Ресурсный потенциал предприятия. Планирование финансовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование и контроль приобретает на российских предприятиях новые задачи, например, как наилучшим образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы планирования
1.1 Рыночное планирование и внутрифирменное планирование
1.2 Стратегическое планирование
1.3 Ресурсный потенциал. Планирование финансовой деятельности
Глава 2. Стратегическое планирование деятельности предприятия «ООО СТРОЙГАЗДОБЫЧА»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Ресурсный потенциал предприятия.docx

— 65.87 Кб (Скачать файл)

Всякое  планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько  этапов, или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:

  • формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;
  • обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
  • планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
  • определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
  • проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

Приведенный порядок планирования широко распространен  на американских фирмах. На отечественных  предприятиях также применяется  подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:

  • составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;
  • организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;
  • контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.

Правильный  выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях имеет  существенное значение не только для  обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров  и услуг, выхода на мировой рынок.

 

1.2 Стратегическое  планирование

 

Стратегическое  планирование внутрихозяйственной  деятельности любого предприятия (фирмы) тесно связано с осуществлением общей экономической политики или  государственной стратегии развития всей рыночной системы. В настоящее  время важнейшей предпосылкой стратегического  планирования и роста объемов  производства на отечественных предприятиях стало развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное  совершенствование. Поэтому сейчас стратегическое планирование на наших предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников.

Стратегическое  планирование призвано обеспечить необходимый  и желаемый уровень экономического развития предприятий на предстоящий  долгосрочный период. Существует два  уровня оценки стратегического планирования предприятия – это макро- и микроуровень.

На  макроуровне с точки зрения теории планирования любая производственная система обладает определенным потенциалом  экономического развития и роста. При  этом существуют три основных типа развития больших экономических, в  том числе и государственных, систем. Идеальный – такой тип развития системы, когда в нее вносятся по мере необходимости основанные на передовой науке и профессиональном опыте дозированные изменения, обеспечивающие непрерывность и устойчивость экономического роста. Реальный – предполагает частичное реформирование экономической системы после появления первых негативных признаков ее функционирования. Радикальный – используется, когда практически исчерпан ресурс действующей системы и необходима ее кардинальная реформа с изменением основных институциональных структур, как это сейчас происходит в российской экономике. В этом случае должно обеспечиваться плановое государственное регулирование экономики, направленное на создание новых организационно-правовых структур, повышение темпов социально-экономического развития страны и уровня жизни людей.

Стратегическое  планирование на микроуровне является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.

Во-первых, стратегический план задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды деятельности организации, позволяет увязывать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность, а также позволяет лучше понимать структуру потребностей, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен.

Во-вторых, он устанавливает каждому подразделению, всей организации конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия.

В-третьих, он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб организации.

В-четвертых, стратегический подход стимулирует менеджеров фирмы лучше оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.

В-пятых, план определяет альтернативные действия организации на долгосрочный период.

В-шестых, создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов.

В-седьмых, демонстрирует важность практического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия как единую систему современного менеджмента.

Процесс стратегического планирования на предприятиях приведен в следующей схеме:

 

 

Приведенная схема стратегического планирования применима на всех отечественных  предприятиях, больших и малых, производящих товары и оказывающих услуги, коммерческих и некоммерческих фирмах.

Стратегия развития организации определяется в результате изучения внешнего окружения и возможных внутренних перспектив ее деятельности с учетом непредвиденных рыночных обстоятельств. Она заключается в установлении долгосрочной ориентации фирмы на какой-либо вид производственной деятельности и занятие соответствующего или планируемого положения как на внутреннем, так и на внешнем рынке. При этом уточняются стратегические вопросы, связанные с выбором выпускаемой продукции, обслуживаемых потребителей, применяемых производственных процессов, используемых экономических ресурсов, а также формированием общей линии поведения на рынке с учетом своих возможностей и сил конкурентов. Кроме того, в ходе планирования учитываются возможные стратегии развития следующих рыночных услуг на предприятии: выход на рынок с новым продуктом, привлечение новых поставщиков и потребителей товаров, расширение или прекращение производства и продажи прежних товаров и услуг.

В процессе стратегического планирования общие  или главные цели фирмы устанавливаются  высшим руководством и согласуются  со всеми подразделениями. Плановые службы предлагают каждому производству варианты первоначальных показателей  валовой и чистой прибыли на долгосрочный период. После их рассмотрения подразделения  выдвигают свои предложения, тем  самым создаются необходимые  предпосылки для выработки общих  целей стратегического планирования. В утвержденных планах предусматриваются  общие цели фирмы, ее место на региональном рынке, организационная структура  управления, кадровая политика, производственная стратегия, выбор новой продукции, общая политика сбыта, финансовые результаты, политика поглощений или приобретений, объем инвестиций и т.д.

1.3 Ресурсный  потенциал. Планирование финансовой деятельности

 

Выбор и определение потребности ресурсов долгосрочного использования является важным этапом стратегического планирования. На современных предприятиях широко используются разнообразные экономические  ресурсы: основные производственные фонды  и оборотные средства, или, говоря рыночным языком, основной и оборотный  капитал. Прежде всего, это – средства производства, предметы труда и рабочая  сила, земля, здания, сооружения, технологическое  оборудование, рабочий инструмент, трудовые ресурсы, материальные запасы и т.п.

Для предприятия-производителя цены на соответствующие ресурсы являются издержками производства, и поэтому  с целью получения максимальной прибыли оно должно планировать  выпуск наиболее доходной продукции  с эффективным сочетанием наименее дорогостоящих ресурсов. При выбранном  виде конкурентоспособной продукции  и данной технологии ее изготовления именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала и  предпринимательских способностей, которые можно использовать в  производственном процессе.

Важнейшая задача стратегического планирования в условиях рынка – обеспечить предприятию (фирме) возможности достижения необходимого преимущества перед другими  конкурентами путем использования  самых эффективных средств. Те предприятия  и компании, которые планируют  и поддерживают высокий потенциал  своего развития, являются наиболее устойчивыми  и прибыльными.

Под потенциалом предприятия принято  понимать совокупность показателей  или факторов, характеризующих его  силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые  могут быть использованы в экономической  деятельности

Выбор направления или стратегии развития потенциала предприятия зависит в основном от состава, структуры и качества имеющихся экономических ресурсов, уровня конкурентоспособности производимых работ и услуг, существующего положения на рынке и предстоящих целей, например, выйти в лидеры, закрепиться среди конкурентов, избежать банкротства и т.п.

В современных  рыночных отношениях все экономические  ресурсы, составляющие основу развития потенциала любого предприятия или  организации, как общепринято, подразделяются на две большие категории – материальные и людские и четыре основных вида – земля, труд, капитал и предпринимательские способности.

Планирование  финансовой деятельности предприятия  тесно связано с конечными  результатами производства, важнейшим  из которых в условиях рыночных отношений  является общая прибыль, или совокупный доход. Главная задача каждого предприятия  в условиях рынка, как уже отмечалось, заключается в организации производственно-финансовой деятельности с целью удовлетворения людей в своей продукции и  получения наибольшей прибыли. В  свободных экономических отношениях любой субъект рынка может  выступать в качестве продавца или  покупателя. Продавец или производитель  стремится реализовать свою продукцию  или услугу, а покупатель или потребитель  – удовлетворить свой спрос на необходимый продукт. Развитие новых  рыночных отношений требует усиления роли финансов в функционировании производственных предприятий и фирм.

Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, выражающих формирование и использование производственных фондов и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности. Задачей каждого предприятия является планирование и использование финансовых ресурсов в целях повышения своей платежеспособности и рыночной устойчивости. Финансы предприятий служат важным звеном в рыночной экономической системе, поскольку именно на этом уровне создаются основные денежные ресурсы страны.

Финансы предприятия являются в условиях рынка не только важнейшей экономической  категорией, но и одновременно выступают  плановым регулятором производственно-коммерческой деятельности, расширения самостоятельности  и свободы фирм на рынках товаров  и услуг. Основой финансового механизма каждого производственного предприятия служит система взаимодействия таких общеэкономических процессов, методов и расчетов, как организация, планирование и стимулирование рационального использования денежных средств в процессе производства товаров и услуг.

Финансовые  внутрифирменные отношения в условиях рынка предполагают осуществление следующих денежных обменных процессов:

1) обмен  денег на труд наемных работников;

2) обмен  денег на товары и услуги  поставщиков;

3) обмен  товаров и услуг на деньги  потребителей;

4) обмен  денег, выплачиваемых позже, на  деньги, получаемые сейчас от  инвесторов и арендодателей;

5) обмен  денег, выплачиваемых сейчас, на  деньги, которые будут получены  позднее от должников;

6) обмен  денег на товары, услуги и государственные  требования правительства

Схема движения денежных потоков на современном  предприятии показана на следующей  схеме:

 

 

Рис 2. Схема движения денежных потоков фирмы

 

Доход предприятия или прибыль фирмы  является в условиях рынка основой  самофинансирования всех видов производственно-коммерческой деятельности корпорации и социально-трудовых отношений персонала. Поэтому максимизация прибыли или доходов фирмы  является определяющей конечной целью  стратегического, тактического и текущего внутрифирменного планирования. В связи  с этим представляется весьма важным рассмотреть на микроэкономическом уровне основные организационно-экономические  возможности или теоретические  положения максимизации прибыли  на промышленном предприятии.

Часто используемы следующие показатели:

  • Валовая прибыль - определяет величину общего (совокупного) дохода предприятия без учета обесценивания капитала.
  • Чистая прибыль - представляет собой валовой доход за вычетом затраченных средств, в том числе отложенных на восстановление израсходованных средств производства.
  • Показатели среднего, валового и предельного дохода, относящиеся к конечным общеэкономическим нормативам или стандартам.
  • Валовой доход - при любом уровне продаж определяется путем умножения цены на соответствующее количество продукции, запланированное к реализации. Каждое проданное изделие прибавляет ровно одну свою цену к валовому доходу.
  • Предельный доход - есть дополнительный или добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукции

Информация о работе Ресурсный потенциал предприятия. Планирование финансовой деятельности