Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:40, контрольная работа
Естественная монополия – это рыночная структура, которая обеспечивает удовлетворение всего рыночного спроса одной фирмой с наименьшими средними издержками вследствие положительной отдачи от масштаба.
1 Вопрос: Регулирование естественных монополий………………………...2
2 Вопрос: Текстильная и лёгкая промышленность, её отраслевая структура………………………………………………………………………...13
Список используемой литературы…………………………………………...24
Содержание:
1
Вопрос: Регулирование
естественных монополий………………………...2
2
Вопрос: Текстильная
и лёгкая промышленность,
её отраслевая
структура………………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………………...2
1
вопрос: Регулирование
естественных монополий
Естественная монополия – это рыночная структура, которая обеспечивает удовлетворение всего рыночного спроса одной фирмой с наименьшими средними издержками вследствие положительной отдачи от масштаба.
Естественная
монополия возникает в
С точки зрения общественного приемлемого поведения, естественные монополии должны находиться либо в государственной собственности, либо регулироваться государством.
В
основе законодательств о
На рис.
1 схематично представлены естественные
монополии, параметры её спроса и
издержек. Для естественной монополии
характерны высокие постоянные издержки,
что приводит к пересечению кривой спроса
с кривой средних издержек в точке, где
последние ещё понижаются. Поэтому при
наличии ряда фирм (наличии конкуренции)
в такой отрасли удельные издержки стали
бы высокие.
Рис. 1. Регулируемые
монополии
Рассмотрим,
как будет происходить
Сравнение общественно оптимальной цены и цены, обеспечивающей справедливую прибыль, приводит к дилемме регулирования. Установление первой цены приведёт к оптимальному распределению ресурсов, однако может означать убытки для монополии, что могло бы быть смягчено через выплату субсидии государством. Установление второй цены позволит монополисту получать справедливую прибыль, однако не решает вопрос оптимального распределения ресурсов, поскольку выпуск в этом случае сместиться лишь с Qm до Qf, не достигнув при этом оптимального объёма Qr.
Теория регулирования естественных монополий подвергается критике по трём основным позициям.
Прежде всего, это вызвано проблемой Х-неэффективности. Так, при установлении цены на продукцию (услуги) естественных монополий используется принцип «издержки плюс», тогда у монополиста не возникает стимула снижать издержки, напротив, это может привести к различного рода экономическим махинациям для увеличения издержек, либо к замещению труда капиталом, т.е. к неэффективному распределению ресурсов внутри предприятия.
Следующая позиция, подвергаемая критике, – работа регулирующих комиссий. Довольно часто члены этих комиссий являются руководителями предприятий регулируемых отраслей, что приводит к обратному эффекту регулирования – эти отрасли защищаются от потенциально возможной конкуренции.
И, наконец, третья критикуемая позиция – регулирование конкретных отраслей. Часть регулируемых естественных монополий функционирует в таких отраслях, где при отсутствии регулирования возможно было бы появление конкурирующих фирм, так как в этих отраслях эффект масштаба невелик и относительно низки входные барьеры (например, авиа- и ж/д перевозки). Такое регулирование приводит к тому, что в большей степени проигрывает общество, так как устанавливаются более высокие цены и предлагается меньший объём выпуска, чем при потенциальной конкуренции.
Последняя проблема породила теорию легального картеля, суть которого состоит в следующем. Фирмы, имеющие статус естественных монополий, по своему желанию становятся регулируемыми государством, которое в свою очередь производит раздел рынка и ограничивает потенциальную конкуренцию через расширение картеля. Фирма становится легальным картелем, зачастую высокоприбыльным и стабильно работающим.
Начиная
с 60-х гг. ХХ в. появилось и начало
активно развиваться
В то же время значение социального регулирования нельзя недооценивать. Те общественные проблемы, которое оно пытается решить, сложно измерить в категориях «издержки-прибыль». Польза, которую получит общество в результате проводимых мероприятий, может быть иногда ощутима лишь через некоторый временной отрезок.
Функционирование
монополий сопровождается для общества
чистыми, ничем не восполнимыми потерями.
Естественно, что у членов этого общества
возникает потребность ликвидировать
или хотя бы уменьшить величину этих омертвлённых
затрат. Это задача возлагается на государство.
Таким образом, государственное регулирование
естественных монополий должно устранить
чистые убытки, порождённые монопольной
властью.
Прямое регулирование путём установления потолка цен
Поскольку омертвлённые затраты равны нулю только в условиях совершенной конкуренции, логично предположить, что государство должно устанавливать для монополиста максимальный верхний предел цены на уровне предельных издержек PС = MCС (рис. 2). Так как фирма-монополист при таких условиях не может устанавливать цену выше предписанного государством предела, горизонтальная линия, проведённая на уровне цены PС, представляет собой кривую среднего дохода и одновременно – кривую предельного дохода естественной монополии.
Это утверждение справедливо только для объёмов производства, не превышающих QС. Для выпуска, превышающего QС, они совпадают со старыми кривыми AR и MR, так как здесь фирма может назначить цену ниже PС, и на неё никак не повлияет регулирование.
Рис. 2. Оптимальная и справедливая цена регулирования естественной монополии
Регулирующая
цена задаётся для естественной монополии
на уровне средних экономических
издержек – PL = ATC > MC. При этом
естественный монополист получает нулевую
экономическую или среднюю бухгалтерскую
прибыль.
Фирма-естественный монополист будет выпускать QС единиц продукции, так как именно на этом отрезке кривая предельного дохода (MR) пересекает кривую предельных издержек (MC). Цена и объёмы производства фирм будут соответствовать тем, Которые были бы на конкурентном рынке, а чистые убытки становятся равными нулю. Уменьшая цену ниже PС, государство принуждает естественного монополиста к сокращению объёмов производства. На рынке появляется дефицит, так как возникает ситуация, аналогичная ситуации установления верхней границы цен в конкурентной отрасли. Увеличивая цену выше PС, государство получит затоваривание рынка. Таким образом, регулируемая государством цена, равная предельным издержкам, является оптимальной с точки зрения распределения ресурсов общества.
Однако для естественных монополий средние издержки, как правило, больше предельных издержек, поэтому при установлении цены на уровне предельных издержек PС = MCС фирма не возместит своих издержек, понесёт убытки и выйдет из отрасли, оставив этот вид бизнеса. Чтобы этого не произошло, государство должно предоставить фирме дотацию.
Есть и другой выход из положения, называемый вторым оптимальным решением, которому соответствует так называемая справедливая цена. Такое название она получила потому, что государственное регулирование имеет целью обеспечить баланс экономических интересов потребителя и производителя. В этом случае регулируемые цены следует установить на уровне не предельных, а средних издержек: PL = ACL.
Для
практики регулирования важно
Косвенное регулирование монополий. Эффект Аверча-Джонсона
В
качестве косвенного метода регулирования
монополии выступает ограничени
Рентабельность
как отношение прибыли к
В России в самом начале реформ применяли первый способ. Он предусматривал административное регулирование цен независимо от их рыночного поведения. Наибольшее распространение получил метод установления предельных уровней рентабельности. Однако практика, как и предсказывалось теорией, показала, что такая система регулирования стимулировала предприятия к росту издержек и цен1. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поставила вопрос о пересмотре подходов к определению монопольных цен.
Второй способ косвенного регулирования монополий преимущественно характерен для стран с развитой рыночной экономикой. Он состоит в установлении верхнего предела рентабельности фирмы. Фирма-монополист, скорее всего, будет назначать цену своей продукции на верхнем пределе рентабельности, установленного регулирующими органами. Это значит, что если предел рентабельности установлен, например, на уровне 15%, то фирма будет закладывать в цену именно эту цифру, а не, скажем, 14, 10 или 5%.
Информация о работе Регулирование естественных монополий.Текстильная и лёгкая промышленность