Рекомендации по совершенствованию системы плановых показателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования, как конкретного вида деятельности, вытекает из природы фирмы, напрямую определяется общими условиями хозяйствования.
Как показала практика, применение планирования создает важные преимущества:
- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
- проясняет возникающие проблемы;
- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
- улучшает координацию действий в организации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТИПЫ И ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Структура планов торгового предприятия
1.2 Перспективное внутрифирменное планирование
1.3 Среднесрочное и текущее планирование
1.4 Оперативно-календарное планирование
1.5 Организационно-иерархическая соподчиненность планов предприятия
2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НОРМАТИВАМИ
2.1 Понятие о плановых нормативах и нормах
2.2 Механизм взаимодействия нормативов и плановых показателей
3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Краткая характеристика предприятия
3.2. Виды планов и плановых показателей, используемых на предприятии
3.3 Рекомендации по совершенствованию системы плановых показателей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

джерена курсовая.docx

— 38.56 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. ТИПЫ И ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ  НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ

 

1.1 Структура планов торгового  предприятия

 

1.2 Перспективное внутрифирменное  планирование

 

1.3 Среднесрочное и текущее  планирование

 

1.4 Оперативно-календарное  планирование

 

1.5 Организационно-иерархическая  соподчиненность планов предприятия

 

2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ПЛАНОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ,  ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НОРМАТИВАМИ

 

2.1 Понятие о плановых  нормативах и нормах

 

2.2 Механизм взаимодействия  нормативов и плановых показателей

 

3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ПЛАНОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

3.1 Краткая характеристика  предприятия

 

3.2. Виды планов и плановых  показателей, используемых на  предприятии

 

3.3 Рекомендации по совершенствованию  системы плановых показателей

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время в  России бурно протекает процесс  формирования и совершенствования  работы действующих предприятий  различных форм собственности. Планирование является важнейшей частью предпринимательской  деятельности.

 

Понятие "планирование деятельности фирмы" имеет два смысла.

 

Первый – общеэкономический, с точки зрения общей теории предприятия, ее природы.

 

Второй – контрольно-управленческий. Здесь планирование – одна из функций  менеджмента, умение предвидеть будущее  предприятия и использовать это  предвидение.

 

Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность  планирования, как конкретного вида деятельности, вытекает из природы  фирмы, напрямую определяется общими условиями  хозяйствования.

 

Как показала практика, применение планирования создает важные преимущества:

 

- делает возможной подготовку  к использованию будущих благоприятных  условий;

 

- проясняет возникающие  проблемы;

 

- стимулирует менеджеров  к реализации своих решений  в дальнейшей работе;

 

- улучшает координацию  действий в организации; 

 

- создает предпосылки  для повышения образовательной  подготовки менеджеров;

 

- увеличивает возможности  в обеспечении фирмы необходимой  информацией;

 

- способствует более рациональному  распределению ресурсов;

 

- улучшает контроль в  организации.

 

Современный рынок предъявляет  серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность  происходящих на нем процессов создают  новые предпосылки для более  серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных  условиях являются:

 

- увеличение размеров  фирмы и усложнение форм ее  деятельности;

 

- высокая нестабильность  внешних условий и факторов;

 

- новый стиль руководства  персоналом;

 

- усиление центробежных  сил в экономической организации.

 

В связи с вышеизложенным тема курсовой работы является актуальной.

 

Целью курсовой работы является изучение системы показателей планов торгового предприятия и их взаимосвязи.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

- изучить типы и виды  планирования на торговом предприятии,  в т.ч. рассмотреть структуру  планов торгового предприятия;  перспективное внутрифирменное  планирование; среднесрочное и текущее  планирование; оперативно-календарное  планирование; организационно-иерархическую  соподчиненность планов предприятия;

 

- исследовать систему  показателей планов торгового  предприятия, их взаимодействие  с нормативами, а именно –  изучить понятие плановых нормативов  и норм; механизм взаимодействия  нормативов и плановых показателей;

 

- проанализировать систему  показателей планов на примере  сети магазинов "Тамара" и  дать рекомендации по ее совершенствованию.

 

 

1. ТИПЫ И ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ  НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ

 

1.1 Структура планов торгового  предприятия

 

 

Структура планов определяется функциями предприятия и его  внутренней административно-хозяйственной  структурой.

 

Вследствие того, что план - центральное звено хозяйственного управления, с целью упорядочения руководства все подразделения  разрабатывают свой план, который  увязывается с общим планом торгового  предприятия. Сбалансированность внутрипроизводственных планов - одна из наиболее сложных задач  планирования.

 

В плане поэтапно устанавливаются  все необходимые вертикальные и  горизонтальные связи между подразделениями  на весь планируемый период.

 

Параллельно действующие  структуры, как правило, независимы друг от друга и не осведомлены  о положении дел в смежных  подразделениях. Они выполняют задание, указанное в плане, который и  служит системой связи.

 

Система планирования обеспечивает наибольшую отдачу и выгоду торговому  предприятию при выполнении следующих  правил:

 

- пунктуальная обоснованность  каждого элемента и каждого  этапа плана;

 

- точное исполнение плановых  заданий всеми его участниками;

 

- наличие сплошного непрерывного  учета, контроля и корректировки  исполнения плана.

 

Разнообразную по характеру  и срокам исполнения деятельность структур и персонала можно измерить, учесть и проконтролировать с помощью  не одинаковых, а разнообразных показателей, методов организации и выполнения плана. Планы при этом группируются:

 

1. По срокам исполнения (рис. 1.1);

 

2. По функциям назначения:

 

- коммерческие (сбыт продукции  и материально-техническое обеспечение  предприятия);

 

- инвестиционные;

 

- планы по труду, заработной  плате, социальной поддержке персонала.

 

 

 

Рис. 1.1. Классификация планов по срокам исполнения[1]

 

 

3. По уровням управления  предприятием:

 

- общефирменные;

 

- по подразделениям;

 

- планы работ функциональных  отделов;

 

- планы работ участков.

 

 

1.2 Перспективное внутрифирменное  планирование

 

 

В современных условиях стали  уделять все большее внимание развитию перспективного планирования как инструменту централизованного  управления. Такое планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет (обычно 10-12 лет), предусматривает  разработку общих принципов ориентации торгового предприятия на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления  важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Перспективное  планирование помогает принимать решения  по комплексным проблемам деятельности предприятия в международном  масштабе:

 

- определение направлений  и размеров капиталовложений  и источников их финансирования;

 

- внедрение технических  новшеств и прогрессивной технологии;

 

- формы осуществления  заграничных инвестиций в условиях  приобретения новых предприятий;

 

- совершенствование организации  управления по отдельным подразделениям  и кадровой политике.

 

Поскольку оценка перспектив в условиях стихийного развития мирового рынка крайне неопределенна, перспективное  планирование не может ориентировать  предприятие на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничивается разработкой лишь важнейших  качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах. Через  них осуществляется координация  перспективных направлений развития всех подразделений торгового предприятия  с учетом их потребностей и ресурсов. На основе программы разрабатываются  среднесрочные планы, которые уже  содержат не только качественные характеристики, но и количественные показатели, детализированные и конкретизированные с точки  зрения выбора средств для реализации целей, намеченных в рамках перспективного планирования.

 

В системе перспективного планирования в зависимости от методологии  и целей обычно различают долгосрочное планирование и стратегическое планирование.

 

В системе долгосрочного  планирования используется метод экстраполяции, т.е. применение результатов прошлого периода и на основе постановки оптимистических  целей распространение несколько  завышенных показателей на будущий  период.[2]

 

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное  обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие  в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период.[3]

 

В основу при разработке плана  кладется:

 

- анализ перспектив развития  торгового предприятия, задачей  которого является выяснение  факторов, влияющих на развитие  соответствующих тенденций;

 

- анализ позиций в конкурентной  борьбе, задача которого состоит  в определении того, насколько  конкурентоспособно торговое предприятие  на рынке и что оно может  сделать для повышения результатов  работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным  стратегиям;

 

- выбор стратегии на  основе анализа перспектив предприятия  и определение приоритетов по  конкретным видам деятельности  с точки зрения ее эффективности  и обеспеченности ресурсами.

 

При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии  в отрасли торговли должны соответствовать  накопленному потенциалу предприятия.

 

В системе долгосрочного  планирования цели претворяются в программы  действий, бюджеты (годовой план), планы  прибылей, разрабатываемые для каждого  из подразделений торгового предприятия. Затем программы и бюджеты  выполняются этими подразделениями  и определяются отклонения фактических  показателей от запланированных.

 

Стратегический план выражен  стратегией предприятия. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В  нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего  звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.

 

 

1.3 Среднесрочное и текущее  планирование

 

 

Среднесрочное планирование охватывает пятилетний срок как наиболее удобный для обновления производственного  аппарата и ассортимента продукции. В планах формулируются основные задачи на установленный период, например стратегия предприятия в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования); кадровая политика (состав и структура штатов, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

 

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том  числе и в отношении распределения  ресурсов. В нем приводятся детальные  сведения в разбивке по видам продукции; данные о капиталовложениях и  источниках финансирования.

 

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для  торгового предприятия в целом  и его отдельных подразделений  в международном масштабе, в частности  программ маркетинга, планов по материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами. В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение персонала. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включают показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.

 

Оперативные планы реализуются  через систему бюджетов, или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому подразделению - центру прибыли, а затем консолидируются в  единый бюджет, или финансовый план. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения намеченных финансовых показателей (например, таких, как объем продаж, чистая прибыль  и норма прибыли на инвестированный  капитал). При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективным, текущим и другими видами планирования.

 

 

1.4 Оперативно-календарное  планирование

 

 

В обязанности работников службы оперативно-календарного планирования (ОКП) входят обеспечение каждого  рабочего информацией о его рабочем  месте и задании на текущую  рабочую смену, на ближайшие дни, неделю, месяц, а также организация  согласованной работы всего коллектива, при которой каждый работник дополняет  другого.

 

ОКП является развернутым  продолжением текущего планирования производства и включает:

 

- детализацию текущего  плана торгового предприятия  и доведение его заданий до  каждого подразделения, отдела, работника.  Планы и графики при этом  составляются на квартал, месяц,  декаду, сутки, смену, а иногда  на каждый час;

Информация о работе Рекомендации по совершенствованию системы плановых показателей