Регулирование естественных монополий.Текстильная и лёгкая промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Естественная монополия – это рыночная структура, которая обеспечивает удовлетворение всего рыночного спроса одной фирмой с наименьшими средними издержками вследствие положительной отдачи от масштаба.

Содержание работы

1 Вопрос: Регулирование естественных монополий………………………...2
2 Вопрос: Текстильная и лёгкая промышленность, её отраслевая структура………………………………………………………………………...13
Список используемой литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

экономика отрасли-3курс-2сессия.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

            Хотя эта попытка реформы со стороны ФСТ не нашла поддержку в Правительстве и  осталась нереализованной,  некоторые из обсуждавшихся при её разработке идей нашли отражен в подготовленном в 2007 году Комитетом Совета Федерации по промышленной политике «Докладе о промышленной политике Российской Федерации». Доклад продолжил наметившийся в последние годы тренд на дополнение естественно-монопольного регулирования финансированием создания инфраструктурных объектов  и предложил полную замену одного подхода другим.  В частности, в Докладе утверждается, что «для эффективного достижения целей функционирования ключевой инфраструктуры государственная политика должна формулироваться в терминах  финансирования производства ее дополнительных услуг (а не регулирования естественных монополий)». Именно таким образом и предлагается отказаться от перекрестного субсидирования и монопольных привилегий, которые вызывают «огромные экономические издержки».

             Наряду с этим «Доклад о промышленной политике» актуализирует еще одну обсуждавшуюся в течение 2000-2008гг. концепцию «все новое – свободно». Эта концепция предполагает полномасштабное дерегулирование отрасли, в ходе которого основные заинтересованные стороны получают гарантии того, что все существующие перед ними обязательства будут выполняться, хотя и не появятся новые.

            Подводя итоги, в 2000-2008гг. государственная политика в сфере естественных монополий осуществлялась по трем основным направлениям:

совершенствование ФЗ «О естественных монополиях»: многочисленные поправки не привели к существенным изменениям, предприятая ФСТ попытка  радикального пересмотра ФЗ не увенчалась успехом;

реформа отраслевых законов (разделение естественно-монопольных  и конкурентных сегментов, развитие особых режимов регулирования, включая  «новое – свободно»);

развитие  системы государственного финансирования ключевой инфраструктуры: на основе гражданского законодательства осуществлялись проекты государственно-частного партнерства в сфере коммунального хозяйства, был принят ФЗ «О концессионных соглашениях».  

     Выводы

  1. Чистая монополия – это модель, описывающая закономерности хозяйственного поведения фирмы, которая является единственным продавцом уникального продукта на товарном рынке с непреодолимыми барьерами на входе.
  2. Фирма-монополист на рынке благ выберет такой выпуск, который обеспечит равенство предельного дохода и предельных издержек MR = MC. При этом она будет продавать меньше продукции и назначит более высокую цену, чем на рынке совершенной конкуренции. Такая фирма обладает рыночной властью и способна контролировать цену товара.
  3. Предельный доход фирмы, которая является единственным продавцом блага, меньше среднего дохода, поскольку продажи дополнительной единицы товара снижает его цену, а следовательно, и общий доход монополии на величину большую, чем цена блага.
  4. У монополиста (несовершенного конкурента на рынке благ) отсутствует функция (кривая) предложения, так как нет взаимно однозначного соответствия между ценой блага и величиной предложения фирмы. При одной и той же цене блага монополист может продавать разное количество товара и наоборот, при одном и том же количестве блага монополия может назначать разные цены.
  5. Результатом реализации рыночной власти фирмой-монополистом будут чистые потери общественного благосостояния вследствие уменьшения потребительского излишка и излишка производителя. Эти потери благосостояния никем не присваиваются и теряются безвозвратно.
  6. Если эластичность спроса у покупателей различна, то монополист может проводить политику ценовой дискриминации. Под ценовой дискриминацией понимается продажа одного и того же блага по различным ценам разным покупателям при условии, что ценовые различия не обусловлены разницей в издержках производства.
  7. Назначение различных цен фирмой-монополистом для различных покупателей в соответствии с их индивидуальными ценами спроса называется совершенной ценовой дискриминацией (ценовой дискриминацией первой степени). Назначение различных цен для покупателей на не связанных между собой рынках (сегментах рынка) называется ценовой дискриминацией третьей степени. Ценовая дискриминация второй степени предполагает, что сегменты рынка с различной ценовой  эластичностью спроса не являются обособленными друг от друга, а уровень цен различается в зависимости от условий продажи, которая устанавливает фирма-монополист.
  8. В качестве методов регулирования естественных монополий может применяться прямое ограничение цен или косвенное – через установление норм прибыли. Государственное регулирование деятельности естественных монополий не может достаточно эффективно устранить потери для общества, вызванные реализацией рыночной власти монополий.
 

      2 вопрос: Текстильная и легкая промышленность, ее отраслевая структура 

      Легкая  промышленность – это отрасль  по производству товаров народного  потребления, которая должна обеспечивать потребности населения страны. Главная  задача легкой промышленности заключается в удовлетворении растущих потребностей всех слоев населения.

      На  сегодняшний день доля легкой промышленности в общем объеме производства страны составляет около 1,3%, что очень мало для данной отрасли. Чтобы понять причины такого низкого долевого процента в общем объеме производства необходимо проанализировать состояние отрасли и проблемы ее развития. Для повышения долевого процента необходимо найти пути развития этой отрасли.

      Анализ  литературы показал, что состоянию  легкой промышленности не уделяется должного внимания, а излагаемый материал не дает полного представления о легкой промышленности страны в целом.  

      1. Общая характеристика  легкой промышленности  Российской Федерации.

      Легкая  промышленность является одной из отраслей комплекса, производящего товары народного потребления. Данная отрасль является обрабатывающей и выпускает продукцию для населения: ткани, одежду, обувь, трикотаж, чулочно-носочные и меховые изделия, головные уборы, текстильную и кожаную галантерею. Кроме того, предприятиями легкой промышленности обеспечивается поставка тканей и корда для производства шин, сердечников стальных канатов для угольных шахт и металлургической промышленности, фильтровальных и ситовых тканей для пищевой, химической и электротехнической промышленности, тканей и других изделий для сельского хозяйства, тканей для транспортных лент, используемых во всех отраслях промышленности России. Таким образом, предприятия легкой промышленности наряду с товарами народного потребления выпускают сырье и вспомогательные материалы для других отраслей народного хозяйства.

      В легкой промышленности функционируют 20 научно-исследовательских институтов, которые специализированы в соответствии с группами отраслей и обслуживают  текстильную, трикотажную, швейную, кожевенно-обувную и меховую подотрасли. Институты имеют свои разработки, многие из которых получили признание на ежегодно проводимых международных салонах изобретений. Но в то же время в последние годы появилась тенденция разрушения научно-технического потенциала и ранее эффективно функционирующей системы подготовки специалистов, что в первую очередь связанно с недостаточным финансированием.

      Легкая  промышленность влияет на общую экономическую  ситуацию в стране, потому что, во-первых, это отрасль с быстрой оборачиваемостью капитала; во-вторых, ее технологический цикл втягивает в свою сферу сельское хозяйство, химическую промышленность и другие отрасли.

      Сырьевая  база легкой промышленности Росси недостаточно развита, т.к. не обеспечивает потребности  отрасли в сырье.

      Основным  поставщиком натурального сырья  для легкой промышленности является сельское хозяйство. Льноводство находится  в сложном положении: сокращаются  посевы льна – долгунца, падает его  урожайность. Размещено льноводство  неравномерно: свыше 60% заготавливаемого сырья приходится на Центральный федеральный округ , 25% - Северо-западный округ и только 15% - на все остальные. Льноводство на сегодняшний день является единственным поставщиком отечественного растительного сырья, а цены на льноволокно самые низкие из всех видов волокон.

      На  данный момент потребности льняной  промышленности в сырье удовлетворяются  за счет импорта, а основным поставщиком  льна является Белоруссия.

      Натуральную шерсть дают преимущественно овцы. За последнее время их поголовье  в России сократилось, а качество шерсти ухудшилось. Полностью всем требованиям по качеству соответствует только шерсть, поступающая из племенных хозяйств, но такой шерсти поступает мало, так как именно племенное поголовье сократилось в наибольшей степени.

      Натуральным кожевенным сырьем легкая промышленность могла бы обеспечить себя практически полностью, однако из России значительная часть его вывозится.

      Сырьем  для выпуска крученых изделий (шпагат, веревки) является пенька, джут и сизаль. Пенька производится из стеблей конопли, посевы которой сокращаются с 1960 года, а джут и сизаль ввозятся из-за рубежа.

      Хлопчатник  в России не выращивается, поэтому  после распада СССР развитая хлопчатобумажная промышленность полностью базируется на импортном сырье. Хлопок – сырье поступает преимущественно из Узбекистана, так же из Таджикистана, Туркменистана, небольшая часть поступает из Азербайджана и Казахстана.

      Кроме натурального сырья в легкой промышленности используются синтетические и химические волокна, искусственные кожи, поставляемые химической промышленностью. Исходным сырьем для их производства являются продукты нефтепереработки, природный газ, каменноугольная смола. Основными районами поставки являются Центральный и Приволжский федеральные округа.

      В структуре легкой промышленности выделяют около 30 подотраслей, которые могут быть объединены в три основные группы:

      Текстильная промышленность, которая включает в  себя льняную, хлопчатобумажную, шелковую, шерстяную, трикотажную, а так же первичную обработку льна, шерсти, сетевязальную промышленность, валяльно-войлочную, производство нетканых материалов и другие.

      Швейная промышленность.

      Кожевенно-обувная  промышленность, которая включает в  себя так же меховую.

      Факторы размещения предприятий легкой промышленности разнообразны и для каждой отрасли имеют свои особенности, однако можно выделить следующие основные:

      Трудовые  ресурсы. Этот фактор предусматривает  большое количество людей и высокую  квалификацию специалистов.

      Сырьевой  фактор. Этот фактор преимущественно  влияет на размещение предприятий по первичной обработке сырья. Например, предприятия по первичной обработке кож располагаются вблизи крупных мясокомбинатов.

      Потребительский фактор. Готовая продукция швейной  промышленности менее транспортабельна по сравнению с сырьем. Например, ткани экономически более транспортабельны, чем готовые изделия. В текстильной промышленности, наоборот, готовая продукция боле транспортабельна, чем сырье. Например, при промывке шерсть становится на 70% легче. 

      1.1. Текстильная промышленность.

      Основной  отраслью легкой промышленности России является текстильная промышленность. Несмотря на то, что она относится к типичным «старым отраслям», в эпоху научно-технической революции производство текстильных волокон не снизилось. На долю текстильной промышленности приходится около 70% общего объема реализуемой товарной продукцию всей легкой промышленности России.

      Основной  продукцией отрасли являются ткани, которые идут на удовлетворение потребностей населения и используются как  сырье и вспомогательные материалы  в швейной, обувной, пищевой промышленностях, в машиностроении и других отраслях.

      Хлопчатобумажная  промышленность является ведущей отраслью в структуре текстильной промышленности. В настоящее время ведущие  факторы размещения отрасли это  наличие потребителя, наличие квалифицированной рабочей силы и обеспечение занятости в районах тяжелой промышленности.

      В структуре текстильной промышленности выделяют так же льняную промышленность. На сегодняшний день 70% производимых в нашей стране тканей составляют ткани производственно-технического назначения. Недостаточно производства тканей костюмно-плательного ассортимента. Так же из льна изготавливают влагонепроницаемую спецодежду, брезентовую парусину для укрытия техники, палатки, пожарные рукава и прочее.

      Изначально  отрасль располагалась вблизи льнопроизводящих районов, но в настоящее время сырьевой фактор играет меньшую роль. Первостепенное значение для размещения в районе предприятия имеет обеспеченность квалифицированными кадрами, а первичная переработка льна сосредоточена в льносеющих районах.

      Шерстяная промышленность выпускает разнообразную  продукцию: бытовые ткани, одеяла, ковры  и прочее. Основная часть шерстяных  тканей используется для личного  потребления и лишь 5% используется для технических целей. 
 
 

      1.2. Швейная промышленность

      Предприятия швейной промышленности размещены  по территории страны более равномерно, чем предприятия текстильной  промышленности. Они имеются практически  в каждом регионе и, преимущественно, обеспечивают внутренние потребности  региона. Основным фактором размещения предприятий швейной промышленности является потребительский. Это связано с тем, что экономически выгоднее транспортировать ткани, а не готовые изделия. Обычно предприятия по выпуску одежды сосредоточены в крупных промышленных центрах.

      В последние годы российская швейная  промышленность довольно успешно сотрудничает с зарубежными странами, используя  форму международной кооперации, т.е. размещение заказов на российских предприятиях на производство одежды по моделям и из материалов зарубежных стран. Иностранных производителей в нашей стране привлекают высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и при этом низкая стоимость труда, а так же территориальная близость к западному рынку. Для российских производителей швейной промышленности сотрудничество с иностранными производителями позволяет улучшить качество продукции и сделать ее более конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках. 

      
    1. Кожевенно-обувная промышленность.

      Обувное производство является массовым, многономенклатурным производством, с быстрой сменой ассортимента и ориентировано на массовое потребление. Другой отличительной чертой этого производства является повышенная материалоемкость и трудоемкость. В России на производство кожевенных товаров и изделий из них используется только 75% заготавливаемого в стране кожевенного сырья, а 25% сырья вывозится зарубеж. Важной задачей данной отрасли легкой промышленности является укрепление собственной сырьевой базы. В состав кожевенно-обувной промышленности входит и кожгалантерейная промышленность. Основные центры производства сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге.

Информация о работе Регулирование естественных монополий.Текстильная и лёгкая промышленность