Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:30, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить проблемы формирования региональных и местных бюджетов. Задачи курсовой работы: дать понятие региональных и местных бюджетов, рассмотреть источники формирования бюджетов, выявить проблемы формирования региональных и местных бюджетов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ . . . . . . . . . . 5
1.1 Принципы построения бюджетной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Бюджетная децентрализация и межбюджетное выравнивание . . . 12
Глава 2. Региональные проблемы бюджетной системы РФ . . . . . . . . .16
2.1 Взаимоотношения федерального и региональных бюджетов . . . . 16
2.2 Процесс укрупнения регионов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Глава 3. Пути решения региональных проблем бюджетной системы РФ 26
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Список используемой литературы . .
В
качестве расходных полномочий чаще
всего фигурируют вмененные вышестоящим
органом власти обязательства, не подкрепленные
соответствующими финансовыми средствами.
Закрепление за уровнями власти отдельных
предметов ведения не соответствует
требованиям наибольшей рациональности
организации предоставления бюджетных
услуг. Разделение налогов на федеральные,
региональные и местные на настоящий
момент не согласуются с разделением
фактических расходов. Существующее
разграничение налоговых
Принцип
разграничения доходов и
2)
Принцип самостоятельности
Принцип
самостоятельности может быть полностью
реализован лишь в условиях функционирования
такого механизма разграничения
доходных источников между органами
власти разного уровня, при котором
на любом «этаже» управления обеспечивается
соответствие доходов финансируемым
расходам и стабильность условий
поступления денежных средств в бюджет.
Принцип самостоятельности не может быть
обеспечен без четкого и последовательного
воплощения принципа разграничения расходов
и доходов между бюджетами разных уровней.
3)
Несбалансированность
4)
Принцип гласности означает
5)
В соответствии с принципом
равенства бюджетных прав для
всех органов власти субъектов
РФ и органов местного
Сегодня
эти условия или совсем не соблюдаются,
или выполняются лишь частично. Реальная
независимость функционирования большинства
территориальных бюджетов, а также
долгосрочные нормативы бюджетных
взаимоотношений по вертикали бюджетной
системы отсутствуют.
1.2
Бюджетная децентрализация
и межбюджетное выравнивание.
Принцип
децентрализации пронизывает
Для централизованной бюджетной системы характерна высокая степень концентрации налоговых и иных поступлений в федеральном бюджете, средства которого в ходе так называемого финансового выравнивания перераспределяются между нижестоящими бюджетами путем предоставления им разнообразных субсидий. Такая система позволяет мобилизовывать и целенаправленно использовать значительные бюджетные средства прежде всего в общегосударственных интересах. Но при этом остается слишком мало возможностей для учета фактических потребностей отдельных территорий (субъектов федерации и муниципальных образований) и обеспечения их заинтересованности в расширении собственных доходов потенциалов. 4
Децентрализация
бюджетной системы, уменьшающая
концентрацию бюджетных доходов
в «центре», соответственно сокращает
объем перераспределяемых средств,
но почти никогда не избавляет
полностью от необходимости применения
механизмов межбюджетного выравнивания.
Это обусловлено минимум двумя
главными мотивами. Во-первых, пока нигде
не удавалось на практике обеспечить
полного соответствия величины налоговых
и иных бюджетных доходов объему
расходных обязательств соответствующих
органов власти; недостаток средств,
обычно вынужденно компенсируют бюджетными
субсидиями. Во-вторых, существует задача
воздействия центральной власти
на формирование бюджетной и иной
политики территориальных органов
исходя из общегосударственных
Для
ослабления двух видов бюджетных
диспропорций (вертикальных и горизонтальных
дисбалансов), возникающих на субфедеральных
уровнях власти, применяются субсидии.
Несбалансированность
бюджетов «по вертикали» определяется
тем, что объем функций, возлагаемых
на субфедеральные органы власти, как
правило, превышает их возможности
по финансированию необходимых расходов
за счет закрепленных доходных источников.
Эти
несоответствия между расходными обязательствами
и доходным потенциалом субфедеральных
органов власти ликвидируются с
помощью субсидий из федерального бюджета,
для которого центральные органы
власти обеспечивают более широкую
доходную базу.
Несбалансированность
бюджетов «по горизонтали» связана
с неравномерностью экономического
развития территорий, соответственно
дифференциацией их доходных (налоговых)
потенциалов (различия доходных возможностей
крупных и малых городов, урбанизированных
и сельских районов). Указанные различия
возникают в силу не зависящих
от самих территорий причин: отсутствия
природных ресурсов, неблагоприятной
демографической структуры
Поэтому
фактически во всех странах используются
специальные субсидии для сглаживания
горизонтальных диспропорций в уровнях
бюджетной обеспеченности территорий.
Учитывая, что такие меры для одних
территорий выигрышны, а для других
– проигрышны, к ним прибегают
лишь если территориальная дифференциация
выходит за определенные пределы, когда
становится реальностью утрата устойчивости
социально-экономического развития государства
в целом.
Применение
механизмов межбюджетного выравнивания
чревато снижением
-
устранять «вертикальные
-
сглаживать «горизонтальные
-
стимулировать территориальные
«налоговые усилия» (побуждать
территориальные органы власти
к мобилизации дополнительных
бюджетных доходов на основе
более полного использования
и развития их собственного
доходного потенциала;
-
ориентировать бюджетную
Организационно-
Вертикальная
децентрализация состоит в
Российская
Федерация – суверенное, целостное,
федеративное государство, состоящее
из равноправных субъектов. Федеративное
устройство РФ предполагает сосуществование
трех уровней власти. Одной из центральных
проблем упорядочения бюджетной
системы страны и взаимоотношений
Федерации и регионов является проведение
в жизнь принципа бюджетного федерализма.
Для бюджетного процесса федеративных
государств характерно единство бюджетного
процесса и его децентрализация
(«горизонтальная» и «вертикальная»).
Для устранения «горизонтальных» и
«вертикальных» диспропорций бюджетного
федерализма необходима система
межбюджетного выравнивания. 5
Глава 2. Региональные проблемы бюджетной системы РФ
2.1 Взаимоотношения федерального и региональных бюджетов
В
настоящее время
С
другой стороны, регионы и особенно
отдельные республики регулярно
нарушают свои обязательства по перечислению
средств в федеральный бюджет, что в свою
очередь становится одной из весомых причин
недофинансирования государственных
расходов. В местных бюджетах велика также
доля расходов на не всегда оправданные
дотации хозяйствующим субъектам. Несовершенны
и формы непосредственной (не скрытой)
помощи за счет Федерального фонда финансовой
поддержки регионов, образуемого в процентах
от сумм налога на добавленную стоимость
на товары внутреннего производства.
Средства
фонда направляются двум группам
регионов: "нуждающимся в поддержке"
и "особо нуждающимся в
Информация о работе Региональные проблемы несбалансированности бюджетной системы в РФ