Ресурсный потенциал предприятия. Планирование финансовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование и контроль приобретает на российских предприятиях новые задачи, например, как наилучшим образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы планирования
1.1 Рыночное планирование и внутрифирменное планирование
1.2 Стратегическое планирование
1.3 Ресурсный потенциал. Планирование финансовой деятельности
Глава 2. Стратегическое планирование деятельности предприятия «ООО СТРОЙГАЗДОБЫЧА»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Ресурсный потенциал предприятия.docx

— 65.87 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный университет  нефти и газа имени И.М.Губкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

Ресурсный потенциал предприятия. Планирование финансовой деятельности.

 

 

Выполнила:

студентка группы ЭЭ-07-6

Демчук Мария

 

 

 

 

 

 

Москва 2010

 

План

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы планирования

1.1 Рыночное  планирование и внутрифирменное  планирование

1.2 Стратегическое  планирование

1.3 Ресурсный  потенциал. Планирование финансовой  деятельности 

Глава 2. Стратегическое планирование деятельности предприятия «ООО СТРОЙГАЗДОБЫЧА»

Заключение

Список  литературы

 

 

Введение

 

В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя  и предпринимателя на получение  высоких конечных результатов, планирование и контроль приобретает на российских предприятиях новые задачи, например, как наилучшим образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и продажи  товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании  имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход.

Планирование  призвано сейчас не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной  продукции, но и способствовать при  этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов  и росту качества жизни.

Множество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов - людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного  и преднамеренного искажения  отчетности в производстве, прямого  мошенничества со стороны персонала  и управляющих.

Таким образом, планирование использования ресурсного потенциала на предприятии играет едва ли не важнейшую роль. В зависимости от того, насколько верным будет прогноз и настолько удачным на его основе планирование использования ресурсов, зависит вся деятельность предприятия в целом, включая такие важнейшие показатели, как сокращение издержек, увеличение дохода и т.д.

Поэтому цель курсовой работы состоит в стратегическом планировании ресурсного потенциала нефтегазового  предприятия «ООО СТРОЙГАЗДОБЫЧА», на основе анализа его реальных экономических  данных за период с 2007 по 2009 г.

 

 

Глава 1. Теоретические основы планирования

 

1.1 Рыночное и внутрифирменное планирование

 

В настоящее время планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. В мире ограниченных производственных ресурсов рыночное планирование их использования служит основой экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материальных благ. В условиях рынка, когда действующие цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, каждое предприятие или фирма самостоятельно решают, какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем плановом периоде.

В процессе планирования обеспечивается необходимое  равновесие между производством  и потреблением продукции, величиной  рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами  и предприятиями. При этом производители  сами стремятся к наиболее полному  удовлетворению своей продукцией и  услугами всех существующих потребителей, рыночные запросы которых становятся по существу будущими планами производства предприятий и фирм.

Наиболее  важным является внутрифирменное планирование. Сущность внутрифирменного планирования в свободных рыночных отношениях заключается в научном обосновании на предприятиях или фирмах предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов. Внутрифирменное планирование рыночной деятельности предприятий предусматривает не только целостное рассмотрение ряда производственно-хозяйственных, организационно-управленческих, финансово-экономических и многих иных проблем, но и ориентацию на будущее принимаемых решений. Поэтому всякое решение любой существующей проблемы в ходе планирования может рассматриваться как средство для достижения более отдаленного результата. При планировании для определения высшей ценности ожидаемого близкого результата необходимо знать, какой исход или какая цель, в конечном счете, должны быть достигнуты на предприятии и в какой степени приближает к ним промежуточный планируемый результат.

На  нынешнем этапе развития большинства  наших предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй – на повышение результатов производства.

Таким образом, рыночное планирование внутрихозяйственной, или внутрифирменной, деятельности служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования. Любой план, как текущий, так и перспективный, должен быть осуществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним изменениям производственной рыночной системы и ее окружения.

Для современного производства можно кратко сформулировать экономические цели, как экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, и так далее. Планирование внутрифирменной деятельности представляет систему организационно-управленческих функций, каждая из которых непосредственно относится к плановой деятельности всех фирм и предприятий: обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов, координация работ, мотивирование деятельности, контроль хода работ, оценка результатов, корректировка цели, изменение планов и т.п.

Механизм  внутрифирменного планирования основывается на взаимодействии процессов микроэкономического исследования настоящего состояния предприятия и моделирования прогнозируемого уровня его развития в будущем. Поэтому в сам процесс планирования входят выбор целей и установление требуемых путей их достижения. Сначала на основе анализа фактических или исходных данных определяется желаемое состояние планируемого объекта или системы, выраженное в качественных или количественных показателях и характеристиках уровня его дальнейшего развития. На этой базе затем осуществляется проектирование или непосредственное планирование комплекса технических, организационных, экономических и других мероприятий, с помощью которых в дальнейшем будет обеспечиваться их выполнение на предприятии (фирме).

Планирование  всегда опирается на фактические, нормативные  данные настоящего или даже прошлого периода, но стремится установить и  контролировать процесс развития предприятия  в будущем и настоящем времени.

Общим, или итоговым, предметом всякой плановой деятельности на предприятиях всех форм собственности служат проекты планов. Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических или иных целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта служит надежным основанием для оценки не только достоверности конечных практических результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования, а также уровня развития всей современной экономической теории в целом, и в частности науки микроэкономики, важнейшим представителем которой выступает внутрифирменное планирование.

Выделяют два основных вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.

  • Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.
  • Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства и т.п.

Все виды внутрифирменного планирования могут быть систематизированы по основным классификационным признакам, представленным в таблице 1.

 

 

Таблица 1

Основные классификационные признаки

Виды внутрифирменного планирования

1

по содержанию планов

- технико-экономические  - оперативно-производственные - организационно-технологическое - социально-трудовое - снабженческо-сбытовое - финансово-инвестиционное - бизнес-планирование

2

По уровню управления в зависимости  от числа линейных звеньев на предприятиях

- фирменное  - корпоративное - заводское

3

По методам обоснования в современном  производстве

- рыночное  - индикативное - административное (централизованное)

4

По времени действия

- краткосрочное (текущее)  - среднесрочное (годовое) - долгосрочное (перспективное)

5

По сфере применения

- межцеховое  - внутрицеховое - бригадное - индивидуальное

6

По стадиям разработки

- предварительное - окончательное

7

По степени точности

- укрупненное - уточненное

8

По типам целей, учитываемым в  планировании

- оперативное - тактическое - стратегическое

- нормативное


 

В процессе планирования преследуется три основных типа целей:

  • задачи, которые необходимо достичь в пределах планируемого периода;
  • цели, к которым предполагается приблизиться в рамках планируемого периода или которые могут быть достигнуты позднее;
  • идеалы, которые не считаются достижимыми, но к которым предусматривается приближение в планируемом периоде или за его пределами.

В таблице  рассмотрены виды планирования по типам  целей, учитываемым в планировании:

- Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия, например распределение выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным вышестоящим руководством. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.

- Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Например, тактическая цель завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбираются необходимые средства достижения поставленных целей в будущем.

- Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. В качестве стратегических идеалов предприятие может выбрать экономический рост, непрерывное развитие человеческого потенциала, периодическое обновление выпускаемой продукции, выход на мировой рынок и т.п. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным.

- Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.

Рассмотренные четыре вида планирования по типам  целей имеют весьма широкое распространение  как на отечественных предприятиях, так и на зарубежных фирмах. Оперативное  планирование осуществляется в основных подразделениях предприятия самостоятельно. Тактическое охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри подсистем или  цехов, а также между подразделениями  и предприятием в целом. Стратегическое учитывает существующие взаимоотношения  не только внутри предприятия, но и  различные отношения между организацией как целой системой и ее внешними деловыми партнерами и всем окружением, с которым она непосредственно  взаимодействует и на которое  сама оказывает определенное влияние. Нормативное планирование распространяется на все внутренние и внешние взаимоотношения, включая связи между предприятием и его фоновым окружением, на какое  оно не оказывает влияния, но которое  само на него воздействует. Все эти  виды планирования позволяют учитывать  внутренние и внешние изменения  в производственной деятельности предприятия  и способствуют повышению уровня развития его экономического потенциала и качества жизни работников.

Информация о работе Ресурсный потенциал предприятия. Планирование финансовой деятельности