Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 00:05, курсовая работа
В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование и контроль приобретает на российских предприятиях новые задачи, например, как наилучшим образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход.
Введение
Глава 1. Теоретические основы планирования
1.1 Рыночное планирование и внутрифирменное планирование
1.2 Стратегическое планирование
1.3 Ресурсный потенциал. Планирование финансовой деятельности
Глава 2. Стратегическое планирование деятельности предприятия «ООО СТРОЙГАЗДОБЫЧА»
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Российский государственный
Курсовая работа
на тему:
Ресурсный потенциал предприятия. Планирование финансовой деятельности.
Выполнила:
студентка группы ЭЭ-07-6
Демчук Мария
Москва 2010
План
Введение
Глава 1. Теоретические основы планирования
1.1 Рыночное
планирование и
1.2 Стратегическое планирование
1.3 Ресурсный
потенциал. Планирование
Глава 2. Стратегическое планирование деятельности предприятия «ООО СТРОЙГАЗДОБЫЧА»
Заключение
Список литературы
Введение
В условиях
рынка, ориентирующего каждого производителя
и предпринимателя на получение
высоких конечных результатов, планирование
и контроль приобретает на российских
предприятиях новые задачи, например,
как наилучшим образом
Планирование
призвано сейчас не только обеспечивать
процесс производства конкурентоспособной
продукции, но и способствовать при
этом достижению полной занятости ресурсов,
справедливому распределению
Множество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов - людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности в производстве, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих.
Таким образом, планирование использования ресурсного потенциала на предприятии играет едва ли не важнейшую роль. В зависимости от того, насколько верным будет прогноз и настолько удачным на его основе планирование использования ресурсов, зависит вся деятельность предприятия в целом, включая такие важнейшие показатели, как сокращение издержек, увеличение дохода и т.д.
Поэтому цель курсовой работы состоит в стратегическом планировании ресурсного потенциала нефтегазового предприятия «ООО СТРОЙГАЗДОБЫЧА», на основе анализа его реальных экономических данных за период с 2007 по 2009 г.
Глава 1. Теоретические основы планирования
1.1 Рыночное и внутрифирменное планирование
В настоящее время планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. В мире ограниченных производственных ресурсов рыночное планирование их использования служит основой экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материальных благ. В условиях рынка, когда действующие цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, каждое предприятие или фирма самостоятельно решают, какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем плановом периоде.
В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами и предприятиями. При этом производители сами стремятся к наиболее полному удовлетворению своей продукцией и услугами всех существующих потребителей, рыночные запросы которых становятся по существу будущими планами производства предприятий и фирм.
Наиболее важным является внутрифирменное планирование. Сущность внутрифирменного планирования в свободных рыночных отношениях заключается в научном обосновании на предприятиях или фирмах предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов. Внутрифирменное планирование рыночной деятельности предприятий предусматривает не только целостное рассмотрение ряда производственно-хозяйственных, организационно-управленческих, финансово-экономических и многих иных проблем, но и ориентацию на будущее принимаемых решений. Поэтому всякое решение любой существующей проблемы в ходе планирования может рассматриваться как средство для достижения более отдаленного результата. При планировании для определения высшей ценности ожидаемого близкого результата необходимо знать, какой исход или какая цель, в конечном счете, должны быть достигнуты на предприятии и в какой степени приближает к ним промежуточный планируемый результат.
На нынешнем этапе развития большинства наших предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй – на повышение результатов производства.
Таким образом, рыночное планирование внутрихозяйственной, или внутрифирменной, деятельности служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования. Любой план, как текущий, так и перспективный, должен быть осуществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним изменениям производственной рыночной системы и ее окружения.
Для современного производства можно кратко сформулировать экономические цели, как экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, и так далее. Планирование внутрифирменной деятельности представляет систему организационно-управленческих функций, каждая из которых непосредственно относится к плановой деятельности всех фирм и предприятий: обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов, координация работ, мотивирование деятельности, контроль хода работ, оценка результатов, корректировка цели, изменение планов и т.п.
Механизм внутрифирменного планирования основывается на взаимодействии процессов микроэкономического исследования настоящего состояния предприятия и моделирования прогнозируемого уровня его развития в будущем. Поэтому в сам процесс планирования входят выбор целей и установление требуемых путей их достижения. Сначала на основе анализа фактических или исходных данных определяется желаемое состояние планируемого объекта или системы, выраженное в качественных или количественных показателях и характеристиках уровня его дальнейшего развития. На этой базе затем осуществляется проектирование или непосредственное планирование комплекса технических, организационных, экономических и других мероприятий, с помощью которых в дальнейшем будет обеспечиваться их выполнение на предприятии (фирме).
Планирование всегда опирается на фактические, нормативные данные настоящего или даже прошлого периода, но стремится установить и контролировать процесс развития предприятия в будущем и настоящем времени.
Общим, или итоговым, предметом всякой плановой деятельности на предприятиях всех форм собственности служат проекты планов. Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических или иных целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта служит надежным основанием для оценки не только достоверности конечных практических результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования, а также уровня развития всей современной экономической теории в целом, и в частности науки микроэкономики, важнейшим представителем которой выступает внутрифирменное планирование.
Выделяют два основных вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.
Все виды внутрифирменного планирования могут быть систематизированы по основным классификационным признакам, представленным в таблице 1.
Таблица 1
№ |
Основные классификационные |
Виды внутрифирменного планирования |
1 |
по содержанию планов |
- технико-экономические - оперативно-производственные - организационно-технологическое - социально-трудовое - снабженческо-сбытовое - финансово-инвестиционное - бизнес-планирование |
2 |
По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях |
- фирменное - корпоративное - заводское |
3 |
По методам обоснования в |
- рыночное - индикативное - административное (централизованное) |
4 |
По времени действия |
- краткосрочное (текущее) - среднесрочное (годовое) - долгосрочное (перспективное) |
5 |
По сфере применения |
- межцеховое - внутрицеховое - бригадное - индивидуальное |
6 |
По стадиям разработки |
- предварительное - окончательное |
7 |
По степени точности |
- укрупненное - уточненное |
8 |
По типам целей, учитываемым в планировании |
- оперативное - тактическое - стратегическое - нормативное |
В процессе планирования преследуется три основных типа целей:
В таблице рассмотрены виды планирования по типам целей, учитываемым в планировании:
- Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия, например распределение выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным вышестоящим руководством. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.
- Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Например, тактическая цель завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбираются необходимые средства достижения поставленных целей в будущем.
- Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. В качестве стратегических идеалов предприятие может выбрать экономический рост, непрерывное развитие человеческого потенциала, периодическое обновление выпускаемой продукции, выход на мировой рынок и т.п. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным.
- Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.
Рассмотренные
четыре вида планирования по типам
целей имеют весьма широкое распространение
как на отечественных предприятиях,
так и на зарубежных фирмах. Оперативное
планирование осуществляется в основных
подразделениях предприятия самостоятельно.
Тактическое охватывает взаимосвязи,
сложившиеся внутри подсистем или
цехов, а также между подразделениями
и предприятием в целом. Стратегическое
учитывает существующие взаимоотношения
не только внутри предприятия, но и
различные отношения между
Информация о работе Ресурсный потенциал предприятия. Планирование финансовой деятельности