Развитие теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение причины роста и развития теневой экономики в России. Прежде чем начать анализировать столь сложное, противоречивое и многогранное явление, предстоит решить следующие задачи:
- указать сущность и структуру теневой экономики,
- рассмотреть причины роста теневой экономики в России,
- оценить масштабы теневой экономики в современной России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3



Глава I. Теневая экономика: понятие, сущность, структура………..7

1.1 Определение теневой экономики……………………………………………7
1.2 Структура теневой экономики и её институционализация……………….13

Глава II. Особенности теневой экономики в России……………….19

2.1 Теневая экономика в советском обществе………………………………....19
2.2 Причины роста и развития теневой экономики в России………………....24
2.3 Масштабы и функции теневой экономики в современной России……....32

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованных источников…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Степа курс..docx

— 87.84 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Особенности теневой экономики  в России.

 

2.1  Теневая экономика в советском  обществе.

 

В предыдущих главе работы, так или иначе, косвенно затрагивалась эта тема. А ведь и на самом деле «теневая экономика  не является феноменом исключительно  рыночной экономики с её либеральными правилами экономического поведения. Как это ни парадоксально, но в  условиях жесткой командно-распределительной  системы хозяйствования при социализме, с его ограничениями экономических  свобод, существовал теневой сектор экономики». Я думаю, что  для более  полного раскрытия проблемы теневой  экономики  в России, необходимо рассмотреть  теневую экономику  в СССР, потому что одним из немаловажных факторов существования теневых  отношений в современной России является наследие прошлого. «Навыки  неформального экономического поведения  настолько глубоко укоренились  в сознании миллионов советских  граждан, что оно стало восприниматься как нечто «правомерное».

А с переходом  к рыночным отношениям  деформация в сознании общества никуда не делась, а стала еще больше и как  следствие этого масштабы теневой  экономики тоже.

В советское  время теневая экономика охватывала такие виды хозяйственной деятельности, которые осуществлялись вне прямого  контроля и санкций со стороны  официальных органов управления партийных комитетов разного  уровня, включая ЦК КПСС и его  исполнительные органы; администрации  предприятий; советов разного ранга  и их исполнительных комитетов; министерств  и ведомств; правительств страны и  союзных республик. К числу распространенных теневых видов деятельности относились: бартерные обмены; несанкционированное  совместительство (дополнительная занятость); поставки продукции «неприкрепленным» потребителям; неплановое строительство; выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов; деятельность «фарцовщиков»; оказание за плату или «по блату» услуг, которые должны были  оказываться бесплатно; взятки при поступлении в вуз и за принятие любых других решений; валютные операции и т.п.

Теневая экономика включала в себя три  части. Во-первых - «легкую», то есть хозяйственную  деятельность, не контролировавшуюся властями, прямо не связанную с  нарушением законов, но балансирующую  на его грани, или же активность в  сферах, которые закон не регламентировал  вообще. Во-вторых - «среднюю», представлявшую собой нарушение советских законов, но  легитимную в странах с  рыночной экономикой. В-третьих - «тяжелую», связанную с прямым нарушением законов  как советских, так и принятых в странах с рыночной экономикой. К «легкой» теневой экономике  относились, например, широко распространенная несанкционированная дополнительная занятость (так называемые «подснежники» -люди, числящиеся на работе, но реально  не работающие, большую часть зарплаты которых получали и распределяли руководители работодатели) или деятельность  «толкачей»-работников, выбивающих  для своего предприятия дефицитные ресурсы; к «средней»-частное предпринимательство, валютные операции, бартерные сделки, оказание услуг за плату в частном  порядке; к «тяжелой» - торговля наркотиками, воровство, коррупция, мошенничество, рэкет.

В советской  научной литературе публикации о  теневой экономике появились  только в конце   80-х - начале 90-х  годов. Западные ученные уделяли  этой проблематике немало внимания. В  их работах описаны основные виды теневой деятельности, коррупция  и ее роль в советской хозяйственной  системе и некоторые другие этапы  экономической преступности. По вполне понятным причинам такие работы не могли базироваться на данных систематических эмпирических исследований, дать достаточно полную картину теневой экономики СССР. Однако в ряде работ содержались обобщающие оценки теневой компоненты советской экономики, представляющиеся вполне реалистичными. Так, по мнению Г. Офера и А. Винокура, в 1973 г. В СССР она составляла 3-4% от ВВП - ниже, чем в развитых странах с рыночным хозяйством.

В 70-е  – начале 80-х годов теневая  деятельность СССР стала элементом  социально-экономической системы, превратилась в экономический институт советского общества. Систематическое  описание структуры теневой деятельности в советскую эпоху дано в работе А. Каценелинбойгена, в которой характеризуется  три рынка - «серый», «коричневый» и  «черный». Как экономический институт теневая экономика обладала относительно стабильной социальной структурой, в  её рамках люди имели определенный статус, играли конкретные социальные роли( «толкачей»,рыночных торговцев, квартирных маклеров и др.)Все знали, что такие роли существуют, что  они необходимы и без них производство нормально функционировать уже  не может. При этом выполнявшие данные роли были определенным образом взаимосвязаны  и их отношения опосредовались денежными  потоками (нижестоящий платил деньги вышестоящему, который платил своему начальству и т.д.). В терминах того времени это называлось «круговой  порукой». В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 70-80-е  годы, уже не могла нормально работать. Иными словами, в советской хозяйственной  системе теневая экономика выполняла  важные функции. Главными из них было две.

Первая функция - экономическая, состоявшая в компенсации недостатков работы официальной советской экономики. Очевидно, что спланировать сверху всю экономическую деятельность нельзя. И чем более сложной и развитой становилась хозяйственная деятельность, чем сильнее была потребность в технологическом обновлении, тем сложнее было осуществлять директивное управление сверху. Поэтому в централизованном плановом хозяйстве постоянно возникали «диспропорции»: на каком-то предприятии не хватало определенных ресурсов, другое имело ненапряженный производственный план и избыток соответствующих ресурсов. Предприятия устанавливали неконтролируемые сверху горизонтальные связи, с помощью которых подобные диспропорции преодолевались. Такая система стихийных обменов и составляла основу теневой экономики в плановом хозяйстве. В её рамках осуществлялись неформальные взаимодействия между руководителями и работниками различных рангов, обеспечивавшие функционирование этой системы.

Вторая функция – социальная. Она заключалась в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах, не создававших в рамках общественной собственности ни мотивации, ни условий для работы многих людей в СССР, стремившихся самореализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение за свой труд. Даже если доля таких людей составляла всего лишь немногим более 1% населения страны, то их число превышало миллион человек. В действительности их было намного больше - к ним в той или иной мере относились большинство хозяйственных и партийных руководителей как внизу (на уровне предприятия), так и наверху (на уровне республиканских и союзных органов  власти). Безусловно дух предприимчивости и развитые потребительские ориентации этих людей не соответствовали официальной советской уравнительной идеологии, а их экономическое поведение нередко вступало в противоречие с требованиями финансовой дисциплины и законов СССР, что для многих из них заканчивалось тюремным сроком. Теневая же экономика предоставляла определенную отдушину для самой предприимчивой части советского общества и пусть в уродливой форме, но выполняла функцию обеспечения ее самореализации. Большая часть теневых операций  осуществлялась для решения критических проблем предприятия, предотвращения остановок производства, удержания людей на том или ином участке, внедрения нововведений, которые не были санкционированы сверху. И естественно, теневые операции проводились для того, чтобы получить такие доходы, которые не могла предоставить официальная экономика. Дефицитный характер экономики являлся главным, базисным основанием для существования ее теневого сектора. Государство не могло  удовлетворить существовавший платежеспособный спрос на значительный объем товаров и услуг. Если не могло удовлетворить спрос государство, его удовлетворяла теневая экономика. Далее И. Николаев в своей статье приводит интересную статистику. Если в начале шестидесятых годов объем теневой экономики оценивался специалистами в 3-5 млрд. рублей в год, то уже во второй половине восьмидесятых - в 70-90 млрд. рублей. Число занятых в этом секторе приблизилось к 30 млн. человек. Официально было зарегистрировано в 1985 г. в СССР 64 тыс. человек, занимавшихся частной практикой. Расширение теневой экономики было  вполне предсказуемо. Помимо фундаментальных причин существования и расширения теневой экономики, существовали и факторы, привнесенные необдуманной политикой властей. Как известно, в 1956-1960 гг. была фактически ликвидирована промысловая кооперация. Следствием этого стал мощный толчок к развитию теневой экономики. Выше отмечалось, что власти реально оценивали факт существования теневой экономики. Весьма характерной иллюстрацией данного утверждения является тот факт, что официально объемы подрядно-строительных работ в целом по стране планировались существенно выше, чем имевшиеся учтенные производственные и трудовые ресурсы. А каждый третий рубль, по оценке Т. Корягиной, не возвращался в банк, а обращался по каналам теневой экономики.

С нарастанием  кризисных явлений в командно-административной экономике росли и масштабы теневого сектора. Более того, под конец  они стали увеличиваться стремительно. Вызвано это было, во-первых, нарастанием  дефицитности экономики. Во-вторых, с  конца 80-х годов государство не самым рациональным образом стало  вводить экономические регуляторы (налоги, кредиты, цены и др.), что  способствовало развитию теневой экономики. К примеру, заработная плата вышла  из-под контроля, ее рост стал катализатором  усиления несбалансированности на финансовом рынке. Одно время в конце 80-х самым  высокооплачиваемыми работниками  стали представители конструкторско-технологических  организаций, так как по договорам  они смогли «положить» себе такую  заработную плату, за которую еще  несколько лет назад надо было трудиться многие десятки лет. Разрешенные  к развитию кооперативы с их возможностями  использовать государственные производственные фонды и сырье и правом фактически свободно устанавливать цены также  послужили хорошей основой для  расширения теневого сектора  экономики.

Теневая экономика в условиях административной экономики являлась необходимым  компенсатором. Однако факт быстрого развития этого сектора свидетельствует  о нарастании ситуации разрегулированности  экономики в  целом.

 

2.2 Причины роста и развития теневой  экономики в России.

 

Сегодня теневая экономика охватывает почти  все сферы жизнедеятельности  россиян. С каждым годом теневой  сектор разрастается и так  тесно  переплетается с легальным  сектором, что уже трудно разграничить эти  элементы экономической системы. И это в свою очередь влияет на внешнюю экономику нашей страны тоже. Постоянно ведется множество разговоров о путях преодоления этой проблемы. Но прежде чем начать решать эту проблему, следует проанализировать причины роста и  развития теневой экономики в России

Главной причиной роста теневой экономики  в России, по мнению многих исследователей, была «незавершенная либерализация». Иначе говоря, из всего набора «экономических свобод» (свобода конкуренции, свобода  ценообразования и др.) одни были введены, другие - нет, одно делать было можно, а другое  (так же необходимое  для нормальной работы рыночного  механизма, например, продавать и  покупать землю)  - нельзя. Добавим  и еще одну причину. В тех сферах, свободу формально разрешили, отсутствовали  её гарантии, защита со стороны государства. Наоборот, преобразования были проведены  так, что сформировали у населения  и деловых людей России «комплекс  гиперприватности» - боязнь привлечь к  себе, своей деятельности и своей  организации внимание государства  и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил и законов не было. С начала преобразований возник раскол между государством и  обществом, раскол которого, не было во времена горбачевской перестройки. Люди перестали доверять власти, у  них возникло стремление полностью  исключить какие либо контакты с  государством и чиновниками. Население  и деловые люди России стремились вступать с чиновниками, прежде всего  в неформальные отношения, как с  частными лицами, а с государством иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять  властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью и может  оказать частные услуги. Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствовала развитию теневой экономики и  явилась следствием определенных особенностей реализованной в России реформы. Выделим из них шесть важнейших.

Первая особенность - возникновение делового тандема чиновника и предпринимателя. Преобразования были проведены так, что предприниматели попалив зависимость от чиновников. Произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновников. Рыночные реформы предполагали резкое повышение частной хозяйственной активности людей и соответственно сокращение властных полномочий государства в экономике. В то же время эти преобразования способствовали значительному усилению неопределенности функций, прав, возможностей и ответственности государственных чиновников разного ранга. Они же, как люди, обладавшие самыми значительными по сравнению с другими социальными группами деловым опытом и инициативность, сумели с наибольшей выгодой для себя воспользоваться открывшейся экономической свободой. Они фактически приватизировали свои рабочие места и стали, выполнять должностные обязанности (или не выполнять их), насколько это отвечало их частным экономическим интересам. В результате, когда предприниматель обращается к государству за защитой своих интересов, он её от органов власти не получает. Тогда деловой человек нанимает в частном порядке сотрудников какой-нибудь государственной спецслужбы или правоохранительных органов и напрямую платит им деньги, как работникам своей фирмы. В своей деятельности люди фактически стремятся игнорировать государство и действуют так, так как будто его не существует. Уплата же налогов рассматривается населением как двойное налогообложение, поскольку все покупают государственные услуги  в частном порядке, в конкретном объеме, который требуется тому или иному предпринимателю или другому частному лицу. В обществе формируется соответствующая социально-психологическая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов - норма, следование которой не осуждается.

Важная  особенность рыночных преобразований в России состоит в том, что  чиновники используют свои рабочие  места (точнее, власть и информацию, с ними связанные)  как один из ресурсов для частного предпринимательства. Ясно, что осуществляемое ими предпринимательство носит теневой характер так же, как и предпринимательство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу.

Вторая особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних экономических и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть военно-промышленного комплекса). Де-факто осталась государственной существенная часть энергетики, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсектору требуется прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор теневой экономики, когда высокооплачиваемые чиновники через систему «дружественных» им фирм разворовывают или «прокручивают» государственные деньги. Далее эти деньги «отмываются», вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д.

Информация о работе Развитие теневой экономики