Регулирование земельных отношений на примере Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Вопрос регулирования земельных отношений всегда являлся одним из ключевых в России. Ограниченность и невосполнимость земельного ресурса вызывает необходимость государственного регулирования условий землепользования. Вопросы изучения земель требуют единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений. В настоящее время особую актуальность приобретает изучение состояния земель сельскохозяйственного назначения для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов для целей реального повышения эффективности производства с точки зрения критериев жизнеобеспечения, качества и уровня жизни, экономической безопасности и особенно продовольственной безопасности населения.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ШЕВЧЕНКО О ЗЕМЛЕ.docx

— 63.18 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования:

Вопрос регулирования земельных отношений всегда являлся одним из ключевых в России. Ограниченность и невосполнимость земельного ресурса вызывает необходимость государственного регулирования условий землепользования.

Вопросы изучения земель требуют единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений. В настоящее время особую актуальность приобретает изучение состояния земель сельскохозяйственного назначения для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов для целей реального повышения эффективности производства с точки зрения критериев жизнеобеспечения, качества и уровня жизни, экономической безопасности и особенно продовольственной безопасности населения.

Государственное регулирование таких сложных процессов дает возможность разрешения многих противоречий в условиях кризиса социально-экономического, научно-технического, интеллектуального и информационного потенциалов общества, особенно в области организации и управления сельскохозяйственного производства. На данном этапе для повышения эффективности государственного регулирования земельных отношений необходимо применение комплексного подхода при выработке мероприятий, повышающих эффективность его использования на основе улучшения координации функционирования действующих и вновь создаваемых структур государственного управления, совершенствования принципов, критериев, норм и правил их деятельности. В настоящее время государственные органы не располагают достаточной научно-методической базой и практическим опытом реализации комплексного подхода в повышении эффективности государственного регулирования земельных отношений.

Степень изученности  темы:

В исследованиях О.А. Бакиновской, И.П. Манкевича, Е.Л. Мининой, Е.А. Галиновской, В.В. Устюковой, С.А. Боголюбова, Ю.Г. Жарикова, представлены виды и основания возникновения, ограничения и прекращения прав на землю, способы их защиты и основы использования земель сельскохозяйственного назначения1. Исследованию организационно-правового, управленческого и экономического механизмов в области регулирования земельных отношений посвящены работы Е.С. Болтанова, В.П. Васильева, А.А. Варламова, Б.В. Ерофеева, С.Г. Капканщикова, О.В. Касьяновой2.

Изучением состава земель, правил отнесения земель к категориям, перевода земель из одной категории  в другую занимались Ю.М.Алпатов, В.А. Ершов, О.М. Оглоблина, М.Ю. Тихомиров3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1 Бакиновская О.А.,Манкевич И.П. Земельное право. Практикум. М., 2011; Минина Е. Л., Галиновская Е.А., Устюкова В.В. Все о земельных отношениях. М., 2010; Боголюбов С.А. Земельное право. М., 2011; Жариков Ю.Г. Земельное право. М., 2010.

2 Болтанова Е.С., Васильев В.П. Государственное регулирование экономики. М., 2010; Варламов А.А. Государственное регулирование земельных отношений. М., 2010; Ерофеев Б.В. Земельное право. М., 2010; Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. М., 2010; Касьянова О.В. Правовое регулирование сделок с земельными участками. М., 2010.

3 Алпатов Ю.М. Землепользование в России и особенности правового регулирования земельных отношений. М., 2010; Ершов В.А. Все о земельных отношениях. Кадастровый учет, право собственности, купля-продажа, аренда, налоги, ответственность. М., 2010; Оглоблина О. М., Тихомиров М. Ю. Земли в Российской Федерации. Категории, виды, порядок использования. М., 2010.

Отдельные аспекты проблем  регулирования земельных отношений, управления земельными ресурсами, создания земельного кадастра и экономической  оценки земли рассмотрены в работах  А.П. Асташкина, В.Р. Беленького, В.В. Докучаева, А.М.,  Емельянова М.О., Лоцмера, Э.А1.

Проблема исследования:

В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования государственного регулирования земельных отношений  и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации  этого процесса на региональном уровне.

Объектом исследования является земельные отношения на региональном уровне.

Предметом исследования выступают технологии государственного регулирования земельных отношений.

Цель исследования: разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования земельных отношений.

В соответствии с указанной  целью основными задачами исследования являются:

- изучить теоретические  основы государственного регулирования  земельных отношений; 

- проанализировать практику  государственного регулирования  земельных отношений в Белгородской области;

 

 

 

 

 

1 Асташкин А.П. Государственное регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения. автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2010; Беленький В.В., Докучаев А.М. Правовое регулирование сделок с земельными участками. М., 2010; Емельянов М.О., Лоцмер Э.А. Земельное право. Практикум. М., 2011.

 

- обосновать направления  совершенствования государственного  регулирования земельных отношений.

Теоретико-методологическими  основами исследования выступают основные положения современных экономических теорий, научные идеи, содержащиеся в теоретических и прикладных работах отечественных и зарубежных ученых и экономистов-практиков в области региональной экономики и государственного регулирования земельных отношений (Горбунов Г.А)1. Исследование выполнено с использованием системного подхода, структурно-функционального анализа, научных обобщений, группировок и других методов.

.В качестве эмпирической базы исследования определены Конституция Российской Федерации, Градостроительный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Земельный Кодекс РФ, Лесной Кодекс РФ, Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» №28 от 2 января 2000 г., Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101 от 24 июля 2002 г., закон Белгородской области «О предельных размерах и условиях предоставления земельных участков в собственность граждан» №73 от 12 декабря 2006 г2.

 

 

1 Горбунов Г.А. Государственное регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения. автореф. дис.  канд. экон. наук. М., 2010.

2 Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года.  Российская газета 2009.,  №7 - 21 января; Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ // Российская газета. 2004 - 30 декабря; Гражданский Кодекс Российской Федерации: Полный сборник Кодексов РФ.  М.: 2002; Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ: Российская газета.  2001. - 31 октября; Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200 – ФЗ // Российская газета.  2001. - 8 декабря; О государственном земельном кадастре : федер. закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ // Российская газета.  2007. - 1 августа; Об обороте земель сельскохозяйственного назначения : федер. закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ // Российская газета.  2002. - 27 июля; О предельных размерах и условиях предоставления земельных участков в собственность граждан : Закон Белгородской области от 12 декабря 2006 г. № 73 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

 

Структура работы:

Курсовая работа состоит  из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Земельные отношения - сложная  многоаспектная проблема, включающая большой круг вопросов, требующих  безотлагательных решений: формы собственности  и хозяйствования, рынок и цена земли, рента, залог, налог на землю, землеустройство, государственное  регулирование, управление земельными ресурсами1.

При регулировании земельных  отношений государство должно создавать  экономические, правовые и организационные  условия для поддержки рационального  и эффективного использования земельных  ресурсов, их охраны и повышения  качества, для обеспечения территориальной  и экологической устойчивости землевладений  и землепользования.

Государственным регулированием земельных отношений называется система мер, направленных на обеспечение  рационального и эффективного использования  земли, ее охрану, воспроизводство и  повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для  людей окружающей среды, на защиту прав собственности, владения и пользования  землей путем осуществления комплекса  организационных, правовых, экономических действий2.  Основным задачам государственного регулирования земельных отношений относится:

- улучшение использования  и охраны земельных ресурсов  государства; 

- сохранение и улучшение  экологического состояния территорий;

- создание правовых, экономических  и организационных предпосылок  для функционирования всех форм  собственности, владения и пользования  землей и форм хозяйствования  на ней.

 

 

 

1 Ерофеев Б.В. Земельное право в России. М., 2010. С. 81.

2  Варламов А.А. История земельных отношений. М., 2009. С. 198.

Государственное регулирование  земельных отношений в России включает регулирование использования  земли в качестве природного, социального  и хозяйственного объектов; формирование многообразия форм собственности, владения и пользования землей; наделение  правомочиями субъектов РФ и органов  местного самоуправления по регулированию  земельных отношений на своих  территориях; обеспечение равенства  участников земельных отношений  в защите их прав; недопущение противоречащего  закону вмешательства государства  в деятельность граждан и юридических  лиц по владению, пользованию и  распоряжению землей; охрану земли  и окружающей природной среды  от порчи и нарушений; пресечение действий владельцев, пользователей  и собственников земли, наносящих  ущерб безопасности и обороне  страны, нарушающих охраняемые законом  права и интересы других лиц; обязательность мероприятий по государственному управлению земельным фондом для всех лиц  независимо от типа их прав на землю; обязательность государственного регулирования при  вовлечении земли в рыночный оборот (при функционировании земельных  рынков, банков, страховых компаний и других институтов рыночной экономики )1.

Правильной организации  государственного регулирования земельных  отношений, формированию его адекватного  содержания и методов осуществления  будет способствовать выполнение следующих  основных требований, о которых речь пойдет ниже .

Земельные отношения должны регулироваться в соответствии с  Конституцией и Земельным кодексом РФ, не противоречащими им нормативными актами субъектов Федерации и  органов местного самоуправления. Правовые нормы по вопросам регулирования  земельных отношений, содержащиеся в других отраслях законодательства, должны соответствовать земельному законодательству.

1 Бородин С.С. Земельное право. СПб., 2009, С. 45.

Федеральное земельное законодательство устанавливает общие для всех субъектов Федерации начала регулирования  земельных отношений, обязательные требования к учету и охране земель, мониторингу земель, землеустройству, государственному земельному кадастру, государственному контролю за использованием и охраной земель, а также определяет правовой режим земель, имеющих федеральное значение.

Регулирование земельных  отношений осуществляется исходя из целевого назначения и правового  режима земель в соответствии с категориями  земель, определяемыми федеральными законами и законами субъектов Федерации1.

Порядок использования земель внутри той или иной их категории  определяется собственником, пользователем, владельцем, арендатором земельных  участков в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием земель, их зонированием, территориальным планированием  их использования и землеустроительной документацией. При этом особой охране должны подлежать сельскохозяйственные угодья; трансформация их в несельскохозяйственные допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законом.

При регулировании земельных  отношений государство должно создавать  экономические, правовые и организационные  условия для поддержки рационального  и эффективного использования земельных  ресурсов, их охраны и повышения  качества, для обеспечения территориальной  и экологической устойчивости землевладений и землепользования2. Развитие экологических методов регулирования земельных отношений должно осуществляться путем совершенствования платности землепользования, рентных отношений,

 

1 Бородин С.С. Земельное право. СПб., 2009. С. 62.

2 Оглоблина О.М., Тихомиров М.Ю., Тихомирова Л.В. Земли в Российской Федерации. Категории, виды, порядок использования М., 2010. С.74.

Информация о работе Регулирование земельных отношений на примере Белгородской области