быть разработана при участии уполномоченного органа в области антимонопольного регулирования и утверждена им.

 

  

 

   Вопросы распределения ограниченных государственных ресурсов.

(А) Радиочастотный  спектр.

Необходимо разработать и утвердить концепцию использования радиочастотного спектра Республики Казахстан.

Концепция должна отразить распределение частот для:

  • гражданских нужд;
  • правительственной связи;
  • органов обороны и обеспечения правопорядка.

Концепция должна охватить вопросы конверсии радиочастотного спектра и приведения порядка его использования к общепринятой в мире практике. Ключевым вопросом также должно быть создание эффективной системы контроля использования радиочастотного спектра.

Поскольку ценовая политика регулирующего органа при распределении РЧС является эффективным инструментом стимулирования деятельности операторов, в рамках реализации указанной концепции необходимо выработать методику формирования ставок за использование РЧС, обеспечив их экономическую разумность и гибкость. В сферах, являющихся приоритетными с точки зрения государственной политики, необходимо предусмотреть применение понижающих коэффициентов, особенно в случаях использования радиотехнологий для обеспечения сельской связи.

(Б) Нумерационный  план.

Внедрение нового нумерационного плана является необходимым условием для развития реальной конкуренции и появления новых операторов на всех уровнях сети телекоммуникаций.

Национальный нумерационный план сохранит принадлежность Казахстана к 7-ой зоне всемирной нумерации.

Новый план будет направлен на формирование национальной сети как конгломерата равноправных сетей множества операторов. Он будет разработан с учетом общенациональных интересов и интересов операторов связи.

   Обеспечение универсального доступа

Как и в большинстве стран мира, в Казахстане тарифы на услуги, рассматриваемые государством как общедоступные, не покрывают себестоимости их производства и, тем более, не позволяют осуществлять капитальные вложения в инфраструктуру этих услуг. Мировая практика предлагает два основных способа финансирования возникающих убытков:

1. Финансирование за счет  операторов. Последнее, в свою очередь, может быть осуществлено посредством:

  • создания специального Фонда, аккумулирующего отчисления участников рынка и выделяющего средства для возмещения убытков операторам, предоставляющим социально значимые услуги;
  • кросс - субсидирования внутри одного оператора, наделенного как обязательствами по обеспечению универсального доступа на всей территории страны (национальный оператор), так и определенными привилегиями;
  • кросс - субсидирования внутри отрасли телекоммуникаций с использованием механизма прямых взаиморасчетов между операторами магистральных и местных сетей телекоммуникаций.

2. Государственное субсидирование (дотирование).

Кроме того, необходимо обеспечить выполнение государственных обязательств, возложенных на операторов связи (резервирование каналов в интересах органов обороны, чрезвычайных ситуаций, мобилизационные резервы и т.д.), при условии финансирования за счет средств государственного бюджета.

В настоящее время обязательство по повсеместному предоставлению общедоступных услуг возложено государством на ОАО "Казахтелеком". Особый статус Национального оператора, связанный с обеспечением общедоступными услугами и позволяющий осуществлять внутреннее перекрестное субсидирование убытков, закреплен за ОАО "Казахтелеком" в форме эксклюзивных прав на междугородную и международную связь для сети телекоммуникаций общего пользования. В нынешних условиях путь наделения ответственностью одного оператора представляется наиболее приемлемым, поскольку позволяет обеспечить реализацию единых критериев доступа на всей территории республики при минимальных управленческих и транзакционных издержках.

Однако существование формально абсолютной монополии на рынке услуг международной, междугородной связи для сети телекоммуникаций общего пользования тормозит развитие конкуренции на рынке услуг телекоммуникаций, к тому же обеспечить реальное сохранение эксклюзивных прав довольно проблематично.

Поэтому в процессе либерализации и демонополизации рынка необходимо перейти к механизму прозрачного финансирования универсального доступа путем равномерного распределения на всех операторов социального бремени и возмещении убытков тем операторам, которые взяли на себя обязательства предоставления общедоступных услуг на определенной территории.

Одной из приоритетных задач уполномоченного органа в области связи станет разработка и утверждение четкого и действенного механизма дотации на организацию предоставления общедоступных услуг связи.

Для реализации этого механизма необходимо:

  • закрепить нормативным актом уполномоченного органа в области связи минимальный перечень общедоступных услуг телекоммуникаций, с заданными параметрами качества, на среднесрочный период;
  • постановлением Правительства Республики Казахстан утвердить Положение о национальном операторе связи сети телекоммуникаций общего пользования Республики Казахстан, его обязательства по обеспечению положений национальной безопасности и универсального доступа на территории страны и его привилегии относительно других операторов на краткосрочный период;
  • разработать соответствующие правила и методики.

 

 

4.1.1. Трансформация Национального оператора в равноправного участника телекоммуникационного рынка

 

Поскольку объем инвестиций и уровень поддержания сети социально значимых, но операционно - убыточных услуг национального оператора напрямую зависит от объема дохода, получаемого от высокорентабельных услуг международной связи, крайне важно обеспечить реальное соблюдение эксклюзивных прав ОАО "Казахтелеком" на период, когда он наделен обязательствами предоставления общедоступных услуг.

Основная нагрузка в обеспечении эксклюзивных прав должна лечь на уполномоченный орган в области связи, который должен регулярно проводить мероприятия по предупреждению, выявлению и привлечению к ответственности операторов, нарушающих эксклюзивные права национального оператора. В связи с этим необходимо усилить государственный контроль за маршрутизацией международного трафика, не допускать предоставление услуг Callback (обратного вызова) и Refile (нарушение установленных существующих правил маршрутизации, утечка трафика).

После завершения строительства национальной информационной супермагистрали (НИСМ), разработки и внедрения механизма финансирования универсальных услуг эксклюзивное право будет отменено. Произойдет трансформация Национального оператора в эффективного участника конкурентного телекоммуникационного рынка.

Будут предусмотрены меры государственной поддержки права ОАО "Казахтелеком" в части компенсации за досрочную утрату эксклюзивного права.

 

4.1.2. Тарифная политика в отношении общедоступных услуг

 

Основным целевым принципом тарифной политики на национальном рынке общедоступных услуг является равенство тарифов на одинаковые услуги одинакового качества со стиранием грани между категориями абонентов. Необходимо разработать план ребалансирования тарифов и изменения их структуры, в процессе выполнения которого будет изменена структура тарифов, а также их выравнивание. Тарифы на услуги местной телефонной связи возрастут, так как будут отражать затраты на их производство и предоставление, но одновременно тарифы на услуги международной связи будут существенно снижены, так как отпадет необходимость кросс - субсидирования убыточных услуг.

 

4.1.3. Защита внутреннего рынка

 

В целях сохранения национальной и экономической безопасности должны быть предприняты меры, обеспечивающие создание предпосылок для равной конкуренции с зарубежными телекоммуникационными гигантами. По крайней мере, на период до завершения создания НИСМ и, соответственно, до того периода, когда национальная сеть и ее операторы будут готовы к конкуренции с операторами сетей других стран, необходимо осуществлять государственный протекционизм в отношении внутренних операторов и поддерживать временные барьеры для деятельности иностранных операторов на национальном рынке телекоммуникаций Казахстана.

В последние годы в мире ведутся интенсивные работы по созданию систем глобальной персональной подвижной спутниковой связи (ГППСС) с использованием низких и средних орбит, что может быть использовано для организации связи в тех районах, где создание наземных сетей телекоммуникаций экономически нецелесообразно. Необходимо разработать правовую основу работы таких систем на территории Республики Казахстан (в части присвоения и оплаты использования радиочастот, получения разрешительных документов, трансграничного перемещения терминалов). Обязательным требованием к операторам спутниковой связи, не являющейся элементом ГППСС или международных систем типа Инмарсат, должно стать размещение центра управления и системы биллинга на территории Казахстана. То же касается и операторов наземных (фиксированных) сетей.

 

4.1.4. Конкурентная позиция Казахстана в глобальном международном транзите информации

 

Республика Казахстан занимает выгодное географическое положение, при котором все кабельные магистрали, соединяющие европейские республики стран СНГ с среднеазиатскими, проходят по его территории. Однако это потенциальное существенное преимущество страны в настоящее время используется не самым эффективным образом. Более того, со стороны сопредельных государств принимаются меры по организации обхода Казахстана в транзите потоков международного трафика и предоставлении альтернативных транзитных каналов.

Основная причина заключается в том, что использование на данных кабельных магистралях устаревшего аналогового оборудования связи вынуждает эти страны переходить на собственные спутниковые цифровые каналы связи, что в свою очередь ведет к ежегодному сокращению аренды каналов. Число арендованных транзитных каналов через Казахстан, составлявшее 12505 каналов в 1997 г., сократилось наполовину в 2000 г.

Для увеличения международного транзитного трафика по цифровым каналам связи в дополнение к действующему казахстанскому участку Транс - Азиатско - Европейской магистрали (ТАЕ) ведется строительство НИСМ, охватывающей все областные центры Казахстана и другие важные административные пункты, со строительством волоконно - оптических и цифровых радиорелейных линий связи, обеспечивающих возможность выхода стран азиатского региона на Россию и страны Кавказа.

Южный участок НИСМ - ТАЕ, по маршруту Китай - Алматы - Тараз - Шымкент - Узбекистан, сдан в эксплуатацию в октябре 1998 года. ТАЕ, в строительстве которой участвовало 20 стран, берет начало в Шанхае (Китай) и заканчивается во Франкфурт-на-Майне (Германия). Пока проект ТАЕ не оправдал возлагавшихся на него надежд по увеличению транзитного трафика. Причиной тому является низкое качество иранского и турецкого национальных сегментов, а также финансовая политика консорциума.

Информация о работе Развитие телекоммуникаций в Республике Казахстан