Роль государственного сектора в построении «новой экономики» России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы: сформулировать основные тенденции развития госсектора в экономике России.
Объектом данного исследования является государственный сектор, а предметом - изменения структуры и объема государственного сектора экономики, а также основные направления его функционирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1. рассмотреть подходы к определению и структуру государственного сектора;
2. определить экономические функции государства;
3. определить специфику государственного сектора в РФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и сущность государственного сектора экономики 5
2. Состояние государственного сектора в РФ 11
3. Роль государственного сектора в построении «новой экономики» России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Курсовая - Государственный сектор, его значение для современной экономики.docx

— 97.68 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие и сущность государственного сектора экономики 5

2. Состояние государственного сектора в РФ 11

3. Роль государственного сектора в построении «новой экономики» России 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный сектор возник с первых дней существования  государственности. Уже с момента  зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства  государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое  не осуществляло бы налогово-бюджетную  политику, регулирование социальных и экономических процессов в  обществе.

На сегодняшний  момент острой проблемой нашего государства  является его роль в экономической  системе. Эта проблема определяет необходимость  изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в  России. Актуальность темы подчеркивают современные тенденции увеличения государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. В некоторой  мере это связано с мировым  финансовым кризисом и неспособностью частного капитала удовлетворить потребности  жителей. Наблюдаемая сегодня централизация  государственной власти находит  свое проявление в поведении госкорпораций, монополизирующие основные сферы экономики  страны. Многие инструменты экономической  политики российского государства  находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений  и повышением уровня их зрелости, с  более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма  будет претерпевать изменения и  государственное регулирование  экономики.

Сегодня справедливо подчеркивается необходимость  совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась  в чрезвычайных обстоятельствах  ломки отживших экономических и  социальных отношений. Проблемы бюрократизации и коррупции так и не вышли  на новую стадию их решения.

Целью данной курсовой работы: сформулировать основные тенденции развития госсектора в  экономике России.

Объектом  данного исследования является государственный  сектор, а предметом - изменения структуры  и объема государственного сектора  экономики, а также основные направления  его функционирования.

В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:

1. рассмотреть  подходы к определению и структуру  государственного сектора;

2. определить  экономические функции государства;

3. определить  специфику государственного сектора  в РФ;

4. определить  основные тенденции развития  государственно-частного партнерства  в России.

Поставленные  цель и задачи предопределили следующую  структуру работы. В первой главе  рассматриваются основные теоретические  положения государственного сектора, а также определяются экономические  функции государства. Во второй главе  определяется специфика государственного сектора в РФ, а также определяется основные тенденции развития государственно-частного партнерства в России.

 

1. Понятие и  сущность государственного сектора  экономики

 

Современная действительность дает немало поводов  для анализа места и роли государства  в экономике. Рыночная экономика  и экономические функции государства  неразрывно связаны между собой. Принцип свободной конкуренции  нельзя понимать абсолютно, т.е. как  полное разгосударствление экономики, полное освобождение последней от государственной  организации. Данный принцип говорит  не о полной детализации экономики, а об особой хозяйственной государственности, позволяющей существовать конкуренции  и рынку и обеспечивающей их инфраструктуры. Действительно, есть мало оснований  считать, что рынок мог бы функционировать  в ситуации предполагающей негосударственную  экономику. Лишь описание такого общественного  строя, и, вероятно, весьма реалистичное описание, должно резюмироваться словом хаос.

Поэтому основной функцией государства в  современной экономике становится обеспечение условий хозяйственной  деятельности для экономических  субъектов. Выполнение данной функции  реализуется посредством функционирования государства в следующих основных сферах: управление макроэкономическими  процессами; управление государственной  собственностью и непосредственная хозяйственная деятельность.

При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия  в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к  трактовке соотношения понятий  государственная собственность  и государственный сектор. К определению  данных понятий существует несколько  подходов, как в отечественной, так  и зарубежной литературе.

В самом  общем виде государственный сектор можно представить как совокупность элементов, которые связаны между  собой принадлежностью к государственной  собственности, выполняющая свои функции  для достижения установленных государством целей. В ряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности государственного сектора экономики, используются критерии общественной полезности, общественной активности. Однако содержание указанных критериев может меняться.

Некоторые авторы под понятием государственной  собственности подразумевают предприятия, принадлежащие государству полностью  или частично (смешанная собственность), а под государственным сектором объем вмешательства государства  в экономическую жизнь. В рамках данного подхода рассматривает  расширенная трактовка государственного сектора, согласно которой он представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. При этом ресурсы, которыми распоряжается  государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке [1, c. 214].

Другие  авторы, понимают под государственной  собственностью все материальное и  нематериальное имущество, находящееся  в распоряжении государства, а под  государственным сектором совокупность государственных организаций и  учреждений, либо комплекс хозяйственных  объектов, целиком или частично принадлежащих  центральным и местным государственным  органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.

Из проведенного анализа видно, что хотя категории  государственный сектор и государственная  собственность являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны.

Вместе  с тем в научных публикациях  встречается расширенная трактовка  госсектора, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают все уровни законодательной  и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики, а также обеспечивающая их система  финансов. В этом случае функции  государственного сектора в экономике  отождествляется с государственными функциями регулирования экономики.

В современных  условиях особо следует обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсов, которые  выступают в современной экономике  в качестве объекта собственности. Трудно переоценить роль данного  ресурса в повышении эффективности  всей экономической системы страны.

Государственный сектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированное  множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции  в интересах достижения установленных  государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом  системы организации функционирования современной рыночной экономики  и управления ею.

Итак, из всего выше перечисленного можно  сделать вывод о том, что государственный  сектор является определяющим и необходимым  звеном для всей страны в целом. Понятие  государственного сектора носит  сложный многоаспектный характер, ввиду  неоднозначности определения структуры  государственного сектора. Понятие  государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний  день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и  исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госкорпорации, ФГУП, госучреждения.

Экономические функции государства интересовали исследователей, с давних времен. Великие  экономисты признавали необходимость  государственного вмешательство, определяли его границы и принципы.

Адам  Смит выделял три задачи, которые, по его мнению, призвано решать государство. Во-первых, это защита от внешней  угрозы, покушений со стороны зарубежных государств. Во-вторых, это охрана законных прав индивидов от посягательств  со стороны других членов общества. В-третьих, А. Смит указывал, что существуют такие блага, частные вложения, в  производство которых не способны окупаться, и поэтому производство таких  благ должно брать на себя государство. У Дж.С. Милля можно обнаружить попытку изучения того, что впоследствии получило название изъянов рынка. Объясняя причины, по которым свободное действие рыночных сил не всегда приводит к желательным результатам, он указывал и в основном на недостаток информации. А. Маршалл исследовал некоторые варианты перемещения налогового бремени [5, c. 154].

Итак, государственный  сектор экономики представляет собой  совокупность ресурсов, с помощью  которых государство осуществляет своё функционирование. Эти ресурсы  распределены в обществе в соответствии с потребностями государственного регулирования. Основные функции государства  представлены именно в тех сферах, в которых рыночного регулирования  оказывается недостаточно и оно  не может обеспечить необходимые  потребности общества. Эти сферы  и представляют собой провалы  рынка и производство общественных благ. Но для функционирования государства  необходимо также материальное обеспечения, т. е формирование финансов.

Методы  государственного регулирования госсектора являются составной частью методов  государственного вмешательства в  экономику. Границы госсектора позволяют  разбить совокупность методов регулирования  госсектора на два блока: прямые методы государственного регулирования госсектора и косвенные.

Под прямыми  методами стоит понимать, такие методы, которые непосредственно влияют на объем и структуру госсектора, и обеспечены принуждающей силой  государства. К ним относятся:

Законодательные методы. Нормативно-правовые акты определяющие возможность или невозможность  тем или иным субъектам осуществлять хозяйственную и иные виды деятельности. Государство также организует барьеры  для входа в отрасль, чтобы  обеспечит возможность вести  деятельность только для надежных и  ответственных организаций, регламентирует порядок регистрации, ликвидации и  банкротства. Антимонопольное законодательство следит за состоянием конкуренции в  экономике, при её отклонении от заданных нормативов может регулировать положение  монополиста на рынке, применять  методы разукрупнения компании, а также влиять на ценовую политику и контролировать качество продукции монополии.

а) Прямое (а также долевое) участие государства  в процессе производства товаров  и услуг, на основе госсобственности. Госкомпании призваны действовать  в тех отраслях и сферах, где  рыночные методы создания, распределения  и потребления благ не удовлетворяют  общественные потребности в необходимом  объеме. Цель деятельности госсектора - это прежде всего не получение  прибыли, а удовлетворение необходимых  потребностей жителей страны. Госсектор  способен мобилизовать больший объем  финансовых и производственных ресурсов, для их дальнейшего направления  на долгосрочные и сверхдолгосрочные  проекты, чем частный сектор. Государство  участвует также в тех сферах, которые не предполагают получение  какого либо дохода. Из всего выше перечисленного следует, что практически весь объем  госсектора не входит в интересы частного сектора на данном этапе развития. По мере развития рыночных отношений, роста благосостояния граждан, интеграции в мировое экономическое пространство, развития партнерских и корпоративных  отношений, развития технологий - появляется возможность вовлечения госсектора в те сферы, где ранее действовал только госсектор. Таким образом  государство делегирует часть своих  полномочий окрепшему и надежному  частному сектору.

Приватизация  госимущества означает его передачу в частные руки. В результате приватизации часть госимущества переходит в  собственность отдельных немногочисленных людей. Приватизация направлена на максимальный финансовый результат, доходы от приватизации направляются в бюджет.

б) Инвестирование. Государство способно осуществлять инвестирование в те или иные сферы, тем самым стимулируя производителей на создание доступной и востребованной продукции. Тем самым удовлетворяя потребности потребителей. Благодаря  госинвестициям происходит обновление материально-технической базы, реструктуризация задолженностей, изменяется объем и  структура производства, сохранение ведущих специалистов. Нередко инвестирование принимает формы государственной  поддержки предприятий, целью которой является реструктуризация компании, недопущение остановки предприятия, роспуска персонала.

Информация о работе Роль государственного сектора в построении «новой экономики» России