Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение региона в условиях экономической реформы в РФ. Актуальность данной темы заключается в том, что региональная экономика изучает природно-ресурсный потенциал России и ее регионов, население, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует стартовый уровень экономики России и ее регионов в период становления и развития рыночных отношений, определяет основные факторы размещения производительных сил в переходный период к рынку, изучает структуру хозяйства и определяет пути ее рационализации, направления структурной перестройки экономики России и ее регионов, место России в мировой хозяйственной системе.
Введение 3
1. Региональная политика: опыт развитых стран и становление в РФ 5
2. Современное состояние проблемы взаимоотношения центра и регионов в Российской экономической политике
2.1 Проблемы взаимоотношения центра и регионов в Российской экономической политике
11
2.2 Институциональная инфраструктура 12
2.3 Нормативная база, финансовые ресурсы и механизм реализации региональной политики
13
3. Зарубежный опыт ведения региональной политики и перспективы ее развития
3.1 Региональная политика в развитых странах 19
3.2 Практическое использование западного опыта 22
3.3 Политические факторы в региональной политике 26
3.4 Перспективы региональной политики
27
Заключение 29
Список использованной литературы 33
Содержание
Введение |
3 |
1. Региональная политика: опыт развитых стран и становление в РФ |
5 |
2. Современное состояние |
|
2.1 Проблемы взаимоотношения |
11 |
2.2 Институциональная |
12 |
2.3 Нормативная база, финансовые ресурсы
и механизм реализации |
13 |
3. Зарубежный опыт ведения
региональной политики и |
|
3.1 Региональная политика в развитых странах |
19 |
3.2 Практическое использование |
22 |
3.3 Политические факторы в |
26 |
3.4 Перспективы региональной |
27 |
Заключение |
29 |
Список использованной литературы |
33 |
Введение
Региональная экономика — одна из важнейших отраслей экономических знаний. Предметом региональной экономики является изучение социально-экономического регионального размещения производительных сил России и развития отраслей ее экономики, важнейших природно-экономических, демографических и экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей. Иными словами, важной составляющей предмета исследований региональной экономики является изучение пространственного аспекта общественного воспроизводства.
Региональная экономика как научная область знаний занимается исследованием закономерностей, принципов всех элементов производительных сил и социальной инфраструктуры в территориальном аспекте, анализом и прогнозированием, а также обоснованием направлений размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований; изучением экономики республик и регионов и межрегиональных экономических связей, исследованием территориальной организации хозяйства. Но в то же время региональная экономика изучает развитие и размещение производительных сил Российской Федерации в целом, ибо экономика каждого региона рассматривается прежде всего как часть единого хозяйственного комплекса России.
Целью курсовой работы является рассмотрение региона в условиях экономической реформы в РФ.
Актуальность данной темы заключается в том, что региональная экономика изучает природно-ресурсный потенциал России и ее регионов, население, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует стартовый уровень экономики России и ее регионов в период становления и развития рыночных отношений, определяет основные факторы размещения производительных сил в переходный период к рынку, изучает структуру хозяйства и определяет пути ее рационализации, направления структурной перестройки экономики России и ее регионов, место России в мировой хозяйственной системе.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. Региональная политика: опыт развитых стран и становление в РФ
Воздействие государства вполне значимо корректирует процессы регионального развития. В большинстве случаев, как и при воздействии «естественных» факторов, государство не преследует собственно региональных (территориальных) целей, осуществляя свое вмешательство. Скорее можно говорить о «непредвиденных» региональных последствиях деятельности государства. Это справедливо для всех территориальных уровней. Хороший пример из российской действительности — уплата основных налогов по месту регистрации головного офиса. Решение это было принято из политических и фискальных соображений. Но оно имеет значительные региональные последствия: резкое увеличение различий в бюджетной самообеспеченности регионов, территорий, временный подъем (и спад) «офшорных» зон. И лишь в «некоторых» случаях вмешательство государства направлено на достижение собственно региональных, территориальных целей. Именно в этом случае и можно говорить о региональной политике государства. Региональной политикой следует считать целенаправленную, институционально и законодательно оформленную деятельность органов государственной власти, имеющую целью достижение позитивных (с его точки зрения) сдвигов в территориальной организации и структуре общества и/или хозяйства и осуществляемую присущими ей методами. Государственная региональная политика имеет свои особые цели, предмет, формы и методы и осуществляется на долговременной основе. Региональная политика не может рассматриваться как панацея при решении всех региональных проблем. Ее возможности сильно ограничены, и не только нехваткой средств у государства. Идущие в обществе и экономике процессы значительно «мощнее» по своим пространственным последствиям, чем собственно региональная политика. Пространственные последствия вмешательства государства по иным каналам значимее, чем в рамках собственно региональной политики. В пространственном плане региональная политика может замедлить или временно приостановить действие «естественных» процессов или иных направлений воздействия государства (или усилить их), уменьшить их негативные последствия, но не в состоянии повернуть их вспять (Artobolevskiy, 1990). Так, в западных странах политика разгрузки крупнейших агломераций (в 50-70-е годы) способствовала увеличению миграции из них населения и хозяйства, но основные факторы, вызвавшие суб- и рурурбанизацию — желание людей жить более комфортно на менее урбанизированных территориях, а компаний — размещать на них свои мощности (что дешевле и технологически удобнее).
То или иное определение региональной политики представляет не только научный интерес. От этого зависит и ее практическая реализация. Это станет окончательно ясно ниже, при сравнительном анализе российской и западной региональной политики. Но уже здесь необходимо отметить, что термин «региональная политика» трактуется в России необычайно широко. Практически в него включается все, что относится к регионам/субъектам Федерации и размещению производительных сил (Указ, 1996; О ходе реализации, 1999). Таким образом, в региональную политику попадают вопросы, относящиеся к смежным областям: государственное строительство (проблемы становления и развития федеративных отношений и взаимоотношений трех уровней власти, включая местное самоуправление), экономическая политика (повышение эффективности размещения производительных сил), национальная/этническая политика (улучшение межнациональных отношений) и т.д.
В данной главе речь пойдет о региональной политике центральных органов государственной власти. В этом случае региональная политика решает территориальные проблемы общегосударственного значения. Своя региональная политика может реализовываться (и реализуется) и на более низких территориальных уровнях. Следует отметить, что при движении «вниз» на определенном уровне региональная политика, с ее косвенными мерами стимулирования, становится не операциональной и «заменяется» пространственным (физическим) планированием с его более прямыми и жесткими методами регулирования (прежде всего на базе строгого зонирования территории и определении ее инфраструктурного каркаса) хорошо известен и в России. Проведение региональной политики в федеративном государстве имеет свои особенности. Необходимо учитывать большие возможности и самостоятельность регионального уровня. Это, несомненно, усложняет реализацию региональной политики. Но ни в коем случае нельзя передать всю ее на региональный уровень. В этом случае единая федеральная региональная политика просто исчезнет, ибо проводиться она может лишь из Центра. А кто еще сможет «взвесить» проблемы субъектов Федерации, не говоря уж о более мелких территориальных единицах. И в большинстве федеративных государств региональная политика осуществляется из Центра, используя свои собственные территориальные единицы (подробнее ниже). Лишь в Бельгии, испытывающей сильные дезинтеграционные тенденции на национальной почве, есть свои собственные слабо скоординированные региональные политики для Фландрии и Валлонии.
Осуществляя региональную политику, государство может решать проблемы повышения конкурентоспособности экономики в целом (и помогать для этого самым преуспевающим регионам), стимулировать использование собственных природных ресурсов (и помогать регионам их сосредоточения) и т. д. Целенаправленная деятельность государства, направленная на снижение пространственных социально-экономических диспропорций, становится важнейшей составляющей региональной политики, когда они (диспропорции) достигают чрезмерного уровня, препятствующего нормальному функционированию страны (угроза ее единству, рост регионального антагонизма и т.д.), и их опасность осознается населением и политиками. В этих условиях перед государством возникает вопрос о необходимости создания и развития «выравнивающей» региональной политики.
Существует весьма распространенное мнение (особенно среди экономистов), что помощь кризисным территориям можно начать лишь после значительного улучшения положения в экономике. В соответствии с логикой данного подхода, помощь надо преимущественно направлять на развитие «районов-локомотивов», которые и обеспечат подъем экономики. И уже после этого можно будет полученные средства направить на нужды кризисных территорий. Такие предложения содержались еще в программе правительства Гайдара; нынешняя деятельность Министерства экономического развития и торговли «работает» в этом же направлении (что абсолютно логично для этого Министерства, но не исчерпывает суммарные интересы страны).
Данный подход будет способствовать, на первом этапе, росту региональных диспропорций в стране. Сколько продлится этот этап абсолютно не ясны, а региональные диспропорции в стране будут возрастать (особенно между центром и периферией). В этих условиях откладывать внедрение «выравнивающей» региональной политики уже опасно с политической и социальной точек зрения.
Существующие в РФ пространственные диспропорции чрезмерны и требуют вмешательства государства. Само наличие столь значимых пространственных диспропорций является общегосударственной проблемой, которая не может быть решена без помощи федерального Центра. Последний выступает, в данном случае, и как инициатор, и как организатор, и как контролер коллективных действий всех трех территориальных уровней власти. Откладывать внедрение «выравнивающей» РП опасно (лучший пример — Дагестан и Северный Кавказ в целом) и, даже, экономически не эффективно, так как в будущем решение этой кумулятивно нарастающей проблемы потребует больших ресурсов.
Очевидный прогресс в области региональной статистики на федеральном уровне (как, впрочем, и на региональном) позволил количественно оценить социально-экономические диспропорции между субъектами Федерации (несмотря на все недостатки современной статистической базы). Стало ясно, что по уровню безработицы и душевых доходов, ВВП на душу населения и т. п. показателям субъекты Федерации отличаются друг от друга более чем на порядок. В 1998 г. максимальный и минимальный показатели различались: ВВП на душу населения — в 21 раз, уровень безработицы — в 11 раз, душевой доход (с учетом покупательной способности рубля) — в 13 раз (Российский, 1999).
Более того, статистические показатели свидетельствуют об увеличении указанных диспропорций между субъектами в 90-е годы (кризис весьма неравномерно «шел» по территории страны). Очевидно, что рыночные реформы были более благоприятны для одних регионов, чем для других. Наибольшие «блага» от него получили обе столицы, регионы, поставляющие пользующееся спросом, в том числе на мировом рынке, сырье и полуфабрикаты. Пострадали многие традиционные промышленные (особенно связанные с ВПК) и аграрные районы.
Внутренняя пространственная неравномерность характерна и для самих субъектов Федерации. Как правило, речь идет о «противостоянии» более развитой и благополучной столицы (и иногда еще 1—2 крупных центров) и «кризисной» периферии. Таким образом, модель «центр — периферия», характерная для РФ в целом, воспроизводится и на субъектном уровне. При этом во многих регионах отмечался очень значимый пространственный разброс основных социально-экономических показателей. Это и понятно, учитывая значительные территориальные масштабы большинства суюъектов Федерации.
Понятно, что если судить о региональных диспропорциях в стране в целом на уровне административных районов и городов, то их (диспропорций) размах будет еще значительнее (о чем свидетельствуют и имеющиеся на федеральном уровне «фрагментарные» статистические данные).
Дело не только в масштабах социально-экономических диспропорций. Более тревожат крайне низкие абсолютные показатели самых кризисных территорий (например, уровень безработицы более 70%, который наблюдается в некоторых «угольных» ареалах) и «застойный» характер кризиса в них. Очевидно существование обширных территорий, отставших «исторически», пострадавших от проводимых реформ, имеющих периферийное положение. Несмотря на все различия между ними, их отличают низкие социально-экономические показатели, отсутствие достаточных собственных ресурсов для саморазвития и невозможность улучшить свое положение без помощи государства.
При любом территориальном уровне анализа абсолютно ясно, что пространственные диспропорции в РФ настолько велики, что сами по себе являются обшестрановой проблемой, ибо ведут к дезинтеграция страны. Они требуют адекватной реакции государства, его ответа на исходящие от этих диспропорций угрозы. Речь идет о сохранении единства страны (и не только политического, но и социально-экономического, культурного и т.д.), смягчении регионального антагонизма в стране, соблюдении принципа социальной справедливости.
Государство просто обязано, как минимум, продекларировать свою ответственность за все население и всю территорию страны. Население многих кризисных территорий чувствует себя «брошенным» властями всех уровней.
2.
Современное состояние
2.1 Проблемы взаимоотношения центра и регионов в Российской экономической политике
Реальная же ситуация, сложившаяся ныне в России, как всегда уникальна. Обострение региональных проблем и диспропорций очевидно. Необходимость создания масштабной региональной политики признается как населением, так и властями. Само это словосочетание встречается в речах политиков и чиновников самых разных уровней и «направлений». Но до сих пор в России нет ни одного официального документа, в котором бы открыто и прямо ставились те задачи, которые так типичны для региональной политики многих развитых стран мира. Естественно, нет и ни одного закона прямого действия (как на Западе), касающегося развития кризисных районов (или даже одного их типа — скажем, депрессивных или слаборазвитых), более того пока есть только один достаточно детально разработанный проект закона — он касается только депрессивных регионов.