Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:48, курсовая работа
Начало экономических реформ в России связывалось с максимальным сокращением присутствия государства в хозяйственной системе и попыткой обеспечить функционирование этой системы лишь на условиях саморегулирования. Современное состояние дел в Российской экономике вызывает необходимость основательно продуманного и юридически оформленного государственного регулирования новых экономических отношений.
Приведем основные признаки естественной монополии:
1) юридическое основание установления (закрепления), реализации и
прекращение режима.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
Естественная монополия в России.
1. Понятие естественной монополии
2. Причины становления монопольного режима
а) юридические
б) экономические
3. Субъекты регулируемых монополий.
4. Государственное регулирование в сферах естественной монополии.
а) методы регулирования.
б) органы регулирования их функции и полномочия
5. Перспективы развития естественных монополии
ГЛАВА II
Государственное регулирование естественных монополий за рубежом.
1. конкуренция за монопольный рынок
2. регулирование нормы прибыли
а) определение текущих издержек
б) оценка инвестиций
в) допустимая прибыль
3. регулирование верхнего предела тарифа
4. единство и отличия моделей регулирования естественной монополии
ГЛАВА III
Тарифная политика в области электросвязи.
В обоих случаях регулирование осуществляют специальные агентства. В США эти функции возложены на Федеральную комиссию по связи, Федеральную комиссию межштатных перевозок и т.п., а также соответствующие органы штатов. В Великобритании контроль над отраслями, где возможности возникновения монопольного положения, а значит и злоупотребления им фактически или потенциально велики, созданы Управление телефонной связи, газоснабжения, водоснабжения и электроснабжения.
Принципы регулирования различаются в зависимости от выбора центрального контрольного параметра, способа его задания, периодичности пересмотра и многих других содержательных и процедурных факторов.
2. регулирование нормы прибыли.
В США доминировавшей до
недавнего времени практикй регулирования
естественной монополии было ограничение
нормы прибыли, осуществляемое на основе
надбавки на издержки. Компаниям разрешалось
получать чистый посленалоговый доход
в определенных пределах. При такой
системе все аспекты
Процедура определения тарифа состоит из трех этапов - выявления текущих издержек, инвестиций и задания нормы прибыли на инвестиции.
Определение текущих издержек не ограничивается чисто технической операцией. Большинство комисий штатов разработало единую систему счетоводства, обязательную для всех компаний. Комиссии следят за тем, чтобы у компаний не было излишних издержек вследствии покупок по завышенным ценам, установления высокой заработной платы или отказа от поиска поставщиков более дешевых товаров и услуг.
Оценка инвестиций - один из самых сложных аспектов в данной модели регулированияпредприятий общественного пользования. Каптальные вложения можно оценивать по разному - в ценах приобретения за вычетом амортизации; в ценах восстановления оборудования; наконец , в ценах восстановления услуг, а не оборудования, которое производит эти услуги. На практике регулирующими органами отдается предпочтение оценке капитала в ценах приобретения, поскольку определение его востановительной стоимости весьма затруднительно. Амортизация осуществляется на основе предписанных регулятором нормативов. Проблема оценки инвестиций этим не исчерпывается, встает вопрос о том, какая часть инвестиций была осуществлена оправданно, а потому может быть включенна в базу, на которую рассчитывается разрешенная норма прибыли, а какая нет. Средства, затраченные на излишнее, неэффективное возведенные сооружения и ненужное оборудование, полностью или частично исключабтся из базы расчета нормы прибыли. Правда, в течение длительного времени масштабы подобного неучета были относительно невелики. После энергетического шока 70-х годов регулирующие органы ужесточили требования к включению инвестиций в баз для расчета нормы прибыли. Стали активно практиковать отнесение издержек на будущие периоды; проверки целесообразностти вложений; отклонение инвестиций как ненужных; их переоценку поконкурентным ценам.
Активы включаются в нормативную базу, на которую может быть начисленна прибыль при условии;
во-первых, если сами активы были признаны ”используемыми и полезными”
во-вторых, если решение о их приобретении (создании) - в момент принятия и на базе имеющейся к тому времени информации - обоснованными.
Допустимая прибыль определяется на основе экспертных суждений. Ее нижней границей служит цена капитала, а верхней - доход на инвестиции с той же степеью риска в предприятиях конкурентных отраслей.Расчет величиныдопустимой нормы прибыли сопряжен с решением массы казалось бы чисто технических вопросов: что должно быть пинято за цену капитали - цена для данной конкретной компании или среднеотраслевая, ее прошлая или ожидаемая в будущем величина, как при расчете прибыли должныучитыватьсся налоги - фактически уплаченные или начисленные к уплате, и т.д.
Допустимая прибыль компании исчисляется на весь капитал независимо от того, используется он или нет, при условии эффективного применения трудовых ресурсов, методов производства и принципов ценообразования. Основной аргумент в пользу такой модели регулирования в том, что она позволяет защитить производителей, гарантируя оправданность расходов и инвестиций, а также справедливую оплату услуг. Впрочем, даже в этом, центральном для данной модели пункте ее действенность ставится под сомнение. По мнению критиков, модель поощряет режим затратного ценообразования - установление тарифа на базе фактических издержек позволяет перекладывать затраты на потребителей. Недостатки модели регулирования по принципу ”издержки плюс прибыль” состоят в нарушении стимулов к капиталовложениям, в поощрении (если компания функционирует на рынках с разной степенью конкурентности) переложения издержек с одного из них на другой, в недостаточности стимулов для расширения круга оказываемых услуг. При определенных условиях, а именно когда допустимая норма прибыли на капитал превышает цену капитала, здесь появляется стимул для сверхинвестирования. По оценкам ряда специалистов американская система регулирования имеет ряд недостатков.
1. тенденция к ужесточению
регулирования, определяемая
2. дороговизнаквазисудебной системы регулирования как для компаний, так и для регулирующих органов.
3. низкая эффективность
судебного рассмотрения
4. отсутствие механизмов
стимулирования повышения
Хотя справедливость данных упреков сомнительна, в США наметился отход от данной модели регулирования.
3. регулирование верхнего предела тарифа (дефлятор-Х)
Со второй половины 80-х
годов после серии приватизаций
компаний естественных монополий в
Великобритании получила развитие практика
регулирования тарифов при
- установление объекта регулирования
- характер задания ценового ограничения (срок, абсолютная или
относительная величина)
- определение Х
- возможность переложить издержки
Существует два основных подхода в отношении объекта регулирования цен.
В отраслях с широким спектром
оказываемых услуг регулируется
тариф не каждой их них, а комбинация,
корзина. Это упрощает процедуру
расчета и облегчает
В отраслях с монопродуктом
или оказывающих
Формула исчисления предельного
тарифа обычно устанавливается на среднесрочную
перспективу - 4-5 лет. В условиях инфляции,
а учитывая ее хронический для
современной экономики
Величина Х определяется на основе оценок перспективного спроса, объема капиталовложений, величины прибылей от прочей нерегулируемой деятельности, вероятности снижения издержек и роста производительности , а также потребностей в инвестициях.
Возможность перекладывания производителями издержек ставится в зависимость от того, являются ли они “контролируемыми”, зависящими от действий компаний, или нет. “Неконтролируемые” издержки допускается перекладывать в цены полностью или частично, а “контролируемые” нет.
В интегрированых производствах
пределы тарифов
Во-первых, в центре внимания находится наиболее важный для потребителя параметр - уровень цен.
Во-вторых, прозрачность и, как следствие, простота отслеживания и принятий.
В-третьих, упрощение процесса регулирования для компаний и регулирующих органов. Компания может изменять уровень и структуру тарифов по заданной формуле, а регулятор не должет участвовать в изнурительных процедурах пересмотра цен и детального рассмотрения инвестиционной программы.
В-четвертых, стимулирование эффективности. Производителям гарантируется сохранение выгод от повышения эффективности в период между пересмотром Х.
Модель “дефлятор Х”
менее подверженна затратной
неэффективности и тенденции
к завышению капиталоемкости. поскольку
компания имеет право рписваивать
все прибыли, у нее возникают
стимулы для повышения производительной
эффектвности , вытекающее из неограниченной
максимизации прибыли. При правильном
определении параметра Х часть
предполагаемой возросшей эффективности
будет передаваться потребителям
в виде более низких цен. Однако
считается, что при такой модели
регулирования усиливается