Развитие теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение причины роста и развития теневой экономики в России. Прежде чем начать анализировать столь сложное, противоречивое и многогранное явление, предстоит решить следующие задачи:
- указать сущность и структуру теневой экономики,
- рассмотреть причины роста теневой экономики в России,
- оценить масштабы теневой экономики в современной России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3



Глава I. Теневая экономика: понятие, сущность, структура………..7

1.1 Определение теневой экономики……………………………………………7
1.2 Структура теневой экономики и её институционализация……………….13

Глава II. Особенности теневой экономики в России……………….19

2.1 Теневая экономика в советском обществе………………………………....19
2.2 Причины роста и развития теневой экономики в России………………....24
2.3 Масштабы и функции теневой экономики в современной России……....32

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованных источников…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Степа курс..docx

— 87.84 Кб (Скачать файл)

Экономическая деятельность также подразделяется на официальную и теневую (не укладывающуюся в рамки действующего законодательства)

Прежние системы национальных счетов (СНС), разработанные ООН, Евростатом и  другими организациями, не содержали  однозначных рекомендаций относительно учета теневой экономики. Новая  версия, принятая в 1993г., предлагает практически  целиком учитывать «теневую экономику» в составе производственной деятельности. «Голубая книга» (издание статистического  комитета ООН), излагающая методологию  СНС, вводит в обращение три понятия, довольно близких по смыслу и в некоторых аспектах даже пересекающихся. Это «скрытая» (или теневая), неформальная (или «неофициальная») и «нелегальная» деятельность.

Первая  из названых-теневая-характеризует  разрешенную законом деятельность, которая официально не представлена или преуменьшена ее субъектами с  целью уклонения от уплаты налогов, выполнения определенных административных обязанностей или внесения социальных взносов. Подобная деятельность возможна практически во всех отраслях экономики.

Согласно  методике Госкомстата РФ «Руководство по измерению ненаблюдаемой экономики», разработанной в 2002 г. с учетом опыта  Директората статистики ОРЭС, Статкмитета  СНГ, Национальной статистической службы Нидерландов и Национального  института статистики Италии, экономику  следует подразделять на наблюдаемую  и ненаблюдаемую. Виды производственной деятельности, относящиеся к ненаблюдаемым, являются незаконными, скрытыми, неформальными  и произведенными домашними хозяйствами  для самостоятельного использования. Параграф 6.34 СНС 93 гласит: «Скрытая экономика  включает всю легальную производственную деятельность, которая умышленно  скрывается от государства».

Деятельность  нелегальных предприятий, так же как и легальных, предполагает производственный процесс. К нелегальному виду деятельности относятся незаконное производство или сбыт продуктов и услуг (например, производство оружия или наркотиков, контрабанда). Сюда же входит «нелицензированная деятельность» практикующих врачей, адвокатов, преподавателей учебных  заведений, инструкторов спорта и т.д. Конечно, преступная деятельность, направленная против личности или имущества (например, грабежи, воровство и терроризм), не может быть включена в границы  производства. Тем не менее, СНС рекомендует  учитывать ее экономические последствия в национальных счетах как особый случай и отражать его на специальном счете. Можно добавить, что воровство, грабеж, разбой, рэкет и другие виды деятельности представляют собой перераспределение доходов от одних лиц к другим и поэтому общую сумму ВВП не увеличивают. Таким образом, при определении ВВП должны быть учтены следующие показатели:

1) законной деятельности, скрываемой или преуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других, оговоренных законом обязательств;

2) неформальной (неофициальной)  легальной деятельности, в том числе деятельности некорпорированных предприятий с неформальной занятостью, работающих для собственных нужд;

3) неофициальной  нелегальной деятельности, в том числе:

а) легальных  видов деятельности, которыми занимаются нелегально;

б) нелегальной  деятельности, предоставляющей собой  запрещенные законом производство и распространение товаров и  услуг, на которые имеется эффективный  рыночный спрос;

в) нелегальной  деятельности, направленной против личности или имущества.

При этом все перечисленные виды деятельности кроме пункта 3 «в», включаются в  границы производства.

С учетом  вышесказанного термином « теневая  экономика» логично обозначать  всякую экономическую активность, не зарегистрированную официальными органами. За редкими исключениями (например, связанными с функционированием  домашнего хозяйства), теневая экономика  представляет собой систему общественных отношений, входящих в противоречие с законами и правовыми нормами, формальными правилами хозяйственной  жизни. Иначе говоря, данная система  находится вне рамок правового  поля. В экономической литературе выделяется до десятка деяний, которые связывают с теневой экономикой. На самом деле УК РФ насчитывается их на порядок больше. Они предусмотрены более чем в 100 из 260 статей особенной части кодекса. Преступления, предусмотренные этими статьями, совершаются по мотивам корысти, наживы, прибыли (сверхприбыли) и могут рассматриваться как преступный бизнес, дающий теневой (чёрный, серый), неконтролируемый государством доход. Итак, как мы видим сущность «теневой экономики»  можно определить с разных точек зрения. И, конечно же, существует еще множество других подходов к истолкованию понятия «теневая экономика», но все они отмечают главный её признак- это скрытый характер. 

 

1.2 Структура теневой экономики и её институционализация.

 

Из раскрытой  выше сущности «теневой экономики» следует, что это  явление имеет весьма многогранный и разнородный характер. В связи с этим возможны различные  критерии разграничения её элементов. Для удобства анализа обозначим  каждый выделенный слой, страту, зону или  уровень рынка своим цветом.

Белый рынок (официальная зона) базируется на основе учтенных операций в бюджетно-налоговой системе, отражаемых официальной статистической отчетностью, балансами предприятий, налоговыми декларациями и т. п. Это легальный рынок, участники которого действуют с соблюдениями всех законов и правил и полностью прозрачны. Последнее обстоятельство особенно важно при вхождении России в мировой рынок и является наиважнейшим фактором привлечения в белый рынок предпринимателей из теневой сферы.

Розовый рынок (своего рода  «VIP»-зона) включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, наделенных «статусом наибольшего  благоприятствования», который дает возможность получать льготы, дешевые кредиты, работать с особо ликвидными товарами и т.д. В этой  «неприкасаемой» для других зоне функционируют так называемые  «карманные» фирмы, которым  позволительно, например, ежегодно закупать несколько миллионов тонн нефти по заниженным ценам (в том числе за региональные расчетные векселя) и отправлять её на переработку или на экспорт, но уже по мировым ценам; фактически даром занимать землю в центре города под строительство своих объектов и элитного жилья и т.д. и т.п.

Розовый рынок функционирует как на федеральном, так и на региональных уровнях  и имеет сквозной характер. Причем значительная часть этого рынка  находится в полной тени. Общим  правилом для его «игроков» является увод активов в зарубежные офшоры.

В настоящее  время наряду с открытой существует и продолжает развиваться закрытая (негласная) форма обмена и распределения  ресурсов, продукции и услуг, с  предоставлением официальных и  неофициальных льгот и преференций (налоговых, таможенных, транспортных, снабженческих, арендных и других) для  своих –узкого круга доверенных физических и юридических лиц, находящихся  рядом с федеральной и региональной властями.

Серый рынок - зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капиталов за рубеж; не полная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтенными операциями; городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными органами власти у предпринимателей денег на местные нужды – проведение праздников, во внебюджетные фонды.

Этот  рынок функционирует на основе деятельности ряда полутеневых предприятий, организаций  и оказывающих им содействие представителей федеральных и региональных органов  власти.

Эта система  начала функционировать еще в  советские времена, когда хозяйствующие  субъекты  и просто физические лица создали полулегальный рынок взаимных услуг под условным названием - «блат-связи» на основе бартерных операций, особенно в сфере обращения дефицитных товаров и услуг - в торговле, строительстве, транспорте, снабжении и других отраслях. Растущий дефицит товаров и услуг в СССР привел к  широкомасштабным спекуляции и торговле  «из-под прилавка», что стало основой формирования серого рынка.

Другая  составляющая серого рынка - это достигшее  огромных размеров присвоение (хищение) государственной собственности(феномен  «несунов»). Процветали и приписки на производстве, с одной стороны, позволяющие  фиктивно выполнять спускаемые сверху нереальные планы, а с другой стороны- скрывать воровство материалов и  оборудования, которые затем перепродавались  на черном рынке. Несмотря на суровые  наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при  сверхцентрализированном управлении и планировании ошибки в распределении  ресурсов.

В современных  условиях сложился новый тип серого рынка, на котором властные органы, используя свои полномочия, принуждают бизнес делать взносы в свои полуофициальные  внебюджетные фонды. Такой оброк  может заменяться взятками или откупами за право не платить оброк. Взамен власти закрывают глаза на правонарушения бизнесменов.

Черный рынок - (криминальная зона) включает сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения виды деятельности («левые» репетиторство услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, черная касса). На этом рынке, как на «зоне» (каламбур), авторитеты преступного мира определяют правила (понятия) экономического поведения.

Черный  рынок – это своего рода офшор  внутри страны. Посредством нелегальных  видов деятельности создается добавленная  стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные трансакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и милиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки».

Гигантские  масштабы «черного рынка» и его четкая структурированность позволяют  сделать выводы о наличии внутри страны параллельного государства  с аналогичной официальной системой управления.

Черный  рынок организован по принципу пирамиды. На ее вершине стоят криминальные авторитеты, а в основании - «рабочая сила»: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные  убийцы, сутенеры и т.п. Часть основания  пирамиды занята коррумпированными  представителями органов власти и управления. Через них «черный  рынок» смыкается с розовым, например, когда возникает потребность  перевода учтенных безналичных денег  в неучтенные наличные. По разным оценкам, эта группа коррупционеров составляет от 5% до 25% от численности всей пирамиды.

Вторая  группа формирует среднюю часть  пирамиды и состоит из «теневиков-хозяйственников» (предприниматели, коммерсанты, банкиры). Представляющих серый рынок. Здесь  черный рынок смыкается с серым. Следует, отметить, что многие представители  как черного, так и серого могут  войти в нормальную белую экономику. Пока же они вынуждены уходить  в «полутень» потому, что издержки их деятельности при существующих правилах экономической игры зачастую превышают  доходы.

Третья  группа представлена наемными работниками  физического и умственного труда, для которых нерегистрируемая деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия уводятся в тень. К ним примыкают мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки. Всего данная пирамида, по нашим подсчетам, включает порядка 30 млн. человек. Экономически активного населения страны, производящих более 40% ВВП . И хотя данное деление теневой экономики на три сегмента довольно условно, на мой взгляд, оно очень схоже с тем, как делит теневую экономику в своей книге Латов Ю.В. .Есть лишь одно небольшое несовпадение в названиях условных частей теневой экономики. «Вторая («беловоротничковая») экономика» так окрестил Ю. В. Латов тот сектор теневой экономики, который И. М. Аблаев в своей статье назвал розовым. Определяют этот сектор оба автора практически одинаково, поэтому я считают, будет уместным привести таблицу структуры теневой экономики из учебника Латов Ю. В., с целью того чтобы показать наглядно условное деление теневой экономики на части и взаимосвязанность этих частей между собой.

На рисунке 1 представлена структура экономики  с учетом теневых секторов.

Рисунок 1. Структура  экономики с учётом теневых секторов.

 

Как видно  из данного рисунка теневая экономика  превращается в устойчивый элемент  экономической системы, причем так  или иначе  и сама теневая экономика  начинает разветвляться на секторы, которые уже приобрели довольно конкретные определения. Очевидно, что  дальше речь пойдет об институционализации  теневой экономики.

Институционализация теневой экономики - Это закрепление теневого экономического поведения (например, «обналичивание» денег, теневой вывоз капитала) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующими поколениями занятых ею субъектов. Из данного определения ясно, что пройдя стадию институционализации, теневая экономика претерпевает качественные изменения: из хаотических и случайных, никак не оформленных взаимодействий экономических субъектов, поведение которых не ограничено какими-либо жесткими правилами, она превращается в структурированную и самовоспроизводящуюся социальную систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет внутреннюю организацию.

О таком  превращении, свидетельствует появление  в среде неформальных взаимодействий следующих стабильных характеристик. Во-первых - тех или иных экономических  ролей, привычных для субъектов  и носящих теневой характер (например, «рэкетир»). Во-вторых – сложившихся  норм «теневого поведения» (например, такой нормы, как «обналичивание»  денег под фиктивные контракты). В-третьих - устойчивых видов теневых  экономических взаимоотношений  между определенными субъектами ( «прикрытие бизнеса» определенных предпринимателей сотрудниками силовых ведомств). И, в-четвертых - новых типов организаций, внутри и с помощью которых  осуществляется теневое поведение  субъектов (специальные фонды, опосредующие отношения бизнесменов и сотрудников  силовых ведомств; фирмы, специализирующиеся на «обналичивание» и т.п.). Взаимосвязи между этими четырьмя элементами образуют особый мир теневой экономики, которая за период перехода России к рынку превратилась в новый институт в системе экономических институтов России.

Информация о работе Развитие теневой экономики