Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:30, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить проблемы формирования региональных и местных бюджетов. Задачи курсовой работы: дать понятие региональных и местных бюджетов, рассмотреть источники формирования бюджетов, выявить проблемы формирования региональных и местных бюджетов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ . . . . . . . . . . 5
1.1 Принципы построения бюджетной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Бюджетная децентрализация и межбюджетное выравнивание . . . 12
Глава 2. Региональные проблемы бюджетной системы РФ . . . . . . . . .16
2.1 Взаимоотношения федерального и региональных бюджетов . . . . 16
2.2 Процесс укрупнения регионов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Глава 3. Пути решения региональных проблем бюджетной системы РФ 26
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Список используемой литературы . .
5)
Применять систему санкций как
за нарушение сроков и
6)
Систематически публиковать
7)
Активнее привлекать
Для
решения проблемы рентных отношений
в суровых северных условиях необходима
сильная система их государственной
поддержки, которая бы нейтрализовала
или ослабила эти неблагоприятные
природно-климатические
Одним
из возможных вариантов
Другим
направлением использования доходов
рентного характера, учитывающим, например,
интересы как северных (ресурсных),
так и центральных и южных
районов Сибири, могло бы быть их
целевое использование на осуществление
программ переселения населения
из «выработавших свой ресурс» отдельных
северных территорий в более комфортабельные
для проживания южные районы; на
формирование в южных районах
производственных «тыловых баз» северных
территорий; на модернизацию производственных
мощностей ряда машиностроительных предприятий
центральных и южных регионов с их ориентацией
на выпуск техники и оборудования для
Севера; на формирование рекреационных
зон в южных районах для северян.
Такой
подход в большей мере был бы ориентирован
при решении вопроса о «дележе»
природной ренты на реализацию политики
социальной ответственности и партнерства
крупного бизнеса с учетом интересов
населения сырьевых и восточных
районов страны. Простое дополнительное
изъятие рентных доходов в
федеральный бюджет будет означать
для крупных компаний простое повышение
налогового бремени и будет стимулировать
их к роли «временщиков» на территориях,
на которых они осуществляют разработку
природных ресурсов. Их политика освоения
богатств Сибири, Дальнего Востока и севера
европейской части России в узкокорпоративных
интересах будет только усилена.
Для
того, чтобы управление недропользованием
в России в контексте эффективной региональной
политики и федеративных отношений развивалось
в нужном направлении, нужно повернуть
эти средства на четко сформулированные
цели и нужды регионального развития,
обеспечить вовлечение институтов гражданского
общества в систему контроля за их справедливым
распределением, начать отработку согласительных
процедур, механизмов взаимодействия
власти, бизнеса и населения.
Основой
для будущего единения российских регионов
должны послужить экономическая
специализация и
Для
решения проблем бюджетного федерализма
и региональных проблем бюджетной
системы РФ необходимо: более четко
установить круг расходов, финансируемых
из федерального, республиканских и
региональных, а также муниципальных
бюджетов; отладить строгую и объективную
систему рассмотрения заявок регионов
на получение средств. А также осуществить
предложенные программы по переселению
населения и укрупнению регионов.
Положение бюджетов регионального уровня.10
Главный
итог реформы межбюджетных отношений
— существенный рост бюджетной централизации.
Разграничение функций и
В
соответствии с налоговой системой,
основная часть налоговых поступлений
уходит на федеральный уровень. Это
самые стабильные и хорошо собираемые
налоги. Если в 2001−2002 годах соотношение
налоговых поступлений, распределяемых
между федеральной казной и бюджетом
регионов, составляло примерно 50/50, то
к 2006 году на территории оставалось немногим
более 30 % от собранных налогов. В
результате в 2006 году доля собственных
средств в региональных бюджетах снизилась
до 13 %.
Не
произошло и реального
В
доходах консолидированного бюджета
доля центра в 1999 году составляла 44 %. В
2007 году эта доля составила 66,2 %. Учитывая,
что часть доходов центра перераспределяется
в регионы в виде трансфертов,
на него все равно приходилось 58,9
% консолидированного бюджета. В итоге
даже у регионов богатых природными
ресурсами оказалось
По
словам министра регионального развития
Дмитрия Козака, «70-80 % всех полномочий
сейчас в руках федеральных органов, которые,
хоть и представлены на территории, не
несут политической ответственности за
принимаемые решения». Губернаторы не
имеют ни возможности, ни стимулов, чтобы
работать более эффективно. Главной проблемой
становится недостаток компетентной инициативы
в регионах.
Таким
образом, регионы не стали самостоятельнее,
они получают средства не напрямую
от налогоплательщиков, а через посредника
— федеральный центр. Чем больше
налогов забирает федеральный центр,
тем меньше стимулов у регионов для
эффективной работы. В самом крупном
проигрыше оказываются регионы-
«Передача сигнала сверху замедлена, поскольку ему приходится проходить через четыре круга федеральной власти. Представительство регионов в федеральном законотворчестве сведено к минимуму и де-факто, и де-юре. Разделение полномочий с точки зрения финансового федерализма осуществляется совершенно диким способом. Стимулирование регионов походит на круговую поруку, когда бедных закармливают и они теряют всякий стимул к работе, а богатых обкладывают налоговым бременем. Межбюджетная реформа 2005 года только усилила неформальный дележ федеральной казны и наплодила лишних 15 % чиновников. Да ещё появился новый региональный спорт — бюджетный лоббизм. Новый, четвёртый бюджетный уровень — муниципальный — оказался нежизнеспособным, и реформа МСУ провалилась. Козак тогда пытался причесать и стандартизировать ОМСУ, на деле получилась только фикция самоуправления, был создан новый уровень госвласти, только без полномочий и средств» - директор региональной программы Независимого института региональной политики Наталья Зубаревич.
Согласно
Бюджетному кодексу, муниципалитеты могут
частично управлять лишь двумя налогами
— земельным и на имущество физических
лиц. Но эти налоги трудно собирать, и составляют
они считанные проценты в бюджете муниципальных
районов. Основные поступления — это перечисление
муниципалитетам доли от прочих налогов
из вышестоящих бюджетов. Например, сельские
поселения получают 10 % собираемого на
их территории налога на доходы физических
лиц (НДФЛ) и 30 % единого сельскохозяйственного
налога (ЕСХН), муниципальные районы —
20 % НДФЛ, 30 % ЕСХН и 90 % единого налога на
вмененный доход.
В 2006 году, по данным Минфина РФ, в среднем по России наибольшая доля в структуре расходной части муниципальных бюджетов принадлежит образованию — около 35 %, ЖКХ — 17,8 %, здравоохранение — 11,3 % (также сюда направлялись и внебюджетные (страховые) средства. В зависимости от ситуации в конкретном муниципальном образовании, эти усредненные показатели сильно варьируют.
В 2006 году, по данным Минфина РФ, самодостаточными были лишь 2 % муниципалитетов, более половины доходов состояло из дотаций примерно у 60 %, наиболее тяжелое положение у 36 % муниципалитетов — регионы вынуждены были финансировать их по сметному принципу.
Таким образом, муниципалитеты остаются полностью зависимыми от своих регионов и центра.
Региональные и муниципальные бюджеты РФ в период кризиса.11
По
итогам января-июля 2009 года по сравнению
с аналогичным периодом 2008 года сокращение
доходов консолидированных
За
восемь месяцев 2009 года наибольшее падение
доходов зафиксировано в
По итогам января-сентября 2009 года объём инвестиции в экономику регионов, измеряемых по крупным и средним предприятиям, сократился на 12 % к аналогичному периоду 2008 года. Региональные различия велики и часто обусловлены не экономическими, а политическими факторами. В Приморском крае идет подготовка саммита АТЭС-2012 — инвестиции в регион увеличились в 2,8 раза, в Краснодарский край, где ведется подготовка Олимпиады в Сочи — на 18 %, в Чечню — на 90 %. Стабильно, несмотря на кризис, растут инвестиции в регионы разработки новых нефтегазовых месторождений (Республика Коми, Якутия, Красноярский край) и строительства новых автосборочных предприятий (Калужская и Ленинградская области). Но в более чем в половине регионов России зафиксировано огромное снижение инвестиций: на 40-60 % от уровня 2008 года, особенно в Карелии, Орловской, Белгородской областях, Ямало-Ненецком АО. По данным Минфина, суммарный дефицит бюджетов субъектов Федерации в 2009 году составит около 800 млрд рублей. Регионы залезают в долги: например задолженность Московской области перед федеральным бюджетом уже превышает 55 % её доходов, долг Татарстана, Калининградской, Ярославской и Калужской областей — 32-37 % доходов бюджета.
С
ещё большими трудностями столкнулись
муниципальные бюджеты. И регионы,
и федеральный центр сократили
свои отчисления — основной источник
их пополнения.
Информация о работе Региональные проблемы несбалансированности бюджетной системы в РФ