Региональная инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
Глава 1. УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИИ_______________5
1.1. Региональный инвестиционный механизм: функции, элементы и связи_____________________________________________________________5
1.2. Региональная инвестиционная политика________________________10
1.3. Инструменты воздействия на частные решения в регионе________12
Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ РЕГИОНОВ_______________15
2.1. Стратегия инвестиционной деятельности______________________15
2.2. Предпосылки для привлечения инвестиций______________________18
Глава 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ СИСТЕМА______________________________________________________22
3.1.Формирование региональной структурно-инвестиционной политики_______________________________________________________22
3.2. Методология прогнозирования динамики развития региональной структурно-инвестиционной системы_____________________________25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________31

Файлы: 1 файл

Кур.р. Регион.эк-ка 1.docx

— 81.06 Кб (Скачать файл)

- деловой климат: уровень  деловой активности, уровень местного  налогообложения, политика местной  власти по отношению к бизнесу  и другие факторы. 

Инвесторы всегда тщательно  изучают инвестиционный потенциал  территории, но прежде всего его  должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в  каком направлении будет развиваться  экономика муниципального образования, т.е. иметь стратегический план развития, который может быть продемонстрирован  инвесторам.

Подход к поиску и привлечению  инвесторов на территорию в настоящее  время существенно отличается от советского периода, когда такие  решения принимались на уровне Госплана. Сейчас же этот процесс носит стихийный  характер и его результат во многом зависит от случайных факторов. Здесь  происходит то же, что и на товарном рынке: выигрывает тот, кто предложит  лучший товар за меньшую цену.

Придание процессу привлечения  инвесторов на территорию системного характера требует использования  современных маркетинговых технологий. Одним из шагов к достижению поставленной цели может стать создание регионального  инвестиционного комплекса.

Инвестиционный комплекс - совокупность организационных структур, нормативных документов, технологий, кадровых ресурсов, методик, механизмов и инструментов, применяемых в  целях привлечения капиталов  и реализации инвестиционных проектов и программ.

Организационные структуры  представлены органами государственного управления на уровне субъектов Федерации, его функциональных подразделений, специально учреждённых и существующих дочерних, и зависимых предприятий  и учреждений, а также сетью  аккредитованных государственных  и негосударственных юридических  лиц - участников финансового, фондового  и других рынков.

Весь этот набор хозяйственных  и некоммерческих юридических лиц  действует в инвестиционной системе  в рамках нормативных документов, регламентирующих процесс заимствований  и инвестирования, планируемый, направляемый и контролируемый организационными структурами инвестиционного комплекса.

Организационные структуры  комплекса добиваются целей и  решают задачи инвестиционной системы, используя в своей работе технологии различных отраслей деятельности - финансовые, рынка ценных бумаг, правовые, управленческие, информационные, маркетинговые, логистические, торговые, оценочные, научные  и другие.

Весь процесс инвестиционной деятельности осуществляется обученными и практически владеющими применяемыми технологиями комплекса кадровыми  ресурсами. Инвестиционная система, как  сложный комплекс отраслей представляет собой интеллектуально трудоёмкую сферу экономики региона, потребляющую высокоразвитые продукты научно-исследовательской  деятельности - методики управления источниками  привлечения капиталов, процессами и объектами их вложений.

Финансирование проектов не понимается организационными структурами  инвестиционного комплекса в  узком понимании, как перевод  денежных средств от инвестора к  заёмщику. Прежде всего финансирование проектов в рамках инвестиционной системы - это сложная высокотехнологичная процедура сопровождения проектов с целью высокой гарантированности соблюдения параметров затрат, сроков и качества реализации проектов.

Организационная модель функционирования инвестиционного комплекса базируется на порядке и процедурах отбора, финансирования и контроля за реализацией  инвестиционных проектов.

Анализ научных публикаций по проблеме формирования инвестиционной политики позволяет сформулировать ряд основных направлений ее реализации на региональном уровне:

- формирование благоприятного  инвестиционного климата; 

- поиск источников финансирования  структурных преобразований;

- повышение роли собственных  источников финансирования предприятиями  инвестиционных проектов;

- усиление контроля со  стороны региональных властей  за целевым использованием средств  из регионального бюджета, направляемых  на инвестирование;

- снижение инвестиционных  рисков и т.д. 

Немаловажное значение при  этом имеет проведение инвестиционной политики с учетом специфических  условий, а также стремление регионов использовать свои сравнительные преимущества для привлечения как отечественных, так и иностранных инвесторов.

Использование вышеназванных  инструментов позволит не только сформировать благоприятный инвестиционный климат, но и реализовать инвестиционную политику, которая должна быть направлена как на поиск наиболее эффективных  источников финансирования, так и  на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и научного потенциала.

 

Глава 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ СИСТЕМА

3.1. Формирование региональной структурно-инвестиционной политики

Структурно-инвестиционная политика региона - система мер государственного регионального воздействия на целенаправленную перестройку структуры промышленного  производства путем направления  инвестиций в соответствующие отрасли, предприятия и отдельные производства с целью достижения стабильного  экономического роста.

Содержанием истинно государственной  структурно-инвестиционной политики региона  должно стать:

-в условиях разработки  региональной антикризисной стратегии  - сохранение промышленного потенциала, в том числе, посредством управления  процессом формирования инвестиционного  потенциала;

-в условиях переходной, растущей экономики - улучшение  структуры и качественного состояния  промышленного потенциала, в том  числе посредством управления  процессом формирования инвестиционного  потенциала; активизация процессов  воспроизводства мощностей; увеличение  доли «новых» (в возрасте до 7 лет) производственных мощностей  в их общем объеме в промышленности; развитие фондообразующих отраслей, в первую очередь машиностроения; создание опорных производств,  которые формировали бы будущий  структурный образ народного  хозяйства региона, служили точками  роста экономики, стимулом для  коммерческих инвестиций в смежные  отрасли и производства.

Формирование эффективной  региональной структурно-инвестиционной политики, направленной на активизацию  инвестиционной деятельности, с целью  структурного, социально-экономического развития экономики возможно в результате всесторонне проработанных существующих концепций государственного управления структурно- инвестиционным процессом.

Основными концепциями государственного регулирования инвестиционной деятельности в мировой теории и практике являются: Кейнсианская концепция; Монетризм; Теория экономики предложения; Структурализм; Современные системы экономического регулирования; Концепция регулирования  прямых иностранных инвестиций в  экономически развитых странах.

Анализ вышеперечисленных  концепций позволяет утверждать, что при разработке государственной  региональной структурно-инвестиционной политики необходимо учитывать различные  теоретические рекомендации, эффективность  применения которых зависит от полноты  учета особенностей сложившейся  конъюнктуры, комплексности и последовательности предпринимаемых мер экономического регулирования.

Современная инвестиционная политика России включает рекомендации различных научных школ, направлений  и трактуется как - комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий  для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения  эффективности производства и реализации задач социального развития.

Одним из актуальных инструментов структурно-инвестиционного развития регионов является создание особых экономических  зон - промышленно-производственных; технико-внедренческих. Особые экономические зоны создаются  в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных  отраслей, производства новых видов  продукции.

Принимая во внимание необходимость  проведения структурных преобразований, посредством активизации инвестиционной деятельности, региональные органы власти должны проявлять значительную активность в управлении региональными инвестиционными  процессами. Так, работа органов государственной  региональной власти по управлению структурно-инвестиционным развитием региона должна состоять из комплекса взаимоувязанных, последовательных направлений деятельности: формирование стратегии инвестиционного развития региона (структурный элемент комплекса); разработка региональной инвестиционной политики; разработка и практическое использование механизма управления региональной инвестиционной стратегией; разработка и реализация региональной инвестиционной программы.

Очевидно, что для эффективного управления региональным структурно-инвестиционным развитием, необходим максимально  возможный учет всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделении главного и существенного, определении характера связи  между аспектами, свойствами, характеристиками, т.е системный подход.

Региональная структурно-инвестиционная система – это организационная  социально-экономическая система, представляющая собой целостную совокупность взаимосвязанных  элементов и подсистем (материальные ресурсы, средства производства, денежные накопления, объекты интеллектуальной собственности - инвестиционные ресурсы, инвесторы, финансово-кредитные и  инвестиционные учреждения, заказчики  и исполнители работ – субъекты инвестиционной деятельности; управленческие структуры и системы управления, системы норм и правил и др.), целенаправленных на активизацию инвестиций в основной капитал в таких видах экономической  деятельности промышленного производства, которые обеспечат устойчивое социально-экономическое  развитие как региона, так и государства  в целом.

Будучи системой, РСИС подчиняется  общим законам и закономерностям, свойственным им. Эти закономерности необходимо знать для того, чтобы  можно было строить такие РСИС с позиции регионального управления, которые выполняют свои функции  и соответствуют своим целям. Так, к основным закономерностям  РСИС можно отнести: закономерности взаимодействия частей и целого (целостность, интегративность); закономерности иерархической упорядоченности (коммуникативность, иерархичность); закономерности функционирования и развития (историчность, самоорганизация); закономерности осуществимости (эквифинальность, закон «необходимого разнообразия», потенциальная эффективность).

В условиях нарастающей интеграции экономических процессов, их многоуровневой иерархичности, динамичности, стохастичности, не линейности и т.д., необходимы адекватные реальной действительности инструменты  исследования.

 

3.2. Методология  прогнозирования динамики развития  региональной структурно-инвестиционной  системы

На основе анализа современных  методов прогнозирования экономических  систем разработана методология  как статистического, так и сценарно-административного  пассивного, активного и целевого прогнозирования динамики развития региональной структурно-инвестиционной системы, отражающая новые принципы формирования региональных инвестиционных программ.

Методология когнитивного анализа  региональной структурно инвестиционной системы включает следующие этапы.

Первый этап «Погружение  в проблему (идентификация проблемы), формулировка цели и задач исследования РСИС»;

Второй этап «Теоретическое изучение РСИС, с позиции поставленной цели»;

Третий этап «Практическое  изучение процессов, с позиции поставленной цели».

На первом этапе прогнозирования  необходимо систематизировать фактическую  статистическую информацию за последние 5-10 лет: о динамике инвестиционного  и промышленного развития региона, показателей труда и занятости  региона, валового регионального продукта.

Источниками информации, перечня  базовых показателей и их значений в рамках вышеперечисленной структуры, являются ежегодные отчетные данные территориального органа Федеральной  службы государственной статистики.

На втором этапе прогнозирования  разрабатывается статистический пассивный  прогноз, посредством информационной системы Microsoft Excel. Так, используя регрессионный  анализ, необходимо продолжить линии  трендов в диаграммах иллюстрирующих структурно-инвестиционное развитие региона  за пределы реальных данных для предсказания будущих значений.

Статистический пассивный  прогноз отражает линии трендов  на последующие от 3 до 5 лет, в разрезе  следующих показателей: инвестиционного  и промышленного развития региона, труда и занятости региона, валового регионального продукта.

На третьем этапе прогнозирования  необходимо разработать предварительный  вариант сценарно-административного  пассивного прогноза (с обратной связью) РСИС, данный прогноз формируется  в рамках первого этапа ежегодных  прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Региональная инвестиционная политика