Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 14:19, курсовая работа
Цель состоит в разработке механизмов реструктурирования предприятий. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1)рассмотреть виды и типы реструктурирования, направленные на изменения масштаба предприятия, внутренней структуры предприятия.
2)выделить основные алгоритмы реформирования предприятий при их сокращении.
Введение 2-5
ГЛАВА 1 основные положения реструктуризации
1.1.понятия реструктуризация, реорганизация 6
1.2 .необходимость реструктуризации 9
1.3 цели и задачи проведения реструктуризации 10
1.4.этапы проведения реструктуризации
ГЛАВА 2 виды и типы реструктуризации
2.1 классификация реструктурирования по основаниям
2.2 виды и типы реструктурирования, направленные на изменение масштаба
2.2.1 расширение масштаба предприятия
2.2.2 сокращение масштаба предприятия
2.3 виды и типы реструктурирования внешней структуры
2.3.1 реструктурирование организационной структуры
2.3.2. реструктурирование производственной структуры
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
ГЛАВА 1 основные положения реструктуризации
1.1.понятия реструктуризация, реорганизация
1.2 .необходимость реструктуризации
1.3 цели и задачи проведения реструктуризации
1.4.этапы проведения реструктуризации
ГЛАВА 2 виды и типы реструктуризации
2.1 классификация реструктурирования по основаниям
2.2 виды и типы реструктурирования, направленные на изменение масштаба
2.2.1 расширение масштаба предприятия
2.2.2 сокращение масштаба предприятия
2.3 виды и типы реструктурирования внешней структуры
2.3.1 реструктурирование организационной структуры
2.3.2. реструктурирование производственной структуры
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Глобальные изменения экономической конъюнктуры определяют необходимость крупномасштабных изменений в деятельности предприятий. Уже достаточно давно стало модным, а затем и привычным обозначать эти изменения словом "реструктуризация».
Реструктуризация в нашей экономике
стала пониматься, а главное и реализовываться
крайне ущербно. Планируя и реализуя реструктуризацию
предприятия необходимо помнить, что процесс
реструктуризации стоит денег. Причем
значительно больших, нежели расходы на
консультанта и оформление юридических-документов.
Другими словами,
реструктуризация предприятия представляет
собой очень серьезное и рискованное мероприятие,
реализация которого может быть обоснована
лишь наличием действительно достаточно
весомых факторов.
Во всех других случаях
проведение реструктуризации должно быть
заменено на другие менее масштабные и
в таких условиях, скорее всего, более
эффективные мероприятия. В тех же случаях,
когда реструктуризация действительно
остается последним средством, способным
исправить ситуацию, реструктуризация
должна проводиться таким образом, чтобы
расходы на ее проведение были минимизированы
или компенсированы возникающими выгодами.
Естественно, что для этого данные расходы должны быть предусмотрены и спланированы заранее. Курсовая работа посвящена конкретному аспекту государственного управления и местного самоуправления- реформирование и реструктуризация предприятий.
Актуальность данной темы заключается в том, что процесс реструктуризации предприятия объективно необходим в условиях динамично развивающейся экономики. Потребность в реструктуризации предприятий повседневно возникает на разных этапах их развития. Стремление быстро принимать меры под влиянием рыночных сил, требующих роста и повышения конкурентоспособности, побуждает компании делать акцент на выполнение основной задачи как оперативной, так и стратегической реструктуризации, - повышение инвестиционной привлекательности компании.
Объектом исследования являются процессы реструктуризации и аспекты деятельности предприятий.
Цель состоит в разработке механизмов реструктурирования предприятий. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1)рассмотреть виды и типы реструктурирования, направленные на изменения масштаба предприятия, внутренней структуры предприятия.
2)выделить основные
алгоритмы реформирования
Работа имеет традиционную структуру
и включает в себя введение, основную часть,
состоящую из 2 глав, заключение и библиографический
список.
Во введении обоснована
актуальность выбора темы, поставлены
цель и задачи_исследования.
Глава первая раскрывает
основные положения реорганизации.
В главе второй более
подробно рассмотрены типы и виды реструктуризации.
По результатам исследования был вскрыт
ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой
теме, и сделаны выводы о необходимости
дальнейшего изучения/улучшения состояния
вопроса.
Таким образом, актуальность
данной проблемы определила выбор темы
работы "реорганизация и реструктуризация
предприятий", круг вопросов и логическую_схему_ее_
Теоретической и методологической
основой проведения исследования явились
законодательные акты, нормативные документы
по теме работы.
Источниками информации
для написания работы послужили базовая
учебная литература, результаты практических
исследований видных отечественных и
зарубежных авторов, статьи и обзоры в
специализированных и периодических изданиях,
посвященных тематике работы, справочная
литература, прочие актуальные источники
информации.
1.Основные положения реструктуризации
1.1. Понятие реструктуризации
В настоящее время существует несколько точек зрения на содержание и сущность терминологического аппарата организационных изменений, на которых основывается их классификация.
Термины «реструктуризация», «реформирование» и «реорганизация» у ряда исследователей определяются как близкие по значению и они имеют право на существование, однако единая терминологическая база для выявления сущности категории «реструктуризация» нуждается в более четком определении.
Стремление различных авторов подчеркнуть в этих терминах наиболее значимое с их точки зрения иногда приводит к различному толкованию одного и того же определения. Меняется и смысл самих терминов. Иногда выделение одного значимого признака выдается за само определение.
Так, реструктуризация одними авторами трактуется как комплексное изменение структуры активов и пассивов предприятия, а также системы управления с целью создания долгосрочной эффективности и конкурентоспособности его производства [1], другими – как выделение в составе предприятия жизнеспособных частей, реально готовых к самостоятельному устойчивому развитию [2], третьими – как комплексное изменение методов функционирования предприятия, нацеленных на выделение из его существующей структуры наиболее эффективных самостоятельных бизнес-единиц [3]. Иногда под реструктуризацией понимают изменения технологической, производственной, общехозяйственной и организационной структур, а также баланса с целью сохранения (расширения) рынков сбыта, дохода и капитала [4].
В ряде случаев реструктуризация идентифицируется с понятием «реформирование», т.е. реформирование понимается как изменение принципов деятельности предприятия, направленное на их реструктуризацию [5], а реструктуризация выступает как основное (возможно, единственное) средство реформирования предприятий. Некоторые авторы даже считают термины «реструктуризация» и «реорганизация» синонимами [6]. Наконец, в целом ряде работ утверждается, что реструктуризация является частью (одной из задач) концепции реинжиниринга бизнес-процессов [7].
Таким образом, с одной стороны, реструктуризация и реорганизация являются разными понятиями, а с другой – реорганизация выступает либо составным элементом реструктуризации предприятия, либо адекватна ей по своему содержанию. В таком контексте определение категории «реструктуризация» носит противоречивый характер.
В современной российской юриспруденции термина «реструктуризация» нет. Существует только термин «реорганизация».
Коренные отличия реструктуризации от реорганизации и других родственных понятий, связанных с организационными изменениями, заключаются в том, что реструктуризация не проводится в рамках текущего плана развития предприятия. Она требует специального планирования, значительной предварительной подготовки, в том числе и исследовательской работы, и многого другого.
Реструктуризация – это механизм, направленный на изменение структуры. Изменения в структуре предприятия происходят непрерывно. Изменяются объем и ассортимент вырабатываемой продукции, а также состав акционеров, предприятие получает кредиты в банке и погашает их. Но большинство подобных изменений носит текущий характер и не является чем-то принципиальным.
Главная особенность реструктуризации в отличие от текущих отдельных изменений в производстве, структуре капитала или собственности, рынках сбыта состоит в том, что она не является частью повседневного делового цикла предприятия [8]. Реструктуризация выходит за рамки текущей деятельности – это существенные изменения в структуре предприятия, направленные на достижение долгосрочных целей, предотвращение кризиса в его развитии или решение других стратегических задач. Она включает многоаспектный и взаимоувязанный комплекс мероприятий, процессов, методов, начиная с комплексной диагностики и заканчивая внесением существенных изменений в организационную структуру, бизнес-процессы и т.д. Необходимость комплексного характера преобразований, затрагивающих практически все стороны функционирования предприятия, обусловливает реструктуризацию.
Другое существенное отличие реструктуризации состоит в том, что она затрагивает и стратегические, и оперативные аспекты деятельности предприятия. Фактически только реструктуризация может привести к полному перерождению предприятия или комплекса в целом, включая финансы, маркетинг, производство, инновации, систему управления, кадровую политику и т.д. И все это с целью повышения конкурентоспособности предприятия. Реформирование и реорганизация к таким глубоким стратегическим и тактическим изменениям предприятия или комплекса в целом привести не могут. Их задачи носят более локальный характер.
По моему мнению, наиболее удачно отличие между реорганизацией и реформированием показано в работах И.И. Мазур и В.Д. Шапиро [9].
Реорганизацию можно определить как преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием при сохранении его основных средств, производственного потенциала. При этом преобладают организационно-управленческие аспекты.
Реформирование – это изменение принципов действия предприятия, способствующее улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, при этом особое внимание уделяется производственно-экономическим аспектам [10].
1.2. Необходимость реструктуризации
Стремительный переход России к рыночным отношениям, формирование товарных,финансовых рынков и конкуренции предъявило новые, жесткие требования к хозяйствующим предприятиям и их структуре.
К числу наиболее характерных для современных предприятий проблем,
препятствующих их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений, следует отнести:
1. Неэффективность системы управления предприятием, обусловленную
следующими факторами:
.отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
.отсутствием эффективной маркетинговой системы;
.низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников, падением престижа рабочих и инженерно- технических профессий;
.неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками
производства;
.недостаток оборотных средств, необходимых для бесперебойной работы предприятия.
2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед
учредителями за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия.
3.Отсутствие эффективного механизма исполнения решений судов, особенно в части обращения взыскания на имущество должника.
4.Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его инвестиционную привлекательность. Нельзя рассчитывать на серьезные долгосрочные инвестиции, если не будет обеспечено право собственности на землю.
5.Высокие расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства.
6. Практика перекрестного субсидирования и деформированная структура
издержек производства вследствие дифференциации (по потребителям) цен и