Региональная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение региона в условиях экономической реформы в РФ. Актуальность данной темы заключается в том, что региональная экономика изучает природно-ресурсный потенциал России и ее регионов, население, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует стартовый уровень экономики России и ее регионов в период становления и развития рыночных отношений, определяет основные факторы размещения производительных сил в переходный период к рынку, изучает структуру хозяйства и определяет пути ее рационализации, направления структурной перестройки экономики России и ее регионов, место России в мировой хозяйственной системе.

Содержание работы

Введение 3
1. Региональная политика: опыт развитых стран и становление в РФ 5
2. Современное состояние проблемы взаимоотношения центра и регионов в Российской экономической политике
2.1 Проблемы взаимоотношения центра и регионов в Российской экономической политике
11
2.2 Институциональная инфраструктура 12
2.3 Нормативная база, финансовые ресурсы и механизм реализации региональной политики
13
3. Зарубежный опыт ведения региональной политики и перспективы ее развития
3.1 Региональная политика в развитых странах 19
3.2 Практическое использование западного опыта 22
3.3 Политические факторы в региональной политике 26
3.4 Перспективы региональной политики
27
Заключение 29
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

refland.ru_regionalnaya_politika.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:

  1. региональная политика: опыт развитых стран и становление в РФ;
  2. современное состояние проблемы взаимоотношения центра и регионов в Российской экономической политике;
  3. зарубежный опыт ведения региональной политики и перспективы ее развития.

На основе изученного материала можно сделать следующие выводы.

Современный хозяйственный комплекс России имеет сложную отраслевую структуру, которая сейчас испытывает коренную перестройку в направлении социологизации. Но и при приоритетном развитии отраслей, производящих товары для населения, важнейшими звеньями отраслевой структуры останутся электроэнергетика, топливная промышленность, металлургия, химия, машиностроение, отрасли агропромышленного комплекса, строительство и транспорт.

В условиях суверенизации республик, входящих в состав Российской Федерации, и ее регионов центр тяжести исследований региональной экономики перемещается с вопросов размещения производительных сил на проблемы социального и экономического развития суверенных республик и регионов. Региональная экономика занимается также разработкой концепций развития экономических и социальных процессов в регионах страны, разработкой экономических рычагов воздействия на процессы размещения инвестиций и регионального развития.

Предмет региональной экономики расширяется за счет включения в ее сферу изучения региональных финансово-кредитных отношений, а также процессов формирования региональных рынков.

Таким образом, региональная экономика — это область научных знаний, изучающих развитие и размещение производительных сил, социально-экономические процессы на территории страны и ее регионов в тесной увязке с природно-экологическими условиями.

В последние годы в условиях перехода к рыночным отношениям возросла значимость региональной экономики. Практически любая проблема, возникающая в процессе перестройки, тесно связана с воздействием тех или иных региональных факторов и условий.

Результаты проведения экономических реформ и становление рыночных отношений в России зависят в первую очередь от нормализации политической обстановки в регионах.

В настоящий период, когда политическая обстановка отличается нестабильностью, обостряются межнациональные конфликты, региональная политика ставит своей главной целью сохранить целостность государства, не допустить проявления сепаратизма, развала Федерации.

В региональной политике и стратегии главной задачей является недопущение социальных конфликтов в аграрных регионах с перенаселением и экономической депрессивностью. Такими отсталыми регионами являются в первую очередь национальные образования — республики Калмыкия, Дагестан, Тува, Бурятия, Ингушская республика, а также районы Крайнего Севера, особенно автономные округа, отличающиеся экстремальными природными условиями. Поэтому особенно важно создать систему экономических стимуляторов для поддержки этих регионов, предоставления им ряда льгот и особых прав по квотированию экспорта, уплате пошлин, а также сохранению части валютной выручки в этих регионах.

Для успешного проведения экономических реформ необходимо сохранение единого экономического пространства и общих принципов функционирования рынка на всей территории России. При этом особенно важной стороной региональной политики является разграничение компетенции федеральных и региональных органов управления.

Важной стороной при изучении регионов является глубокое понимание современной экономической ситуации в них. Известно, что при вхождении в рынок все регионы России испытывают кризис, идет процесс ломки структуры экономики, зачастую очень болезненный. Проявляются дезинтеграция экономического пространства, разрыв связей между регионами и суверенными государствами — бывшими республиками СССР, экономика которых была тесно интегрирована с Россией.

Каждый регион в настоящее время имеет разный стартовый уровень вхождения в рынок. Например, Московская и Петербургская агломерации несмотря на всю сложность экономической обстановки успешно провели первый этап приватизации и развивают сервисную деятельность, приносящую значительные дивиденды. Внутри даже наиболее экономически благополучного региона, каким является Центральный экономический район, есть области с крайне неблагоприятной обстановкой из-за развала связей, например Ивановская область, где вдет процесс резкого сокращения преобладающей отрасли — текстильной. Растет безработица. В ряде регионов сложилась неблагоприятная обстановка из-за высокой концентрации конверсируемых отраслей оборонного комплекса. Регионы с незавершенными инвестиционными программами имеют ограниченные возможности самообеспечения.

Экстремальная ситуация наблюдается в экономике почти всей зоны Севера, во многих районах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Большие трудности испытывают и старопромышленные районы Центра.

Не во всех регионах России одинаковы темпы аграрных реформ. Не везде одинакова степень развития инфраструктуры рынка, предпринимательства. Отличаются регионы друг от друга и развитием коммерческих структур, внешнеэкономической деятельности.

Используя права свободного экономического развития, отдельные регионы вырабатывают свои модели экономического поведения. Так, многие регионы с развитым аграрным сектором добиваются высоких закупочных цен, используют бартер в поставках продукции. Регионы, в которых преобладают добывающие отрасли, такие, как газовая, нефтяная, добыча цветных металлов, выходят самостоятельно на внешние рынки.

Поэтому в региональной политике особенно важны административные и политические меры, которые бы сдерживали экономическое противостояние регионов.

Важнейшей целью региональной политики на современном этапе являются рациональное территориальной разделение труда между регионами и центрами.

Одной из важнейших задач регионального развития является преодоление различий в уровне жизни населения отдельных регионов. Для выполнения этой задачи огромное значение имеют государственные программы хозяйственного развития отдаленных регионов с учетом их экономического уровня и особенностей. Формирование территориально-производственных комплексов на базе уникальных природных богатств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Артоболевский С.С. Региональная политика: опыт развитых стран и становление РФ. – М.: Издательство УРСС, 2001. – 103 с.
  2. Лексин В.Я.,   Швецов А.И.  Государство и регионы:  теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997. - 372 с.
  3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.:Пер. с англ. 11-го изд. Т.I. - М.: Республика, 1999. - 399 с.: табл., граф.
  4. Нефедова Т.А. Районы России и других европейских стран с переходной экономикой. М.: Институт географии РАН, 1999. - 270 с.
  5. Речицкая Л.В. Региональная экономика. М.: Банки и биржи, 2001. – 248 с.
  6. Трейвиш А.И., Артоболевский С.С. Регионализация в развитии России. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 296 с.
  7. Шмален Г. «Проблемы организации и экономики предприятия» Москва, «Финансы и статистика», 1999 г.
  8. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 1999. - 632 с.
  9. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Беляк. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 472 с.
  10. Современная экономика: Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Д.: изд-во “Феникс”, 2001. - 608 с.

 

 


 



Информация о работе Региональная политика государства