Регулирование земельных отношений на примере Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Вопрос регулирования земельных отношений всегда являлся одним из ключевых в России. Ограниченность и невосполнимость земельного ресурса вызывает необходимость государственного регулирования условий землепользования. Вопросы изучения земель требуют единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений. В настоящее время особую актуальность приобретает изучение состояния земель сельскохозяйственного назначения для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов для целей реального повышения эффективности производства с точки зрения критериев жизнеобеспечения, качества и уровня жизни, экономической безопасности и особенно продовольственной безопасности населения.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ШЕВЧЕНКО О ЗЕМЛЕ.docx

— 63.18 Кб (Скачать файл)

 стимулирования земледельцев  и землепользователей за рациональное, эффективное использование земли, создания источников налоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты.

Государственное регулирование  земельных отношений должно осуществляться на основе научно обоснованных концепций  и прогнозов экономического развития страны и ее регионов, отраслей производства, использования ресурсов, в том  числе и земельных, на основе действующей  законодательной и нормативной  базы и механизмов регулирования.

Государство должно обеспечить использование и охрану земель сельскохозяйственного  назначения в соответствии с их природно-сельскохозяйственным районированием.

Земельные отношения должны регулироваться на основе достоверных, открытых и своевременных сведений о природном, хозяйственном и  правовом положении земель Российской Федерации, местоположении и размерах земельных участков, их количественных характеристиках, правовом режиме, стоимостной  оценке и иных необходимых сведений, то есть исходя изданных земельного кадастра, являющихся основой для организации  использования земли всеми участниками  земельных отношений1.

Государственное управление в области использования и  охраны земель осуществляют как представительные, так и исполнительные органы власти. Представительные органы государственной  власти - это Президент Российской Федерации, Совет Федерации и  Государственная Дума Российской Федерации, а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации.

Различают правовой и экономический  механизмы государственного регулирования  земельных отношений.

 

1 Вахаев М.Х. Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка. СПб., 2010. С. 421.

Правовой механизм государственного регулирования земельных

отношений включает источники  земельного права, земельно-правовые нормы  и земельные правоотношения. Источники  права представляют собой внешнюю  форму выражения правотворческой  деятельности государства, с помощью  которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Наиболее распространенная форма источника  права - нормативные правовые акты уполномоченных органов государства, устанавливающие (санкционирующие) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании  соответствующих общественных отношений.

Экономический механизм регулирования земельных отношений должен отвечать следующим требованиям:

- обеспечение относительно  равных стартовых возможностей  по осуществлению воспроизводственного  процесса для всех субъектов  земельных отношений;

- разграничение объективных  и субъективных факторов этого  процесса;

- использование земельной  ренты в качестве основы для  формирования системы экономических  регуляторов, взаимодействие рентных  регуляторов с другими экономическими  рычагами (ценами, ссудным процентом,  подоходным налогом);

- учет интересов и равноправие  различных социальных групп населения  в реализации прав земельной  собственности и различных форм  землепользования;

- стимулирование рационального  размещения и специализации сельскохозяйственного  производства;

- усиление экологической  защиты земельных угодий. Одним  из основных рычагов экономического  регулирования земельных отношений  является механизм платы за  землю. С его помощью государство  воздействует на экономические  интересы землевладельцев и землепользователей, побуждая их повышать эффективность использования земли, находящейся в их распоряжении. С экономической точки зрения плата за землю является особым видом издержек, связанным с получением дохода в виде ренты.

Рента - устойчивый доход, прямо  не связанный с предпринимательской деятельностью1. Известно несколько видов рент, в том числе государственная и банковская, связанных с займами, по которым выплачиваются рентные доходы в виде процента. Как известно, земельный собственник может вести хозяйство самостоятельно, но может и передать свое право использования земли в аренду предпринимателю. Условиями арендного договора последний временно получает право монопольного хозяйствования на данном участке, за что и выплачивает землевладельцу арендную плату. Превращение части прибыли арендатора в земельную ренту обусловлено именно данной монополией.

Предприниматель берется  за дело, когда рассчитывает получить не только среднюю прибыль, но и добавочный доход, который будет выплачен собственнику земли в качестве земельной ренты. Следовательно, земельная рента - это  форма экономической реализации собственности на землю. В ее составе  различают дифференциальную и абсолютную ренту, а также монопольную ренту.

Таким образом, земельная  рента - это форма экономической  реализации собственности на землю.

Дифференциальная рента  возникает на основе монополии на землю как объект хозяйствования, ибо каждый предприниматель получает в свое распоряжение конкретный, ограниченный участок. Наличие частной собственности на землю обусловливает возникновение абсолютной ренты как части прибавочной стоимости, присваиваемой государством и другими

 

 

 

1 Варламов А.А., Шаманаев В.С. Государственное регулирование земельных отношений. М., 2009. С. 69.

землевладельцами в силу монополии собственности на землю. Абсолютная рента получается со всех земель независимо от их качества, местоположения и производительности добавочных вложений.

Монополия на землю как  объект хозяйствования обусловливает  особенности ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в  условиях ограниченности площадей лучших и средних по качеству земельных  массивов при вовлечении в использование  худших из них.

К основными методам государственного управления земельными ресурсами относятся  землеустройство, государственный  земельный кадастр, мониторинг земель и государственный контроль за использованием и охраной земель.

Землеустройство представляет собой систему мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, организацию использования земель, учет и оценку земельных ресурсов, составление территориальных и  внутрихозяйственных планов.

Таким образом, исследование теоретических основ государственного регулирования земельных отношений, позволяет сделать следующие  выводы.

1. Земельные отношения  - общественные отношения между  органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами  по поводу владения, пользования  и распоряжения землями, а также  по поводу государственного управления  земельными ресурсами.

2. Регулирование земельных  отношений осуществляется исходя  из целевого назначения и правового  режима земель в соответствии  с категориями земель, определяемыми  федеральными законами и законами  субъектов Федерации.

3. В земельных отношениях  наиболее значимыми являются  два механизма государственного  регулирования земельных отношений:  правовой и экономический. Правовой механизм государственного регулирования земельных отношений включает источники земельного права, земельно-правовые нормы и земельные правоотношения. Механизм экономического регулирования земельных отношений характеризуется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рациональной, и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков, на защиту земель сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв, самозахвата и разбазаривания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ  II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Исполнение государственной  функции по предоставлению в собственность  за плату физическим и юридическим  лицам земельных участков, находящихся  в государственной собственности  Белгородской области, занятых объектами  недвижимости, осуществляет департамент  имущественных и земельных отношений  Белгородской области.

Департамент имущественных  и земельных отношений Белгородской области создан путем реорганизации  комитета по управлению государственным  имуществом Белгородской области для  осуществления полномочий Белгородской области по:

- проведению единой государственной  политики Белгородской области  в области имущественных и  земельных отношений;

- осуществлению функций  уполномоченного органа по управлению  и распоряжению земельными участками  и иной недвижимостью;

- управлению и распоряжению  в пределах своей компетенции  имуществом, находящимся в собственности  Белгородской области, в том  числе земельными участками, в  установленном законодательством  порядке;

- приватизации областного  имущества в пределах своей  компетенции;

- взаимодействию в области  имущественных и земельных отношений  с федеральными органами исполнительной  власти и их территориальными  органами, с органами исполнительной  власти Белгородской области  и органами местного самоуправления  в случаях, установленных законодательством  Российской Федерации и Белгородской  области.

Департамент осуществляет координацию  деятельности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления по вопросам проведения единой государственной  политики Белгородской области в  области имущественных и земельных  отношений. Координирует деятельность государственного специализированного  учреждения «Фонд государственного имущества Белгородской области» и государственного предприятия Белгородской области «Оценщик».

Департамент руководствуется  в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами  и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Белгородской области, постановлениями  и распоряжениями губернатора Белгородской области, постановлениями и распоряжениями правительства Белгородской области, иными нормативными правовыми актами.

В установленном порядке  рассматривает и направляет соответствующие  предложения о согласовании либо об отказе в согласовании перечней или отдельных земельных участков, указанных в перечнях, представленных Министерством имущественных отношений  Российской Федерации для согласования.

.По поручению правительства  Белгородской области в установленном  порядке участвует в разработке  программ деятельности областных  государственных унитарных предприятий.

Совместно с отраслевыми  департаментами осуществляет контроль за перечислением части прибыли областных государственных унитарных предприятий, подлежащей перечислению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством.

Департамент выступает в  пределах своей компетенции государственным  заказчиком проектно-изыскательских, научно-исследовательских и других работ, связанных с управлением  земельными участками, находящимися в  областной собственности, и проведением  земельной реформы, размещает на конкурсной основе заказы на их выполнение. Подготавливает и направляет в Министерство имущественных отношений Российской Федерации предложения о переводе находящихся в федеральной собственности земель из одной категории в другую.

Выполняет функции по переводу земель из категории в категорию  в пределах своей компетенции.

Предоставляет в установленном  порядке департаменту финансов и  бюджетной политики Белгородской области  прогнозные расчеты поступлений  в бюджет области доходов от приватизации областного имущества на соответствующий  год.

По поручению правительства  Белгородской области принимает  решения об условиях приватизации областного имущества и подготавливает предложения  для принятия соответствующих решений  правительством Белгородской области.

Разрабатывает по согласованию с отраслевыми департаментами условия  конкурса при продаже приватизируемого областного имущества.

Передает для продажи  в установленном порядке объекты  приватизации специализированному  государственному учреждению «Фонд  государственного имущества Белгородской области».

Ведет учет (реестр) договоров  доверительного управления, аренды, залога и иного обременения областного имущества, осуществляет контроль за соблюдением условий таких договоров.

Предоставляет в аренду находящееся  в областной собственности имущество, в том числе земельные участки.

Департамент возглавляет  начальник департамента, который  назначается на должность губернатором области по согласованию с Белгородской областной Думой. Начальник департамента является заместителем председателя правительства  Белгородской области.

Информация о работе Регулирование земельных отношений на примере Белгородской области