Региональная инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть региональную инвестиционную политику, ее принципы, деятельность, инструменты и различные особенности. Ключевым направлением инвестиционной деятельности, т.е. объектом, в контексте РИП является ориентированная направленность инвестиций в объекты, соответствующие приоритетным направлениям развития того или иного региона, формирование благоприятного инвестиционного климата а также вопросы налоговой и финансово-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования инвестиционной политики
1.1 Инвестиционная политика: понятие, её объекты и субъекты ……………5
1.2 Методы инвестиционной политики в регионе ……………………………8
1.3 Принципы и инструменты региональной инвестиционной политики…..11
Глава 2. Проблемы формирования региональной инвестиционной политики ……………………………………………………………………………………..15
Глава 3. Особенности регулирования региональной инвестиционной политики …………………………………………………………………………………….21
Глава 4. Реализация инвестиционной политики в регионах Российской Федерации………………………………………………………………………..25
Практическое задание по теме: «Анализ и оценка инвестиционных проектов с целью их отбора для финансирования»…………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………50
Библиографический список литературы……………………………………….52

Файлы: 1 файл

инвестиции мой курсовикr.doc

— 550.00 Кб (Скачать файл)

▫ создание организационных структур по содействию инвестициям;

▫ разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счёт государственных источников финансирования;

▫ оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;

▫ предоставление гарантий и поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов.

Чем успешнее региональная экономическая политика, чем более развиты рыночные механизмы в различных сферах экономики региона, чем выше благосостояние населения, тем более привлекателен регион для инвесторов при прочих равных условиях.

 

1.3 Принципы и инструменты региональной инвестиционной политики

Региональная инвестиционная политика подразумевает выработку и строгое соблюдение ключевых принципов инвестирования, к ним относятся такие как:

- усиление государственного  и муниципального контроля за  целевым расходованием средств бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;

- последовательная децентрализация  инвестиционных процессов на  основе развития многообразных  форм собственности;

- государственная поддержка  предприятий, работающих в рамках РИП, с постепенным переносом центра тяжести с безвозвратного финансирования на кредитования на возвратной и платной основе;

- размещение ограниченных  централизованных капитальных вложений  и государственное финансирование  инвестиционных проектов исключительно на конкурсной основе;

- приоритетное использование  возрастающей части инвестиционных  средств на реализацию эффективных  и быстроокупаемых инвестиционных  проектов и объектов малого  бизнеса независимо от форм  собственности;

- расширение практики совместного финансирования инвестиционных проектов как государственными, так и коммерческими структурами региона и других государств;

- конверсия долгов в  собственность при отсутствии  согласованного партнерами способа  взаиморасчетов и др.

Перечисленные выше принципы нельзя назвать общеполагающими для РИП, в различных источниках они звучат по-разному. Выработка принципов зависит, например, от модели развития экономики региона, можно выделить и такие принципы как:

- активное содействие  выравниванию инвестиционного потенциала, создание равных конкурентных условий для привлечения инвестиционных ресурсов и оживление на этой основе инвестиционных процессов в регионах;

- расширение самостоятельности  регионов в выборе направлений  и объектов инвестирования с учетом местных потребностей;

- развитие регионального  инвестиционного законодательства  и нормативно-правовой базы в  сфере поддержки бизнеса;

-  эффективное использование  ограниченных бюджетных инвестиций,

- обеспечение гарантий, как экономических, так и политических;

- формирование информационной  открытости региона;

- создание специализированной  рыночной инфраструктуры, обеспечивающей  инвестиционный процесс.

Реализация этих задач и принципов требует совершенствования правовых, финансово-экономических основ и организационных инструментов инвестиционного взаимодействия центра и регионов.

Экономическая политика должна быть единой. Обеспечение единства экономического пространства на территории РФ посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.). Отдельные регионы должны конкурировать друг с другом лишь льготами в пределах их регионального законодательства.

Существует ряд экономических и административных регуляторов или инструментов, для привлечения в регион инвесторов, на основе которых стоится РИП: 1) льготный режим или налоговые льготы - являются для инвесторов более распространенным способом стимулирования инвестиций. Целью этой политики является привлечение инвестиций в ожидании срока действия налоговых льгот. В большинстве случаев налоговые льготы включают в себя временное сокращение или отмену налога на прибыль, отчисляемого региону. Размер и сроки отмены налога сильно колеблются в зависимости от региона; 2) государственные гарантии, которые позволяют привлечь средства в инвестиционные проекты с открытого рынка ресурсов, не прибегая к масштабному финансированию за счет бюджетов субъектов. Также предоставляются гарантии от некоммерческих рисков, беспрепятственный перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории региона; 3) конкурсный отбор проектов для включения в инвестиционные программы региона и обеспечение их участия в федеральных целевых программах; 3) инфраструктура оказывает значительное влияние на эффективность частных инвестиций, поэтому ее предоставление является средством привлечения в регион инвесторов. Возможность использования зданий и земли (право распоряжения, которыми часто принадлежат региональным или муниципальным администрациям) также являются значительным определяющим фактором для привлечения иностранных инвестиций; 4) инвестирование за счет средств бюджетов субъектов федерации.

Также целесообразно создание системы информирования потенциальных инвесторов, в том числе и иностранных, о политике регионов по привлечению инвестиций. Участие федеральных органов власти в предоставлении инвесторам информации о регионах могло бы стать одним из факторов повышения инвестиционной привлекательности отдельных регионов, механизмом поощрения регионов, стремящихся к созданию "прозрачного" и благоприятного для экономического развития законодательства. Возможно, что именно общеизвестность регионов с благоприятным законодательством (естественно, при наличии такого) станет стимулом для привлечения в них инвестиций.

От того, какая направленность будет задана этим экономическим регулятором в нормативно-законодательных актах по инвестиционной деятельности зависит, будет или нет инвестиционная политика в регионе иметь структурно-инвестиционный характер. Отмечу, что на региональном уровне субъекты РФ во многом копируют меры, проводимые федеральными властями.

 

 

 

 

 

Глава 2.Проблемы формирования региональной инвестиционной политики

Регулирование экономических взаимоотношений между федеральным центром и регионами стало одной из самых острых и актуальных проблем российской экономики. Это убедительно показывает постоянное воспроизведение разногласий между центром и регионами по вопросам распределения между ними доходов и дефицита при принятии федерального бюджета.

Немаловажными являются понятие инвестиционного климата, который включает объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).

Понятно, почему для принятия решений недостаточно рассматривать только потенциал или только риски. Регион может быть первоклассным с точки зрения потенциала - например, там есть сырьевые ресурсы или богатое население, - но если политическая обстановка нестабильна или настолько загрязнена окружающая среда, что еще одного завода, например, население просто не выдержит, то на инвестиции мало кто решится. И наоборот, регион может быть тих и спокоен, но делать там инвестору просто нечего.

Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического "здоровья". Потенциал страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и др.

Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. В отличие от инвестиционного потенциала многие из этих правил могут измениться в одночасье - так, как меняются настроение и мнение человека. Поэтому, по сути, риск - характеристика качественная. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций.

Классификация форм инвестиций и видов, четкое формирование задач и целей, позволяет органам власти и предприятиям более эффективно управлять инвестиционными потоками, как в регионе, так и за ее пределами. 

В области инвестиций наблюдается прогрессирующее ослабление позиций федерального центра, что выражается в систематическом снижении доли средств из федерального бюджета в общем объеме инвестиций в стране.

Хочу отметить, что в обществе бытует убеждение, что главным инструментом  формирования инвестиционной политики является налоговое регулирование. И потому наиболее привлекательны те регионы, где налоги ниже, а льготы инвесторам больше. С такой точки зрения проводимая в последние годы федеральным центром политика в бюджетно-финансовой сфере, все больше уменьшающая возможности региональных властей регулировать налоги, подрывает основы инвестиционной политики.

     Ситуация с  распределением привлеченных инвестиций  по регионам требует серьезного  анализа и соответствующих немедленных действий со стороны органов законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне.

Практика показывает, что региональная инвестиционная политика в условиях становления рыночной среды находится в стадии формирования с точки зрения экономического механизма ее реализации. К тому же не до конца отлажена ее организационная сторона. Иными словами, многие регионы не готовы вести инвестиционную политику в рыночных условиях. И одной из причин такой ситуации является, к сожалению, недостаточный опыт и квалификация региональных властей в проведении инвестиционной политики.

Так как инвестиции служат одним из главных факторов повышения эффективности хозяйствования, в условиях спада производства особую важность приобрел вопрос нахождения количественного увеличения и качественного улучшения инвестиционных проектов. Анализируя динамику основных показателей экономики за последние несколько лет, несложно сделать вывод о невысокой результативности и ограниченности сфер инвестиционных процессов.

Характерной особенностью российского рынка является заметная дифференциация инвестиционной активности по отдельным секторам экономики. Аналогичная ситуация наблюдается и на региональном уровне.

Ключевой проблемой инвестиционной политики практически для всех регионов стал поиск источников финансирования. Теоретически существует довольно много потенциальных вариантов привлечения капитала в региональные инвестиционные проекты. Однако в настоящее время заметную роль в инвестиционном процессе способны сыграть лишь некоторые. Несмотря на то, что в большинстве субъектов РФ бюджетная ситуация остается весьма напряженной, пожалуй, одним из наиболее реальных источников финансирования являются собственные средства региональных бюджетов. 

      Опыт последних  лет показал, что рассчитывать  на финансовую поддержку региональных  инвестиционных проектов со стороны  федерального бюджета не приходится. Ряд регионов активно инвестировал  собственные денежные средства  в развитие регионального хозяйства. Отмечу, что речь идет, прежде всего, о крупных финансовых центрах, а также о территориях, где промышленность имеет ярко выраженную экспортную ориентацию.       Другим, более или менее стабильным источником инвестиций в регионах являются капиталовложения за счет собственных средств предприятий через аккумуляцию финансовых средств в специализированные фонды, долевое участие, механизм гарантий и т.д.

       Если  говорить о крупномасштабных  источниках финансирования капитальных  вложений в регионах, то в первую очередь можно назвать прямые и частные иностранные инвестиции. Однако надо отметить, что приток иностранных инвестиций в региональную экономику в последние годы резко сократился. Это обусловлено рядом причин. Несовершенство экономического законодательства, высокий уровень налогообложения, большие политические риски, отсутствие системы гарантирования и страхования иностранных инвестиций, слабая защищенность личности и собственности инвесторов - таков не полный перечень причин нежелания иностранных инвесторов вкладывать свои финансовые средства в развитие российской экономики и региональную экономику в частности.

Мировая практика показывает, что в развитых странах в последние годы все большее значение приобретает лизинг как одна из прогрессивных форм привлечения и использования инвестиций. Лизинговая компания по своей сути является финансовым посредником, который привлекает ресурсы для приобретения оборудования, обновления основного капитала предприятий, расширения объемов выпуска, осуществления технологической модернизации и т.д.

Информация о работе Региональная инвестиционная политика