Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 18:45, курсовая работа
Цель работы − рассмотреть государственное регулирование экономики и особенности экономической политики ведущих стран мира.
Задачи работы:
определить понятие государственного регулирования экономики и роль государства в экономике;
определить понятие экономической политики;
определить особенности экономической политики государства в условиях глобального финансово-экономического кризиса.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 6
2. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 13
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ 14
4. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 16
5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ В ПЕРИОД ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2008 ГОДА 17
6. ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА И ПОРОЧНЫЕ КРУГИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Факультет «Организация рынка»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Выполнила: ____________________
студентка гр._________________
Научный руководитель:
доцент ______________________
Иркутск – 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Российская экономика вступила в 2009 год на взлете роста, продолжавшегося почти десятилетие, после кризиса августа 1998 года. В первую очередь, это было предопределено окончанием периода исключительно благоприятной ценовой коньюктуры на внешних рынках энергоносителей и других сырьевых товаров. За падением мировых цен последовало сокращение глобального спроса. Ситуация усугубилась сжатием западных кредитных рынков и уменьшением притока дешевых и «длинных» внешних финансовых ресурсов в российскую экономику.
По мере углубления мирового финансового кризиса в 2008 году кризисные явления усиливались и в нашей стране. За период с 14.01.2008 г. по 17.10.2008 г. индекс РТС (на момент закрытия) упал на 71,7 % - до 688 пунктов. Последний раз такое значение наблюдалось 1.06.05 г., а с учетом инфляции – гораздо раньше.1
Надежда на то, что Россия станет «островом стабильности» в бушующем финансовом мире, оказалась призрачной. Правительству пришлось применить экстренные меры по стабилизации финансового сектора. Эти меры производят двойственной впечатление.
С одной стороны, государство не только наращивало масштабы поддержки экономики, но и увеличило многообразие ее форм. С другой стороны, ЦБ запаздывал с принятием мер, адекватных новым все более сильным внешним и внутренним проблемам.
А это означает, что после окончания процессов дестонации мировой и национальной экономики придется по-новому оценить жизнеспособность экономических теорий выживания в условиях жесткой рыночной конкуренции и ситуацию на современном рынке труда.
При этом следует отметить, что кризис еще далек от своего завершения, и чрезвычайные меры обеспечивают лишь временную стабилизацию, не ликвидируя фундаментальных причин породивших ее проблем.
Истории были известны лишь локальные и континентальные кризисы. Нынешний кризис стал глобальным. Ни его глубину, ни длительность, ни долгосрочные последствия пока предсказать невозможно, но в любом случае «тучные» («нефтегазовые») годы для России, похоже, позади. В условиях ситуации внешнего спроса и снижения доступности иностранных финансовых ресурсов опереться можно и должно только на внутренний спрос. В связи с этим потребуется сформировать новую посткризисную модель воспроизводства, отличную от провальной 1990-х и от действовавшей в «тучные» 2000-е годы, хотя банки, фондовый рынок и другие финансовые структуры по своим размерам и качеству не соответствуют потребностям такого большого национального хозяйства, как российская экономика.2
В этих условиях особо остро встает вопрос о роли государства в рыночной экономике и проблеме его вмешательства в экономику.
Очевиден факт, что в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы государству принадлежит крайне важная, а в кризисные моменты − исключительная роль. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю – даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
Отказ государственных органов от участия в управлении экономикой и передача всей ответственности на уровень предприятий – действия, которые не отвечают потребностям развития современного производства и не обоснованны. Современные рыночные отношения практически во всех странах регулируются государственным законодательством.
Цель работы − рассмотреть государственное регулирование экономики и особенности экономической политики ведущих стран мира.
Задачи работы:
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период становления рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовала экономическая доктрина меркантилизма, основывающаяся на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.
Меркантилисты 17 века – пионеры нормативной экономической теории – писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.
С расширением рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху своей деятельности. Неудивительно, что пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, негативно оценивавшего государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число поклонников.
Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно обосновал Адам Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития.
Однако из центральных в учении А. Смита стала идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить регулирование ее государством. Лучший вариант для государства – придерживаться политики Laisser faire (невмешательство государства). Поскольку главным координатором по А. Смиту, выступает рынок, рынку должна быть предоставлена полная свобода.
Последователей А. Смита относят к так называемой классической школе. Они полагали, что, чем меньше государство вмешивается в экономику, тем эффективнее функционирует рынок, т.е. тем лучше для экономики. Хотя классическая концепция и связана с именами А. Смита, Д. Риккардо, Ж. Сэя, Д. Милля и других, она вовсе не является достоянием истории. Современные неоклассические концепции (монетаризм, теория рациональных ожиданий) выводятся именно из классических воззрений на рыночную экономику.
Возврату интереса к классическим концепциям, характерному для последних десятилетий, предшествовал, период, в который было теоретически осознано и практически подтверждено, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование капиталистической системы.
Переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Его работа «Общая теория занятости, процента и денег» была опубликована в 1936 г. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику.
Доказывались невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Дж. Кейнса способствовали появлению нового раздела экономической теории – макроэкономики. Введенный им инструментарий лег в основу макроэкономического анализа и, постоянно совершенствуясь, успешно служит целям этого анализа.
За прошедший период в сфере макроанализа выдвинуто немало новых теорий, в том числе и критикующие воззрения Кейнса. Немало, впрочем, и тех, которые лежат в русле кейнсианских идей.
В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Дж. Кейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний.
Начиная со второй половины 70-х годов активно стало обсуждаться негативное влияние этой политики на производство (предложение). Новые практические рекомендации были выдвинуты сторонниками монетаризма и теории предложения. В них обосновалась идея, что и на макроэкономическом уровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискально-бюджетную политику, сколько его забота о создании финансовых условий для нормального функционирования рынка.
Иначе говоря, предлагались меры косвенного воздействия на основе разумной денежно-кредитной политики.
Механизм государственного регулирования не является раз и навсегда данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.
В любом случае государственное регулирование должно быть эффективным, т.е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами – здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих и т.д.
В разные исторические периоды индивидуальное и общественное (государственное) начала находили выражение в разнообразных формах организации экономической деятельности, по-разному взаимодействовали и сочетались друг с другом.
В силу ряда причин (укрепление слоя частных собственников – предпринимателей, легитимизация идей индивидуальных свобод и ответственности и т.д.) в западноевропейских странах в конце ХVII – начале XIX в. индивидуальное начало заняло доминирующее место в экономике.
Обеспечивая возможность саморегулирования экономики, рынок одновременно привносит в хозяйственную деятельность потребность в постоянном развитии.
Мотивы и принципы экономического поведения в рамках рыночной системы (стремление к максимализации прибыли и конкуренция) не позволяют экономическим субъектам консервировать технологию и организацию производства.
Роль государства в механизме рыночной экономики – основная проблема современной экономической теории.
Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования.
В начале ХХ в. в рыночной экономике
роль государства стала настолько значимой,
что первая половина нашего столетия вошла
в историю как эпоха «государственно-
Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании.
Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:
1. При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально-значимые отрасли, которые не привлекают честный бизнес. (Из-за малой прибыльности).
2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частным.
3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облечено.
5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).
Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо в случаях, когда имеют место так называемые «провалы» рынка, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономических и социальных проблем.
Составляемые государством социальные программы призваны: обеспечить материальную помощь гражданам с низкими доходами; предусмотреть разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание.