Регулирование рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы предполагает решение следующих задач:
- дать теоретическую оценку государственного регулирования рынка труда;
- изучить зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда;
- провести анализ рынка труда и выделить механизмы реализации государственной политики на рынке труда в Республике Беларусь;
- определить проблемы и разработать направления совершенствования госу

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ………………………………………………………5
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования………………..5
1.2 Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда……….8
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………..12
2.1 Рынок труда в Республике Беларусь: анализ и тенденции развития………..12
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….17
3.1 Проблемы государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..17
3.2 Предложения по совершенствованию государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

1.2 Зарубежный опыт государственного  регулирования рынка труда

Особый интерес  при разработке механизма регулирования  рынка труда нашего государства  представляет изучение зарубежного  опыта, что позволяет выявлять наиболее эффективные методы регулирования рынка труда.

Как показывает опыт стран  с развитой рыночной экономикой, регулирование  рынка труда осуществляется в  основном по трем направлениям:

- стимулирование  занятости и создание новых  рабочих мест;

- подготовка  и переподготовка рабочей силы;

- социальная  защита населения.

В развитых странах  особое внимание уделяется разработке предложений и рекомендаций по смягчению  социальных последствий длительной безработицы, поскольку человеку, долгое время не имевшему работу, сложнее ее найти.

В Нидерландах  предприниматели, нанимающие на создаваемые  рабочие места 70% рабочей силы из безработных, не имевших работы свыше  шести месяцев, освобождаются на три года от налогов в фонды  социального страхования на этих лиц. Кроме того, им предоставляются субсидии в течение полугода на цели профессиональной подготовки и переподготовки безработных.

В США предпринимателям, которые нанимают людей, не работавших длительное время, а также обеспечивают их переподготовку, предоставляется налоговая скидка за каждого принятого человека в размере 4,5 тыс.долл. в год в течение двух лет.

Под влиянием технологических  перемен, либерализации торговли и  движения капиталов, развития интеграционных процессов, появления развивающихся  постсоциалистических рынков мировая экономика все интенсивнее "впитывает" в себя национальные экономики. Речь идет о расширении мировой торговли, движении капиталов во всех формах, миграции населения и рабочей силы, углублении информационного обмена.

При этом американская экономика как самая мощная в мире "глобализируется" в наибольшей степени, поскольку заинтересована в извлечении максимальных выгод из проникновения на другие рынки. Будучи глубоко вовлеченной в мировое хозяйство, американская экономика, разумеется, попадает во все большую зависимость от состояния мировой конъюнктуры и национальных экономик, а посему заинтересована в международной финансовой и экономической стабильности.

С одной стороны, "дивиденды", которые Соединенные Штаты получают от глобализации, очень высоки. Во-первых, дешевый импорт из третьих стран сдерживает инфляцию и таким образом способствует росту доходов, повышению потребительского спроса и, как следствие, росту экономики. Во-вторых, открытость американской экономики, ее динамичное развитие способствуют притоку капиталов и квалифицированной рабочей силы (прежде всего ученых и инженеров) из-за рубежа, что положительно влияет на экономический рост и, следовательно, на занятость. Приток капиталов, помимо всего, позволяет удерживать ставки ссудного процента на низком уровне, что позитивно сказывается на росте инвестиций. В-третьих, рост экспорта американских товаров приводит к созданию дополнительных рабочих мест, часто высокооплачиваемых. В-четвертых, вывоз капитала за рубеж, особенно в форме прямых инвестиций, создает американским компаниям более благоприятные условия для функционирования (за счет более низких издержек производства): норма прибыли повышается, конкурентные позиции улучшаются, что в конечном счете способствует укреплению американской экономики.

С другой стороны, не стоит забывать и об оборотной  стороне "глобализационной медали". Во-первых, миллионы американцев теряют рабочие места в результате перевода производств за рубеж и увеличения масштабов импорта. Распространение  же информационных технологий создает угрозу предприятиям сферы услуг (финансовым, компьютерным, транспортным, инжиниринговым и другим видам услуг), поскольку возрастает вероятность осуществления этой деятельности в странах с более дешевой рабочей силой. Во-вторых, усиление международной конкуренции все чаще приводит к снижению заработной платы как альтернативы переводу предприятий за рубеж. В-третьих, поскольку предприятия, открываемые американскими фирмами за границей, оснащаются самым современным оборудованием, предприятия, расположенные в самих Штатах, могут потерять свои конкурентные преимущества. И, наконец, иммигранты (особенно нелегальные), работающие в США, и иностранцы на американских предприятиях за рубежом нередко страдают в результате нарушения работодателями основных трудовых стандартов. Имеются в виду фундаментальные принципы, сформулированные Международной организацией труда: право работников на свободу ассоциаций и заключение коллективных договоров, ликвидация принудительного труда, детского труда, дискриминации при найме на работу. Вместе с тем все более очевидными становятся потери, которые несет экономика США из-за ликвидации рабочих мест в результате перевода предприятий за рубеж - в первую очередь это касается металлургической и текстильной промышленности, производства одежды, отдельных отраслей обрабатывающей промышленности. Например, за последние годы численность работающих на предприятиях, производящих запасные части для автомобилей, уменьшилась на треть, а средние заработки в реальном исчислении сократились на 9%.

Таким образом, глобализация существенно влияет на американский рынок труда и отношения  в этой сфере, порождая немало проблем. К некоторым из них экономика  успешно приспосабливается, другие требуют более активной и взвешенной реакции государства.

Программы регулирования  рынка труда в Германии направлены на обеспечение высокого уровня занятости, стимулирование мобильности работников, поддержание групп населения, находящихся  в невыгодном положении на рынке  труда.

Они предусматривают:

- субсидирование рабочего места и охватывают только лиц, получающих пособие по безработице. Период участия в таких программах - один год;

- поддержку деятельности  кампании по занятости и профобучению. Их основные цели - стимулирование  перестройки предприятий, координация субсидирования рабочего места, переобучение безработных и тех, кому угрожает безработица. Максимальная продолжительность большинства программ переобучения - два года;

- компенсации за работу  неполный день. Преимущество таких  компенсаций по сравнению с пособиями по безработице состоит в том, что работник остается в привычной ему обстановке, снижается уровень миграции специалистов. Продолжительность выплаты компенсаций - 6 месяцев. В исключительных случаях такие выплаты продлеваются до двух лет;

- финансирование раннего  выхода на пенсию.

Опыт Швеции, успехи которой в области занятости  общепризнанны, показывает, что легче  предупредить безработицу, чем бороться с ней. Политика на рынке труда  Швеции носит превентивный характер. При низком уровне безработицы в Швеции расходуется на политику занятости столько же, сколько и в странах с гораздо более высоким уровнем безработицы, а, кроме того, на активную политику занятости отчисляется больше, чем на выплаты пособий по безработице. Активные меры, которые предпринимаются на рынке труда Швеции, включают следующие мероприятия:

- поощрение мелкого и  семейного предпринимательства  на максимально благоприятных  условиях государственными субсидиями  и кредитами, благодаря которым  стартовый капитал может быть  обеспечен владельцем лишь на 10%, до 70% - государственными субсидиями и на 20% - кредитами. Если предприятие не приносит прибыли, то предприниматель на четыре года освобождается от уплаты налогов;

- обеспечение  мобильности населения и рабочей  силы путем предоставления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком рабочей силы в те из них, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

- организацию общественных  работ (в основном для молодежи) на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев, с гарантированной заработной платой в пределах 50 - 100% средней зарплаты по данной профессии;

- обеспечение специальным  техническим оборудованием на  обычных предприятиях рабочих  мест для инвалидов и плата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на работу;

- мероприятия по повышению  общеобразовательного уровня безработных  и обучение профессиям, имеющим  устойчивый спрос на рынке  труда;

- создание банков данных, с помощью которых предоставляется вся информация о вакантных местах каждому ищущему работу.

Изучение мирового опыта  регулирования рынка труда позволяет  сделать вывод о том, что существует стандартный набор форм и методов  государственного воздействия, однако каждая страна проводит свою политику занятости исходя и: экономических, политических, национальных, культурных социально-психологических и других условий. При этом чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже безработица в стране и выше уровень трудовой активности населения в целом.

Таким образом, изучение зарубежного опыта позволит найти приемлемые решения для проблем, возникающих в республике на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В  БЕЛАРУСИ

 

2.1 Рынок труда  в Республике Беларусь: анализ  и тенденции развития

Современные процессы в сфере занятости населения  во многом явились следствием становления  рыночных механизмов функционирования экономики. В начале 90-х годов они в значительной степени были обусловлены общим кризисом экономики и спадом производства, следствием чего стало массовое высвобождение рабочей силы из общественного производства. Так, за 1990-1995 гг. численность занятого населения сократилась на 14,4% (на 741 тыс. человек): с 5,1 млн. человек до 4,4 млн. чел.

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О  занятости населения Республики Беларусь" ежегодно разрабатываются  Государственная и региональные программы занятости населения, предусматривающие комплекс мер по обеспечению занятости населения и снижению напряженности на рынке труда. Проблемы занятости решаются исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека. Особое внимание уделяется адресной помощи в подборе вариантов трудоустройства для категорий населения, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости. Тенденция увеличения занятости населения представляется нам положительной, поскольку сопровождается ростом производительности труда, ликвидацией морально устаревших и неэффективных рабочих мест, увеличением производственных мощностей, освоением новых видов производства и расширением рынка услуг. Как показывает анализ, территориальное распределение занятого населения является достаточно неравномерным - от 506,7 тыс. чел в Гродненской области до 1086,3 тыс. чел. в г. Минске.

В экономике  Республики Беларусь в январе —  феврале 2012 года было занято 4560,6 тыс. человек, что на 2,3% меньше (104,894 тыс. человек), чем в январе — феврале 2011 года. Об этом сообщает Национальный статистический комитет Беларуси. В общей численности населения, занятого в экономике, 3 384 тыс.чел, или 74, 2% составляли работники организаций. Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 132,9 тыс.человек.

Данные о  численности занятого населения  по областям и г.Минску приведены  в таблице:

 

 

 

Январь-февраль,

тыс.человек

Январь-февраль 2012г. в % к январю-февралю 2011г.

2011г.

2012г.

Республика  Беларусь

4665,7

4560,6

97,7

Брестская

644, 3

627,7

97,4

Витебская

569,0

551,5

96,9

Гомельская 

666,5

648,9

97,4

Гродненская

505,7

496,8

98,2

г.Минск

1087,0

1069,0

98,3

Минская

685,0

673,4

98,3

Могилевская

508.2

493,3

97,1


 Организациями республики (без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе — феврале 2012 года было принято на работу 110,3 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места — 7,1 тыс. человек, уволено по различным причинам 117,4 тыс. человек. Из общей численности уволенных 7% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1,3% — в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.

Данные  о  численности принятых и уволенных работников приведены  в таблице:

 

Численность работников, принятых на работу, человек

Численность уволенных  работников, человек

Соотношение принятых работников и уволенных, в %

2011

 

Январь

56 563

60 792

93,0

Февраль

60 847

53 309

114,1

Март

66 512

66 778

99,6

Апрель

68 767

77 700

88,5

Май

58 619

68 804

85,2

Июнь

68 543

80 513

85,1

Июль

89 676

82 627

108,5

Август

96 520

115 366

83,7

Сентябрь

77 285

82 399

93,8

Октябрь

72 309

73 620

98,2

Ноябрь

61 247

71 148

86,1

Декабрь

54221

63737

85,1

2012

 

Январь

53740

59958

89,6

Февраль

56285

57338

98,2


В  январе-феврале 2012 г. 54,1 тыс.  работников  организаций (1,6% среднемесячной  численности)  работали  в  режиме  вынужденной неполной занятости (в январе-феврале 2011 г. – соответственно, 37,2 тыс. человек и 1,1%). В  феврале 2012 г.  по  сравнению  с  январем 2012 г.  численность  работников, переведенных на работу  с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась на 30,8% и  составила 11,1 тыс. человек, численность работников,  которым были предоставлены отпуска по  инициативе  нанимателя,  уменьшилась в 2 раза  и составила 13,6 тыс.  человек.  Отпуска без сохранения  заработной  платы по инициативе нанимателя в феврале 2012 г. были предоставлены 5,1 тыс. человек, или 37,2% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска.

Информация о работе Регулирование рынка труда в Республике Беларусь