Регулирование естественных монополий.Текстильная и лёгкая промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Естественная монополия – это рыночная структура, которая обеспечивает удовлетворение всего рыночного спроса одной фирмой с наименьшими средними издержками вследствие положительной отдачи от масштаба.

Содержание работы

1 Вопрос: Регулирование естественных монополий………………………...2
2 Вопрос: Текстильная и лёгкая промышленность, её отраслевая структура………………………………………………………………………...13
Список используемой литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

экономика отрасли-3курс-2сессия.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

      Кроме того, в составе кожевенно-обувной  промышленности выделяют меховую промышленность. Она включает в себя сырейно-красильное и скорняжно-пошивочное производство, где осуществляются выделка, крашение и отделка различных видов пушнины и мехового сырья и изготовление из них различных видов изделий. 

2. Территориальная структура легкой промышленности Российской Федерации.

      Легкая  промышленность по сравнению с другими  отраслями производства имеет менее выраженную территориальную структуру, так как практически в каждом районе есть какие-то предприятия. Тем не менее, можно выделить специализированные районы, особенно в текстильной промышленности, выпускающие определенный ассортимент продукции. Чаще всего подотрасли легкой промышленности являются дополняющими хозяйственный комплекс региона.  

      2.1. Легкая промышленность в Центральном федеральном округе.

      Развитие  легкой промышленности в этом округе обусловлено исторически. Здесь имеются крупная научно-техническая база, квалифицированные кадры, большой потребительский спрос и обеспеченность транспортом, а так же обеспечение занятости в районах тяжелой промышленности.

      На  долю Центрального федерального округа приходится 1/3 производства продукции легкой промышленности в Российской федерации.

      Центральный федеральный округ – основной район сосредоточения хлопчатобумажной промышленности. Здесь производится свыше 90% всех хлопчатобумажных тканей Российской Федерации. Первое место  занимает Ивановская область, здесь выпускается 70% хлопчатобумажных тканей России. В Ивановской области находится около 40 предприятий хлопчатобумажной промышленности, далее по объему выпуска идут Москва и Московская область. Центральный федеральный округ является основным районом производства льняных тканей. В Центральном федеральном округе находятся предприятия по выпуску продукции швейной промышленности. Центральный федеральный округ является лидирующим по производству изделий кожевенно-обувной промышленности.  

      2.2. Легкая промышленность в других федеральных округах.

      Как уже было сказано выше, легкая промышленность имеет менее выраженную территориальную  структуру и, обычно, является дополняющей  хозяйственный комплекс региона. Если в Центральном федеральном округе она является отраслью специализации, то в других федеральных округах таковой не стала. Тем не менее, можно выделить места наибольшей концентрации предприятий легкой промышленности.

      Хлопчатобумажная  промышленность представлена в Чувашской  республике, Волгоградской, Саратовской и Новосибирской областях, Краснодарском и Алтайском краях.

      Предприятия по выпуску продукции льняной  промышленности находятся в Северо-Западном федеральном округе, в Псковской  и Вологодской областях, здесь  выпускается 3,3% льняных тканей России. Так же есть предприятия в Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах. Наиболее крупные из них находятся в Казани, Кирове, Екатеринбурге и Бийске.

      По  выпуску шерстяных тканей второе место занимают Приволжский и  Уральский федеральные округа. В отличие от предприятий текстильной промышленности предприятия швейной промышленности размещены по территории страны более равномерно. Они есть почти в каждом регионе страны, но существуют наиболее крупные. Размещение предприятий кожевенно-обувной промышленности ориентировано на потребителя. Наибольшая концентрация предприятий данной отрасли наблюдается в западной части страны, но крупные предприятия есть и в восточной. 

      3. Проблемы и перспективы  развития легкой  промышленности Российской  Федерации.

      В 1999 и 2000 годах предприятия легкой промышленности использовали создавшиеся  возможности для расширения импортозамещения, увеличив темпы прироста объемов  производства продукции до 20% ежегодно.

      Однако  с 2001 года в легкой промышленности произошло замедление темпов роста производства, а затем и его сокращение, ухудшились финансово-экономические показатели работы отрасли.

      Для того чтобы понять, с чем это связано, необходимо рассмотреть проблемы развития легкой промышленности.

       

      3.1. Проблемы развития легкой промышленности Российской Федерации.

      Главной причиной кризисного состояния легкой промышленности является технологическая  отсталость большинства предприятий, что приводит к уменьшению конкурентоспособности  продукции. Для выхода из сложившейся  ситуации необходима активизация инновационной деятельности, главной задачей которой является внедрение и использование результатов научных исследований и разработок на предприятиях. Анализ ситуации в области инновационной деятельности показал, что спрос на основные научно-технические достижения и технологии довольно низкий, что усиливает технологическое отставание отрасли. Инновационная деятельность предприятий в основном сдерживается недостатком финансовых средств, среди других причин выделяют слишком высокие затраты на инновации и длительные сроки их окупаемости.

      Для активизации инновационной деятельности необходимы следующие меры:

      1. Улучшение нормативно-правовой системы  со стороны государства, с целью  повышения инновационной деятельности  предприятия; 

      2.Экономическая поддержка предприятий, участвующих в инновационной деятельности;

      3.Поддержка  инновационной деятельности на  региональном уровне;

      4.Развитие  международного сотрудничества  в области инновационной деятельности.

      Для улучшения инновационной деятельности необходимо наличие научно-исследовательских институтов.

      Также существуют кадровые проблемы. Во-первых, это нехватка квалифицированных специалистов высшего и среднего звена. Во-вторых, отсутствие у многих руководящих работников знаний и инициативы, необходимых для успешного перевода производства с командно-административных методов функционирования на рыночные и успешного развития предприятия в современных условиях. Эту проблему можно решить путем подготовки новых и переподготовки старых кадров.

      Для отдельной отрасли легкой промышленности существует проблема рынка сырья. В первую очередь, это проблема текстильной промышленности, основным сырьем для которой является хлопок. В советское время основными поставщиками хлопка были Узбекистан, Таджикистан, но вместе с распадом СССР нарушились и экономические связи. Из-за стремления бывших союзных республик заработать больше денег сырье поставлялось по демпинговым ценам за пределы бывшего Союза, что сократило поставки хлопка в Россию. Данную проблему можно решить путем уменьшения доли хлопчатобумажной продукции и изменения структуры производства.

По факту  на сегодняшний день общей проблемой  подавляющего большинства предприятий  отрасли остается низкая конкурентоспособность  их продукции из-за использования  морально устаревшего технологического оборудования: ежегодное обновление парка машин и оборудования в отрасли не превышает 3-4% и осуществляется за счет кредитных средств и собственных средств предприятий.

Тем не менее, легкая промышленность России обладает мощным потенциалом. В частности, по официальным данным, оборот розничной торговли обувью, тканями и одеждой в 2005 г. составил 1,2 трлн. руб. (более $44 млрд.).  По уровню потребления продукция легкой промышленности намного опережает рынки бытовой электроники, легковых автомобилей и многих других товаров. Например, такие отраслевые рынки, как российский рынок одежды и рынок обуви, вплоть до 2008 года стабильно показывали ежегодный рост потребительской активности на 15-20%. Так, по оценке маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, объем российского рынка обуви в 2007 году (с учетом теневого сектора, представленного в основном нелегальным импортом) находился в диапазоне 362,3-437 млн. пар; среднее потребление обуви на душу населения составило 2,4 пары. Что касается лидирующего по объемам рынка одежды, то, согласно расчетам DISCOVERY Research Group, объем российского рынка одежды в 2007 году достиг $40 млрд (к сожалению, доля отечественных производителей в общем объеме одежного рынка России составляет лишь 3,4-3,7 %).  Ожидалось, что в 2008 году данные темпы роста сохраняться и объем рынка достигнет $46-48 млрд. Однако в результате наступления кризисных явлений в экономике России за последние 4-5 месяцев 2008 года продажи одежды упали на 15-25%, в результате чего объем российского рынка одежды в 2008 году практически не изменился по сравнению с 2007г. По мнению ключевых игроков отрасли, кризис вытеснит с рынка неэффективных производителей, а для остальных станет стимулом к развитию, повышению качества услуг и отлаженной работе менеджмента. 

      3.2. Перспективы развития легкой промышленности Российской Федерации.

      Несмотря  на существование серьезных проблем  развития легкой промышленности, существуют и перспективные направления  развития.

      Необходимо  отметить, что на сегодняшний день в России имеется достаточная сырьевая база легкой промышленности, которая может использоваться с большей эффективностью. Уже сейчас Россия может почти полностью удовлетворить потребности предприятий в льноволокне, кожевенном и меховом сырье, искусственных волокнах, нитях, шерсти. Требуется решить вопросы производства в достаточном количестве синтетических волокон и нитей.

      Одним из перспективных направлений развития станет изменение структуры производства текстильной промышленности, уменьшение доли хлопчатобумажной и повышение доли льняной продукции. Для этого необходимо широкое развитие процессов переработки льна не только на предприятиях льняной промышленности, но и на предприятиях хлопчатобумажной промышленности. В перспективе должны быть решены следующие задачи:

      I.Создание  надежной базы отечественного  натурального сырья за счет  увеличения валовых сборов льна, а так же высвобождение льна  из производства продукции технического  назначения;

      II.Замена  на предприятиях хлопчатобумажной  промышленности части закупаемого хлопкового волокна на льняное за счет освоения новых технологий;

      III.Развитие  экспортного потенциала за счет  поставок льна, а так же высококачественных  льняных тканей и готовых изделий.

      Так же, для перспективного развития отрасли  необходимо повышать качество выпускаемой продукции и делать ее конкурентоспособной по сравнению с импортными товарами. Для этого необходима модернизация производства и развитие научно-технической отрасли. В ближайшее время целесообразно развивать уже существующие техники и технологии в направлении существующего технологического оборудования, позволяющего более полно использовать отечественное натуральное и химическое сырье с целью расширения ассортимента, повышения качества, конкурентоспособности продукции.

      Для перспективного развития легкой промышленности необходимо увеличение инвестиционной привлекательности производства. Для этого необходима соответствующая нормативно-правовая база, предпринимателю должно быть выгодно вкладывать финансовые средства в предприятия легкой промышленности. С одной стороны, в легкой промышленности оборачиваемость средств происходит 2-4 раза, что само по себе уже выгодно. Но кроме этого необходимо изменение финансово-правовой политики государства в отношении легкой промышленности. Со стороны государства первоочередными мерами, направленными на создание условий для развития отрасли станут:

      1.снижение  ввозных таможенных пошлин на  высокоэффективное технологическое  оборудование для легкой промышленности, не производимое в Российской  Федерации;

      2.оптимизация  таможенных пошлин на сырье  и материалы, используемые предприятиями  легкой промышленности;

      3.включение  в действующие и разрабатываемые  федеральные целевые программы  важнейших работ, направленных  на внедрение новых технологий в легкой промышленности;

      4.пресечение  незаконного ввоза товаров легкой  промышленности на территорию  Российской Федерации и совершенствование  механизма получения и использования  гуманитарной помощи;

      5.пресечение  незаконного производства продукции  легкой промышленности

      6.активизация работы по осуществлению мероприятий, способствующих улучшению сырьевой обеспеченности легкой промышленности’’.

      Так же государственная деятельность направлена на поддержку экспорта продукции, о чем свидетельствует Концепция развития государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции, одобренная Распоряжением Правительства Российской федерации от 14 октября 2003 года № 1493-р.

            На сегодняшний день, лишь небольшая часть предприятий российской легкой промышленности способна и готова осуществлять (или осуществляет) комплексную автоматизацию своих бизнес-процессов при помощи ERP-систем. Эта малочисленность объясняется тем, что из-за сильной изношенности технологического оборудования главной целью большинства предприятий российского легпрома является техническое перевооружение производства, на которое, преимущественно, и тратятся имеющиеся в наличии финансовые средства. 
 

      Основные  проблемы:

      1. Ежегодно возрастающий импорт  товаров легкой промышленности  из стран Юго-Восточной Азии, Германии и стран СНГ. При этом темпы прироста ввоза товаров опережают темпы роста производства в области.

      2. Неэффективное использование производственных  мощностей на некоторых организациях (процент загрузки – не более  50 %).

      3. Износ технологического оборудования (его активной части).

Информация о работе Регулирование естественных монополий.Текстильная и лёгкая промышленность