Реформы Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

Украина - страна с переходной экономикой, находящаяся в процессе реформирования экономической и социально - политической структуры, трансформации методов хозяйственного регулирования. Она возникла в 1991 году после распада Советского Союза. За годы реформ Украина осуществила радикальные комплексные экономические преобразования и превратилась в самостоятельный международный хозяйственный субъект с достаточно динамичной экономикой.

Содержание работы

Ведение
1. Особенности проведения денежной реформы в Украине.
1.1 Цели проведения денежной реформы.
1.2 Долгосрочность реформы.
1.3 Либерализация цен и валютное регулирование.
2. Административной реформа.
3. Хроника земельной реформы.
3.1 Результаты земельной реформы
3.2 Земельная реформа в Украине: все тот же мораторий. Отмена моратория на продажу.
4. Реформа здравоохранения. Общие направления реформ.
4.1 Страховая медицина.
5. Пенсионная реформа в Украине.
5.1 Этапы и нюансы пенсионной реформы.
6. Налоговые новшества 2012.
7. Реформирование ВСУ.
Выводы и предложения
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft OfficeРЕФЕРАТ Word.docx

— 67.38 Кб (Скачать файл)

Президент подписал три указа - «О системе центральных органов  исполнительной власти», «О составе  Кабинета министров», «Об изменениях в структуре центральных органов  исполнительной власти». Для нас  важны несколько принципиальных положений этих документов.

Первое - сокращение и качественное преобразование аппарата государственного управления. Полностью ликвидированы 22 ведомства. Количество министерств  уменьшилось с 18 до 15, госкомитетов - с 20 до 15. В целом количество органов  центральной исполнительной власти сокращено почти в два раза - с 87 до 46 (кстати, за три дня до подписания указа число «спасенных» министерств  в проекте документа было не 46, а 36...).

Второе - функции определения государственной  политики закреплены только за членами  Кабинета министров, которые будут  заниматься не только организационно-управленческой, но и политической деятельностью. Например, принимать участие в разработке программы правительства, а значит, и нести ответственность за ее выполнение. На будущее запрещено  приравнивать любые должности в  органах исполнительной власти к  членам Кабинета министров.

Ограничено количество замов министров, председателей ведомств - один первый и три простых (кроме Минобороны, МВД и СБУ). Впрочем, это вряд ли оправданно в случае, например, с  Министерством топлива и энергетики, которое объединило важнейшие стратегические отрасли народного хозяйства.

 

3. Хроника земельной реформы

Свой первый шаг к рынку  земли Украина сделала еще  во времена КПУ-КПСС: 18 декабря 1990 г. коммунисты-перевертыши проголосовали  за Постановление Верховной Рады УССР «О земельной реформе», согласно которому государственная форма собственности на землю, которой пользовались колхозы, была заменена на коллективную форму собственности.

Второй этап земельной  реформы – переход от коллективной собственности к частной –  проходил уже после буржуазной контрреволюции 1991 года. Под председательством Л.Кравчука, главного украинского коммуниста-перевертыша, ВР Украины 30 января 1992 года приняла  закон «О формах собственности на землю», 13 марта того же года – новую  редакцию Земельного кодекса Украины, который узаконивал три формы  собственности на землю: государственную, коллективную и частную.

Л.Кучма, уже в должности президента Украины выдал Указ «О неотложных мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства» (10.11.1994 г.), которым предусматривались: безоплатная передача земли в частную собственность для сельхозпроизводства; раздел коллективных земель на части (земельные паи); право распоряжения земельным паем и беспрепятственного выхода члена коллективного сельхозпредприятия со своим земельным паем.

3 декабря 1999 года, после  переизбрания на второй срок, президент Л.Кучма издал указ  о фактическом разгоне колхозов  – Указ «О неотложных мерах  по ускорению реформирования  аграрного сектора экономики». Этим  указом вменялось в срочном  порядке в период с декабря  1999 года по апрель 2000 года реформировать  все колхозы в предприятия,  основанные на частной собственности  на землю и средства производства, с правом выхода из предприятия  любому работнику со своим  земельным и имущественным паем.

Наконец, под влиянием Л.Кучмы, Верховная Рада 25 октября 2001 года приняла абсолютно рыночный Земельный кодекс Украины. Правда, согласно п.15 Переходных положений Земельного кодекса, на продажу земли был наложен временный мораторий – до принятия законов «О государственном земельном кадастре» и «О рынке земли».

3.1 Результаты земельной реформы

За 20 лет земельной реформы  сельское хозяйство Украины преобразилось  до неузнаваемости. Если в 1990 году Советская  Украина была известна как «житница Европы», с фондоемкими, энергооснащенными и рентабельными сельхозпредприятиями, производящими экологически чистую, соответствующую строгим госстандартам продукцию, то сегодня сельское хозяйство Украины – это выставка тотального развала и деградации. По какому бы критерию мы ни сравнивали советское сельхозпроизводство с нынешним – по объемам производства, по производительности труда, рентабельности или по уровню жизни и обеспеченности сельских тружеников в плане здравоохранения, образования и культуры, – везде советское сельское хозяйство, которое строилось на плановых началах и на основе общенародной собственности, выглядит намного предпочтительнее.

  3.2 Земельная реформа в Украине: все тот же мораторий. Отмена моратория     на продажу.

Земля является одним из ключевых источников экономического благополучия Украины. Статус одного из крупнейших экспортеров зерновых и других сельскохозяйственных культур нашей страны обеспечивается, в первую очередь, плодородностью украинских угодий. По этой причине уже много  лет (а именно – с 1991 года) ведутся  споры о статусе землевладений  в Украине, возможности передачи ее в собственность иностранным  гражданам и субъектам хозяйствования. Многие вопросы призвана решить земельная  реформа, воплощение которой находится  на завершающей стадии. И, по оптимистичным  прогнозам министра аграрной политики Украины Николая Присяжнюка, первые положительные результаты реформирования будут заметны уже в 2015 году.  
          Вопреки обещаниям украинского гаранта о том, что до конца 2012 года в Украине будет введен полноценный рынок земли (иными словами, подлежат отмене многие ограничения, связанные с возможностью отчуждения этого природного ресурса), Верховная Рада в конце прошлого года продлила мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения до 1 января 2013 года. Такой шаг обусловлен неподготовленностью рынка земли к полноценному функционированию в условиях рыночной экономики. С другой стороны высказываются мнения о том, что действие моратория необоснованно.

Преимущества  отмены моратория

На протяжении 20 лет независимости, по официальным данным, почти 7 миллионов  крестьян получили право на использование  земельных участков. Но в связи  с действием моратория (который, к слову, противоречит статье 41 Конституции  Украины и статье 90 Земельного кодекса  Украины), продавать или другим способом отчуждать эту землю они не могли. Иными словами, они не являлись полноценными собственниками свей же земли. Поэтому решение об отмене моратория будет иметь двойной  положительный эффект: с одной  стороны, крестьяне смогут распорядиться  земельными участками на свое усмотрение, с другой, как следствие, - возникает  возможность привлечения иностранных  инвесторов в сельское хозяйство  Украины. Такая возможность особенно актуальна в условиях надвигающегося (но пока не очевидного) мирового продовольственного кризиса.Не стоит забывать, что определенные ограничения по передаче земли все же будут существовать. Они будут касаться максимально возможных размеров земельных участков, которые могут быть переданы одному владельцу, а также, с целью предотвращения спекуляций, устанавливаться максимальные тарифы, по которым может продаваться земля. В первые 5 лет после отмены моратория земля будет продаваться исходя из ее нормативной стоимости, в последующие годы – на основании рыночной оценки. 
          Благодаря развитой системе товарных хозяйств частной и коллективной форм собственности, сельскохозяйственные угодья Украины в целом используются эффективно, несмотря на низкую (по сравнению с Евросоюзом) урожайность (в перерасчете на гектар). В первую очередь, цель реформирования – это повышения уровня урожайности, возрождение украинского села полноценное использование пахотных земель и создание высокоэффективных рыночных отношений в сельском хозяйстве. Не будем забывать, что земля – это едва ли не единственный ресурс, при помощи которого Украина сможет рассчитаться по взятым на себя долговым обязательствам.

 

Недостатки отмены моратория

Как и после любого нововведения, принятие нормативных основ земельной  реформы в Украине вызвало  дискуссию на предмет возможных  коррупционных деяний. Также, по мнению представителей КПУ, в связи с  сосредоточением земельных ресурсов не в руках тех, кто ее обрабатывает, Украина потеряет землю как один из основных источников благосостояния населения (читая между строк  – доходной части бюджета и  средства наполнения карманов чиновников, которые эту землю выкупят). К  тому же, многие иностранные государства  поддерживают свои национальные компании, политика которых направлена на долгосрочную аренду земельных ресурсов зарубежных стран. Результат такой «экспансии»  очевиден: сельскохозяйственные угодья Украины будут находиться под контролем нерезидентов. 
          В любом случае, для одних земля – это способ наживы на различных спекулятивных схемах, для других – основной и единственный источник дохода. Кто останется в выигрыше, а кто – с сохой и лопатой в результате земельной реформы, мы увидим с первых шагов ее воплощения. 
          Украинская власть целенаправленно планирует завершить земельную реформу уже до конца этого года. Подтверждением таких действий является распоряжение Кабинета Министров Украины от 26 октября 2011г. № 1072-р «Об утверждении плана действий по проведению земельной реформы и создания прозрачного рынка земель сельскохозяйственного назначения». Но, как считают большинство специалистов и глава государства Виктор Янукович одной из основных и важнейших препятствий на пути реформирования является действующий мораторий на продажу сельскохозяйственных земель. Президент считает, что действующий запрет останавливает прямое развитие агропромышленного комплекса.

Таким образом, власти пытаются как можно быстрее закончить  процесс реформирования. Первым выдающимся шагом стало принятие Верховной  Радой Украины 7 июля 2011 Закона Украины  «Про государственный земельный  кадастр», но осталось много вопросов, которые должны быть урегулированы иными нормативными актами.

Поэтому следующим и самым  важным шагом реформирования становится закон «О рынке земель», который  позволяет сделки купли-продажи  земли сельскохозяйственного назначения.

В этом зкаконе есть много  моментов, которые вызывают весьма противоречивую реакцию.

Первым таким моментом является то, что продажа земельного участка в течение 5-ти лет после  приобретения права собственности  влечет за собой уплату пошлины в  размере 100 процентов нормативной  денежной оценки земельного участка. Следовательно, если гражданин унаследовал землю, но заниматься ею не собирается и хочет  ее продать, то как быть в этой ситуации? На этот вопрос закон ответа не дает.

Вторым актуальным вопросом является то, кто может приобретать  право собственности на землю, ведь закон «О рынке земель» запрещает  покупать землю юридическим лицам  и иностранцам. Согласно закону на это  имеет право только: «граждане  Украины, фермерские хозяйства созданые в соответствии с законом, государство  в лице центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов или территориальные общины в  лице соответствующих органов местного самоуправления». Также запрещается  владельцам земель сельскохозяйственного  назначения вносить в качестве пая  «в уставные капиталы хозяйственных  обществ». Это делается для того, чтобы не позволить юридическим  лицам обойти запрет на владение землей. Относительно иностранцев, то здесь, если даже иностранец стал владельцем земель сельскохозяйственного назначения (наследование, покупка акций более 10%), то на противодействие этому, он должен продать ее в течение года, либо государство сделает в принудительном порядке.

Третьим и основным моментом является именно порядок продажи  земли, ведь чтобы это сделать  нужно обязательно дать объявление с четко определенной цене. Если появились желающие, то в течение  месяца нужно в письменной форме  об этом надо сообщить нотариусу и  внести стоимость на его депозитный счет. Когда государство изъявило желание приобрести, то оно имеет первоочередное право на покупку земель. Если же государства нет среди желающих, то следующим рассматривается «арендатор или пользователь чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд». Следующим имеет право на приобретение владельцы смежных земельных участков с/х назначения. В самый последний момент рассматриваются все другие граждане.

Наконец, когда желающих совсем нет на приобретение и продавец уменьшает стоимость, то в таком  случае все начинается сначала.

Итак, я могу заключить, что  все-таки это позитивный момент для  нашего земельного законодательства, но очень уж огромные полномочия предоставлены  государственным служащим в этом законе и при этом никакой ответственности  не предусмотрено. Отмена моратория  нужна безусловно, но спешить парламентариям не стоит.

4. Реформа здравоохранения. Общие направления реформ.

Не секрет, что в Украине качество медицинского обслуживания оставляет  желать лучшего, а система здравоохранения, доставшаяся в наследство от СССР, нуждается в глубоких системных  реформах. В этой статье мы попробуем  разобраться в том, что предстоит  сделать нашему государству в  этой сфере, что уже сделано и  что планируется осуществить  для улучшения медобслуживания  населения.

Общее направление реформ

Сразу скажем: реформа здравоохранения  в Украине уже началась, и ее проведение урегулировано на законодательном  уровне. Говоря об общем направлении  этой реформы, следует обратиться к  Основным концептуальным направлениям реформирования системы здравоохранения, утвержденным постановлением Кабмина  №208 от 17.02.2010. Согласно этому документу, правительство выделяет 12 основных направлений, по которым необходимо реформировать систему здравоохранения. Рассмотрим некоторые из них - прежде всего, те, которые непосредственно  касаются обычных людей.

Особый интерес вызывает разделение медпомощи на первичную, вторичную  и третичную. Первичная - это амбулаторная помощь, предоставляемая врачом общей  практики по месту жительства, вторичная  предоставляется как амбулаторно, так и стационарно врачами  узких специальностей, а третичная - это высокоспециализированная помощь с применением высокотехнологичного оборудования и специализированных медицинских процедур. Если обратиться к Основам законодательства Украины  о здравоохранении, нужно отметить, что существуют также экстренная и паллиативная медпомощь (она предоставляется  для облегчения страданий пациента, когда возможности его радикального лечения исчерпаны).

Такое разделение медпомощи, помимо прочего, означает и различные источники  финансирования. Если первичная помощь полностью должна финансироваться  из бюджета, и тем самым государство  выполняет свои социальные гарантии о бесплатной медицине (ст. 49 Конституции), то услуги вторичной и третичной  должны оплачиваться. Гарантированный  минимум бесплатной медпомощи на сегодняшний день определен постановлением КМУ №955 от 11.07.2002. За исключением  некоторых моментов (например, касающихся семейной медицины, о которой будет  идти речь ниже), он соответствует требованиям  Основных концептуальных направлений  реформирования системы здравоохранения.

Информация о работе Реформы Украины