Развитие теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение причины роста и развития теневой экономики в России. Прежде чем начать анализировать столь сложное, противоречивое и многогранное явление, предстоит решить следующие задачи:
- указать сущность и структуру теневой экономики,
- рассмотреть причины роста теневой экономики в России,
- оценить масштабы теневой экономики в современной России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3



Глава I. Теневая экономика: понятие, сущность, структура………..7

1.1 Определение теневой экономики……………………………………………7
1.2 Структура теневой экономики и её институционализация……………….13

Глава II. Особенности теневой экономики в России……………….19

2.1 Теневая экономика в советском обществе………………………………....19
2.2 Причины роста и развития теневой экономики в России………………....24
2.3 Масштабы и функции теневой экономики в современной России……....32

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованных источников…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Степа курс..docx

— 87.84 Кб (Скачать файл)

Во- вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государства в  экономическую деятельность. К ней  относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных  «уполномоченных» компаний, через которые  частные  фирмы обязаны выполнять  какие-либо насущные функции (скажем, создание муниципального банка, через который  все организации региона обязаны  осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и  др.) Функционирование компании подобного  типа – источник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без «уполномоченных», вынуждены им платить.

Другой  источник теневых отношений - лицензирование разных видов  хозяйственной деятельность. Оно ставит частные фирмы в  зависимость от органов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов. Достаточно распространенная практика – выдача лицензий на какую-нибудь  деятельность частным фирмам (например, аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в одном из районов города. Ясно, что для «обхода» этого положения конкуренты вынуждены платить. Наконец, упомянем и прямое силовое подавление конкуренции органам власти в пользу «дружественных» им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, металлами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощью милиции, налоговой полиции, проверок состояния экологической и противопожарной безопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду и т.п. В таком случае органы власти производят принудительное распределение рыночных ниш, отдавая самые выгодные секторы рынка «дружественным» фирмам, которые, в свою очередь, отчисляют в пользу этих органов и/или отдельных чиновников часть полученной сверхприбыли.

Вмешательство государственных органов в экономику  всегда ведет к искусственному неравенству  в положении различных частных  фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и приводит к потерям у других. Значит, оно  стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у  одних) и увеличить выгоды (у других). В российских условиях. Когда нет  общепризнанных цивилизованных законов, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса и государства. Это неизбежно  ведет к росту теневой активности (к подкопу чиновников или, наоборот, их заказным убийствам, если их действия могут лишить фирму доходов и  т.п.). В результате чрезмерное вмешательство  государства в экономику при  его слабости и зависимости от различных групп интересов порождает  благоприятные условия для роста  теневой экономики.

Третья особенность-сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающих теневую активность. Например, сохранение государственного контроля за золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.

Еще один источник монополизма - деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО «Газпром», РАО  «ЕЭС России» и т.п. - негосударственные  структуры (по крайней мере они не являются «унитарными казенными» предприятиями, к деятельности которых не допускается  частный капитал), они сохранили  прежние связи и влияние в  госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однако сейчас  они не связаны прежними ограничениями, касающимися  государственных  ведомств. Это - «квазичастные» фирмы, представляющие собой гибрид частной  компании и государственного ведомства. Такие компании регулируют целые  секторы современной экономики  России. Особенно много их в самых  прибыльных сферах - в добыче и продаже  топливно-энергетических ресурсов и  во внешнеэкономической деятельности. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства. Они почти автономны и включают набор организаций, позволяющих  им реализовывать все функции, которые  традиционно выполняют государство  и общество,- от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты от общественного  и государственного контроля, что  дает широкие возможности для  развития теневой деятельности. К числу самых распространенных её видов относятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми такими компаниями.

В то же время между «квазичастными»  монополиями и правящими группировками  существует определенный «социальный  договор». Последние в периоды  относительной политической стабильности закрывают глаза на теневую активность монополий, позволяя им сравнительно (с  другими секторами кризисной  российской экономики) неплохо существовать, фактически снижая налоговое бремя  и разрешая осуществлять сомнительные операции на финансовых рынках. В периоды  же обострения политической ситуации (например, во время президентских  или парламентских выборов, угрожающего  роста неплатежей, всплеска забастовочной  активности и т.д.) правящие группы берут  с них плату за сохранение социально-политической стабильности и консервацию сложившегося режима власти, создающего, в свою очередь, благоприятные условия  для существования  монополистов. Подобный симбиоз нынешних правящих группировок и крупнейших «квазичастных» монополий предполагает значительный объем теневой экономической  активности, так как без нее  невозможно создание скрытого от общества «фонда стабильности», расходуемого в  чрезвычайных политических ситуациях.

Новая форма  монополизма - монополизм «снизу» как  надстройка над частной рыночной  активностью. Это система «крыш», которые делят между собой  тот или иной рынок. «Крыша» - неформальная группировка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка.<…>Ясно, что как сама деятельность «крыш», так и активность связанных с  ними фирм имеет значительную теневую  составляющую.

Четвертая особенность - чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов т ошибку их исчисления. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-86% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией,- одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить «командные высоты» в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в «тень». В принципе уже одной этой черты  достаточно для взрывного роста  теневой деятельности.

Пятая особенность - асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были «отпущены», введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации  экономики, механизмы экономического отбора не были созданы.<…>

Шестая особенность - внеправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ  лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе  правоохранительной системы не заинтересованы, прежде всего, правящие группировки.

Итак, разрастание  теневого сектора в России обусловлено, прежде всего, ломкой старой системы  госконтроля, неразвитостью новой  рыночной инфраструктуры и культуры поведения, низким уровнем управления, нестабильность политической и экономической  ситуации в стране. Должно пройти еще  немало времени,  чтобы сгладились те экономические деформации, которые  произошли  при переходе от командно-административной системы к рыночной. А также  от  многих экономических преобразований, которые исказили представление  о роли и функциях государства  в рыночной экономике.

 

 

2.3 Масштабы и функции теневой  экономики в современной России.

 

Уже не раз  говорилось, что теневая экономика  стала привычным для большинства  населения явлением. Что завершившийся  процесс институционализации теневой  экономики сделал её «неотъемлемым  элементом российской модели капитализма». А, следовательно, если теневая экономика-это  особый институт в экономической  системе, то она,  как и любой  другой институт, должна выполнять  в обществе определенные функции. Она  по большому  счету выполняет  две функции в  обществе, которые  имеют противоположный характер.

1. Стабилизирующая (регулятивная). Для некоторых социальных групп и слоев общества теневая экономика выступает стабилизирующим фактором. Во-первых, с точки зрения экономических агентов, теневая экономика позволяет хозяйствовать эффективнее, поскольку экономит на налоговых изъятиях. Уклонение от налогов, по данным обследований, дает возможность предприятию увеличить чистую прибыль в средне в 1,37 раза. Тем самым такое предприятие получает серьезное конкурентное преимущество по сравнению с теми кто работает в чисто  легальном секторе, поскольку позволяет снизить отпускные цены на 11%. Отсюда становится понятным, почему только 1,5%  российских предприятий уплачивают все налоги своевременно. Примерно две трети скрывают часть своих доходов. А около 1/3 предприятий вообще уклоняются от оплаты налогов.

Во-вторых, теневая экономика расширяет  возможность дополнительных заработков для занятых на официально зарегистрированных промышленных предприятиях. По оценкам, теневая деятельность на рабочем  месте позволяет увеличить доходы работников в среднем на 13%, 27% трудоспособных россиян имеют вторую, официально не учтенную работу (в основном в  посреднической деятельности, розничной  торговле и челночном бизнесе). С  учетом этого реальная картина доходов российских граждан значительно отличается от официальных данных. На неформальную экономику  приходилось в середине 90-х годов около трех четвертей всех неучтенных доходов населения (в их сумму наряду с доходами от неформальной занятости входит и скрытая оплата труда в формальном секторе, и доходы от теневых сделок). По оценке Е.Г Ясина, в середине 90-х годов в стране насчитывалось 1,8 млн. «челноков» (притом, что в розничной торговле было занято 5 млн. чел.), которые за год пересекали границу 3,6 млн. раз, ввозя товаров на сумму 11 млрд. дол. «Челночный» бизнес фактически стал официально признанным, сохранив многие черты теневой экономической деятельности, как, например, преимущественное использование наличных расчетов. В условиях резкого ухудшения материального положения основной массы населения в России «челноки»  создали вторичный рынок занятости, смягчили процесс обнищания и роста безработицы, сыграв, таким образом, положительную роль.

Создавая  новые рабочие места и источники  дохода, теневая экономика выполняет  роль социального стабилизатора, сглаживает чрезмерное неравенство доходов, уменьшает, социальное напряжение в обществе.

2. Дестабилизирующая.

Конечно же, нельзя не видеть отрицательный, деструктивный  характер теневой экономической  деятельности, подрывающей основы социального  благополучия больших групп населения.

Во-первых, теневая экономика вытесняет  официальные механизмы налогообложения. Из общей суммы доходов, получаемых в легальном бизнесе, на выплачиваемые  государству  налоги приходится 25 %, тогда как выплаты «крышам» и  чиновникам – 20% , а на плату за обналичивание - 5%. Бурный рост теневой экономики  представляет собой из главных причин финансово-бюджетного кризиса 1998г.

Во-вторых, теневая деятельность дезорганизует  производственный процесс в легальной  экономике, ослабляет трудовую, мотивацию  работников приводит, приводит во многих случаях к их деквалификации.

В-третьих, теневая экономика порождает  многочисленные конфликты, часть которых  может быть разрешена только с  применением насилия.

В-четвертых, жизнь по двойному стандарту уже  давно не воспринимается многими  россиянами как негласная, но, тем  не менее, общепринятая норма. А отнюдь не как «отклоняющееся поведение». Сегодня общество подошло к некоторому качественному рубежу, когда норма  и отклонение от нее, норма и патология  не только все более проникают  друг в друга, но и меняются местами. То, что в сознании многих считалось  патологией, становится нормой. Такая  всеобщая теневизация ,по мнению ученых, это формирование нового социального  порядка, который носит отнюдь не либеральный, но принудительный характер. Он заставляет действовать вопреки  законам цивилизованного общества, нарушать веками складывающиеся моральные  устои.

В-пятых, криминальные процессы в отечественной  экономике вышли за пределы государства. Россия попала в черный список стран  с испорченной  коммерческой репутацией. Так, согласно данным Международной  комиссии по борьбе с отмыванием денег  при ОЭСР, наша страна «не желает»  бороться с преступными средствами.

В переходный период, на начальном этапе реформ (1991-1994) теневая экономика сыграла  скорее положительную, стабилизирующую  роль в обществе. В этот столь  сложный период теневая  деятельность помогла выжить немалой части  населения, оказавшейся выброшенной  из привычного уклада жизни. Она помогла  им найти новую основную или  дополнительную занятость и источники доходов, в то время как работа  в  структурах официальной экономики  перестала обеспечивать средствами к существованию. На этом  регулятивная функция теневой экономики закончилась, а в последующие годы усилилась её дестабилизирующая функция. Масштабы теневого сектора в России оставляет желать лучшего. По итогам 2004 года, согласно официальной информации Росфинмониторинга, сумма отмываемых в России средств составила 170 млрд. рублей. По экспертным оценкам МВД РФ, в торговле, строительстве, сельском и лесном хозяйстве России доля теневой экономики доходит до 70-80% ВНП (главным образом потому, что в этих отраслях существуют повышенные возможности расчетов неучтенными наличными деньгами).

Информация о работе Развитие теневой экономики