Роль государственного и муниципального управления в национальной экономике.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 07:07, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление сущности и анализ деятельности аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе.
При работе были использованы нормативно-правовые документы, учебная литература, а также материалы официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Описание научно-технологической подсистемы
системы государственного и муниципального управления . . . . . . . . . .
2. Определение места службы Главного федерального инспектора
в институциональной подсистеме системы государственного
управления . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………... . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Проектирование организационно-функциональной системы
службы Главного федерального инспектора………………………. . . .
3.1. Описание нормативно-правовой подсистемы . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Проектирование функционально-структурной подсистемы . . .
4. История эволюции представлений о роли государства в экономике .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Введение в специальность контрольная работа.docx

— 49.87 Кб (Скачать файл)

 

4 История эволюции представлений о роли государства в экономике.

     Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.

  Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует  политические и социально-экономические  принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в  рыночной экономике проявляется  через следующие важнейшие функции: а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство  разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую  деятельность, определяет права и  обязанности граждан; б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления - 11 спада  производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания  стабильного уровня цен и национальной валюты; в) социально-ориентированное  распределение ресурсов.

Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия  для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы  на оборону, на науку, формирует программы  развития образования, здравоохранения  и т.д. ; г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.

Государство гарантирует  минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяют  большое внимание проблемам аграрного  рынка, однако ни производители, ни потребители  не удовлетворены положением дел  в аграрном секторе.

Источник проблем в  том, что в развитых странах благодаря  высокой производительности труда  производство аграрной продукции значительно  превышает потребности населения.

Цели государственного регулирования  в сфере сельского хозяйства  включают: а) повышение производительности путем внедрения технического прогресса и рационализации производства, максимально эффективному использованию всех производственных факторов, особенно рабочей силы; б) обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения; в) стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции; г) гарантированное снабжение внутреннего рынка; д) забота о поставках аграрной продукции потребителям по "разумным ценам". (В. Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве"-МЭиМО, 1992г., N 11, стр. 139.) Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты.

Тем самым производители  защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок  ограждается от дешевого импорта  и чрезмерных колебаний цен с  помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах  ЕС цены на продукты питания заметно  выше цен мирового рынка. Затраты  в связи с проведением аграрной политики несет государственный  бюджет.

Функционирование этого  механизма можно проиллюстрировать  на примере рынка зерна. Исходным пунктом является ориентировочная  цена, рекомендуемая государством. Она несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются не только доходы сельских хозяев, но и создаются  стимулы к расширению производства. В результате предложение превышает  спрос. Когда рыночная цена снижается  до определенного уровня, предлагаемое сельскими хозяевами зерно скупается  государством по так называемой "интервенционной  цене" в неограниченных количествах.

Таким образом, хотя каждый производитель  должен сам нести риск сбыта, на деле это правило не действует в  отношении производителей многих аграрных продуктов.

Существуют и механизмы  защиты от дешевого импорта и поощрения  экспорта. Это означает, что при  ввозе устанавливается ввозная  пошлина, приравнивающая цену продукта к внутренней цене. При вывозе же государство выплачивает экспортерам разницу между внутренней ценой и ценой мирового рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Президент Российской Федерации  следующим образом раскрывает значение введения полномочного представителя  в федеральном округе: «Суть этого  решения - не в укрупнении регионов, как это иногда воспринимается или  преподносится, а в укрупнении структур президентской вертикали в территориях. Не в перестройке административно - территориальных границ, а в  повышении эффективности власти. Не в ослаблении региональной власти, а в создании условий для упрочения  федерализма».

Введение института полномочных  представителей Президента в федеральном  округе явилось оптимальным решением вопроса о поиске форм и методов  управления системой федеративных отношений. Не меняя Конституции, на ее базе начат  процесс упорядочения управления государством по всей вертикали власти.

Институт полномочных  представителей Президента РФ в федеральных  округах, доказав свою востребованность и политическую жизнеспособность, является важной составляющей реформирования системы государственной власти и управления современной России, причем в процессе оптимизации деятельности института его политическая роль в перспективе будет возрастать, внося определенные коррективы в его институционализацию, сущность, направления, формы и методы работы.

В целом трудно переоценить  роль государства в экономике.

Оно создает условия для  экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны  монополий, обеспечивает потребности  общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев  населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное  вмешательство может в некоторых  случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х  годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

  1. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 551 с.
  2. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»
  3. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие. – Питер, 2003. – 301 с.
  4. Указ Президента Российской Федерации "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы" от 30 января 1996 г, № 123
  5. Указ Президента Российской Федерации  «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» 13 мая 2000 года № 849.
  6. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.
  7. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Юристъ, 2005. − 379 с.
  8. И. П. Мерзляков "О становлении рыночной экономики", Финансы,

N 1,1994.

  1. Е. Чувилин, В. Дмитриева "Государственное регулирование и     контроль цен в капиталистических странах", Москва, "Финансы и статистика", 1991.

 

 

 


Информация о работе Роль государственного и муниципального управления в национальной экономике.