Развитие внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Международный обмен все больше смещается от материализованных в товарах форм связей («видимая торговля») к нематериализованным, т.е. к увеличению обмена научно-техническими достижениями производственным и управленческим опытом, другими видами услуг («невидимая торговля»). По оценке ЮНКТАД услуги составляют 46% мирового ВНП.

Содержание работы

Введение (3-4 стр.);
1. Теоретические основы внешнеполитической деятельности
(5 стр.);
1.1 Сущность внешнеэкономической деятельности (5 стр.);
1.2 Принцип, цели и особенности прав внешнеэкономической
деятельности (6-15 стр.);
2. Анализ развития внешнеэкономической деятельности РК
(16 стр.);
2.1 Особенности развития внешнеэкономической
деятельности РК (16-19 стр.);
2.2 Основные направления сотрудничества РК с другими
государствами (20-25 стр.);
2.3 Проблемы и перспективы внешнеэкономической
деятельности РК (26-30 стр.);
2.4 Внешнеэкономическая политика РК (30-31 стр.);
Заключение (32 стр.);
Список использованной литературы (33 стр.).

Файлы: 1 файл

Курсовая Развитие внешнеэкономической деятельности предприятия.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 Несмотря на разные подходы по отношению к будущему Содружества, большинство государств - членов едины во мнении о необходимости его серьезного совершенствования.

В проекте “О формировании Евразийского союза государств”, Президент РК Н. А. Назарбаев подчеркнул: “... существующая в настоящее время структура органов СНГ не позволяет реализовать имеющийся интеграционный потенциал в полном объеме. На это обращает внимание не только руководители стран Содружества, но и большая часть населения этих государств”. Поэтому не случайно все большее число политиков склоняются к необходимости реформирования как Содружества в целом, так и его институтов. Существует необходимость разработки концепции интеграции на постсоветском пространстве.

Сегодня ни у кого не возникает  вопроса в необходимости экономической  интеграции государств - членов СНГ.

Необходимо подчеркнуть, что именно экономика была и остается приоритетным направлением в деятельности Содружества. Здесь в первую очередь основное значение имеют факторы долговременного сотрудничества взаимозависимости народного хозяйства, сложного переплетения экономических связей. Нельзя не видеть и то, что через экономическое сотрудничество страны-участники СНГ укрепляют и политические отношения. Во многом благодаря Содружеству удалось избежать конфронтации, серьезного обострения отношений с какой бы то ни было из бывших союзных республик, постепенно реализовать курс на сближение. К тому же сохранение Содружества снимает проблемы, решение которых возможно только в условиях объединения государств. Государства, которые уже сегодня стремятся к более тесному союзу, имеют возможность сделать это в рамках СНГ. Достаточно в качестве пример привести объединение в Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан также реализовали такое намерение, подписав в июле 1994г. Договор о едином экономическом пространстве.

В этой связи представляется, что политика Казахстана в отношении  новых независимых государств должна проводиться параллельно на двух уровнях. Во-первых, следует развивать связи на двусторонней основе, во-вторых, важно не снижать активности по превращению СНГ в дееспособное объединение, способное решать крупные задачи в целях повышения эффективности экономики государств - участников и совершенствования сотрудничества между ними.

 

2.2 Основные направления  сотрудничества РК с другими государствами

 

Свое устойчивое развитие Казахстан обеспечивает в первую очередь целенаправленной и активной внешнеполитической деятельностью.

В настоящее время  во внешнеэкономической деятельности республики все большее значение придается расширению торгово-экономического сотрудничества со странами АТР. На уровень  крупномасштабного сотрудничества в самых различных сферах и  глубокого взаимопонимания за весьма короткий срок после обретения Казахстаном независимости вышли казахстанско-американские отношения. Они стали подлинно партнерскими, что и нашло отражение в подписанной 14 февраля 1994 г. в Вашингтоне Президентом Б.Клинтоном и Президентом Казахстана Н. Назарбаевым “Хартии о демократическом партнерстве”.

Большой прогресс за последние  годы достигнут в казахстанско-китайских  отношениях. Китай одним из первых признал независимость Казахстана. Были установлены между ними дипломатические отношения. В Пекине и Алма-Аты открылись посольства. Налажено транспортное сообщение по воздуху, железной дороге, автотрассам, то есть созданы необходимая база и предпосылки для развития и углубления двустороннего сотрудничества.

Важнейшим событием в истории двухсторонних отношений стал визит Н. А. Назарбаева в КНР осенью 1993 года, в ходе которого была подписана “Совместная декларация об основах дружественных взаимоотношений между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой”.

С начала сотрудничества между странами принято более 30 документов, регулирующих их взаимоотношения в различных сферах общественной жизни. Заметно проявило себя торгово-экономическое сотрудничество. Объем товарооборота между Казахстаном и Китаем за 10 месяцев 1995 года достиг уровня почти 300 млн. долл. США, что на 17 % больше по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Во время последних переговоров руководители обеих стран отмечали, что уровень торговли может быть доведен до 500 млн. долл. США. 2 Поскольку примыкающие к границе Казахстана приграничные районы Китая, в отличие от восточных приморских его районов (где находятся специальные экономические зоны), меньше от политики реформ и внешней открытости, они проявляют растущую заинтересованность в сотрудничестве с Казахстаном. Вместе с тем на казахстанский рынок начинают выходить производители и из глубины Китая, из его центральных, северных, северо-восточных, южных развитых районов. Казахстан и Китай имеют богатые природные ресурсы, взаимодополняющие экономики, удобные транспортные коммуникации в этом заключается большой потенциал для дальнейшего развития взаимовыгодных отношений. 3

Хорошую основу для развития добрососедских отношений между  Казахстаном и Японией заложил  официальный визит в апреле 1994 г. Н. Назарбаев. В 1994 г. между странами заключен договор о сотрудничестве в области уничтожения ядерного оружия, подлежащего сокращению в Казахстане. Тогда правительство Японии внесло 11 млн. долл. в соответствующий японо-казахстанский комитет. Важнейшую роль в укреплении связей, взаимообмене делегациями играют учрежденные в Казахстане и Японии комитеты по экономическому сотрудничеству. Деловые круги Японии заинтересовались Казахстаном и все основные крупные торговые компании: “Мицубиси”, Мицуи”, “Иточу” и другие открыли в Алматы свои представительства. Через японский фонд международного экономического сотрудничества Казахстану предоставлен льготный йеновый кредит для осуществления проекта по реконструкции железнодорожной станции Дружба (в переводе на доллары - 72 млн.). Подписанные кредитные соглашения с банком Японии на весьма крупные суммы. Кредиты будут направлены на поддержку экономических реформ в республике. 4

Большие перспективы и у торгово-экономического сотрудничества Казахстана с Южной Кореей. В ходе визита президента Казахстана Н. А. Назарбаева в Сеул был подписан ряд документов, закладывающих правовую базу для наращивания широкомасштабного партнерства двух стран.

Оба государства станут развивать интенсивное сотрудничество в области промышленности, инвестиций, торговли, разработки природных ресурсов, науки, технологий, сельского хозяйства и транспорта, в приоритетном плане содействовать тесным контактам между представителями их деловых кругов. Будет также развиваться широкомасштабное партнерство в области культуры, искусства, образования, средств массовой информации, спорта, туризма. Стороны договорились о сотрудничестве в региональных и мировых организациях, включая ООН, для обеспечения мира и процветания путем совместной работы в областях, представляющих взаимный интерес, таких, как поощрение торговли, охрана окружающей среды, нераспространение оружия массового уничтожения.

В межправительственном соглашении о научном и технологическом  сотрудничестве, подписанном министрами иностранных дел, стороны обязались  содействовать партнерству в области науки и технологии на основе равноправия и взаимной выгоды. Подписано также соглашение о культурном сотрудничестве. Стороны договорились прилагать усилия к скорейшему заключению соглашений об избегании двойного налогообложения и по защите инвестиций. 5

В ходе визита Н. А. Назарбаева в Индонезию прошел обмен мнениями с президентом Сухарто по вопросам казахстанско-индонезийского сотрудничества, региональным и международным проблемам. Были заключены соглашения о сотрудничестве между национальными банками и торгово-промышленными палатами двух стран, которые отражают обоюдное желание укреплять деловые отношения и поощрять развитие торговли, инвестиционной деятельности, установить благоприятный режим для партнерства между государственными и частными структурами, достигнута договоренность о тесном сотрудничестве в рамках международных организаций. Казахстан рассматривает Индонезию как приоритетного партнера в Юго-восточной Азии, через которого возможен выход на прямое сотрудничество с АСЕАИ и АТЭС. Эта тема проходила красной нитью в переговорах в столице Индонезии.

Республика Казахстан  установила связи с ведущими государствами  Южной Азии - Индией и Пакистаном. В феврале 1992 года в эти государства  состоялся визит Н. Назарбаева, во время которого была подписана казахстанско-индийская декларация о принципах взаимоотношений между Казахстаном и Индией, соглашение об установлении дипломатических и консульских отношений, а также пакет соглашений с Пакистаном, на основе которого будет расширяться взаимная торговля, финансовое сотрудничество, создаваться надежная система коммуникаций. Пакистанская сторона предложила организовать торговлю в рамках клиринга. В настоящее время внешнеэкономическое сотрудничество между Казахстаном и Индией выходит на качественно новый уровень. Индия выделила Казахстану кредиты в размере 20 млн. долл. США на создание СП в таких областях экономики, как фармацевтика, пищевая индустрия, текстильная промышленность. В ближайшее время начнется реализация двух соглашений по чаю, упаковка которого будет осуществляться на казахстанских чаеразвесочных фабриках и по производству упаковочного материала для пищевой промышленности. В общем объеме индийского импорта в Казахстане преобладают товары широкого потребления (чай, фармацевтическая продукция и т.д.). Индия закупает в Казахстане главным образом шерсть, кожу, цветные металлы. 6

Казахстан динамично  развивает свои отношений с государствами  Среднего Востока - с Турцией и  Ираном, как на двусторонней основе, так и на многосторонней в рамках Организации экономического сотрудничества.

Казахстан и Турция имеют  немало общих корней: географических - они расположены на стыке Европы и Азии, и этнографических - казахский  и турецкий народы родственны по происхождению  и языку, по культурным традициям. Казахстанско-турецкие отношения развиваются достаточно динамично, происходит углубление и расширение двустороннего сотрудничества в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах. Успешно реализуется турецкий кредит, уже функционирует Международный казахстанско-турецкий университет им. Яссави реставрируется турецкими мастерами.

Успешно развиваются  и казахстанско-иранские отношения. По итогам официального визита Президента РК в Иран в октябре-ноябре 1992 г. В  перспективе Иран может стать одним из крупнейших импортеров продукции сельского хозяйства Казахстана. Усилиями двух стран расширяется и реконструируется морской порт в Актау. Здесь предполагается создать такую инфраструктуру, которая позволит осуществлять морские перевозки по Каспию между Казахстаном и Ираном большого количества нефти, зерна, животноводческой продукции, промышленных товаров, оборудования. Сейчас отношения между Казахстаном и Ираном регулируются почти 25 различными соглашениями, которые создают хорошую основу для наращивания многообразного сотрудничества.

Сотрудничество с государствами  Среднего Востока в рамках Организации  экономического сотрудничества (ОЭС) открывает  для Казахстана большие возможности  для развития и вхождения в  мировое сообщество. Для внутриконтинентальных, не имеющих выхода к морям центрально-азиатских государств, оно имеет поистине стратегическое значение, открывая перспективу транспортировки своих грузов к портам Индийского океана и Персидского залива. ОЭС рассматривается в Казахстане не как альтернатива, а как дополнение СНГ. Это организация ассоциативного типа, важнейшим предназначением которой является всемерное способствование экономическому социальному прогрессу всех ее участников. Главная ее миссия - соединить партнеров дорогами и торговлей.

Осенью 1992 года состоялся  визит Президента РК Назарбаева в  ФРГ. В ходе визита было подписано  совместное заявление об основах  отношений между двумя государствами. Представители обеих сторон поставили  свои подписи под Договором о  развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники и Договором о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Казахстанско-французские  отношения поступательно развиваются  на основе “Договора о дружбе, взаимопонимании  и сотрудничестве”, подписанного 23 сентября 1992 г. в Париже президентами Казахстана и Франции. Их развитию способствуют и личные контакты между руководителями двух государств. Президент Франции Ф. Миттеран первым из лидеров Запада посетил Казахстан с официальным визитом. На обратном пути из США Президент Казахстана Н. А. Назарбаев совершил остановку в Париже для личной встречи с Президентом Франции Ф, Миттераном. Большой интерес к Казахстану проявляют французские деловые круги. Об этом свидетельствуют высокая активность в республике таких известных французских фирм как “Элф-Акшпен”, “Тоталь”, “Томсон”, Буиг”, “Сюкр-ЭДаир”, “Креди коммерсиаль де Франс”, “Ски Батиньон” и многих др.

Казахстан располагает  богатыми сырьевыми ресурсами. Австрия - высокопроизводительной технологией. На этой основе между двумя странами, успешно развивается сотрудничество. Австрийская Республика одной из первых заявила о признании независимости Казахстана и открыла кредитную линию “Австрия - Казахстан”. Примечательный факт - в январе 1994 г. в швейцарском городе Цюрих состоялся международный семинар на тему “Казахстан - шаг к развивающемуся рынку Азии”. Практическим результатом обмена мнениями, стало решение Швейцарской конференции открыть кредитную линию для Казахстана.

 

    1. Проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности РК

 

Как видно Казахстан  сделал первые шаги по установлению взаимоотношений  со США, КНР, Японией, Южной Кореей и  другими динамично развивающимися государствами АТР. Однако пока что  все потенциальные возможности  в отношении использования природных запасов, в чем нуждаются страны АТР, остаются практически нереализованными. Их широкое задействование помогло бы республике включиться в систему складывающихся здесь структур торгово-экономических связей.

7 С точки зрения процессов Международной жизни Казахстан на данном этапе находится на стадии вхождения в новую для государства сферу деятельности. Завершается период международного признания де-юре, продолжается процедура установления дипломатических отношений с другими государствами. Становление Казахстана, как полноправного субъекта международных отношений не может произойти одномоментно. В отношении первых лет самостоятельного существования можно констатировать успешное вступление Казахстана в ведущие международные организации, включая ООН, получение гарантий безопасности от ядерных держав, налаживание в целом партнерских связей с внешним миром. В настоящее время следует взвешенно рассмотреть вопрос о членстве Казахстана в Организации Исламская конференция (ОИК).

Информация о работе Развитие внешнеэкономической деятельности предприятия