Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:47, курсовая работа
Цель работы предполагает решение следующих задач:
- дать теоретическую оценку государственного регулирования рынка труда;
- изучить зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда;
- провести анализ рынка труда и выделить механизмы реализации государственной политики на рынке труда в Республике Беларусь;
- определить проблемы и разработать направления совершенствования госу
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ………………………………………………………5
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования………………..5
1.2 Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда……….8
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………..12
2.1 Рынок труда в Республике Беларусь: анализ и тенденции развития………..12
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….17
3.1 Проблемы государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..17
3.2 Предложения по совершенствованию государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25
Динамика численности работавших в режиме вынужденной неполной занятости (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) характеризуется следующими данными:
Численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе нанимателя |
Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя | |||
тыс.чел |
в % к предыдущему месяцу |
тыс.чел |
в % к предыдущему месяцу | |
2011 |
||||
Январь |
13,8 |
75,5 |
16,4 |
89,0 |
Февраль |
9,8 |
71,1 |
6,6 |
40,1 |
Март |
9,4 |
96,1 |
9,7 |
в 1,5р. |
Апрель |
6,1 |
65,0 |
7,4 |
76,1 |
Май |
8,5 |
139,4 |
15,0 |
в 2р. |
Июнь |
6,7 |
78,2 |
4,9 |
32,9 |
Июль |
6,2 |
93,3 |
4,9 |
100,02 |
Август |
6,9 |
110,6 |
4,1 |
82,6 |
Сентябрь |
5,3 |
77,0 |
4.7 |
114,3 |
Октябрь |
6,0 |
112,4 |
4,5 |
96,6 |
Ноябрь |
9,8 |
в 1,6р. |
8,1 |
в 1,8р. |
Декабрь |
13,9 |
142,6 |
21,9 |
в 2,7р. |
2012 |
||||
Январь |
16,0 |
114,5 |
27,9 |
127,3 |
Февраль |
11,1 |
69,2 |
13,6 |
48,8 |
Общее количество неотработанного времени по причине вынужденной неполной занятости в январе-феврале 2012 г. составило 267,7 тыс. человеко-дней (в январе-феврале 2011 г. – 187,2 тыс. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 6,2 тыс. человек (в январе-феврале 2011г. – 4,7 тыс. человек). Из общего числа неотработанных человеко-дней на предприятия обрабатывающей промышленности приходилось 48,8%, на строительные организации – 38,4%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в обрабатывающей промышленности 3 тыс.человек, в строительстве – 2,4 тыс. человек.
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец февраля 2012 года составила 31,5 тыс. человек, что на 7,6% меньше, чем на конец февраля 2011 года, и на 2,9% больше, чем на конец января 2012 года. Уровень зарегистрированной безработицы на конец февраля 2012 года, как и на конец февраля 2011 года, составил 0,7% от численности экономически активного населения.
В I квартале 2012 г. на учет было поставлено 68,4 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 49,4 тыс. человек, или 72,2% от числа обратившихся. Трудоустроено в I квартале текущего года 42,8 тыс. человек, в том числе 32,1 тыс. безработных, или 74,9% от числа всех трудоустроенных. На оплачиваемые общественные работы в I квартале 2012 г. было привлечено 17,1 тыс. человек, из них 10,7 тыс. безработных, или 62,4% от числа привлеченных. На конец марта 2012 г. в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 50,4%. На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец марта 2012 г. условно приходилось 0,5 безработных (на конец марта 2011 г. – 0,6 безработных). Из общего числа вакансий 77,7% предназначены для трудоустройства рабочих.
Средний размер пособия на одного безработного в марте 2012 г. составил 107,3 тыс. рублей, или 14,7% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы
государственного
В Республике Беларусь становление рынка труда как экономической структуры является длительным и сложным процессом, на который воздействуют различные факторы и противоречия, присущие всем странам с переходной экономикой. За последнее десятилетие в Беларуси произошло снижение занятости в традиционных отраслях, таких как промышленность (сокращение на 15%), сельское хозяйство (почти на 48%) и строительство (на 11%), в то время как удельный вес занятых в торговле и общественном питании, образовании, банковском секторе и бюджетной сфере вырос. Новые сферы занятости возникли для обслуживания рынка и новых потребностей населения. Тем не менее, в Беларуси вклад частного сектора в ВВП не превышает 25%, в то время как в странах ЦВЕ и в России этот показатель достигает уровня 70–80%. Соответственно, значительная часть занятых по-прежнему работает на предприятиях государственного сектора, что свидетельствует об относительно слабом вкладе частного сектора в создание рабочих мест.
Несоответствие спроса и предложения рабочей силы может быть вызвано в случае:
- территориального размещения свободных рабочих мест и незанятой части экономически активного населения;
- характеристик рабочих мест (по содержанию труда, уровню оплаты труда, условиям труда) и возросших запросов незанятой части экономически активного населения;
- профессионально-
Менять ситуацию на рынке труда в нужную сторону, т.е. регулировать его, можно, воздействуя на отдельные факторы. Известно, что рыночный механизм не безупречен. Сам по себе он не обеспечивает "полной, продуктивной и свободно избранной занятости". Цель может быть достигнута при направленном воздействии на рыночный механизм, осуществляемом через совокупность взаимосвязанных мер экономического, правового, организационного характера, призванных изменить ситуацию на рынке труда, обеспечить нормальное его функционирование, снять или предупредить возникновение социального напряжения.
Основные параметры,
характеризующие состояние
К особенностям рынка труда в республике следует отнести:
- высокий уровень огосударствления производства;
- слабо развитый частный сектор экономики;
- нестабильную
ситуацию в экономике
Развитию рынка труда в Беларуси препятствует ряд причин:
- рынок труда
не сбалансирован: с одной
- по-прежнему
существуют административные и
правовые ограничения на
- отсутствует
реальный рынок доступного
- экономика
все еще остается высоко
Нормально функционирующий рынок труда предполагает наличие механизма, обеспечивающего полное возмещение затрат на расширенное воспроизводство рабочей силы и устранение необоснованных региональных различий в уровне жизни, создание условий, позволяющих государственным предприятиям выдержать конкурентную борьбу за квалифицированную рабочую силу с предприятиями других форм собственности.
Объективной основой процесса перехода к модели "гибкого" рынка труда стали изменения в содержании и организации труда, обусловленные влиянием НТР на экономику, структурная перестройка экономики, постоянное изменение структуры спроса на товары и услуги. Становлению "гибкого" рынка труда способствовали также социальные и демографические факторы. Проведение политики гибкого рынка труда, наряду с положительными, дало много нежелательных побочных эффектов. Это обусловило необходимость очередного видоизменения системы мер государственного воздействия на занятость, получившего на Западе название активной политики рынка труда, которая первоначально возникла в Швеции.
За рубежом уровень безработицы определяется по методологии Международной организации труда. Согласно ее стандартам, к безработным относятся лица старше 16 лет, одновременно соответствующие трем критериям: не имеют работы (или другого доходного занятия), занимаются поиском работы (самостоятельно или с помощью служб занятости), а также готовы приступить к работе в течение ближайшего времени. В Беларуси же уровень безработицы официально оценивается исходя из числа обратившихся в службы занятости и зарегистрировавшихся. То есть если уволенный работник не пошел в службу занятости, то он безработным официально не считается. В службы занятости обращаются далеко не все граждане, потерявшие работу. Некоторые из них предпочитают искать себе занятие самостоятельно. Многих не устраивает размер пособия по безработице. Из-за относительно небольшого размера пособия уволенные работники не спешат регистрироваться в качестве безработных. От этого шага удерживает и то, что их могут обязать трудиться на общественных работах. В итоге наличие незарегистрированных в службах занятости граждан дает уровень безработицы менее одного процента. Размышляя о причинах установления такой величины пособия по безработице, неизбежно приходишь к выводу, что это было сделано для предотвращения увольнения работников с предприятий. Ведь в условиях стабильного экономического роста в стране было достаточно рабочих мест. Могла не устраивать заработная плата, но она все равно была выше пособия. Во-первых, у них есть работа и сам этот факт повышает самооценку людей. Во-вторых, они понимают, что в перспективе ситуация может поменяться к лучшему и заработки увеличатся.
Активная политика рынка труда - это комплекс мероприятий, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений в целях поддержания занятости, повышения мобильности рабочей силы, создания новых рабочих мест, а также селективные меры по повышению возможностей людей получить и сохранить работу. Она является частью общей социальной политики, сочетается с общеполитическими мерами по поддержанию темпов роста и уровней спроса. Центр тяжести переносится с борьбой с негативными социальными явлениями на создание условий, препятствующих их возникновению и массовому распространению, переориентации пассивной помощи безработным на меры активного характера. В целом специалисты считают, что активная политика рынка труда станет основным инструментом его регулирования в предстоящие годы. Вместе с тем единодушно признается на Западе, что ее осуществление является дорогостоящим и сложным делом. Она требует роста затрат, развитой инфраструктуры рынка труда, продуманной организации четкого функционирования служб занятости, их тесного взаимодействия с органами власти всех уровней, всех видов деятельности с программами экономического и социального развития. Это предполагает достаточно высокий уровень развития самого рынка труда.
Таким образом, при наличии общих форм регулирования рынка труда в каждой стране есть свой подход к решению проблем занятости, учитывающий особенности экономического, политического развития, национальные традиции, демографический состав трудоспособного населения, миграцию, профессионально - квалифицированный уровень.
3.2 Предложения
по совершенствованию
Особое значение в исследованиях проблем рынка труда имеют те, которые связаны с нахождением возможных путей, форм и методов государственного воздействия на сферу труда, а также способных смягчить негативные последствия переходного периода. Однако разработка каких-либо кардинальных мер, способствующих коренному изменению ситуации на рынке труда и обеспечению полного решения проблем занятости, в настоящее время невозможна. В нынешних условиях можно предложить лишь некоторые меры, направленные на недопущение массовой безработицы, снижение напряженности на рынке труда и достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, как по объему, так и по структуре.
Определяющее место в формировании спроса на рабочую силу занимает создание новых рабочих мест. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о целесообразности регулирования государством создания рабочих мест не столько путем прямых инвестиций, сколько на основе предоставления налоговых и кредитных льгот для предприятий, создающих новые рабочие места. Дальнейшее совершенствование налоговой системы в республике, в частности, снижение налогообложения, будет способствовать увеличению накоплений предприятий, которые могут быть использованы на расширение производства и создание рабочих мест. Кроме того, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест в тех отраслях, продукция которых является конкурентоспособной на рынке товаров и услуг, а также жизненно обеспечивающих производствах.
Еще одним из
важнейших направлений
Одним из направлений дальнейшего совершенствования подготовки кадров должно стать последовательное улучшение качества обучения, постепенный переход от отраслевого к территориальному принципу подготовки и распределения квалифицированных работников, прежде всего в профессионально-технических училищах.
Информация о работе Регулирование рынка труда в Республике Беларусь