Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы: сформулировать основные тенденции развития госсектора в экономике России.
Объектом данного исследования является государственный сектор, а предметом - изменения структуры и объема государственного сектора экономики, а также основные направления его функционирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1. рассмотреть подходы к определению и структуру государственного сектора;
2. определить экономические функции государства;
3. определить специфику государственного сектора в РФ;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и сущность государственного сектора экономики 5
2. Состояние государственного сектора в РФ 11
3. Роль государственного сектора в построении «новой экономики» России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и сущность государственного сектора экономики 5
2. Состояние государственного сектора в РФ 11
3. Роль государственного сектора в построении «новой экономики» России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
На сегодняшний
момент острой проблемой нашего государства
является его роль в экономической
системе. Эта проблема определяет необходимость
изучения функционирования государственного
сектора экономики, влияние госсектора
на протекания рыночных процессов в
России. Актуальность темы подчеркивают
современные тенденции
Сегодня
справедливо подчеркивается необходимость
совершенствования системы
Целью данной курсовой работы: сформулировать основные тенденции развития госсектора в экономике России.
Объектом данного исследования является государственный сектор, а предметом - изменения структуры и объема государственного сектора экономики, а также основные направления его функционирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1. рассмотреть
подходы к определению и
2. определить
экономические функции
3. определить
специфику государственного
4. определить
основные тенденции развития
государственно-частного
Поставленные цель и задачи предопределили следующую структуру работы. В первой главе рассматриваются основные теоретические положения государственного сектора, а также определяются экономические функции государства. Во второй главе определяется специфика государственного сектора в РФ, а также определяется основные тенденции развития государственно-частного партнерства в России.
Современная
действительность дает немало поводов
для анализа места и роли государства
в экономике. Рыночная экономика
и экономические функции
Поэтому
основной функцией государства в
современной экономике
При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор. К определению данных понятий существует несколько подходов, как в отечественной, так и зарубежной литературе.
В самом
общем виде государственный сектор
можно представить как
Некоторые
авторы под понятием государственной
собственности подразумевают
Другие
авторы, понимают под государственной
собственностью все материальное и
нематериальное имущество, находящееся
в распоряжении государства, а под
государственным сектором совокупность
государственных организаций и
учреждений, либо комплекс хозяйственных
объектов, целиком или частично принадлежащих
центральным и местным
Из проведенного анализа видно, что хотя категории государственный сектор и государственная собственность являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны.
Вместе
с тем в научных публикациях
встречается расширенная
В современных
условиях особо следует обратить
внимание на принадлежность к государственному
сектору информационных ресурсов, которые
выступают в современной
Государственный
сектор экономики представляет собой,
таким образом, системно структурированное
множество взаимосвязанных
Итак, из
всего выше перечисленного можно
сделать вывод о том, что государственный
сектор является определяющим и необходимым
звеном для всей страны в целом. Понятие
государственного сектора носит
сложный многоаспектный характер, ввиду
неоднозначности определения
Экономические
функции государства
Адам Смит выделял три задачи, которые, по его мнению, призвано решать государство. Во-первых, это защита от внешней угрозы, покушений со стороны зарубежных государств. Во-вторых, это охрана законных прав индивидов от посягательств со стороны других членов общества. В-третьих, А. Смит указывал, что существуют такие блага, частные вложения, в производство которых не способны окупаться, и поэтому производство таких благ должно брать на себя государство. У Дж.С. Милля можно обнаружить попытку изучения того, что впоследствии получило название изъянов рынка. Объясняя причины, по которым свободное действие рыночных сил не всегда приводит к желательным результатам, он указывал и в основном на недостаток информации. А. Маршалл исследовал некоторые варианты перемещения налогового бремени [5, c. 154].
Итак, государственный
сектор экономики представляет собой
совокупность ресурсов, с помощью
которых государство
Методы государственного регулирования госсектора являются составной частью методов государственного вмешательства в экономику. Границы госсектора позволяют разбить совокупность методов регулирования госсектора на два блока: прямые методы государственного регулирования госсектора и косвенные.
Под прямыми методами стоит понимать, такие методы, которые непосредственно влияют на объем и структуру госсектора, и обеспечены принуждающей силой государства. К ним относятся:
Законодательные
методы. Нормативно-правовые акты определяющие
возможность или невозможность
тем или иным субъектам осуществлять
хозяйственную и иные виды деятельности.
Государство также организует барьеры
для входа в отрасль, чтобы
обеспечит возможность вести
деятельность только для надежных и
ответственных организаций, регламентирует
порядок регистрации, ликвидации и
банкротства. Антимонопольное
а) Прямое
(а также долевое) участие государства
в процессе производства товаров
и услуг, на основе госсобственности.
Госкомпании призваны действовать
в тех отраслях и сферах, где
рыночные методы создания, распределения
и потребления благ не удовлетворяют
общественные потребности в необходимом
объеме. Цель деятельности госсектора
- это прежде всего не получение
прибыли, а удовлетворение необходимых
потребностей жителей страны. Госсектор
способен мобилизовать больший объем
финансовых и производственных ресурсов,
для их дальнейшего направления
на долгосрочные и сверхдолгосрочные
проекты, чем частный сектор. Государство
участвует также в тех сферах,
которые не предполагают получение
какого либо дохода. Из всего выше перечисленного
следует, что практически весь объем
госсектора не входит в интересы частного
сектора на данном этапе развития.
По мере развития рыночных отношений,
роста благосостояния граждан, интеграции
в мировое экономическое
Приватизация
госимущества означает его передачу
в частные руки. В результате приватизации
часть госимущества переходит в
собственность отдельных
б) Инвестирование.
Государство способно осуществлять
инвестирование в те или иные сферы,
тем самым стимулируя производителей
на создание доступной и востребованной
продукции. Тем самым удовлетворяя
потребности потребителей. Благодаря
госинвестициям происходит обновление
материально-технической базы, реструктуризация
задолженностей, изменяется объем и
структура производства, сохранение
ведущих специалистов. Нередко инвестирование
принимает формы
Информация о работе Роль государственного сектора в построении «новой экономики» России