Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:30, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить проблемы формирования региональных и местных бюджетов. Задачи курсовой работы: дать понятие региональных и местных бюджетов, рассмотреть источники формирования бюджетов, выявить проблемы формирования региональных и местных бюджетов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ . . . . . . . . . . 5
1.1 Принципы построения бюджетной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Бюджетная децентрализация и межбюджетное выравнивание . . . 12
Глава 2. Региональные проблемы бюджетной системы РФ . . . . . . . . .16
2.1 Взаимоотношения федерального и региональных бюджетов . . . . 16
2.2 Процесс укрупнения регионов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Глава 3. Пути решения региональных проблем бюджетной системы РФ 26
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Список используемой литературы . .
Главное
же состоит в том, что помощь из
центра не носит целевого характера,
не стимулирует региональные органы
управления совершенствовать свою собственную
деятельность и полнее использовать
внутренние возможности хозяйства
соответствующих территорий, более
того - поощряет иждивенчество.
В
итоге взаимоотношения
Не
случайно с недавних пор идет процесс
консолидации субъектов-доноров с
целью проведения согласованных
действий по отношению к федеральному
центру и к регионам-иждивенцам.
Тем самым зреют новые
Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:6
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
В
соответствии с этими принципами
отдельные виды бюджетных расходов
могут передаваться из федерального
бюджета в бюджеты субъектов
РФ, а из бюджетов субъектов РФ —
в местные бюджеты. Используется
единая методика расчета нормативов
финансовых затрат на предоставление
государственных и
Целями
организации системы
В
2001 году правительством утверждена концепция
реформы межбюджетных отношений
— Программа развития бюджетного
федерализма в РФ на период до 2005
года. Согласно концепции,и муниципалитеты
должны стать более самостоятельными:
получить ограниченную самостоятельность
в налоговой политике, в управлении расходами
своих бюджетов, реализовывать закрепленные
за ними расходные полномочия за счет
собственных доходов.7
В
основу реформы положен принцип
разграничения полномочий между
разными уровнями власти. За регионами
и муниципалитетами закреплялся
ограниченный круг обязательств (мандатов),
исключены обязательства, не подкрепленные
источниками финансирования. Также
расширялись налоговые
Впервые
в соответствии с новыми принципами
бюджет был сформирован в 2005 году.
В
2005 году принят закон «О внесении изменений
в отдельные законодательные
акты РФ в связи с совершенствованием
разграничения полномочий», он ввел
институт так называемых добровольных
полномочий, которые субъекты могут
вводить в одностороннем
В
2006 году принята Концепция повышения
эффективности межбюджетных отношений
и качества управления государственными
и муниципальными финансами в
РФ.
Выстроенная
модель федеральных отношений
2.3
Процесс укрупнения
регионов.
К
позитивным итогам преобразований в
федеративных отношениях, осуществляемых
в последние годы, следует отнести
начавшийся процесс совершенствования
федеративной административно-
Во-первых
– это сложность самой
Во-вторых,
само количество субъектов Федерации
чрезвычайно велико, в мире нет подобного
аналога федеративного государства. Очевидно,
что в условиях достаточно централизованной
системы управления экономикой и социальной
сферой в России, это сказывается на качестве
государственного управления (естественно,
не в лучшую сторону). Большое число субъектов
Федерации усложняет вопрос государственного
регулирования территориального развития,
согласования интересов регионов, распределения
федеральных ресурсов для поддержки депрессивных
и отсталых территорий и т.д.
И,
наконец, существует очень сложная
проблема асимметричности российского
федерализма, в том числе –
политического и экономического
«неравенства» ее субъектов.
Существует
точка зрения, что при укрупнении
субъектов РФ эти проблемы могут
быть решены. Однако здесь не все
так просто. Ведь вопрос не только в
том, что субъекты Федерации неравнозначны
с точки зрения своих масштабов,
что их слишком много, что одни
регионы построены по национальному
признаку, а другие – нет. Суть проблемы
в «практической экономике
Объединение
субъектов Федерации на основе договорных
рамок, прописанных федеральным
законом, предусматривающим формы
и процедуры изменения границ
субъектов Федерации и
Подобное
«естественное» укрупнение регионов формально
может сгладить чрезмерную межрегиональную
дифференциацию, поскольку депрессивные
и отсталые автономные округа будут
входить в состав более благополучных
регионов. Однако при этом проблема
переходит в другую плоскость, когда
ответственность за поддержку таких
территорий будет в основном перенесена
с федерального уровня на уровень
соответствующего субъекта Федерации
(например – Пермской области). Поэтому
на переходный период (не менее 5 лет) целесообразно
сохранить систему целевой
Конечно,
очень сложной представляется ситуация
с такими округами, как Ханты-Мансийский
и Ямало-Ненецкий, которые являются
существенно более «богатыми», чем остальная
часть их «материнской территории» –
Тюменской области. В настоящее время
достигнут определенный баланс интересов
этих трех субъектов, в том числе и в части
межбюджетных отношений и нарушать этот
баланс инициированием объединительного
процесса было бы неразумным. Другое дело,
если до этого произойдет инкорпорация
Таймырского (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийского
автономных округов в состав Красноярского
края. Тогда остался бы единственный прецедент
функционирования «матрешечных» субъектов
Федерации в России (кроме субъектного
статуса Москвы и Санкт-Петербурга, но
это особый случай столичных городов)
и для ликвидации такого прецедента было
бы более обосновано объединение Ханты-Мансийского
и Ямало-Ненецкого округов и Тюменской
области (или, наоборот, их выход из состава
Тюменской области).
Наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ являются:
-
проблема несоответствия
-
проблема рентных отношений –
проблема государственной
-
проблема укрупнения регионов, решение
которой может сгладить
Глава
3. Пути решения региональных
проблем бюджетной системы
РФ.
Для
наведения элементарного
1)
Установить более четко круг
расходов, финансируемых из федерального,
республиканских и региональных, а также
муниципальных бюджетов.
2)
Определить единые для всех
регионов доли перечислений в
федеральный бюджет от
3)
Осуществлять финансовую
Выделять
трансферты дифференцированно и
не просто исходя из нуждаемости, а
под программы лучшего
4)
Обеспечивать определенные
Информация о работе Региональные проблемы несбалансированности бюджетной системы в РФ