Региональная инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
Глава 1. УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИИ_______________5
1.1. Региональный инвестиционный механизм: функции, элементы и связи_____________________________________________________________5
1.2. Региональная инвестиционная политика________________________10
1.3. Инструменты воздействия на частные решения в регионе________12
Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ РЕГИОНОВ_______________15
2.1. Стратегия инвестиционной деятельности______________________15
2.2. Предпосылки для привлечения инвестиций______________________18
Глава 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ СИСТЕМА______________________________________________________22
3.1.Формирование региональной структурно-инвестиционной политики_______________________________________________________22
3.2. Методология прогнозирования динамики развития региональной структурно-инвестиционной системы_____________________________25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________31

Файлы: 1 файл

Кур.р. Регион.эк-ка 1.docx

— 81.06 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3

Глава 1. УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В КОМПЛЕКСНОМ  РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИИ_______________5

1.1. Региональный  инвестиционный механизм: функции,  элементы и связи_____________________________________________________________5

1.2. Региональная  инвестиционная политика________________________10

1.3. Инструменты  воздействия на частные решения  в регионе________12

Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ РЕГИОНОВ_______________15

2.1. Стратегия  инвестиционной деятельности______________________15

2.2. Предпосылки  для привлечения инвестиций______________________18

Глава 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ СИСТЕМА______________________________________________________22

3.1.Формирование  региональной структурно-инвестиционной политики_______________________________________________________22

3.2. Методология  прогнозирования динамики развития  региональной структурно-инвестиционной  системы_____________________________25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________31

 

ВВЕДЕНИЕ

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством  роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической  базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.

Исследование проблем  инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической  науки. Это обусловлено тем, что  инвестиции затрагивают самые глубинные  основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных  условиях они выступают важнейшим  средством обеспечения условий  выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в  народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях.

Активизация инвестиционного  процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических  преобразований. По сути, инвестиции определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики.

Особенностью трансформационных  процессов, происходящих в отечественной  экономике, является повышение самостоятельности  и усиления роли регионов РФ в составе  общегосударственного хозяйственного комплекса. За последние десятилетия  резко усилилась дифференциация уровней социально-экономического развития регионов, что было связано, во-первых, с включением механизма  рыночной конкуренции, разделившего регионы  по их конкурентным преимуществам и  недостаткам; обнаружилась также различная  способность адаптации к рыночным условиям регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром. В этих условиях возрастает роль стратегического управления инвестиционной деятельностью в регионе, основной целью которого становится выбор и реализация стратегических приоритетов инвестиционного развития региона на основе современных научных подходов и технологий.

 

Глава 1. УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В КОМПЛЕКСНОМ  РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИИ

1.1. Региональный  инвестиционный механизм: функции,  элементы и связи

Большая роль в решении  эколого-социально-экономических проблем  российских регионов принадлежит инвестициям. Процесс регионализации инвестиционной деятельности обусловлен совокупностью  факторов, определяющих климат инвестирования.

Инвестиционный климат —  весьма сложное и многомерное  понятие. Как правило, под инвестиционным климатом понимают обобщающую характеристику совокупности экологических, социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику региона. В отдельных регионах России это: обеспеченность природными ресурсами, различные уровни научно-производственного, экспортного, кадрового потенциала, развитость производственной и социально-бытовой  инфраструктуры, продвинутость экономических  реформ.

Цивилизованное развитие рынка и предпринимательства  предполагает эколого-социальную направленность развития экономики, ориентируя на это  инвестиционную деятельность. Для этого  необходима новая система комплексного регионального управления и регулирование  инвестиционных процессов.

Для России на современном  этапе развития экономики требуется  построение четкого механизма работы инвестиционных процессов, который  должен быть направлен на повышение  качества жизни человека и окружающей среды. Необходимо предпринять меры прямого государственного вмешательства  в управление инвестициями в Российской Федерации, поскольку ничем не регулируемое движение финансовых потоков обеспечивает утечку инвестиций из жизнеобеспечивающих  и промышленно важных отраслей, что ведет к диспропорции развития регионов.

Функция регионального механизма  инвестирования заключается в определении  и реализации целей инвестирования на конкретной территории в соответствии со сложившимися эколого-социально-экономическими условиями хозяйствования и потребностями  расширенного воспроизводства на основе экономико-организационно-правовых средств  и стимулов активизации инвестиций.

С точки зрения процедуры  выбора инвестиционные решения относятся  к числу наиболее сложных. Они  основаны на многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, зачастую разнонаправленных. Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Чем сложнее  ситуация в регионе, тем в большей  степени опыт и интуиция инвестора  должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата.

Рынок не имеет совершенных  регуляторов инвестиционной активности. Необходим механизм государственного регулирования приоритетов и  стабильности инвестиций посредством  поддержки высокого уровня занятости, стимулирования социально-экономического роста и эколого-индустриального  развития и, соответственно, создания благоприятного инвестиционного климата  в регионах.

Для России необходимо гармоничное  сочетание общефедеральных и  региональных инвестиционных интересов  с хозяйственными интересами предприятий (организаций) и жизнеобеспечивающими интересами граждан. С другой стороны, сама региональная инвестиционная политика формируется под воздействием государственных  и региональных органов власти путем  принятия инвестиционных решений, обеспечивающих достижение установленных целей  в эколого-социально-экономическом  развитии на определенном этапе функционирования региона.

Полиструктурность, т. е. множественность  структурной организации, является качественным свойством региона. Даже если исследуется только инвестиционный процесс региона, то необходимо учитывать  его взаимосвязи с другими  региональными подсистемами. Схема  функционирования региона включает в себя как минимум три взаимосвязанных  блока: «экономика», «население», «природная среда». Устройство регионального блока  «экономика» в большей степени  зависит от организации национальной экономической системы, в том  числе инвестиционных процессов.

Рис. 1. Схема функционирования региона

В административно-плановой системе управления отдельный регион представлял собой всего часть  национальной экономики и в гораздо  меньшей мере — экономическую  подсистему (региональный хозяйственный  комплекс). Внутренние материальные и  финансовые связи региона были слабее внешних связей, регулируемых общегосударственным  планированием. Основные параметры  инвестиционного процесса региона  определялись государственным планом и политикой федеральных ведомств, но не региональными потребностями. Денежные доходы предприятий и населения, с одной стороны, жестко регулировались центром (перераспределение финансовых ресурсов и нормирование заработной платы), а с другой стороны, имелись  сильные ограничения в реализации доходов из-за централизованного  распределения и дефицита большей  части средств производства и  потребительских благ. Поэтому изменение  доходов мало влияло на объемы производства, потребления и инвестиций. Соответственно инвестиционный механизм региона представлял  собой слабосвязанную экономическую  подсистему.

В рыночной системе управления в сочетании с реальным федерализмом каждый регион становится экономической  подсистемой с сильной взаимосвязанностью своих основных элементов. Здесь  значительно возрастает влияние  доходов и платежеспособного  спроса на региональное производство, на потребление и инвестиции, а  также на развитие социальной сферы  и охрану окружающей среды. Межрегиональный  обмен осуществляется на рыночной основе, соответственно регион как рынок  инвестиций испытывает влияние внешних  конкурирующих дополняющих рынков товаров, труда, капитала.

Элементы и связи регионального  инвестиционного механизма в  плановой и рыночной экономике совпадают, но существенно различается сила и качество связей между элементами регионального инвестиционного  механизма и внешней экономической  средой.

На рисунке 2 изображена схема  укрупненных элементов и связей регионального инвестиционного  механизма, которая объединяет воспроизводственные  инвестиционные процессы, осуществляемые в регионе: воспроизводство регионального  продукта, основного капитала, природных  ресурсов, человеческого капитала и  т. д. Она охватывает движение материальных, финансовых потоков между основными  агентами экономики региона: предприятиями, домашними хозяйствами, государственными учреждениями. Известно, что большая  часть финансовых потоков проходит через региональный и местный  бюджеты и внебюджетные фонды. Доходы бюджета субъектов федерации  складываются из налогов от предприятий, природных ресурсов и населения, а также из поступлений федерального бюджета (субвенций, трансфертов и  т.п.). Часть валового регионального  продукта поглощается конечным потреблением населения, а часть представляет собой накопление инвестиционных ресурсов, которые инвестируются в реальный сектор экономики через посредство финансового сектора, в социальную сферу, в охрану окружающей среды.

Рис. 2. Схема укрупненных  элементов и связей регионального  инвестиционного механизма в  комплексном развитии регионов

Как видно из схемы представленной на рисунке, регион как подсистема национальной экономики имеет экономические  связи с федеральными регулирующими  системами, с другими регионами  и внешним миром. Отношения между  регионами и внешним миром  являются преимущественно торговыми, хотя в последнее время регионы  становятся непосредственными участниками  межрегионального и международного рынков инвестиционных, кредитных ресурсов, ценных бумаг. Даже если заказчиком проекта  выступает федеральная организация, соответствующие инвестиционные связи  рассматриваются как межрегиональные. Федеральный центр выступает  непосредственным участником инвестиционных отношений с регионами в финансовой сфере: в форме межбюджетных трансфертов, прямых расходов федерального бюджета  на территориях регионов, предоставления регионам целевых кредитов, покупки-продажи  федеральных и региональных ценных бумаг и др. Регулирование таких  финансовых взаимоотношений является одним из важных направлений региональной инвестиционной политики.

 

1.2. Региональная  инвестиционная политика

Федеральная инвестиционная политика должна стать основой для  разработки региональных инвестиционных политик с учетом специфики регионов. В свою очередь на их основе должны разрабатываться федеральные и  региональные программы. Такая система  будет способствовать достижению поставленных целей в период проведения экономических  реформ в России. Следовательно, необходима четкая инвестиционная вертикаль по бюджетам всех уровней с прикреплением  к ним статей доходов, с одной  стороны, и контролем за целевым  использованием инвестиционных трансфертов, с другой.

Финансирование целевых  программ и отдельных инвестиционных проектов в экономике возможно осуществлять на долевых началах государственными, муниципальными и коммерческими  структурами, в федерально-региональном разрезе с подключением частного отечественного и зарубежного капитала на конкурсной основе. Безусловно, из всех названных источников финансирования инвестиций основными должны быть собственные  средства организаций в форме  накопленной амортизации, прибыли, оставшейся в их распоряжении, а  также привлеченные средства коммерческих структур и частного капитала в форме  кредитов, займов, долевого участия  и прочего финансирования.

Возможно, необходимо создание рыночных институтов и внебюджетных региональных фондов целевой поддержки  инвестиционных проектов как один из способов аккумулирования и распределения  финансовых ресурсов, способствующий достижению целей региональной инвестиционной политики.

Информация о работе Региональная инвестиционная политика