Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:47, курсовая работа
Цель работы предполагает решение следующих задач:
- дать теоретическую оценку государственного регулирования рынка труда;
- изучить зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда;
- провести анализ рынка труда и выделить механизмы реализации государственной политики на рынке труда в Республике Беларусь;
- определить проблемы и разработать направления совершенствования госу
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ………………………………………………………5
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования………………..5
1.2 Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда……….8
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………..12
2.1 Рынок труда в Республике Беларусь: анализ и тенденции развития………..12
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….17
3.1 Проблемы государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..17
3.2 Предложения по совершенствованию государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25
Организация оплачиваемых общественных работ, является также одним из направлений государственного регулирования рынка труда. Они, как правило, не требуют специальной, профессиональной подготовки. Для усиления заинтересованности незанятого населения в общественных работах необходимо, чтобы оплата труда занятых в них осуществлялась аналогично оплате труда на государственных и частных предприятиях. Кроме того, необходимо создать централизованный банк оперативной информации о вакансиях в работах, заранее выявлять потребность в общественных работах и определять объемы и условия их проведения, а также резервировать в местных бюджетах средства для финансирования общественных работ.
Особое место
в государственном
Объектом особого
внимания государственного регулирования
должна стать молодежная безработица.
Многие учебные заведения готовят
кадры, не учитывая потребностей экономики
по тем или иным профессиям и специальностям,
в результате возникает противоречие между
спросом и предложением рабочей силы определенной
квалификации. Поэтому необходимо создание
специальных служб, которые занимались
бы вопросами не только анализа и учета
потребности в квалифицированных кадрах,
но и прогнозированием ее изменения в
перспективе. С учетом этих потребностей
и должен строиться процесс обучения в
учебных заведениях. Кроме того, для повышения
конкурентоспособности на рынке труда
молодежи и недопущения многократной
переподготовки в результате изменяющейся
конъюнктуры, помимо изменения структуры
и качества подготавливаемой рабочей
силы, необходимо одновременно обучение
по 2-3 смежным профессиям. Такая практика
широко используется во многих странах,
и ее применение в нашей стране весьма
целесообразно из-за стихийности процесса
формирования профессионально-
Важнейшим направлением государственного регулирования рынка труда республики является социальная защита временно незанятых граждан. В этом направлении следует предусмотреть дальнейшее совершенствование механизма выплаты пособий по безработице, установить зависимость величины пособия от размера минимального потребительского бюджета.
Кроме предусмотренных мер необходимо дальнейшее совершенствование правового обеспечения на рынке труда республики, а именно:
- принять закон о страховании по безработице, который позволит значительно повысить материальную помощь безработным;
- принять законодательные акты, регламентирующие преждевременный уход на пенсию работников предпенсионного возраста путем выплаты им специальных пособий при условии обязательного трудоустройства на освободившиеся рабочие места безработной молодежи;
- разработать законодательные акты, направленные на смягчение последствий неизбежных (сезонных) простоев в работе посредством выплаты работникам пособий по частичной безработице;
- принять законодательный акт по установлению системы обязательной регистрации свободных рабочих мест, позволяющий повысить эффективность трудоустройства населения;
Предлагаемые меры по государственному регулированию рынка труда позволят сократить разрыв между спросом и предложением.
Таким образом, перспективы развития рынка труда и его регулирования связаны в определяющей степени с разработкой и осуществлением эффективной активной политики, стимулирующей экономический рост, рациональное изменение структуры экономики и занятости. Нельзя ограничиваться методами, направленными на сдерживание безработицы и обслуживания незанятого населения. Проведение активной государственной политики на рынке труда с использованием опыта зарубежных стран должно стать составной частью экономической и социальной политики государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сопоставив проблемы и особенности государственного регулирования рынка труда в различных странах, выделив особенности регулирования форм рынка труда в Республике Беларусь, можно сказать, что государству необходимо поддерживать определенный оптимальный уровень и структуру занятости, прежде всего, стремиться к достижению полной занятости в обществе в сочетании с эффективной занятостью, то есть поддерживать в государстве рациональную занятость. Не последнее место в решении этих проблем должно быть уделено регулированию форм занятости.
Государственная политика на рынке труда должна быть направлена, главным образом, на создание и сохранение рабочих мест, организацию общественных работ, подготовку и переподготовку кадров, поддержку доходов безработных.
Проблема обеспечения занятости и предотвращения безработицы решается как путем проведения макроэкономической политики, направленной на расширение производства и создание рабочих мест, так и реализации активных программ на рынке труда. Одним из ключевых факторов роста производства, сопровождающегося увеличением занятости, являются масштабы вложений в основной капитал. Для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в производство в первую очередь необходимо создать четкую и юридически обеспеченную систему прав собственности.
Одним из основных
источников создания рабочих мест служит
предпринимательство, самостоятельная
занятость. Негосударственные предприятия,
функционируя самостоятельно, создают
возможность для занятости
Исследование основных переменных рынка труда: занятости и заработной платы, позволяет решать проблемы достижения равновесия на рынке труда, способствующего с одной стороны, реструктуризации экономики, росту производительности и конкурентоспособности, а с другой стороны, поддержанию эффективной системы социальной защиты и сохранению социального согласия в обществе. Решение данной дилеммы лежит в плоскости концепции развития социально-трудовых отношений, приоритетами которой являются создание предпосылок для экономической стабильности, развития человеческого капитала и роста всеобщего благосостояния.
Для эффективного
функционирования рынка труда необходимы
стратегии на далёкую перспективу,
затрагивающие поведение
Реализация этих мер позволит создать благоприятные экономические и социальные условия, обеспечивающие всем гражданам выбор продуктивной, свободно избранной занятости и равные возможности в реализации права на труд, и как следствие - удержание безработицы в пределах естественного уровня.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Регулирование рынка труда в Республике Беларусь