Развитие телекоммуникаций в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 18:29, реферат

Описание работы

Завершение этапа стабилизации экономики республики и ее переход на траекторию устойчивого роста создают объективные предпосылки для реального использования в практике государственного регулирования и управления инструментариев среднесрочного и индикативного долгосрочного планирования.
Важное место в общей системе перспективного планирования отводится формированию на среднесрочной основе стратегии развития крупных отраслевых комплексов, одним из которых является сфера телекоммуникаций, возрастающая роль которой на современном этапе определяется тенденциями глобализации и информатизации всех сторон общественной жизни в мировом масштабе.

Содержание работы

Введение
1. Краткая характеристика состояния отрасли……………………………..…4
2. Основные цели и задачи Концепции………………………………………..7
3. Основные факторы, влияющие на развитие отрасли телекоммуникаций……………………………………………………………...10
4. Направления государственной политики и основные этапы развития отрасли телекоммуникаций на среднесрочную перспективу.…………………………………………………………….………14
Заключение ……………………………………………………………….…….33
Литература………..…………………………………………….……………….34

Файлы: 1 файл

Развитие телекоммуникаций в РК.docx

— 180.39 Кб (Скачать файл)

Планируется построить Восточную ветку НИСМ - Астана - Павлодар - Усть-Каменогорск - Талдыкорган - Алматы и волоконно - оптическую линию связи Актау - Атырау для соединения с подводной кабельной линией связи Баку - Актау. Ввод в действие этих линий связи предоставит новые возможности организации транзита трафика Европы, России, Китая, Турции и кавказских республик.

В целях увеличения спроса на транзитные каналы вводятся более гибкие учетные ставки по расчетам за транзит трафика. Поскольку задача сохранения и усиления конкурентной позиции нашей страны не только экономическая, но и политическая, необходимо:

  • усилить внимание всех уровней государственного управления и регулирования к данной проблеме;
  • предпринять меры по привлечению транзитного трафика других государств;
  • рассмотреть возможность предоставления льгот для транзитных операций.

 

4.1.5. Инвестиционная политика

 

Инвестиционная политика в сфере телекоммуникаций должна, в первую очередь, стимулировать развитие здоровой конкуренции, основанной на увеличении числа операторов связи и расширении многообразия услуг, в первую очередь, путем создания основы инфраструктуры для увеличения конкурентов. Здесь необходимо принципиально различать операторов, создающих инфраструктуру, от операторов - провайдеров. Создание инфраструктур и сетей станет приоритетом государственной инвестиционной политики в сфере телекоммуникаций.

В рамках реализации настоящей концепции на среднесрочную перспективу приоритетными сферами и проектами с точки зрения государства станут:

  • завершение создания НИСМ, которое включает в себя кроме строительства волоконно - оптических и цифровых радиорелейных линий связи полную замену аналогового оборудования цифровым на магистральной сети, а затем и внутризоновых сетях телекоммуникаций. При разработке проектов и строительстве линий связи должны максимально использоваться возможности других владельцев транспортных сетей железнодорожных, энергетического комплекса и других;
  • модернизация ведомственных сетей государственных органов, составляющих с сетями телекоммуникаций общего пользования единую взаимоувязанную сеть страны;
  • расширение доступа сельского населения к информационному обмену, включая телефонную связь, передачу данных, дистанционное обучение и теледоступ к медицинским диагностическим центрам;
  • повсеместное внедрение систем повременного учета стоимости соединений;
  • обновление и расширение сетей столицы Казахстана.

Инвестиционная деятельность в указанных сферах должна стимулироваться государством путем поощрения привлечения инвестиций непосредственно операторами, например, размещением ценных бумаг на финансовых рынках.

 

4.2. Этапы либерализации  и демонополизации рынка телекоммуникаций

 

Одним из самых существенных факторов формирования развитой и эффективной системы телекоммуникационных услуг в Казахстане станет развитие конкуренции путем поэтапной либерализация и демонополизации рынка услуг телекоммуникаций. Этапы этого процесса необходимо увязать с общим уровнем социально - экономического развития государства, задачами обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности.

Развитие конкуренции в настоящий период сдерживается следующими факторами:

  • существование узаконенной монополии ОАО "Казахтелеком" на рынке междугородной, международной связи для сети телекоммуникаций общего пользования;
  • регулируемые государством тарифы, не покрывающие себестоимость производства, на местную и особенно сельскую телефонную связь;
  • доминирующее положение ОАО "Казахтелеком", выражающееся во владении подавляющей частью сети телекоммуникаций общего пользования;
  • невысокий платежеспособный спрос потребителей и его неравномерное территориальное распределение, обусловленные социально экономическим положением в стране.

Переход к полностью открытому рынку не может быть одномоментным, должны быть сформированы предпосылки, обеспечивающие привлекательность деятельности операторов на всех секторах рынка без ущерба для реализации конституционных прав граждан республики, исходя из основной цели либерализации - создания конкурентной среды в телекоммуникационной отрасли и усилении контрольно - надзорных функций государства за отраслью.

Таким образом, переход к либеральному рынку связи в Казахстане необходимо осуществлять поэтапно, принимая во внимание все аспекты экономического, социального и технологического развития страны.

 

4.2.1. Предпосылки  к созданию рынка местной связи

 

Создание конкурентной среды - это в первую очередь создание сбалансированного рынка телекоммуникаций, основанное на прозрачном и недискриминационном регулировании. В свою очередь сбалансированный рынок означает сбалансированные тарифы, введение универсальных услуг и их финансирование, а также финансирование государственных потребностей (услуги правительственной связи, затраты, связанные с мобилизационными резервами, содержание сетей, используемых в интересах Гражданской обороны) за счет бюджета.

В настоящее время сфера услуг с использованием местных сетей определена законодательством как естественная монополия, и тарифы подлежат регулированию государством. Дальнейшие шаги к полностью рыночным отношениям в сфере телекоммуникаций предполагают:

  • создание привлекательных для операторов экономических условий предоставления общедоступных услуг на всей территории страны, в частности создание механизма возмещения убытков от такого рода деятельности;
  • по мере развития конкуренции в этом секторе телекоммуникаций, подготовку предложений к внесению изменений в Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях" в части уточнения вида деятельности в области телекоммуникаций, отнесенного к сфере естественной монополии, и методов регулирования деятельности операторов связи с целью предотвращения недобросовестной конкуренции.

Поскольку конкуренция на местных рынках возможна и имеет экономический смысл при введении механизма финансирования универсального доступа, на среднесрочный период необходимо установить совместную процедуру регулирования тарифов на услуги телекоммуникаций, а органы антимонопольного регулирования должны контролировать доступность цены универсальной услуги, а также соблюдение операторами связи добросовестной конкуренции уже на основании других законодательных актов.

 

4.2.2. Предпосылки  к созданию рынка междугородной  и международной связи

 

В настоящее время эксклюзивное право ОАО "Казахтелеком" как на исходящую, так и на входящую международную, междугородную связь обеспечивает финансовую возможность предоставлять общедоступные услуги на всей территории Казахстана.

Поэтому либерализации этого рынка должно предшествовать появление альтернативного механизма организации и финансирования универсального доступа.

Другой важной проблемой в ходе процесса либерализации международной связи является регулирование учетных ставок операторов на входящую международную связь.

Принятая в мире практика расчетов между операторами разных стран при организации международной связи базируется на понятии учетной ставки на единицу трафика - платы, которую взимает оператор за завершение (терминацию) вызова, инициированного зарубежным оператором, на территории своей страны. Размер ставки зависит от длины национального продления и объема ресурсов, затраченных оператором для организации завершения вызова. При взаиморасчетах операторов двух стран чистый приток денежных средств получает оператор той страны, чей объем входящего трафика превышает объем исходящего трафика.

В счет оплаты за терминацию трафика ОАО "Казахтелеком" получает значительный чистый приток валютных средств от зарубежных операторов (18,34 млн. долларов в 2000 году). Кроме того, в целях сохранения указанной ситуации общество поддерживает высокий уровень расчетных ставок и, соответственно, выплат со стороны международных операторов.

Демонополизация входящей международной связи, прежде всего, означает появление операторов, свободно устанавливающих размер учетных ставок для расчетов с зарубежными партнерами. Поскольку, с одной стороны, эти операторы не обладают и в обозримом будущем не будут обладать таким международным авторитетом и такой большой сетью абонентов, как ОАО "Казахтелеком" и, с другой стороны, не имея социальных обязательств и стремясь снизить в конкурентной борьбе тарифы, они будут способствовать радикальному снижению расчетных ставок. Соответственно, снижение учетных ставок уменьшит сумму, которая поступает в Казахстан, и долю, поступающую в государственный бюджет. По приведенным расчетам по ряду направлений ситуация изменится, и уже казахстанские операторы будут вынуждены платить другим странам, при этом потери в валютных поступлениях составят более 25 млн. долларов в год.

Поскольку перекос трафика в пользу Казахстана объективно в среднесрочной перспективе будет сохраняться, государство должно регулировать ближайшие пять лет минимальный уровень ставок, не допуская резкого их снижения.

Кроме того, движение к открытому рынку дальней связи должно быть увязано с техническим перевооружением взаимоувязанной сети телекоммуникаций Республики Казахстан. Государственная политика должна быть направлена на стимулирование магистральных операторов, в том числе и на основе инфраструктурных компаний, которые инвестируют строительство современных цифровых магистралей связи, но это не должно создавать помехи окончанию строительства национальной цифровой супермагистрали.

Таким образом, процесс открытия рынка междугородной, международной связи будет проходить следующие этапы:

Первый этап. Частичная либерализация рынка телекоммуникаций.

Возможна после реализации программы либерализации рынка местной телефонной связи, включающей в себя внедрение нового нумерационного плана, повременного учета местных разговоров, а также введение новых правил лицензирования и взаимоподключения сетей телекоммуникаций. Лицензированный оператор, построивший собственную сеть, составляющую часть сети телекоммуникаций общего пользования, сможет предоставлять междугородную и международную связь только абонентам своей сети. Для сохранения существующей тенденции привлечения значительных средств из-за рубежа за счет перекоса трафика необходимо ввести механизм регулирования уполномоченным органом в области связи единого уровня учетных ставок для международных операторов Казахстана, не допуская их снижения, а также механизм разделения доходов за входящий трафик между ними.

 

4.2.3. Взаимоподключения операторов.

 

Принципы взаимоподключения сетей телекоммуникаций операторов определяют степень либерализации рынка, и в среднесрочной перспективе будут трансформироваться в зависимости от технического развития этих сетей. В настоящее время операторы подключают одну сеть к другой через сеть телекоммуникаций общего пользования, либо национальный оператор делегирует это право подключающему оператору при соблюдении определенных условий.

После завершения внедрения нового нумерационного плана операторы - владельцы сетей определенных категорий (одного уровня) могут осуществлять взаимоподключение самостоятельно.

После завершения внедрения повременного учета операторы разных уровней могут подключаться друг к другу самостоятельно.

Необходимо отметить, что выстраивание справедливых и прозрачных взаимоотношений с операторами на местном уровне возможно только после внедрения повременного учета на всех уровнях сети в масштабе всей страны. Требование об обязательном наличии на сети сертифицированной системы биллинга трафика должно быть одним из обязательных условий лицензий на право предоставления услуг местной телефонной связи.

   

Таблица 4. Этапы подготовки к полной либерализации рынка

телекоммуникаций

 

В целом в ходе реализации программы либерализации будут выполнены следующие мероприятия:

1. Обеспечение технической  базы:

  • внедрение системы повременного учета стоимости местных телефонных соединений - 2001 - 2003 годы;
  • цифровизация местных сетей телекоммуникаций до 60 %-ного уровня - 2001 - 2005 годы;
  • разработка и утверждение нового нумерационного плана - 2001 год, переход на новый план - 2002 - 2003 годы.

2. Обеспечение условий  для равноправной конкуренции  на рынке:

  • ребалансирование тарифов для обеспечения рентабельности всех секторов рынка - 2002 год;
  • разработка и реализация механизма финансирования универсального доступа к услугам телекоммуникаций - 2002 год;
  • разработка и введение новых правил лицензирования - к 1 января 2002 года;
  • разработка и введение новых правил сопряжения сетей телекоммуникаций операторов - к 1 января 2002 г.;
  • разработка и реализация механизма распределения поступлений от входящего трафика - к 1 января 2003 г.

3. Обеспечение национальной  конкурентоспособности

  • завершение строительства национальной супермагистрали - 2001 - 2005 годы.

Информация о работе Развитие телекоммуникаций в Республике Казахстан