Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 18:45, курсовая работа
Цель работы − рассмотреть государственное регулирование экономики и особенности экономической политики ведущих стран мира.
Задачи работы:
определить понятие государственного регулирования экономики и роль государства в экономике;
определить понятие экономической политики;
определить особенности экономической политики государства в условиях глобального финансово-экономического кризиса.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 6
2. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 13
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ 14
4. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 16
5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ В ПЕРИОД ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2008 ГОДА 17
6. ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА И ПОРОЧНЫЕ КРУГИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
К «провалам» рынка относят и некоторые макроэкономические проблемы: общее неравновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция.
Особенностью рыночной организации экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы не только не устраняют, но, напротив, даже усугубляют нежелательные явления в экономике.
Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой.
Рынки выступают наиболее эффективной системой организации взаимосвязей между субъектами хозяйственной деятельности. Эта система способна функционировать при наличии определенных условии, формируемых государством.
К ним относятся:
а) законодательное определение прав собственности;
б) защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной формы предпринимательской деятельности, разрешенной законом;
в) гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации;
г) использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков;
д) ограничение монопольных тенденций в экономике.
Государство должно вмешиваться в экономику в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными.
Негативные условия – это появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль государства заключается в выявлении этих тенденций и явлений, причин возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению.
Под позитивными понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по поддержанию.
Условиями для вмешательства государства могут быть:
а) требования национальной безопасности;
б) социальная напряженность в обществе;
в) негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, не конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.);
г) ухудшение состояния окружающей среды.
Экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам. Она воплощается в совокупности предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.
В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства, народа.
Политика государства диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами.
Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы. С периодом в несколько лет или десятилетий фаза экономического роста сменяется фазой снижения показателей. Выделяются фазы подъема (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).
В зависимости от того, в какой фазе (в каком состоянии) находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой.
Главными целями экономической политики являются:
Государство реализует свою экономическую роль при помощи корректирующей функции, функции регулирования распределительных процессов и стабилизационной функции.
Без государственного регулирования экономики переход к рыночным отношениям практически невозможен. При переходе от планового хозяйства к рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в определенное русло. Возникает необходимость в перераспределении доходов и инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не спровоцировать дисбаланс и банкротства отдельных предприятий. Также нужна законодательная база как основной инструмент для формирования рыночных отношений. На протяжении трех последних лет правительство Российской Федерации неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формировании рыночных отношений. Во-первых, правительство не обладало четкими критериями и надежной методикой определения предприятий-монополистов. Во-вторых, ценовой контроль наносит удар по вполне конкурентоспособным отраслям промышленности и приводит к товарному дефициту. В-третьих, государственное фиксирование цен может побудить предприятия разработать негласную общую монопольную стратегию. Таким образом, устанавливая высокие официальные цены на ту или иную продукцию, правительство непроизвольно может способствовать возникновению монополии там, где раньше ее не было. Государственные цены фактически становятся не потолком, а порогом цен для предприятий отрасли.
При формировании рыночных отношений в России нужно проводить политику защиты отечественных товаропроизводителей от импорта иностранных товаров, но не в такой мере, как было изложено выше.
Также произошло регламентирование банковской деятельности, финансовой деятельности, чтобы банкам было не так-то просто разориться. Наилучший способ достичь этой цели — заставить учредителей банка вложить в него такое количество собственных денег, чтобы оно было соразмерно с выдаваемыми кредитами. Например, регламентом России установлено, чтобы объем кредитов превышал объем уставного капитала не более чем в 10 раз.
В начале перехода к рынку поддержка малого бизнеса, малых предприятий, на основе которых строится экономика Российской Федерации, была выражена в форме предоставления дешевых субсидий, кредитов, поощрения определенных видов деятельности, но в дальнейшем налоговое бремя стало душить производителей, что было связанно с повышением налогов из-за нехватки средств в государственном бюджете.
Важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой. Советская система гарантировала трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие отпуска, пенсии, стабильный уровень доходов и даже рабочее место. В условиях рыночной экономики очень многие практически не получают помощи от государства. В рыночных условиях предприятия предлагают своим работникам определенные льготы, однако огромная доля средств на социальные расходы поступает все же со стороны государства. В рыночной экономике считается вполне естественным, что человек сам переходит на другую работу, или его увольняют по той или иной причине. Поэтому и льготы должны предоставляться ему непосредственно от государства, а не через предприятие, на котором в настоящее время он работает. Это очень важно, так как люди твердо знают, что могут рассчитывать на социальную поддержку, даже покинув это предприятие, и, следовательно, склонны к перемене мест. Благодаря этому экономика обладает большей гибкостью, чем экономика советского типа.
Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью контроль над общим спросом и его регулирование таким образом, чтобы он находился в соответствии с общим предложением при достижении полной и высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного спроса путем побуждения к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Основными инструментами регулирования в модели Кейнса были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учетной ставкой процента. Целевые приоритеты модели Кейнса — занятость и стабильность экономического роста, а инструменты — государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Кейнс и его последователи исходят из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, поэтому и требуется вмешательство государства. Доктрина Кейнса нашла наиболее полное применение в США, показав хорошую результативность.
Противниками же кейнсианской школы были сторонники неоклассической теории. Они исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок, конкуренция и гибкость цен — лучшие механизмы установления экономического равновесия. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. “Восстание” против Кейнса возглавил американский экономист Милтон Фридман. Он разделял концепцию экономического роста Смита и подвергал критике идею государственного регулирования. Опору он видел в свободной конкуренции и предпринимательстве. Особенно резко Фридман выступает против вмешательства государства в денежное обращение.
Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста доходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.
Прогнозно характеризуя социально-экономическое развитие страны до 2020 г. Минэкономразвития России выделяет три вероятных варианта – инерционный, энерго-сырьевой и инновационный, хотя высшим политическим руководством страны провозглашен переход именно к инновационному типу воспроизводства.3
При этом следует иметь в виду, что в самой России неуклонно усиливаются кризогенные факторы. Речь идет о деградации (примитивизации) реального сектора экономики, о все более жесткой ее сырьевой ориентации, соответственно – о росте ее зависимости от импортных поставок. Все эти печальные проявления «структурной перестройки наоборот» суть результат того, что на протяжении всего постсоветского периода, включая, «тучные» годы «второго политического цикла», к сожалению, не предпринимались императивно необходимые меры по модернизации народного хозяйства. В этом смысле, если говорить о природе поразившего и Россию глобального финансово-экономического кризиса, следует признать начавшийся в 2008 году кризис «рукотворным».4
Ожидается, что в период 2010 и 2011 г.г. внешние условия развития российской экономики ухудшатся по сравнению с предшествующим трехлетним периодом. Ожидаемое в текущем году замедление роста спроса в группе стран – ведущих импортеров российских товаров, снижение темпов роста потребительских цен в группе стран – ведущих поставщиков товаров в Россию, а также низкие цены на сырьевые товары будут воздействовать на российскую экономику в направлении ограничения темпов экономического роста и сдерживания инфляции.5
В этих условиях перед государством стоят следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений:
Меры налогово-бюджетной политики, направленные на преодоление последствий мирового финансового кризиса, предполагается осуществить в сумме 175 млрд. руб. за счет остатков бюджета на начало 2009 г., остальные – за счет перераспределения расходов внутри установленных параметров бюджета.6
Необходимо отметить, что хотя государство в отмеченных условиях вынуждено активно вмешиваться в деятельность финансового сектора, когда возникает угроза системного кризиса, но уже на этой стадии оно должно не только думать об отражении сиюминутных угроз, но и иметь долгосрочный план возвращения ведущей роли частному сектору.
Главным направлением выхода из кризиса должна стать реализация специфически организованных целевых, финансируемых государством масштабных проектов инфраструктурного и инновационного преобразования экономики. Специфика их организации заключается в следующем:7
1. В стране должна заработать
государственная контрактная
2. Необходимо внедрить в
Стратегическая задача, стоящая перед Россией и ее правительством в нынешней кризисной ситуации, − создание условий для осуществления коренных структурных реформ, позволяющих ослабить зависимость социально-экономического развития страны от мировой коньюктуры на топливно-сырьевые ресурсы и продукты низкой степени переработки. Решить ее можно, уменьшив зависимость российской экономики от динамики наиболее развитых стран мира. В этих целях необходимо продвижение по следующим ключевым направлениям: