Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:48, курсовая работа
Начало экономических реформ в России связывалось с максимальным сокращением присутствия государства в хозяйственной системе и попыткой обеспечить функционирование этой системы лишь на условиях саморегулирования. Современное состояние дел в Российской экономике вызывает необходимость основательно продуманного и юридически оформленного государственного регулирования новых экономических отношений.
Приведем основные признаки естественной монополии:
1) юридическое основание установления (закрепления), реализации и
прекращение режима.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
Естественная монополия в России.
1. Понятие естественной монополии
2. Причины становления монопольного режима
а) юридические
б) экономические
3. Субъекты регулируемых монополий.
4. Государственное регулирование в сферах естественной монополии.
а) методы регулирования.
б) органы регулирования их функции и полномочия
5. Перспективы развития естественных монополии
ГЛАВА II
Государственное регулирование естественных монополий за рубежом.
1. конкуренция за монопольный рынок
2. регулирование нормы прибыли
а) определение текущих издержек
б) оценка инвестиций
в) допустимая прибыль
3. регулирование верхнего предела тарифа
4. единство и отличия моделей регулирования естественной монополии
ГЛАВА III
Тарифная политика в области электросвязи.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ
План.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
Естественная монополия в России.
1. Понятие естественной монополии
2. Причины становления
монопольного режима
а) юридические
б) экономические
3. Субъекты регулируемых монополий.
4. Государственное регулирование
в сферах естественной
а) методы регулирования.
б) органы регулирования их функции и полномочия
5. Перспективы развития естественных монополии
ГЛАВА II
Государственное регулирование естественных монополий за рубежом.
1. конкуренция за монопольный рынок
2. регулирование нормы прибыли
а) определение текущих издержек
б) оценка инвестиций
в) допустимая прибыль
3. регулирование верхнего предела тарифа
4. единство и отличия
моделей регулирования
ГЛАВА III
Тарифная политика в области электросвязи.
ГЛАВА I ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ.
1. Понятие естественной монополии.
Начало экономических реформ в России связывалось с максимальным сокращением присутствия государства в хозяйственной системе и попыткой обеспечить функционирование этой системы лишь на условиях саморегулирования. Современное состояние дел в Российской экономике вызывает необходимость основательно продуманного и юридически оформленного государственного регулирования новых экономических отношений.
Приведем основные признаки естественной монополии:
1) юридическое основание установления (закрепления), реализации и
прекращение режима.
2) соотношение законодательства
о монополиях с Законом
“О конкуренции” их
3) сферы (границы) действия
рассматриваемых монопольных
отраслям и видам хозяйствования, а также отношения на которые
распространяется
законодательство о
4) общий правовой статус
субъектов монополий,
их прав и
обязанностей как в сфере
и во внутрифирменных процессах.
5) система регулирования
деятельности субъектов
6) санкции и ответственность
за нарушение положений
в указанной области.
И так теперь мы можем дать четкое определение естественной монополии, сформулированное Государственной Думой 19 июля 19995 года. (Федеральный закон “О естественных монополиях”)
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства ( в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Сферы деятельности естественных монополий:
- транспортировка нефти
и нефтепродуктов по
трубопроводам.
- транспортировка газа по трубопроводам.
- услуги по передаче
электрической и тепловой
- железнодорожные перевозки.
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.
- услуги общедоступной
электрической и почтовой
2. Основания установления монопольного режима.
а) юридические основания.
Рассматриваемые монопольные
институты регулирования
б) экономические основания.
Естественная монополия
существует тогда, когда эффект масштаба
настолько велик, что одна фирма
может снабжать весь рынок, имея более
низкие издержки на единицу продукции,
чем имел бы ряд конкурирующих
фирм. Такие условия характерны для
предприятий общественного
рисунок 1 (долгосрочные средние издержки)
Если бы рынок был поделен
между многими производителями,
то эффект масштаба производства не был
бы достигнут, издержки на единицу продукции
были бы высоки и потребовались бы
высокие цены, чтобы покрыть эти
издержки. В качестве возможных средств
обеспечения общественно
рисунок 2
Большинство монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. В частности цены и тарифы которые могут назначать коммунальные службы - железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, - определяются федеральными и местными регулирующими комиссиями или управлениями. Рисунок 2 показывает параметры спроса и издержек естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса пересекает кривую средних издержек в точке, где средние издержки еще понижаются. Очевидно, что было бы нецелесообразно иметь ряд фирм в такой отрасли, потому что, разделив рынок, каждая бы фирма стала перемещаться дальше налево по своей кривой средних издержек, так что удельные издержки стали бы значительно выше. Связь между рыночным спросом и издержками такова, что достижение низких издержек на единицу допускает одного производителя.
Мы знаем, применяя правило
MR=MC, что Р и Q являются максимизирующими
прибыль ценой и выпуском, которые
бы выбрал бы нерегулируемый монополист.
Так как цена превышает средние
валовые издержки, монополист имея
значительную экономическую прибыль,
которая, вероятно, способствует неравенству
доходов. Более того, цена превышает
предельные издержки, что показывает
недоиспользование ресурсов зтого
продукта или услуги. Вопрос состоит
в том, что сможет ли государственное
регулирование вызвать лучшие результаты,
с точки зрения общества. Целью
регулирующего органа является достижение
эффективности распределения
3. Субъекты регулируемых монополий.
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Мировая и российская практика
свидетельствуют, что воздействие
на монополию должно осуществляться
государством. Для этого, как мы уже
говорили, можно использовать государственную
собственность (предприятия, где государство
имеет контрольный пакет акций)
Обязанности субъектов естественных монополий.
- субъекты естественных
монополий не вправе
- субъекы естественных
монополий обязаны
текущие отсчеты освоей деятельности в порядке и в сроки, которые
установлены
органом регулирования
проекты планов капитальных вложений.
4. Государственное
регулирование в сферах
В Российской Федерации
система регулирования
а) методы регулирования.
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
ценовое регулирование,
осуществляемое посредством
определение потребителей,
подлежащих обязательному
б) органы регулирования естественных монополий их функции и их
полномочия.
органы регулирования: органы регулирования естественных монополий образуются в сферах деятельности указанных выше. Общее руководство федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественной монополии осуществляется руководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Руководитель органа регулирования естественной монополии является одновременно членом правления данного органа. Для определения основных направлений деятельности федерального органа исполнительной власти и принятия решений образуется правление в количестве не более семи членов, включая руководителя, из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в соответствующей области. Члены правления назначаются Правительством Российской Федерации сроком не менее чем на четыре года. Для обеспечения преемственности в работе правления начиная с пятого года работы данного органа ежегодно осуществляется замена до одной трети общего количества членов правления. На работников органов регулирования распространяется правовой статус государственного служащего. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественной монополии ликвидируется в случае появления возможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке и (или) в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий.