Региональный рынок муниципальных ценных бумаг: состояние и проблемы функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Главной целью творческой работы является обобщение и анализ практики заимствования местными органами власти и субъектами РФ.

Содержание работы

Введение
Глава I. Сущность, понятие и характеристики муниципальных ценных бумаг
1.1 Сущность и понятие муниципальных ценных бумаг
1.2 Классификация субфедеральных займов
Глава II. Особенности формирования и развития рынка муниципальных долговых обязательств в зарубежных странах
2.1 Выпуск муниципальных ценных бумаг в США
2.2 Выпуск муниципальных ценных бумаг в странах Западной Европы
Глава III. Опыт заимствования нецентральных органов власти в России
3.1 Развитие рынка муниципальных ценных бумаг в России на современном этапе
3.2 Практика выпуска субфедеральных займов
3.3 Особенности рынка субфедеральных и муниципальных облигаций
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Рынок ценных бумаг.rtf

— 1.17 Мб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава I. Сущность, понятие и характеристики муниципальных ценных бумаг

1.1 Сущность и понятие муниципальных ценных бумаг

1.2 Классификация субфедеральных займов

Глава II. Особенности формирования и развития рынка муниципальных долговых обязательств в зарубежных странах

2.1 Выпуск муниципальных ценных бумаг в США

2.2 Выпуск муниципальных ценных бумаг в странах Западной Европы

Глава III. Опыт заимствования нецентральных органов власти в России

3.1 Развитие рынка муниципальных ценных бумаг в России на современном этапе

3.2 Практика выпуска субфедеральных займов

3.3 Особенности рынка субфедеральных и муниципальных облигаций

Заключение

Список использованной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рынок муниципальных ценных бумаг является одним из наиболее эффективных инструментов бюджетной политики нецентральных органов власти. Преимущества заимствования на фондовом рынке очевидны. Среди основных стоит выделить удешевление стоимости заемных средств, диверсификацию источников заемных средств, относительную простоту регулирования денежных потоков эмитента при выпуске облигаций.

Значимость рынка муниципальных ценных бумаг как одной из составных частей финансового рынка подтверждается следующими данными: в США они занимают около 17% рынка долговых инструментов (1,3 трлн долл. в абсолютном выражении), в Японии - 11% (310 млрд долл.), в Германии - 12,5% (76 млрд долл.).

Привлечение денежных ресурсов путем эмиссии долговых обязательств позволяет субфедеральным и местным органам власти решать задачи финансирования кассовых разрывов бюджета, целевых программ, стимулировать развитие региональных финансов.

Реструктуризация российской экономики увеличила финансовые потребности органов власти всех уровней и способствовала активному развитию рынка субфедеральных облигаций.

Объектом исследования является рынок ценных бумаг, эмитируемых нецентральными органами власти.

Главной целью творческой работы является обобщение и анализ практики заимствования местными органами власти и субъектами РФ.

 

 

Глава I. Сущность, понятие и характеристики муниципальных ценных бумаг

 

Сущность и понятие муниципальных ценных бумаг

 

Муниципальные ценные бумаги - способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. В то же время муниципальные ценные бумаги в зависимости от эмитента могут подразделяться на субфедеральные ценные бумаги (эмитентом является орган исполнительной власти субъектов РФ) и местные ценные бумаги (эмитентом являются местные органы власти).

Таким образом, под займами органов власти субъектов РФ мы будем понимать ценные бумаги, выпускаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, имеющие доступ на внешние финансовые рынки.

Эффективность управления любым территориальным образованием определяется прежде всего имеющимися в распоряжении региональных и местных органов власти материальными ресурсами, и совокупностью правовых норм, регулирующих процесс формирования и использования этих ресурсов.

Трудности управления финансово-хозяйственной сферой побуждают региональные власти и местные органы самоуправления самостоятельно изыскивать дополнительные источники финансирования. Одним из таких способов является выпуск облигационных займов, возможность которого закреплена в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 г. №126-ФЗ, а также в Бюджетном Кодексе РФ. Эффективность заимствований обеспечивается контролем со стороны администрации, правильным выбором размеров, сроков и объектов инвестирования, согласованностью действий всех участников процессов эмиссии и управления займом. В самом общем виде выпуск и размещение облигационных займов позволяет решить следующие задачи на уровне субъектов федерации и местных органов власти:

1) политические:

- ослабление зависимости региона от дотаций федерального бюджета;

- повышение авторитета местной администрации, а, следовательно, и социальной стабильности в регионе в случае успешного проведения займа;

2) бюджетные:

- покрытие дефицита бюджета субъекта федерации или местного образования;

- смягчение последствий неравномерного поступления платежей в бюджет;

- частичное решение проблемы взаиморасчетов;

- привлечение дополнительных финансовых ресурсов без увеличения налогового бремени на предприятия и население местной территории;

- диверсификация источников и удлинение сроков заимствования;

3) инвестиционные:

- финансирование инвестиционных проектов;

- финансирование объектов социальной инфраструктуры;

- активизация местного фондового рынка и стимулирование его интеграции в страновой и международный финансовые рынки;

4) социальные:

- финансирование социальных программ;

- создание новых рабочих мест;

- создание эффективного инструмента для защиты денежных средств населения от обесценения.

По типу муниципальные ценные бумаги не отличаются от федеральных займов: все они делятся на кратко-, средне- и долгосрочные и продаются на аукционах на основе конкурентных торгов. По видам обеспечения они подразделяются на:

* облигации под общее обязательство. По сути это необеспеченные облигации: никакого залога нет. Косвенным обеспечением следует считать налоговые доходы эмитентов. Обычно подобные бумаги выпускаются для финансирования проектов, не приносящих дохода;

* облигации под доход от проекта (например, промышленного предприятия);

* облигации под специальный налог (строительство дорог, например, покрывается налогами на бензин).

 

1.2 Классификация субфедеральных займов

 

  1. Займы по целям заимствования делятся на:
  • целевые, ориентированные на инвестиционный сектор экономики;
  • нецелевые, ориентированные на финансовый (фиктивный) сектор;
  1. По характеру решаемых задач эмитируемые в России займы подразделяются на три группы, и при принятии решения о выпуске ценных бумаг эмитенты ставят соответствующие следующие задачи:
  • инвестиционные - для финансирования инвестиционных проектов: жилищного строительства и развития местной промышленности, производства, транспортной и социальной сферы;
  • социальные - для финансирования мероприятий и программ в социальной сфере: защита сбережений населения от инфляции; финансирование социальных программ; создание новых рабочих мест; решение экологических проблем;
  • бюджетные - для текущего обслуживания местного бюджета: финансирование текущих расходов бюджета; сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей в бюджет; погашение задолженности местного бюджета перед предприятиями; решение проблемы взаимозачетов; снижение задолженности перед бюджетом по налогам.
  1. По сроку обращения субфедеральные займы представлены:
  • краткосрочными выпусками (до 1 года);
  • среднесрочными выпусками (1-5 лет);
  • долгосрочными выпусками (5-30 лет), которые не получили широкого распространения из-за высокого уровня инфляции.
  1. В зависимости от модели займа выделяют:
  • жилищные займы;
  • телефонные займы;
  • арбитражные займы;
  • ГКО-подобные займы;
  • “сельские” облигации или агрооблигации;
  • инвестиционно-промышленные займы;
  • социально-экономические займы.
  1. В зависимости от характера обеспечения займы делятся на следующие виды:
  • облигации общего покрытия (общего займа) - обеспечиваются средствами бюджета/отдельными его статьями и имуществом/частью имущества, находящегося в собственности эмитента;
  • доходные облигации - обеспечиваются доходами/имуществом от реализации конкретных инвестиционных проектов, профинансированных за счет средств от выпуска облигаций;
  • обеспечением по облигациям смешанного (“двойного”) покрытия выступают смешанные активы в комбинации с гарантиями третьих лиц.
  1. По источникам получения доходов и обслуживания долга займы подразделяются на:
  • имущественно-доходные, выпускаемые под конкретный самоокупаемый доходный проект и погашаемые доходами от его реализации;
  • финансовые (депозитно-арбитражные), основным источником дохода в этом случае являются доходы от размещения средств займа на банковских депозитах и от операций с другими высокодоходными финансовыми инструментами (арбитражные операции);
  • бюджетные (бюджетно-налоговые), обслуживаемые за счет налоговых поступлений в бюджет. Часто в стремлении расширить доходную базу займов эмитенты прибегают к комбинированию различных источников получения доходов - комбинированным займам.
  1. По форме выплате дохода (погашение облигации) выделяют:
  • займы с денежной формой погашения;
  • займы с натуральной (неденежной) формой погашения.

 

 

Глава 2. Особенности формирования и развития рынка муниципальных долговых обязательств в зарубежных странах

 

2.1 Выпуск муниципальных ценных бумаг в США

 

Рынок долговых обязательств местных органов власти является наиболее значимым по объему и разнообразию присутствующих в нем фондовых инструментов в США. Это связано в первую очередь с историческими особенностями организации государственного устройства, а также с тем обстоятельством, что фондовый рынок США традиционно явился одним из основных механизмов перераспределения финансовых ресурсов.

Исторически США создавались как децентрализованное государство на основе политического союза между добившимися полной независимости колониями. До настоящего времени Конституция США не дает четкого разграничения административно-управленческих и хозяйственных функций между различными уровнями государственной власти, что позволяет штатам самостоятельно определять направления социально-экономического развития региона.

Вплоть до завершения Гражданской войны между Севером и Югом (1861-1865) штаты оставались полунезависимыми государствами, обладающими правом эмиссии денежных знаков, формирования налоговой политики, осуществления внешнеторговой деятельности, и т.д.

Процесс концентрации производства и капитала в конце XIX- начале XX в. создал объективную потребность в усилении централизации государственного управления. В результате определенные экономические и социальные функции, в том числе и регулирование денежно-кредитной сферы, стали прерогативой федеральной власти. Катализатором процесса централизации власти явился экономический кризис 1929-1933 гг., который продемонстрировал неспособность штатов и местных властей самостоятельно справиться с возникшими социально-экономическими трудностями даже на низших территориальных уровнях: во время Великой депрессии свыше 4600 муниципалитетов оказались банкротами и не смогли рассчитаться по своим обязательствам. Резкое расширение масштабов централизованного государственного вмешательства привело к тому, что в период с 1929 г. федеральные расходы возросли в 3,4 раза, а их доля в совокупных расходах всех уровней власти возросла с 25 до 45,4%.

Концентрация бюджетных средств на федеральном уровне ещё более усилилась в период Второй мировой войны.

После Второй мировой войны наметилась тенденция расширения функций местных органов власти, что обусловило начало процесса перераспределения средств в пользу местных органов власти. Однако, довоенные пропорции восстановлены не были, и в США, как и в других странах, центральные бюджеты продолжали доминировать.

С конца 70-х годов рост рынка муниципальных обязательств продолжился. Этому росту способствовало начало активной деятельности учрежденного в 1975 г. специального органа - Управления по регулированию муниципальных ценных бумаг (MSRB - Municipal Securities Regulatory Board). Учреждение такого органа было вызвано объективной необходимостью, поскольку рынок муниципальных ценных бумаг большую часть этого столетия оставался практически нерегулируемым. Потребность в усилении государственного влияния в этой области особенно остро проявилась именно в начале 70-х годов, когда Комиссия по ценным бумагам была вынуждена принять ряд запретительных решений, касающихся 72 профессиональных участников рынка, из-за их пренебрежения к стандартам техники торговли и ведения клиентских счетов, манипулирования ценами, и прочих нарушений, связанных с их деятельностью именно на рынке муниципальных ценных бумаг. В результате в 1975 г. Конгресс принял Поправки к законом о ценных бумагах, согласно которым были введены в действие обязательные регистрационные требования к брокерам и дилерам, занимающимся торговлей на рынке муниципальных ценных бумаг, а также расширены полномочия Комиссии по ценным бумагам в отношении вышеназванных участников торговли. Кроме того было создано Управление по регулированию муниципальных ценных бумаг как саморегулируемая организация брокеров и дилеров, работающих с данными фондовыми инструментами, наделенная регулятивными полномочиями. При этом MSRB не получила полномочий контрольной или принудительной власти в отношении эмитентов муниципальных ценных бумаг. Поправка 1975 г., таким образом, не создала регулятивный механизм выпуска и обращения муниципальных ценных бумаг, не предъявила новых требований к их эмитентам.

Информация о работе Региональный рынок муниципальных ценных бумаг: состояние и проблемы функционирования