Реформы Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

Украина - страна с переходной экономикой, находящаяся в процессе реформирования экономической и социально - политической структуры, трансформации методов хозяйственного регулирования. Она возникла в 1991 году после распада Советского Союза. За годы реформ Украина осуществила радикальные комплексные экономические преобразования и превратилась в самостоятельный международный хозяйственный субъект с достаточно динамичной экономикой.

Содержание работы

Ведение
1. Особенности проведения денежной реформы в Украине.
1.1 Цели проведения денежной реформы.
1.2 Долгосрочность реформы.
1.3 Либерализация цен и валютное регулирование.
2. Административной реформа.
3. Хроника земельной реформы.
3.1 Результаты земельной реформы
3.2 Земельная реформа в Украине: все тот же мораторий. Отмена моратория на продажу.
4. Реформа здравоохранения. Общие направления реформ.
4.1 Страховая медицина.
5. Пенсионная реформа в Украине.
5.1 Этапы и нюансы пенсионной реформы.
6. Налоговые новшества 2012.
7. Реформирование ВСУ.
Выводы и предложения
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft OfficeРЕФЕРАТ Word.docx

— 67.38 Кб (Скачать файл)

 

План

 

Ведение

1. Особенности проведения денежной реформы в Украине.

    1.1 Цели проведения  денежной реформы.

    1.2 Долгосрочность реформы.

    1.3 Либерализация цен и валютное регулирование.

2. Административной реформа.

3. Хроника земельной реформы.

    3.1 Результаты земельной реформы

    3.2 Земельная реформа в Украине: все тот же мораторий. Отмена моратория     на продажу.

4. Реформа здравоохранения. Общие направления реформ.

     4.1 Страховая медицина.

5. Пенсионная реформа в Украине.

    5.1 Этапы и нюансы пенсионной реформы.

6. Налоговые новшества 2012.

7. Реформирование ВСУ.

Выводы и предложения

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Украина - страна с переходной экономикой, находящаяся в процессе реформирования экономической и  социально - политической структуры, трансформации  методов хозяйственного регулирования. Она возникла в 1991 году после распада  Советского Союза. За годы реформ Украина  осуществила радикальные комплексные  экономические преобразования и  превратилась в самостоятельный  международный хозяйственный субъект  с достаточно динамичной экономикой. Анализ специфики и результатов  экономических реформ, осуществляемых в стране, представляет не только теоретический, но и практический интерес для  Украины, позволяя ей оценить и сформировать дальнейшую стратегию развития экономики, и определить направления сотрудничества с партнёрами по мирохозяйственным  связям.

В результате господства командно административной системы управления экономикой Украина, как и другие прежние советские республики, очутилась  в состоянии глубокого экономического кризиса. Катастрофическая ситуация в  народном хозяйстве была обусловлена  такими факторами:  
- общим огосударствлением, которое привело к деградации отношений собственности и ликвидации нормальных хозяйственных стимулов;  
деформированной структурой производства со значительной мерой милитаризации;  
- искривлением мотивации труда, господством социального иждивенчества;  
- погоней за высокими темпами роста советской экономики. 
Немощной и деформированной в хозяйственном отношении оказалась Украина в преддверии независимости. Последнее десятилетие ХХ века для Украины можно назвать годами экономической трансформации — сложного социально-экономического явления, в котором очень трудно обнаружить четкие и недвусмысленные причинно-следственные связи между отдельными явлениями, действиями отдельных экономических субъектов по их последствиями. Суть социально-экономических превращений в целом сводится к тому, чтобы изменить существующую экономическую систему и обеспечить экономический рост.

Первым шагом на пути к  независимой украинской экономике было принятие «Декларации о государственном суверенитете Украины» 16 июля 1990 года. Еще находясь в составе СССР, Украина таким способом заявила о своем намерении создание самостоятельного государства с независимой и крепкой экономикой. Практическая реализация этого намерения состоялась с принятием «Акта провозглашение независимости Украины» 24 августа 1991 года. 
Одним из главных заданий переходного периода есть разрабатывание научно обоснованной социально-экономической политики, то есть программы стратегических и тактических действий государства. Без такой программы успешное развитие экономики любой страны невозможно. 
Но в 1991 году преимущество было предоставлено не научно обоснованным выводам отечественных и зарубежных ученых, а навязывание Украине извне (под видом «нового монетаризма») политике реформации типа так называемой «шоковой терапии», в основе которой лежали рекомендации экспертов Международного валютного фонда и Мирового банка.В конце октября в 1991 г. Верховная Рада Украины рассмотрела «Основные направления экономической политики в условиях независимости», в которых предусматривалась структурная перестройка хозяйства Украины. Программа большого значения предоставляла конверсии оборонной промышленности, перераспределения материальных и трудовых ресурсов, в интересах производств, которые производили потребительские товары для населения. Машиностроение предусматривалось переориентировать на удовлетворение потребностей агропромышленного сектору, легкой и пищевой промышленности. Особенное место в документе отводилось региональной хозяйственной политике. Впервые предусматривалось осуществление правительством контроля за формированием экономической структуры, принятием решений, относительно размещения новых производственных мощностей, реконструкции, и переоснащению действующих предприятий всех отраслей промышленности.

Реформа — преобразование, вводимое законодательным путем. В частности процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности проведения денежной реформы в Украине.

В 90-е годы в Украине  была проведена широкомасштабная денежная реформа, которая по своему характеру  может быть отнесена к категории  полных или структурных реформ. К  наиболее характерных его особенностей относятся: обусловленность и многоцелевое направления; длительный период проведения; применения временных денег как  переходных и их обесценения; создание в ходе реформы нового механизма  монетарного регулирования; особая социальная направленность реформы и др. Украина с 1991 г. стала независимым государством и по новому статусу должна была иметь собственные деньги и собственную денежную систему, способную обеспечивать эмиссию и регулирование оборота национальных денег. Без решения этих задач нельзя было вести речь о политической самостоятельности и экономической независимости Украины. После выхода из состава СССР Украина оказалась без собственного эмиссионного центра, а ее рублевые деньги оказались деньгами несуществующего государства, эмиссия которых перешла по наследству к Российской Федерации. Надеяться в этих условиях на нормальное обеспечение потребностей оборота денежной массой и проведение Украиной самостоятельной экономической, финансовой и монетарной политики не было никаких оснований.

1.1 Цели проведения  денежной реформы.

Многоцелевое направления  денежной реформы состояла в том, что проведение ее имело три цели:

- Создать национальные  деньги и денежную систему  как атрибут самостоятельности  и механизм обеспечения независимости  украинского государства;  
- Обеспечить стабильность национальных денег на уровне, достаточном для стимулирования экономического и социального развития страны;  
- Сформировать и ввести в действие новые методы и инструменты регулирования денежного оборота и денежного рынка, адекватные потребностям рыночной экономики. Такой многоцелевой характер и особые условия проведения реформы определили значительную его продолжительность.  
           1.2 Долгосрочность реформы.

Началась реформа в  январе 1992 г. выпуском в наличный оборот купоно-карбованца многоразового использования, а закончилась в сентябре 1996 г. выпуском в обращение гривны, т.е. продолжалась почти 5 лет. Принимая во внимание принятые за этот период мероприятия, можно выделить несколько этапов реформы: — первый этап. На данном этапе правительство Украины начал формировать собственный эмиссионный механизм и получил возможность самостоятельно обеспечивать потребности оборота в денежной массе;  
- Второй этап (ноябрь 1992 - август 1996 г.), на котором карбованец окончательно закрепился в обороте как единая национальная, хотя и временная, валюта, а также были созданы экономические и финансовые предпосылки для его стабильного функционирования, прежде всего как средства обращения и средства платежа;

- Третий этап (сентябрь 1996 г.), которым успешно завершилась  денежная реформа введением в  оборот постоянной денежной единицы  гривны. Завершение реформы в  сентябре 1996 г. было подготовлено  успехами ее второго этапа:  преодолением гиперинфляции, вытеснением  из наличного оборота доллара,  заметной трансформацией на рыночных  принципах экономики, внедрением  в практику новых методов и  инструментов монетарного регулирования. 

Применение временных  денег и их обесценения не был  заранее спроектирован и сознательно  проводимой составляющей денежной реформы. Выпуск купоно-карбованца многоразового  пользования был вынужденным  шагом, связанным с необходимостью обеспечения потребностей оборота  денежной массой, поскольку с сентября 1991 г. Центральный банк РФ перестал поставлять в Украину наличные рубли, а номинальные объемы оборота  стали быстро расти в результате инфляции, которая началась после  либерализации цен. Чтобы избежать «наличного кризиса», и было принято решение о выпуске купоно-карбованца.

Первоначально предполагалось, что купоно-карбованец будет «мягко», постепенно заменяя в обороте рубль, что обеспечит его достаточную стабильность, а общий срок его использования, как временных денег, не превысит 4-6 месяцев. Однако фактически события развивались совсем по иному сценарию. Уже в апреле 1992 купоно-карбованец «заполнил» весь наличный оборот, а рубль был полностью удален. Зато рубль продолжал обслуживать весь безналичный оборот вплоть до ноября 1992 г., что негативно влияло на стабильность наличного купоно-карбованца, способствовало его быстрому обесцениванию.

В ноябре 1992 г. указом Президента «О реформе денежной системы Украины» купоно-карбованец не был заменен постоянным валютой, а еще шире был введен в оборот благодаря распространению и на безналичную сферу. С этого времени он стал единственным на территории Украины официальным средством платежа под названием «карбованец». Тем самым была в основном решена первая задача денежной реформы с трех, указанных выше.

Получив в свое полное распоряжение механизм эмиссии временных денег, правительство и НБУ использовали его на полную мощность для реализации своей инфляционной монетарной политики. За два года (1992-1993) масса денег  в обороте за агрегатом М2 выросла  более чем в 240 раз. Затем был  создан достаточно удобный механизм мобилизации значительных финансовых ресурсов для покрытия чрезмерных бюджетных  расходов, вызванных экономической  политикой. Обусловлена этой политикой  гиперинфляция стала характерным  признаком денежной реформы в  Украине и может рассматриваться  как ее составной элемент, поскольку  через нее были уничтожены все  денежные сбережения на втором этапе  реформы.  
Создание нового (рыночного) механизма монетарного регулирования оказалось характерной особенностью денежной реформы в Украине по двум причинам:  
- до начала реформы такого механизма в Украине не было;  
-    для преодоления гиперинфляции и перехода к антиинфляционной политики нужно было как можно быстрее освоить наиболее эффективные инструменты монетарного регулирования. Учитывая эти обстоятельства на втором - подготовительном - этапе реформы была проведена, начиная с 1994 г., большая работа по отработке методов и инструментов антиинфляционного направления: механизмы цене и, начали формироваться рынки ценных бумаг, валютный, кредитный рынки в банковскую практику такие монетарные инструменты, как политика учетной процента, обязательное резервирование, политика рефинансирования, операции на открытом рынке и др.

В течение 1994-1995 гг. эти методы и инструменты были широко апробированы в деятельности НБУ для преодоления инфляции, что способствовало созданию предпосылок для завершения реформы в 1996 г. Как раз на этой основе НБУ удается поддерживать относительную стабильность гривны в пореформенного период. Едва ли не самой сложной особенностью денежной реформы в Украине является ее социальный аспект. Как известно из мировой практики, подготовка и проведение любой денежной реформы требует дополнительных финансовых затрат, которые в основном переводятся на плечи широких масс населения. В Украине на завершающем этапе при выпуске в обращение гривны была проведена деноминация по соотношению 1:100 000 всех ценовых показателей, всех запасов денег (наличных и безналичных) и всех текущих доходов для всех категорий физических и юридических лиц, независимо от объема предъявленных к обмена запасов денег и размера текущих доходов. Такая пропорция обмена, как отмечалось выше, была выбрана не случайно - она соответствовала уровню инфляции за 1991-1996 г. Все это дало основания говорить многим аналитикам нашей реформы о ее, прозрачный, социально справедливый характер. Однако в таких оценках не учитываются те тяготы, которые отмечали населения на первом и втором этапах реформы. Прежде всего это потеря населением своих сбережений, в том числе размещенных в Сберегательном банке и индексированных на уровень инфляции. При проведении деноминации в сентябре 1996 г. большинство из них превратилась в мизерные величины. Если бы эти сбережения были своевременно индексированы, то проводить реформу в 1996 г. пришлось бы совсем по-другому. Ведь в то время в Украине появился определенный слой «новых украинцев», которые накопили значительные запасы денег на спекулятивных операциях, в теневом бизнесе, из-за незаконного использования инфляционного повышения цен и т.д. Часть таких запасов денег пришлось бы конфисковать в ходе реформы, переложив основное бремя ее на плечи их владельцев. Такую реформу нельзя было бы назвать, зато она была бы действительно социально справедливой. Итак, своей реформой Украина еще раз подтвердила общее правило возложения основного финансового бремени, связанного с реформой, на плечи широких слоев населения. К сожалению, продолжительная стагнация экономики после денежной реформы не дает надежд на то, что эти слои населения получат соответствующий выигрыш благодаря введению постоянных денег. Более того, длительные задержки с выплатами пенсий и заработной платы, которые допускаются ради стабилизации гривны после реформы, наносят крупнейших убытков тем группам населения, которые потеряли сбережения на стадии подготовки реформы.

   1.3 Либерализация цен и валютное регулирование.

Решение "отпустить" цены в начале 90-х привело к гиперинфляции. Так, в 1992 году цены на сельхозпродукцию выросли в 20 раз, а на топливо - в 95 раз. Также толчком экономического развития стало облегчение внешнеэкономической  деятельности и отмена уголовной  ответственности за хранение валюты. Валюта пришла в дома украинцев, так  и оставшись по сегодняшний день. И если гиперинфляцию украинцы оставили в 90-х, то высокий уровень валютизации  экономики и, как следствие - неустойчивый курс, остались до сих пор. 

 

2. Административная реформа

Официальная точка отсчета начала административной реформы в Украине -- 7 июля 1997 года. В этот день указом Президента для концептуального  и организационно-методического  обеспечения подготовки и проведения административной реформы. была создана  Государственная комиссия, основными  задачами которой стали: разработка Концепции административной реформы; определение научных основ, стратегии и тактики ее проведения; разработка конкретных механизмов и сроков внедрения административной реформы; экспертная оценка концепций и проектов нормативно-правовых актов, направленных на создание правовой базы административной реформы; анализ деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в отношении осуществления мер административной реформы и предоставления помощи в ее проведении; рассмотрение предложений и программ научного, материально-технического, кадрового и финансового обеспечения административной реформы; подготовка предложений по конкретным направлениям проведения указанной реформы.

Ровно через год, в июле 1998-го, была утверждена Концепция административной реформы, реализация основных положений  которой направлена на обеспечение  реформирования системы государственного управления, создание условий для  строительства демократического, социального  и правового государства, утверждение, обеспечение и защиту прав всех граждан  страны.

Целью административной реформы является формирование эффективной, прозрачной и подконтрольной народу системы  государственного управления, расходы  на содержание которой будут адекватны  финансово-экономическому состоянию  государства. Преобразования в этой сфере призваны обеспечить в Украине  перестройку системы государственного управления всеми сферами общественной жизни.

В декабре 1999 года начался очередной  этап административной реформы. Учитывая, что полномочия и функции органов  исполнительной власти не были регламентированы законом, Президент Леонид Кучма 15 декабря  подписал пакет указов о проведении административной реформы, которые  упорядочили систему центральных  органов исполнительной власти и  утвердили схему их построения и  взаимодействия. Глава президентской  администрации Владимир Литвин считает  эти решения революционными. Видимо, он прав. Эволюционным путем реформировать  госструктуры в Украине невозможно. Ситуация, действительно, смахивает  на революционную. Нижние чиновничьи пласты хотят жить по-старому, верхние хотят по-старому управлять. А народ, зажатый между ними, тихим скулежом дает понять, что все-таки хочет жить по-новому. Реформаторы в правительстве опускают руки в бессилии изменить что-либо к лучшему. Каток госмашины тупо, но устойчиво катится в известном направлении, подчиняясь разве что законам Паркинсона.

Информация о работе Реформы Украины