Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 15:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является региональная дифференциация экономического пространства России: динамика развитий. Задачи курсовой работы:
раскрыть понятие и сущность региональной дифференциация экономического пространства
выявить критерии оценки региональной дифференциации развития
Введение 3
Глава 1 Региональная дифференциация экономического пространства России. 5
1.1 Понятие и сущность региональной дифференциация экономического пространства. 5
1.2 Критерии оценки региональной дифференциации развития. 11
Глава 2 Динамика региональной дифференциации экономического пространства России. 18
2.1 Условия и факторы региональной дифференциации России. 18
2.2 Оценка межрегиональной экономической дифференциации регионов Севера. 22
2.3 Государственное регулирование региональной дифференциации в области доходов населения. 31
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Наименование округа / номер эксперта |
ЦФО |
ЮФО |
СЗФО |
ДВФО |
СФО |
УФО |
ПФО |
1 |
8,122 |
6,034 |
7,055 |
5,866 |
7,024 |
6,223 |
8,199 |
2 |
8,517 |
6,580 |
7,630 |
6,098 |
7,444 |
6,421 |
8,116 |
3 |
8,255 |
6,357 |
7,316 |
6,134 |
7,208 |
6,326 |
8,002 |
4 |
8,690 |
7,004 |
7,365 |
6,539 |
7,509 |
6,589 |
8,668 |
5 |
8,372 |
7,178 |
7,456 |
6,391 |
7,878 |
6,538 |
8,492 |
6 |
8,884 |
6,939 |
7,576 |
6,206 |
6,836 |
6,729 |
8,535 |
7 |
8,064 |
6,534 |
7,020 |
6,305 |
7,120 |
6,261 |
8,057 |
8 |
8,955 |
7,138 |
7,342 |
6,389 |
7,376 |
6,590 |
8,405 |
9 |
8,193 |
6,642 |
7,264 |
6,393 |
7,336 |
6,194 |
7,953 |
10 |
7,875 |
6,441 |
7,405 |
6,017 |
7,231 |
6,487 |
7,802 |
11 |
8,636 |
6,882 |
7,663 |
6,597 |
7,492 |
6,642 |
8,264 |
12 |
7,992 |
6,375 |
7,234 |
6,368 |
7,166 |
6,189 |
8,022 |
13 |
8,355 |
6,589 |
7,259 |
5,003 |
7,743 |
6,552 |
8,195 |
14 |
8,644 |
6,700 |
7,550 |
6,349 |
7,774 |
6,855 |
8,328 |
Далее рассчитаем и сведем в таблицу среднюю оценку по каждому федеральному округу (см. табл. 5).
Таблица 5 - Средняя экспертная оценка основных характеристик федеральных округов РФ16
Наименование округа |
ЦФО |
ЮФО |
СЗФО |
ДВФО |
СФО |
УФО |
ПФО |
Средняя оценка |
8,397 |
6,671 |
7,367 |
6,190 |
7,367 |
6,471 |
8,217 |
На основании рассчитанных средних экспертных оценок вычислим величину максимального размера оплаты труда по данным за 3 квартал 2009 г. (см. табл. 6).
Таблица 6- Максимальный размер оплаты труда17
Наименование округа |
ЦФО |
ЮФО |
СЗФО |
ДВФО |
СФО |
УФО |
ПФО |
Средний МХРОТ |
80 829,53 |
57 756,11 |
89 870,73 |
102 319,2 |
77 727,54 |
83 975,4 |
76 088 |
Рассчитанный нами максимальный размер оплаты труда нельзя назвать идеальным, поскольку экспертная оценка может иметь небольшие погрешности. Однако при определении средней экспертной оценки *********** ******* *********** ******** ************** *******, ** *************** ************, * ***** **** ******* ****** * ********* ******.
Введение такого понятия, как максимальный размер оплаты труда, имеет много положительных сторон, например:
сокращение неравенства в доходах населения России;
сокращение межрегиональной дифференциации в оплате труда, которая вызвана, с одной стороны, природно-климатическими различиями между регионами, а с другой — структурой региональной экономики и межотраслевыми различиями в оплате труда.
В настоящее время в России, на фоне экономического роста, особую остроту приобретает проблема неравномерности развития экономического пространства страны. Усиливается неравномерность распределения доходов по группам населения: богатые люди становятся еще богаче, бедные — еще беднее. Одновременно с этим углубляется неравномерность развития российских регионов. Подобная концентрация богатства в относительно небольших социальных группах и регионах приводит к нарушению социального и регионального равновесия и провоцирует возникновение множества социально-экономических проблем. Значительная социальная и экономическая дифференциация в России ведет также к торможению инновационного развития промышленности и, в первую очередь, ее высокотехнологичных и в целом наукоемких отраслей. Негативные тенденции в российской экономике свидетельствуют также об обострении проблем научно-технологической безопасности России.
Особый интерес представляет вопрос о взаимосвязи траектории экономического роста и неравномерности доходов.
Проблема сопряжения экономического
роста и дивергенции доходов имеет множество
разнообразных аспектов. Так, явление
экономического роста представляет собой типично макроэкономическую
проблему и характеризуется соответствующими
агрегированными статистическими показателями
— валовым внутренним продуктом (ВВП)
и валовым национальным продуктом (ВНП).
Между тем высокие темпы роста ВВП еще
ничего не говорят о том, как живут люди.
Это связано с тем, что множество хозяйствующих
субъектов экономики неоднородно и произведенный
доход может сосредоточиться в небольшой
социальной группе, в то время как остальная
часть населения может не получить ничего.
Возможность локализации всего прироста
ВРП в небольшой социальной группе (регионе)
означает, что высокие темпы экономического
роста могут приходить в противоречие
с ростом благосостояния подавляющего
большинства населения. Соответственно,
высокие темпы экономического роста могут
сопровождаться обогащением контингента
богатого населения (регионов страны)
на фоне обеднения других социальных групп.
В этом случае целесообразность самого
экономического роста может быть поставлена
под сомнение. Наряду с этим возможно и
обратное явление, когда экономический
рост сопровождается выравниванием доходов
и в этом случае социальный эффект от экономического
роста еще больше возрастает.
В настоящей работе объектом исследования
являются регионы в Центральном и Южном
федеральном округах Российской Федерации
(ФОРФ). Именно совокупные результаты экономической
деятельности в регионах определяют средние
для федеральных округов показатели, которые
преимущественно и используются в оценке
эффективности регионального государственного
управления. Очевидно, что различия в темпах
социально-экономического развития регионов
влияют и на конечный, усредненный результат,
как правило, ухудшая достигнутые страной
в целом показатели.
1 Ролз Дж. Теория справедливости: Пер. с англ. / Науч. ред. В.В. Целищева. Изд. 2-е. — М.: Изд-во ЛКИ, 2010. — 536 с.
2 Котов А. В. Постиндустриальная
трансформация: есть ли шанс у северных
регионов России? // Проблемы *********** *********.
2010. * 3 (35) [*********** ******]. ***** *******: http://www.m-economy.ru/art.
3 Гоффе Н. Социальная составляющая региональной политики на Западе // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 4.
4 Лисовский Ю. Южный вопрос и социальные конфликты в Италии. М., 2010
5 Котов А. В. Постиндустриальная
трансформация: есть ли шанс у северных
регионов России? // Проблемы *********** *********.
2010. * 3 (35) [*********** ******]. ***** *******: http://www.m-economy.ru/art.
6 Ефременко Т. Благополучие по стандарту // Российская газета. 13.11.2012. № 253.
7 http://www.minfin.ru/ru/
8 Гранберг А.Основы региональной экономики. М.: Издат. дом ГУ - ВШЭ, 2010.
9 Шилов М.А., Гусев А.Б. Искусственная дотационность регионов как залог единства ****** // ******* ******. 2009. 27 ***.
10 С е л и н В. С. Экономический
и инвестиционный потенциал российского
Севера [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kolasc.net.ru/
11 Гранберг А.Основы региональной экономики. М.: Издат. дом ГУ - ВШЭ, 2010.
12 Шилов М.А., Гусев А.Б. Искусственная дотационность регионов как залог единства России // Капитал страны. 2009. 27 янв.
13 http://www.minfin.ru/ru/
14 Глущенко К.П. Межрегиональная дифференциация темпов инфляции. – М.: РПЭИ, 2010. – 65 с.
15 Глущенко К.П. Межрегиональная дифференциация темпов инфляции. – М.: РПЭИ, 2010. – 65 с.
16 Там же
17 Климов Л. Процесс укрупнения субъектов РФ начался: опыт создания Пермскою края // РЭЖ. 2004. № 7.
Информация о работе Региональная дифференциация экономического пространства России