Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:26, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение причины роста и развития теневой экономики в России. Прежде чем начать анализировать столь сложное, противоречивое и многогранное явление, предстоит решить следующие задачи:
- указать сущность и структуру теневой экономики,
- рассмотреть причины роста теневой экономики в России,
- оценить масштабы теневой экономики в современной России.
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава I. Теневая экономика: понятие, сущность, структура………..7
1.1 Определение теневой экономики……………………………………………7
1.2 Структура теневой экономики и её институционализация……………….13
Глава II. Особенности теневой экономики в России……………….19
2.1 Теневая экономика в советском обществе………………………………....19
2.2 Причины роста и развития теневой экономики в России………………....24
2.3 Масштабы и функции теневой экономики в современной России……....32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...39
Во- вторых,
в чрезмерном и практически бесконтрольном
вмешательстве государства в
экономическую деятельность. К ней
относится создание государственных,
полугосударственных или
Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов хозяйственной деятельность. Оно ставит частные фирмы в зависимость от органов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов. Достаточно распространенная практика – выдача лицензий на какую-нибудь деятельность частным фирмам (например, аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в одном из районов города. Ясно, что для «обхода» этого положения конкуренты вынуждены платить. Наконец, упомянем и прямое силовое подавление конкуренции органам власти в пользу «дружественных» им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, металлами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощью милиции, налоговой полиции, проверок состояния экологической и противопожарной безопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду и т.п. В таком случае органы власти производят принудительное распределение рыночных ниш, отдавая самые выгодные секторы рынка «дружественным» фирмам, которые, в свою очередь, отчисляют в пользу этих органов и/или отдельных чиновников часть полученной сверхприбыли.
Вмешательство
государственных органов в
Третья особенность-сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающих теневую активность. Например, сохранение государственного контроля за золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.
Еще один
источник монополизма - деятельность бывших
министерств, ведомств и их подразделений.
Хотя формально РАО «Газпром», РАО
«ЕЭС России» и т.п. - негосударственные
структуры (по крайней мере они не
являются «унитарными казенными» предприятиями,
к деятельности которых не допускается
частный капитал), они сохранили
прежние связи и влияние в
госаппарате, доступ к конфиденциальной
государственной информации. Однако
сейчас они не связаны прежними
ограничениями, касающимися государственных
ведомств. Это - «квазичастные» фирмы,
представляющие собой гибрид частной
компании и государственного ведомства.
Такие компании регулируют целые
секторы современной экономики
России. Особенно много их в самых
прибыльных сферах - в добыче и продаже
топливно-энергетических ресурсов и
во внешнеэкономической
В то же
время между «квазичастными»
монополиями и правящими
Новая форма монополизма - монополизм «снизу» как надстройка над частной рыночной активностью. Это система «крыш», которые делят между собой тот или иной рынок. «Крыша» - неформальная группировка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка.<…>Ясно, что как сама деятельность «крыш», так и активность связанных с ними фирм имеет значительную теневую составляющую.
Четвертая особенность - чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов т ошибку их исчисления. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-86% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией,- одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить «командные высоты» в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в «тень». В принципе уже одной этой черты достаточно для взрывного роста теневой деятельности.
Пятая особенность - асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были «отпущены», введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации экономики, механизмы экономического отбора не были созданы.<…>
Шестая особенность - внеправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы, прежде всего, правящие группировки.
Итак, разрастание теневого сектора в России обусловлено, прежде всего, ломкой старой системы госконтроля, неразвитостью новой рыночной инфраструктуры и культуры поведения, низким уровнем управления, нестабильность политической и экономической ситуации в стране. Должно пройти еще немало времени, чтобы сгладились те экономические деформации, которые произошли при переходе от командно-административной системы к рыночной. А также от многих экономических преобразований, которые исказили представление о роли и функциях государства в рыночной экономике.
2.3 Масштабы и функции теневой
экономики в современной
Уже не раз
говорилось, что теневая экономика
стала привычным для
1. Стабилизирующая (регулятивная)
Во-вторых,
теневая экономика расширяет
возможность дополнительных заработков
для занятых на официально зарегистрированных
промышленных предприятиях. По оценкам,
теневая деятельность на рабочем
месте позволяет увеличить
Создавая
новые рабочие места и
2. Дестабилизирующая.
Конечно же, нельзя не видеть отрицательный, деструктивный характер теневой экономической деятельности, подрывающей основы социального благополучия больших групп населения.
Во-первых,
теневая экономика вытесняет
официальные механизмы
Во-вторых, теневая деятельность дезорганизует производственный процесс в легальной экономике, ослабляет трудовую, мотивацию работников приводит, приводит во многих случаях к их деквалификации.
В-третьих, теневая экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых может быть разрешена только с применением насилия.
В-четвертых,
жизнь по двойному стандарту уже
давно не воспринимается многими
россиянами как негласная, но, тем
не менее, общепринятая норма. А отнюдь
не как «отклоняющееся поведение».
Сегодня общество подошло к некоторому
качественному рубежу, когда норма
и отклонение от нее, норма и патология
не только все более проникают
друг в друга, но и меняются местами.
То, что в сознании многих считалось
патологией, становится нормой. Такая
всеобщая теневизация ,по мнению ученых,
это формирование нового социального
порядка, который носит отнюдь не
либеральный, но принудительный характер.
Он заставляет действовать вопреки
законам цивилизованного
В-пятых, криминальные процессы в отечественной экономике вышли за пределы государства. Россия попала в черный список стран с испорченной коммерческой репутацией. Так, согласно данным Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег при ОЭСР, наша страна «не желает» бороться с преступными средствами.
В переходный период, на начальном этапе реформ (1991-1994) теневая экономика сыграла скорее положительную, стабилизирующую роль в обществе. В этот столь сложный период теневая деятельность помогла выжить немалой части населения, оказавшейся выброшенной из привычного уклада жизни. Она помогла им найти новую основную или дополнительную занятость и источники доходов, в то время как работа в структурах официальной экономики перестала обеспечивать средствами к существованию. На этом регулятивная функция теневой экономики закончилась, а в последующие годы усилилась её дестабилизирующая функция. Масштабы теневого сектора в России оставляет желать лучшего. По итогам 2004 года, согласно официальной информации Росфинмониторинга, сумма отмываемых в России средств составила 170 млрд. рублей. По экспертным оценкам МВД РФ, в торговле, строительстве, сельском и лесном хозяйстве России доля теневой экономики доходит до 70-80% ВНП (главным образом потому, что в этих отраслях существуют повышенные возможности расчетов неучтенными наличными деньгами).