Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 08:55, курсовая работа
Вопрос регулирования земельных отношений всегда являлся одним из ключевых в России. Ограниченность и невосполнимость земельного ресурса вызывает необходимость государственного регулирования условий землепользования. Вопросы изучения земель требуют единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений. В настоящее время особую актуальность приобретает изучение состояния земель сельскохозяйственного назначения для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов для целей реального повышения эффективности производства с точки зрения критериев жизнеобеспечения, качества и уровня жизни, экономической безопасности и особенно продовольственной безопасности населения.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования:
Вопрос регулирования земельных отношений всегда являлся одним из ключевых в России. Ограниченность и невосполнимость земельного ресурса вызывает необходимость государственного регулирования условий землепользования.
Вопросы изучения земель требуют единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений. В настоящее время особую актуальность приобретает изучение состояния земель сельскохозяйственного назначения для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов для целей реального повышения эффективности производства с точки зрения критериев жизнеобеспечения, качества и уровня жизни, экономической безопасности и особенно продовольственной безопасности населения.
Государственное регулирование таких сложных процессов дает возможность разрешения многих противоречий в условиях кризиса социально-экономического, научно-технического, интеллектуального и информационного потенциалов общества, особенно в области организации и управления сельскохозяйственного производства. На данном этапе для повышения эффективности государственного регулирования земельных отношений необходимо применение комплексного подхода при выработке мероприятий, повышающих эффективность его использования на основе улучшения координации функционирования действующих и вновь создаваемых структур государственного управления, совершенствования принципов, критериев, норм и правил их деятельности. В настоящее время государственные органы не располагают достаточной научно-методической базой и практическим опытом реализации комплексного подхода в повышении эффективности государственного регулирования земельных отношений.
Степень изученности темы:
В исследованиях О.А. Бакиновской, И.П. Манкевича, Е.Л. Мининой, Е.А. Галиновской, В.В. Устюковой, С.А. Боголюбова, Ю.Г. Жарикова, представлены виды и основания возникновения, ограничения и прекращения прав на землю, способы их защиты и основы использования земель сельскохозяйственного назначения1. Исследованию организационно-правового, управленческого и экономического механизмов в области регулирования земельных отношений посвящены работы Е.С. Болтанова, В.П. Васильева, А.А. Варламова, Б.В. Ерофеева, С.Г. Капканщикова, О.В. Касьяновой2.
Изучением состава земель, правил отнесения земель к категориям, перевода земель из одной категории в другую занимались Ю.М.Алпатов, В.А. Ершов, О.М. Оглоблина, М.Ю. Тихомиров3.
1 Бакиновская О.А.,Манкевич И.П. Земельное право. Практикум. М., 2011; Минина Е. Л., Галиновская Е.А., Устюкова В.В. Все о земельных отношениях. М., 2010; Боголюбов С.А. Земельное право. М., 2011; Жариков Ю.Г. Земельное право. М., 2010.
2 Болтанова Е.С., Васильев В.П. Государственное регулирование экономики. М., 2010; Варламов А.А. Государственное регулирование земельных отношений. М., 2010; Ерофеев Б.В. Земельное право. М., 2010; Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. М., 2010; Касьянова О.В. Правовое регулирование сделок с земельными участками. М., 2010.
3 Алпатов Ю.М. Землепользование в России и особенности правового регулирования земельных отношений. М., 2010; Ершов В.А. Все о земельных отношениях. Кадастровый учет, право собственности, купля-продажа, аренда, налоги, ответственность. М., 2010; Оглоблина О. М., Тихомиров М. Ю. Земли в Российской Федерации. Категории, виды, порядок использования. М., 2010.
Отдельные аспекты проблем
регулирования земельных
Проблема исследования:
В качестве проблемы исследования
выступает противоречие между необходимостью
совершенствования
Объектом исследования является земельные отношения на региональном уровне.
Предметом исследования выступают технологии государственного регулирования земельных отношений.
Цель исследования: разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования земельных отношений.
В соответствии с указанной целью основными задачами исследования являются:
- изучить теоретические
основы государственного
- проанализировать практику
государственного
1 Асташкин А.П. Государственное регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения. автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2010; Беленький В.В., Докучаев А.М. Правовое регулирование сделок с земельными участками. М., 2010; Емельянов М.О., Лоцмер Э.А. Земельное право. Практикум. М., 2011.
- обосновать направления
совершенствования
Теоретико-методологическими основами исследования выступают основные положения современных экономических теорий, научные идеи, содержащиеся в теоретических и прикладных работах отечественных и зарубежных ученых и экономистов-практиков в области региональной экономики и государственного регулирования земельных отношений (Горбунов Г.А)1. Исследование выполнено с использованием системного подхода, структурно-функционального анализа, научных обобщений, группировок и других методов.
.В качестве эмпирической базы исследования определены Конституция Российской Федерации, Градостроительный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Земельный Кодекс РФ, Лесной Кодекс РФ, Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» №28 от 2 января 2000 г., Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101 от 24 июля 2002 г., закон Белгородской области «О предельных размерах и условиях предоставления земельных участков в собственность граждан» №73 от 12 декабря 2006 г2.
1 Горбунов Г.А. Государственное регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения. автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2010.
2 Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года. Российская газета 2009., №7 - 21 января; Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ // Российская газета. 2004 - 30 декабря; Гражданский Кодекс Российской Федерации: Полный сборник Кодексов РФ. М.: 2002; Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ: Российская газета. 2001. - 31 октября; Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200 – ФЗ // Российская газета. 2001. - 8 декабря; О государственном земельном кадастре : федер. закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ // Российская газета. 2007. - 1 августа; Об обороте земель сельскохозяйственного назначения : федер. закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ // Российская газета. 2002. - 27 июля; О предельных размерах и условиях предоставления земельных участков в собственность граждан : Закон Белгородской области от 12 декабря 2006 г. № 73 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
Структура работы:
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Земельные отношения - сложная многоаспектная проблема, включающая большой круг вопросов, требующих безотлагательных решений: формы собственности и хозяйствования, рынок и цена земли, рента, залог, налог на землю, землеустройство, государственное регулирование, управление земельными ресурсами1.
При регулировании земельных
отношений государство должно создавать
экономические, правовые и организационные
условия для поддержки
Государственным регулированием земельных отношений называется система мер, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли, ее охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, на защиту прав собственности, владения и пользования землей путем осуществления комплекса организационных, правовых, экономических действий2. Основным задачам государственного регулирования земельных отношений относится:
- улучшение использования и охраны земельных ресурсов государства;
- сохранение и улучшение
экологического состояния
- создание правовых, экономических
и организационных предпосылок
для функционирования всех
1 Ерофеев Б.В. Земельное право в России. М., 2010. С. 81.
2 Варламов А.А. История земельных отношений. М., 2009. С. 198.
Государственное регулирование земельных отношений в России включает регулирование использования земли в качестве природного, социального и хозяйственного объектов; формирование многообразия форм собственности, владения и пользования землей; наделение правомочиями субъектов РФ и органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений на своих территориях; обеспечение равенства участников земельных отношений в защите их прав; недопущение противоречащего закону вмешательства государства в деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей; охрану земли и окружающей природной среды от порчи и нарушений; пресечение действий владельцев, пользователей и собственников земли, наносящих ущерб безопасности и обороне страны, нарушающих охраняемые законом права и интересы других лиц; обязательность мероприятий по государственному управлению земельным фондом для всех лиц независимо от типа их прав на землю; обязательность государственного регулирования при вовлечении земли в рыночный оборот (при функционировании земельных рынков, банков, страховых компаний и других институтов рыночной экономики )1.
Правильной организации государственного регулирования земельных отношений, формированию его адекватного содержания и методов осуществления будет способствовать выполнение следующих основных требований, о которых речь пойдет ниже .
Земельные отношения должны регулироваться в соответствии с Конституцией и Земельным кодексом РФ, не противоречащими им нормативными актами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Правовые нормы по вопросам регулирования земельных отношений, содержащиеся в других отраслях законодательства, должны соответствовать земельному законодательству.
1 Бородин С.С. Земельное право. СПб., 2009, С. 45.
Федеральное земельное законодательство устанавливает общие для всех субъектов Федерации начала регулирования земельных отношений, обязательные требования к учету и охране земель, мониторингу земель, землеустройству, государственному земельному кадастру, государственному контролю за использованием и охраной земель, а также определяет правовой режим земель, имеющих федеральное значение.
Регулирование земельных отношений осуществляется исходя из целевого назначения и правового режима земель в соответствии с категориями земель, определяемыми федеральными законами и законами субъектов Федерации1.
Порядок использования земель
внутри той или иной их категории
определяется собственником, пользователем,
владельцем, арендатором земельных
участков в соответствии с природно-
При регулировании земельных
отношений государство должно создавать
экономические, правовые и организационные
условия для поддержки
1 Бородин С.С. Земельное право. СПб., 2009. С. 62.
2 Оглоблина О.М., Тихомиров М.Ю., Тихомирова Л.В. Земли в Российской Федерации. Категории, виды, порядок использования М., 2010. С.74.
Информация о работе Регулирование земельных отношений на примере Белгородской области