Регулирование рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы предполагает решение следующих задач:
- дать теоретическую оценку государственного регулирования рынка труда;
- изучить зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда;
- провести анализ рынка труда и выделить механизмы реализации государственной политики на рынке труда в Республике Беларусь;
- определить проблемы и разработать направления совершенствования госу

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ………………………………………………………5
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования………………..5
1.2 Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда……….8
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………..12
2.1 Рынок труда в Республике Беларусь: анализ и тенденции развития………..12
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….17
3.1 Проблемы государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..17
3.2 Предложения по совершенствованию государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Организация оплачиваемых общественных работ, является также  одним из направлений государственного регулирования рынка труда. Они, как правило, не требуют специальной, профессиональной подготовки. Для усиления заинтересованности незанятого населения в общественных работах необходимо, чтобы оплата труда занятых в них осуществлялась аналогично оплате труда на государственных и частных предприятиях. Кроме того, необходимо создать централизованный банк оперативной информации о вакансиях в работах, заранее выявлять потребность в общественных работах и определять объемы и условия их проведения, а также резервировать в местных бюджетах средства для финансирования общественных работ.

Особое место  в государственном регулировании  рынка труда республики занимает трудоустройство граждан, не способных  на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалиды, женщины, имеющие детей, пенсионеры и др.). С целью повышения уровня занятости этой категории граждан целесообразно разрабатывать специальные программы, содержание комплекс мер по экономической заинтересованности предприятий и организаций в их трудоустройстве. В качестве таких мер, например, можно предусмотреть понижение налоговых ставок пропорционально удельному весу принятых на работу маргинальных групп населения, освобождения от налогов малых предприятий, если более половины работающих составляют социально слабозащищенные группы.

Объектом особого  внимания государственного регулирования  должна стать молодежная безработица. Многие учебные заведения готовят  кадры, не учитывая потребностей экономики  по тем или иным профессиям и специальностям, в результате возникает противоречие между спросом и предложением рабочей силы определенной квалификации. Поэтому необходимо создание специальных служб, которые занимались бы вопросами не только анализа и учета потребности в квалифицированных кадрах, но и прогнозированием ее изменения в перспективе. С учетом этих потребностей и должен строиться процесс обучения в учебных заведениях. Кроме того, для повышения конкурентоспособности на рынке труда молодежи и недопущения многократной переподготовки в результате изменяющейся конъюнктуры, помимо изменения структуры и качества подготавливаемой рабочей силы, необходимо одновременно обучение по 2-3 смежным профессиям. Такая практика широко используется во многих странах, и ее применение в нашей стране весьма целесообразно из-за стихийности процесса формирования профессионально-квалификационной структуры спроса. Эта мера позволит улучшить гибкость рынка труда и увеличить вероятность согласования спроса и предложения рабочей силы.

Важнейшим направлением государственного регулирования рынка труда республики является социальная защита временно незанятых граждан. В этом направлении следует предусмотреть дальнейшее совершенствование механизма выплаты пособий по безработице, установить зависимость величины пособия от размера минимального потребительского бюджета.

Кроме предусмотренных  мер необходимо дальнейшее совершенствование  правового обеспечения на рынке  труда республики, а именно:

- принять закон о страховании по безработице, который позволит значительно повысить материальную помощь безработным;

- принять законодательные акты, регламентирующие преждевременный уход на пенсию работников предпенсионного возраста путем выплаты им специальных пособий при условии обязательного трудоустройства на освободившиеся рабочие места безработной молодежи;

- разработать законодательные акты, направленные на смягчение последствий неизбежных (сезонных) простоев в работе посредством выплаты работникам пособий по частичной безработице;

- принять законодательный акт по установлению системы обязательной регистрации свободных рабочих мест, позволяющий повысить эффективность трудоустройства населения;

Предлагаемые  меры по государственному регулированию  рынка труда позволят сократить  разрыв между спросом и предложением.

Таким образом, перспективы развития рынка труда и его регулирования связаны в определяющей степени с разработкой и осуществлением эффективной активной политики, стимулирующей экономический рост, рациональное изменение структуры экономики и занятости. Нельзя ограничиваться методами, направленными на сдерживание безработицы и обслуживания незанятого населения. Проведение активной государственной политики на рынке труда с использованием опыта зарубежных стран должно стать составной частью экономической и социальной политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сопоставив  проблемы и особенности государственного регулирования рынка труда в  различных странах, выделив особенности  регулирования форм рынка труда  в Республике Беларусь, можно сказать, что государству необходимо поддерживать определенный оптимальный уровень и структуру занятости, прежде всего, стремиться к достижению полной занятости в обществе в сочетании с эффективной занятостью, то есть поддерживать в государстве рациональную занятость. Не последнее место в решении этих проблем должно быть уделено регулированию форм занятости.

Государственная политика на рынке труда должна быть направлена, главным образом, на создание и сохранение рабочих мест, организацию  общественных работ, подготовку и переподготовку кадров, поддержку доходов безработных.

Проблема обеспечения  занятости и предотвращения безработицы  решается как путем проведения макроэкономической политики, направленной на расширение производства и создание рабочих  мест, так и реализации активных программ на рынке труда. Одним из ключевых факторов роста производства, сопровождающегося увеличением занятости, являются масштабы вложений в основной капитал. Для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в производство в первую очередь необходимо создать четкую и юридически обеспеченную систему прав собственности.

Одним из основных источников создания рабочих мест служит предпринимательство, самостоятельная  занятость. Негосударственные предприятия, функционируя самостоятельно, создают  возможность для занятости граждан  без прямого вмешательства государства. В результате изменяется роль государства и нового экономического сектора в обеспечении и регулировании занятости населения. Однако на пути развития предпринимательства и самостоятельной занятости стоит ряд административных и юридических барьеров.

Исследование  основных переменных рынка труда: занятости  и заработной платы, позволяет решать проблемы достижения равновесия на рынке  труда, способствующего с одной  стороны, реструктуризации экономики, росту производительности и конкурентоспособности, а с другой стороны, поддержанию эффективной системы социальной защиты и сохранению социального согласия в обществе. Решение данной дилеммы лежит в плоскости концепции развития социально-трудовых отношений, приоритетами которой являются создание предпосылок для экономической стабильности, развития человеческого капитала и роста всеобщего благосостояния.

Для эффективного функционирования рынка труда необходимы стратегии на далёкую перспективу, затрагивающие поведение государства, предприятий и наёмных работников. Очень важно предоставить предприятиям достаточно возможностей для мобильности в получении прибыли и производстве конкурентоспособной продукции, и одновременно создать условия для производительной занятости и социальной защищённости. Меры по реформированию только тогда станут успешными, когда будут выработаны путём многоуровневых переговоров и консультаций меду правительством, нанимателями и профсоюзами в атмосфере социального согласия и взаимного доверия.

Реализация  этих мер позволит создать благоприятные экономические и социальные условия, обеспечивающие всем гражданам выбор продуктивной, свободно избранной занятости и равные возможности в реализации права на труд, и как следствие - удержание безработицы в пределах естественного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антонова Н.Б. Государственное управление экономикой: Учебник.- Мн.: Академия управления
  2. Базылева, М.Н., Бондарь А.В. Рынок труда: генезис и особенности / М.Н. Базылева, А.В. Бондарь // Вестник БГЭУ. – 2001. - № 1. – с. 9.
  3. Ванкевич, Е.В. Принципы регулирования занятости в Беларуси/ Е.В. Ванкевич // Вестник БГЭУ. – 2000. - № 2. – с. 11-12.
  4. Головачёв А.С «Экономика и рынок труда»,учебное пособие-Минск:Выш.шк.,1994-245 с..
  5. Закон РБ от 15 июня 2006 г. № 125-3 (с изм.от 29.12.2006) «О занятости населения РБ» // Национальный реестр правовых актов РБ, 2006. - № 94, 2\1222.
  6. Бобкова И.Н.«Рынок труда в Беларуси:особенности и тенденции развития»,.Минск, 1999-312 с.
  7. Закон РБ 1991 г. № 828-ХП «О занятости населения РБ» // Ведомости Верх.Совета Бел.ССР, 1991. - № 19. С.273.
  8. Мельникова А. Постсоциалистические страны в условиях глобализации.-М.:Издательство, 2001.
  9. Программа социально-экономического развития РБ на 2006-2010 гг. - Мн.: Беларусь, 2006.
  10. belstat.gov.by

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Регулирование рынка труда в Республике Беларусь