Регулирование рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы предполагает решение следующих задач:
- дать теоретическую оценку государственного регулирования рынка труда;
- изучить зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда;
- провести анализ рынка труда и выделить механизмы реализации государственной политики на рынке труда в Республике Беларусь;
- определить проблемы и разработать направления совершенствования госу

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ………………………………………………………5
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования………………..5
1.2 Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда……….8
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………..12
2.1 Рынок труда в Республике Беларусь: анализ и тенденции развития………..12
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….17
3.1 Проблемы государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..17
3.2 Предложения по совершенствованию государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

 

Экономический факультет

Кафедра менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Регулирование рынка труда в Республике Беларусь

 

 

Автор работы: студентка

1 курса отделения

«Международный  менеджмент» _________                                   П.С.Макаревич

                                                          (подпись)

                                                          (дата)

 

Руководитель:

преподаватель         _____________                  И.А. Кирсанова

        (подпись)

        (дата)

 

 

 

 

Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ………………………………………………………5

1.1 Рынок труда  как объект государственного регулирования………………..5

1.2 Зарубежный  опыт государственного регулирования  рынка труда……….8

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………..12

2.1 Рынок труда  в Республике Беларусь: анализ  и тенденции развития………..12

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….17

3.1 Проблемы  государственного регулирования  рынка труда в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..17

3.2 Предложения  по совершенствованию государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рынок труда  играет особую роль в макроэкономике. Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является создание эффективно действующих рынков труда. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75 % ВНП. Настоящий этап социально-экономического развития характеризуется активным поиском эффективных форм функционирования национальной экономики.

Рынок труда, являясь  частью общеэкономических процессов, становится активным инструментом решения  актуальных социально-экономических  задач. На рынке труда Республики Беларусь проявляются как общие закономерности, имеющие место в странах с развитой рыночной экономикой, так и специфические процессы и явления, характерны для стран в условиях формирования рыночной среды. В настоящее время, в условиях разгорающегося экономического кризиса, вопросы занятости и безработицы находятся в центре внимания, о чем свидетельствует большое количество публикаций по проблемам рынка труда; снижение заработной платы, как на государственных предприятиях, так и на частных; увольнение работников.

Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду.

 Сфера труда  – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное исследование в общественном производстве. На рынке труда получают оценку стоимость труда, определяются условия найма работников, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, также мобильность рабочей силы, безработицу. Поэтому формирование и регулирование рынка труда – одна из ключевых и наиболее острых проблем рыночной экономики. Процессы, протекающие на рынке труда, привлекают к себе широкое общественное внимание, возрастает понимание значимости решения этих вопросов в сфере государственного управления. Правильное понимание и объективная оценка существующей обстановки на рынке труда будет способствовать принятию верных решений и поступков. Ведь только сопоставляя все факторы в совокупности, можно разобраться в настоящем и правильно определить направления развития.

Выбранная тема курсовой работы весьма актуальна, т.к. рынок труда является необходимым  и неотъемлемым элементом экономики  любого развитого государства, а  квалифицированные кадры играют огромную роль в развитии предприятий и государства.

Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда, его состояние и особенности  функционирования в Республике Беларусь.

Цель работы предполагает решение следующих  задач:

- дать теоретическую  оценку государственного регулирования рынка труда;

- изучить зарубежный  опыт государственного регулирования  рынка труда;

- провести анализ  рынка труда и выделить механизмы  реализации государственной политики  на рынке труда в Республике  Беларусь;

- определить  проблемы и разработать направления совершенствования государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь;

Объект исследования - рынок труда Республики Беларусь.

Предметом исследования является государственное регулирование  рынка труда.

Методами исследования государственного регулирования рынка труда выбран метод системного анализа и синтеза, прогнозирования, индукции и дедукции.

Вопросы занятости  и безработицы всегда находились в центре внимания, о чем свидетельствует  большое количество публикаций по проблемам рынка труда. Так, общетеоретические аспекты рынка труда нашли отражение в трудах В.С. Буланова, С.А. Кузьмина, И.С. Масловой, А.С. Семенова и др. Значительный вклад в исследование трудовых ресурсов, в разработку проблем рынка труда и механизма его государственного регулирования внесли современные белорусские ученые – Н.И. Базылев, В..Н. Шимов, И.М. Лемешевский, А.В. Бондарь и др.

В данной работе принята попытка дать теоретико-методологическое обоснование сущности рынка труда  и определить его структуру, так как именно с изучения теоретических основ следует проводить анализ рынка труда в условиях переходной экономики. Определены основные направления, острые проблемы государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические, методические и концептуальные положения сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

    1. Рынок труда как объект государственного регулирования

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. Как и любой товарный рынок, он основан на спросе и предложении. Если предложение труда превышает спрос, возникает ситуация наличия на рынке "лишнего труда", то есть безработица; если спрос превышает предложение - на рынке труда возникает "недостаток труда", то есть свободные рабочие места. Если же спрос и предложение на рынке труда совпадают, то возникает положение равновесия на рынке труда, то есть полная занятость. Рынок труда как объект государственного регулирования включает три элемента: предложение, спрос и цену рабочей силы. Основной пропорцией рынка труда выступает отношение между спросом и предложением рабочей силы, позволяющее охарактеризовать конъюнктуру рынка труда, которая может быть:

- равновесной  (спрос равен предложению);

- трудоизбыточной  (предложение больше спроса);

- трудодефицитной  (спрос больше предложения).

Для возникновения  рынка труда необходимы следующие  условия:

- личная свобода  производителя и право распоряжаться  своей способностью к труду.  Человек должен обладать исключительным правом распоряжаться своими способностями к труду и исходя из личной выгоды свободно выбирать сферы приложения труда, условия его оплаты и продолжительность рабочего времени;

- прямое или  опосредованное отделение работника  от средств производства, отчуждения способности к труду на принципах “купли-продажи”;

- заинтересованность  владельца средств производства  в их максимальном использовании.

Компоненты рынка труда: цена, конкуренция, спрос и предложение рабочей силы. Цена выступает в виде заработной платы, спрос - в форме потребности той или иной отрасли, того или иного региона, предприятия в рабочей силе, а предложение - в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов.

Целенаправленное  регулирование процессов на рынке  труда требует внесения соответствующих корректировок в акты законодательства, в инвестиционную, ценовую, финансово-кредитную, демографическую и социальную политику, учета региональных особенностей развития общественного производства. Следовательно, регулирование рынка труда - это взаимоувязанная работа государства, территориальных органов управления, объединения предпринимателей и руководства предприятий.

Есть два  типа регулирования рынка труда:

- пассивное,  когда объектом внимания становится  рабочая сила, уже попавшая на рынок труда и активно ищущая применения, т.е. мероприятия касаются в основном безработных и направлены на их скорейшее трудоустройство, а в необходимых случаях - на переподготовку;

- активное, направленное  на предупреждение безработицы,  вытеснения рабочей силы с предприятия на рынок, на переход населения из категории экономически неактивного в категорию экономически активного, т.е. меры воздействия в этом случае носят во многом упреждающий характер.

Непосредственное  регулирование рынка труда осуществляется через такие государственные структуры, как Министерство труда и социальной защиты, местные исполнительные и распорядительные органы, службы занятости населения и др. Большую роль в регулировании ситуации на региональном рынке труда играют органы местного управления и самоуправления.

Повышению спроса на рабочую силу способствуют такие  меры, как:

- развитие производительных  сил;

- развитие новых  форм хозяйствования;

- разрешение  нестандартных форм занятости;

- организация общественных  работ;

- стимулирование развития производства как следствие мер по повышению покупательной способности населения;

- субсидирование занятости  (особенно молодежи, инвалидов, матерей-одиночек  в связи с их низкой конкурентоспособностью  на рынке труда);

- льготное кредитование и финансирование создания новых рабочих мест на предприятиях, а также предприятий, активно включившихся в выполнение территориальной программы занятости.

В свою очередь, снижение спроса на рабочую силу связано с реализацией  мероприятий, направленных на сдерживание размещения на данной территории производительных сил и создания новых рабочих мест, с более жесткой кредитной политикой, дополнительными налогами за использование трудовых ресурсов.

Увеличению предложения  рабочей силы содействуют такие  мероприятия, как:

- изменения трудового  законодательства, расширяющие возможности  трудоустройства;

- расширение масштабов  профессионального обучения, переобучения  кадров и повышения квалификации;

- миграционная политика  по привлечению рабочей силы  в регион;

- информирование населения о наличии вакантных рабочих мест и организация соответствующей рекламы;

- разработка специальных  программ, повышающих конкурентоспособность  отдельных групп населения.

Для характеристики занятости  используется система показателей, среди которых определяющее значение имеет уровень занятости. Уровень занятости - это важнейший обобщающий макроэкономический показатель, отражающий соотношение спроса и предложения на рынке труда.

Ситуация на рынке труда, когда предложение  рабочей силы превышает спрос на нее, обусловливает безработицу. Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в общественном производстве. Безработица создает большие экономические, социальные, психологические проблемы и для тех, кого она поражает, и для общества в целом, ибо "цена" безработицы - это невыпущенная продукция и, следовательно, снижение возможностей роста благосостояния народа. В рыночной экономике для снижения безработицы необходимы рост валового внутреннего продукта и снижение инфляции. Но в условиях рыночных отношений невозможно обеспечить стопроцентную занятость населения. Во-первых, существует так называемая фрикционная безработица, связанная с региональными, профессиональными и возрастными перемещениями работников (переезд на новое место жительства, получение иной квалификации, учеба, ожидание нового места работы или назначения и т.д.). Во-вторых, неизбежна структурная безработица, обусловленная технологическими изменениями в спросе на рабочую силу. Она тесно связана с особенностями развития отдельных регионов и отраслей, при этом избыток трудовых ресурсов в одних секторах экономики или регионах может сопровождаться их нехваткой в других. Таким образом, полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Иными словами, уровень безработицы при полной занятости равен сумме фрикционной и структурной безработицы, и он получил название естественного уровня безработицы. И, наконец, циклическая безработица, вызванная спадом производства и уменьшением спроса на рабочую силу. Для характеристики безработицы принципиально важны два показателя: уровень безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы - это удельный вес количества безработных в общей численности экономически активного населения страны. Продолжительность безработицы - промежуток времени, в течение которого осуществляется поиск работы (с момента начала поиска до момента трудоустройства).

Система государственного регулирования  рынка труда представляет собой  совокупность законодательно закрепленных правил взаимодействия экономических агентов, базирующихся на рыночных отношениях. Система государственного регулирования складывается под влиянием различных факторов: политических, социальных, экономических и правовых. Государственное регулирование может быть успешным лишь в случае, когда оно опирается на правильный политический подход. Другими словами, политическая направленность должна отражать экономические требования общества и реализовывать их в системе государственного регулирования. Социальный аспект предполагает сбалансированность отношений между целями и задачами развития производства и многогранными интересами работников, в том числе и их личной заинтересованностью в результатах их труда. Экономический аспект обусловливает необходимость регулирования трудового потенциала как совокупности уже работающего населения и лиц, обучающихся с отрывом от производства, регулирования эффективности использования рабочей силы и ее профессионального уровня, обеспечения отраслей народного хозяйства рабочей силой и т.д. Правовой аспект обеспечивает законодательное закрепление правовых норм и гарантий трудящихся, форм собственности и других элементов новой системы хозяйствования, гарантируя тем самым устойчивое функционирование всей системы государственного регулирования в целом и трудового потенциала в частности.

Информация о работе Регулирование рынка труда в Республике Беларусь