Региональная инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
Глава 1. УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИИ_______________5
1.1. Региональный инвестиционный механизм: функции, элементы и связи_____________________________________________________________5
1.2. Региональная инвестиционная политика________________________10
1.3. Инструменты воздействия на частные решения в регионе________12
Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ РЕГИОНОВ_______________15
2.1. Стратегия инвестиционной деятельности______________________15
2.2. Предпосылки для привлечения инвестиций______________________18
Глава 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ СИСТЕМА______________________________________________________22
3.1.Формирование региональной структурно-инвестиционной политики_______________________________________________________22
3.2. Методология прогнозирования динамики развития региональной структурно-инвестиционной системы_____________________________25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________31

Файлы: 1 файл

Кур.р. Регион.эк-ка 1.docx

— 81.06 Кб (Скачать файл)

Региональная инвестиционная политика — это система целевых  ориентиров, определяющих направление  инвестиций, и принятия инвестиционных решений, которые в условиях рыночных отношений направлены на обеспечение  целенаправленного эколого-социально-экономического развития регионов и их внутренних хозяйствующих субъектов в режиме расширенного воспроизводства, при условии повышения доли частных и внешних инвестиций, а также средств акционерных накоплений в их общегосударственном объеме.

Поскольку региональная инвестиционная политика направлена на реализацию структурных  преобразований, то уместно использовать более общее понятие — структурно-инвестиционная политика. Определяющее влияние на инвестиционные процессы в регионе  оказывает финансовое состояние  хозяйствующих в нем субъектов, так как это первичная мотивация  к вложению средств, нижняя граница  масштабов инвестиционной деятельности региона. Более же крупными влияющими  факторами на инвестиционную активность в регионе являются политические ожидания, экологическая обстановка и экономическая конъюнктура  рынка инвестиций, в том числе  динамика инфляционного процесса, уровень  налогообложения, ставка рефинансирования инвестиций, конкурентоспособность  продукции, уровень монополизма  в инвестиционной сфере. Таким образом, инвестиционная активность стимулируется  через рост реализуемых инвестиционных ресурсов и эффективность их использования  в приоритетных секторах материального  производства и социальной сферы, которые  определяют процесс расширенного воспроизводства, темпы экономического роста региона.

Инвестиции формируют  производственный потенциал регионов на новой научно-технической базе, создают конкурентоспособную продукцию  и способствуют поддержанию неэффективных, но социально-значимых отраслей экономики. Следовательно, одной из задач инвестиционной политики является анализ, прогнозирование  пропорций в отраслевом и региональном разделении труда, уровня жизни и  социальной защиты населения, динамики воспроизводственных процессов  в экономике и окружающей природной  среде, структуры основного капитала, а также финансового положения  регионов для оценки их инвестиционного  потенциала.

1.3. Инструменты  воздействия на частные решения  в регионе

В экономике региона в  рыночных условиях, как правило, подавляющая  часть инвестиций — это частные  капиталовложения. Инструменты воздействия  на частные инвестиционные решения  можно разделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

Рис. 3. Классификация инструментов воздействия на частные инвестиционные решения в регионе

Такая классификация может  стать основой построения системы  информационного обеспечения управления инвестиционными процессами в комплексном  развитии регионов.

К макроэкономическим относятся  инструменты, определяющие общий инвестиционный климат, а именно оказывающие воздействие  на региональные инвестиционные риски, на темпы роста экономики региона, на демографическую ситуацию и экологическую  обстановку. Согласно постулатам экономической  теории ключевыми макроэкономическими  параметрами инвестиций являются реальная процентная ставка в регионе и  темп роста экономики региона, которые  определяются комплексом мер бюджетно-налоговой  и денежно-кредитной политики, свойственных национальной политике в целом. К  таким мерам относятся уровень  дефицита бюджета и способы его  финансирования, инфляция и номинальная  ставка, а также инвестиции естественных монополий, как частных, так и государственных.

К микроэкономическим относятся  меры, воздействующие на отдельные  составляющие инвестиций или на отдельные  отрасли регионального хозяйственного комплекса. Они включают в себя налоговые  ставки и налоговые льготы, правила  и нормы амортизации, правила  аренды, гарантии, льготные кредиты, социальные льготы, рентные платежи, природоохранные  мероприятия и др.

Институциональные инструменты  позволяют достичь координации  инвестиционных программ частных инвесторов и обеспечиваются органами государственного управления, ответственными за инвестиционную политику, объединениями предпринимателей, региональными инвестиционными  системами. В зависимости от имеющихся  у региональных органов власти возможностей и конкретных условий и уровня социально-экономического развития региона  такие механизмы могут принимать  различную форму их реализации —  от организуемых государством институциональных  единиц поддержки отдельных отраслей и направлений хозяйственной  деятельности региона до политических и неформальных контактов. Важна  также информационная и консультационная функция региональных органов власти в реализации инвестиционной политики, а также контроль финансовой системы  региона, которая включает в себя деятельность банков, страховых организаций  и прочих финансовых институтов, работу по укреплению доверия к долгосрочным обязательствам и вложениям у  предпринимательских и финансовых структур. В большинстве регионов России сформировались общие элементы институционального инструментария управления региональной инвестиционной политикой, к которым относятся: правовое обеспечение, информационное обеспечение, институциональное  обеспечение. В более конкретном выражении организационно-правовые мероприятия на уровне региона могут  включать вопросы: правовой защиты и  защиты от рисков (система гарантий), определения приоритетности объектов региональной экономики для инвестирования. Кроме того, поддержка этих объектов со стороны региональной власти (льготное кредитование, временное освобождение от местных налогов, возможность использования сырьевых ресурсов по более низким ценам и т.п.). Информационное обеспечение подразумевает наличие специализированных баз данных и официальные издания для потенциальных инвесторов об объектах, которые предполагаются для инвестирования; об инвестиционных объектах, которые получили финансирование. Институциональное обеспечение предполагает наличие единого органа, который нес бы ответственность за разработку и реализацию региональной инвестиционной политики; координацию взаимосвязей субъектов инвестиционных процессов; за формирование информационно-методической и правовой базы инвестирования на уровне региона.

Одним из важнейших условий  эффективного функционирования регионального  инвестиционного механизма является обеспечение легитимности действия государственных регуляторов, закрепление  методов воздействия на инвестиционные процессы в регионах в соответствии с действующими законодательными актами и принятыми программами целевого развития, при обязательном наличии  жестких условий их реализации.

 

Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ИНВЕСТИЦИОН-НАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ РЕГИОНОВ

2.1. Стратегия  инвестиционной деятельности

Проблема инвестиций в  нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Российский рынок - один из самых привлекательных  для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых. При этом иностранные инвесторы  ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для  указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми  необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе  мы можем рассчитывать на изменение  ситуации в российской экономике  в лучшую сторону.

Огромное значение для  России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиции.

Вместе с тем в РФ есть ряд проблем, касающихся условий  предпринимательства, решить которые  можно только в процессе длительного  институционального развития и осуществления  структурных реформ. Среди них - отсутствие независимых судов, высокий уровень  коррупции и низкий уровень корпоративной  культуры. По данным исследований, считается  что:

- 71% иностранных компаний  считают главным препятствием  для инвестиций коррупцию, 

- 66 % - административные барьеры, 

- 56% - избирательное толкование  и применение законов, 

- 51% - непрозрачность и  противоречивость законодательства,

- 29% - конфликт между государством  и бизнесом.

Таким образом, одним из главных  стратегических направлений в реализации государственной стратегии по привлечению  инвестиций является завершение формирования законодательной базы по проблемам международного инвестиционного сотрудничества. Это будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, что обеспечит перспективы роста отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Немаловажной является и работа над улучшением инвестиционного имиджа России, который формируется СМИ. Именно неудовлетворительный медиа-имидж России является, по мнению аналитиков, еще одним сдерживающим фактором для притока инвестиций в страну.

Децентрализация государственного управления экономикой страны привела  к повышению значимости регионального  уровня регулирования экономических  процессов. Различия в социально-экономическом  развитии каждого региона диктуют  необходимость формирования сбалансированной стратегии инвестиционной деятельности. Органы местного самоуправления должны стимулировать и регулировать инвестиционные процессы, формировать благоприятные  условия для привлечения необходимого объема инвестиций в промышленность региона.

В долгосрочной перспективе  региональные инвестиционные программы  должны способствовать снижению социально-экономической  дифференциации регионов, должны быть ориентированы на самостоятельное  развитие регионов. Для этого необходимо не просто предоставлять депрессивным регионам субвенции из федерального бюджета, а именно осуществлять инвестиции в их реальный сектор, формировать  условия и стимулы для постепенного перехода от пассивного использования  финансовой помощи центра к поддержке  конкурентоспособных производств, пополняющих доходы региональных бюджетов. Кроме того, желательно не выделение "рассеянных" инвестиций, а формирование "региональных полюсов роста", которые смогли бы стать локомотивами экономического роста. В связи с  этим необходимо выявление конкурентных преимуществ территорий, определение перспективных отраслей экономики в   каждом регионе.

В плане перераспределения  финансовых ресурсов необходимо исходить из того, что государство должно не "обирать" более богатые  территории в пользу бедных, а стремиться к разумному компромиссу между  поддержкой депрессивных регионов и  созданием благоприятных условий  для развития всех регионов. Таким  образом, целью должна стать разработка комплексной территориально-отраслевой инвестиционной программы, способной  обеспечить развитие всей российской экономики за счет быстрого, пропорционального  и технологически сбалансированного  развития регионов.

Ключевой проблемой инвестиционной политики практически для всех регионов стал поиск источников финансирования. Теоретически существует довольно много  потенциальных вариантов привлечения  капитала в региональные инвестиционные проекты. Однако в настоящее время  заметную роль в инвестиционном процессе способны сыграть лишь некоторые. Несмотря на то, что в большинстве субъектов  Российской Федерации бюджетная  ситуация остается весьма напряженной, пожалуй, одним из наиболее реальных источников финансирования являются собственные  средства региональных бюджетов. Опыт последних лет показал, что рассчитывать на финансовую поддержку региональных инвестиционных проектов со стороны  федерального бюджета не приходится. Ряд регионов активно инвестировал собственные денежные средства в  развитие регионального хозяйства. Необходимо оговориться, что речь идет, прежде всего, о крупных финансовых центрах, а также о территориях, где промышленность имеет ярко выраженную экспортную ориентацию. Это города Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия) и другие.

Если говорить о крупномасштабных источниках финансирования капитальных  вложений в регионах, то в первую очередь можно назвать прямые и частные иностранные инвестиции. Однако надо отметить, что приток иностранных инвестиций в региональную экономику в последние годы нестабилен. Это обусловлено рядом причин. Несовершенство экономического законодательства, высокий уровень налогообложения, большие политические риски, отсутствие системы гарантирования и страхования иностранных инвестиций, слабая защищенность личности и собственности инвесторов - таков не полный перечень причин нежелания иностранных инвесторов вкладывать свои финансовые средства в развитие российской экономики и региональную экономику в частности.

Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности - это дополнительные средства, позволяющие  сделать шаг к выходу из кризиса. Но шаг - это всего лишь шаг: после  него инвестиционная привлекательность  остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные  шаги. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения  инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью - ключевой вопрос текущего момента.

 

2.2. Предпосылки  для привлечения инвестиций

Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так  и субъективные условия и предпосылки.

К объективным предпосылкам относятся те реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес  для инвесторов. Это инвестиционные ресурсы, совокупность которых составляет инвестиционный потенциал территории. К субъективным факторам относится  собственно деятельность муниципальной  власти по раскрытию этого потенциала или муниципальный маркетинг.

Инвестиционный потенциал  территории могут составлять:

-  выгодное географическое  положение; 

-  транспортная доступность; 

- наличие достаточных  и высокоэффективных природных  ресурсов: сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.;

-  состояние окружающей  природной среды; 

-  уровень развития  производственной и социальной  инфраструктуры;

-  «цена» рабочей силы;

- наличие квалифицированных  кадров, научно-техническая, проектная,  образовательная база;

- уровень и качество  жизни населения, емкость потребительского  рынка; 

Информация о работе Региональная инвестиционная политика