Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:45, курсовая работа
Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
Глава 1. УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИИ_______________5
1.1. Региональный инвестиционный механизм: функции, элементы и связи_____________________________________________________________5
1.2. Региональная инвестиционная политика________________________10
1.3. Инструменты воздействия на частные решения в регионе________12
Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ РЕГИОНОВ_______________15
2.1. Стратегия инвестиционной деятельности______________________15
2.2. Предпосылки для привлечения инвестиций______________________18
Глава 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ СИСТЕМА______________________________________________________22
3.1.Формирование региональной структурно-инвестиционной политики_______________________________________________________22
3.2. Методология прогнозирования динамики развития региональной структурно-инвестиционной системы_____________________________25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________31
Региональная инвестиционная
политика — это система целевых
ориентиров, определяющих направление
инвестиций, и принятия инвестиционных
решений, которые в условиях рыночных
отношений направлены на обеспечение
целенаправленного эколого-
Поскольку региональная инвестиционная
политика направлена на реализацию структурных
преобразований, то уместно использовать
более общее понятие —
Инвестиции формируют
производственный потенциал регионов
на новой научно-технической базе,
создают конкурентоспособную
1.3. Инструменты
воздействия на частные
В экономике региона в рыночных условиях, как правило, подавляющая часть инвестиций — это частные капиталовложения. Инструменты воздействия на частные инвестиционные решения можно разделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.
Рис. 3. Классификация инструментов воздействия на частные инвестиционные решения в регионе
Такая классификация может
стать основой построения системы
информационного обеспечения
К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общий инвестиционный климат, а именно оказывающие воздействие на региональные инвестиционные риски, на темпы роста экономики региона, на демографическую ситуацию и экологическую обстановку. Согласно постулатам экономической теории ключевыми макроэкономическими параметрами инвестиций являются реальная процентная ставка в регионе и темп роста экономики региона, которые определяются комплексом мер бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, свойственных национальной политике в целом. К таким мерам относятся уровень дефицита бюджета и способы его финансирования, инфляция и номинальная ставка, а также инвестиции естественных монополий, как частных, так и государственных.
К микроэкономическим относятся
меры, воздействующие на отдельные
составляющие инвестиций или на отдельные
отрасли регионального
Институциональные инструменты
позволяют достичь координации
инвестиционных программ частных инвесторов
и обеспечиваются органами государственного
управления, ответственными за инвестиционную
политику, объединениями
Одним из важнейших условий
эффективного функционирования регионального
инвестиционного механизма
Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ИНВЕСТИЦИОН-НАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ РЕГИОНОВ
2.1. Стратегия инвестиционной деятельности
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.
Государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.
Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиции.
Вместе с тем в РФ есть ряд проблем, касающихся условий предпринимательства, решить которые можно только в процессе длительного институционального развития и осуществления структурных реформ. Среди них - отсутствие независимых судов, высокий уровень коррупции и низкий уровень корпоративной культуры. По данным исследований, считается что:
- 71% иностранных компаний считают главным препятствием для инвестиций коррупцию,
- 66 % - административные барьеры,
- 56% - избирательное толкование и применение законов,
- 51% - непрозрачность и
противоречивость
- 29% - конфликт между государством и бизнесом.
Таким образом, одним из главных стратегических направлений в реализации государственной стратегии по привлечению инвестиций является завершение формирования законодательной базы по проблемам международного инвестиционного сотрудничества. Это будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, что обеспечит перспективы роста отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Немаловажной является и работа над улучшением инвестиционного имиджа России, который формируется СМИ. Именно неудовлетворительный медиа-имидж России является, по мнению аналитиков, еще одним сдерживающим фактором для притока инвестиций в страну.
Децентрализация государственного
управления экономикой страны привела
к повышению значимости регионального
уровня регулирования экономических
процессов. Различия в социально-экономическом
развитии каждого региона диктуют
необходимость формирования сбалансированной
стратегии инвестиционной деятельности.
Органы местного самоуправления должны
стимулировать и регулировать инвестиционные
процессы, формировать благоприятные
условия для привлечения
В долгосрочной перспективе
региональные инвестиционные программы
должны способствовать снижению социально-экономической
дифференциации регионов, должны быть
ориентированы на самостоятельное
развитие регионов. Для этого необходимо
не просто предоставлять депрессивным
регионам субвенции из федерального
бюджета, а именно осуществлять инвестиции
в их реальный сектор, формировать
условия и стимулы для
В плане перераспределения
финансовых ресурсов необходимо исходить
из того, что государство должно
не "обирать" более богатые
территории в пользу бедных, а стремиться
к разумному компромиссу между
поддержкой депрессивных регионов и
созданием благоприятных
Ключевой проблемой
Если говорить о крупномасштабных источниках финансирования капитальных вложений в регионах, то в первую очередь можно назвать прямые и частные иностранные инвестиции. Однако надо отметить, что приток иностранных инвестиций в региональную экономику в последние годы нестабилен. Это обусловлено рядом причин. Несовершенство экономического законодательства, высокий уровень налогообложения, большие политические риски, отсутствие системы гарантирования и страхования иностранных инвестиций, слабая защищенность личности и собственности инвесторов - таков не полный перечень причин нежелания иностранных инвесторов вкладывать свои финансовые средства в развитие российской экономики и региональную экономику в частности.
Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности - это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но шаг - это всего лишь шаг: после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью - ключевой вопрос текущего момента.
2.2. Предпосылки для привлечения инвестиций
Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки.
К объективным предпосылкам относятся те реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов. Это инвестиционные ресурсы, совокупность которых составляет инвестиционный потенциал территории. К субъективным факторам относится собственно деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала или муниципальный маркетинг.
Инвестиционный потенциал территории могут составлять:
- выгодное географическое положение;
- транспортная доступность;
- наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов: сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.;
- состояние окружающей природной среды;
- уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;
- «цена» рабочей силы;
- наличие квалифицированных
кадров, научно-техническая, проектная,
- уровень и качество
жизни населения, емкость