Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы: сформулировать основные тенденции развития госсектора в экономике России.
Объектом данного исследования является государственный сектор, а предметом - изменения структуры и объема государственного сектора экономики, а также основные направления его функционирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1. рассмотреть подходы к определению и структуру государственного сектора;
2. определить экономические функции государства;
3. определить специфику государственного сектора в РФ;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и сущность государственного сектора экономики 5
2. Состояние государственного сектора в РФ 11
3. Роль государственного сектора в построении «новой экономики» России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Таким образом, разрушив инновационный рынок путем непродуман-ной приватизации и поддержания неверной структуры его финансирования, российские власти идут на другую крайность, пытаясь восстановить его за счет бессмысленного огосударствления венчурной индустрии. По сути дела государство пытается взять на себя функции по обеспечению венчурной деятельности путем создания государственных или квазигосударственных венчурных предприятий. Между тем абсурдность такой меры не может не настораживать. Венчурные предприятия, по определению являющиеся специфическими инновационными придатками крупных производственных компаний, не могут в своей деятельности основываться на внешнем финансировании со стороны государственных или муниципальных властей. Кроме того, подобное расширение госсектора само по себе подорвет его и так слишком шаткую финансовую базу. Скорее всего, денег на венчурную индустрию просто не хватит, а намечаемые позитивные сдвиги останутся в качестве лозунга.
Из сказанного ясно, что многие объективные трудности построения в России «новой экономики» в течение многих лет дополнялись субъективными причинами, в числе которых видное место занимают допущенные ошибки в области государственного регулирования экономики. Игнорирование инновационного фактора при проведении политики приватизации, хроническое недофинансирование государством инновационных программ, распыление бюджетных средств на фундаментальные исследования и попытки огосударствления венчурного бизнеса привели к крайне негативному результату.
3. Возможности и преимущества госсектора. Нарисованная выше картина показывает, что инновационный кризис в значительной мере вызван неумением и нежеланием властей налаживать работу госсектора. Насколько же обоснованным является такой подход?
Прежде всего, разберемся, насколько безнадежен госсектор.
Первый аспект данной проблемы связан с экономической эффективностью государственного и частного секторов. Применительно к России его предприятия обладают повышенным инновационным потенциалом и активностью. Раскроем данные тезисы.
Таблица 3.2
Относительная производительность труда промышленных предприятий разных форм собственности, % (среднеотраслевая производительность труда=100%).
Формы собственности |
1993 г. |
1995 г. |
2011 г. |
Государственная |
93 |
61 |
64,1 |
Муниципальная |
59 |
68 |
59,1 |
Частная |
65 |
69 |
89,4 |
Общественных организаций |
43 |
33 |
28,6 |
Смешанная |
125 |
127 |
97,2 |
Иностранная и совместная |
257 |
200 |
215,5 |
Во-первых, госсектор, достигнув в 1995 г. «дна» в падении относительной производительности труда, за последующие 7 лет по-настоящему так и не смог преодолеть кризис эффективности. Во-вторых, частный сектор наоборот устойчиво повышал свою производительность.
На первый
взгляд, отсюда вытекает, что госсектор
действительно продолжает оставаться
узким местом российской промышленности
и де-лать ставку на него вряд ли правомерно.
Однако нарисованная картина должна
учитывать целый ряд
Во-первых,
при сложившемся отношении
Во-вторых, не следует забывать, что многолетняя кампания приватизации была организована таким образом, что превратила госсектор в своего рода хозяйственный отстойник, куда сбрасывались все экономические проблемы страны. Действительно, в его рядах оставались (или даже включались) самые проблемные предприятия. Можно сказать, что все проблемы отечественной промышленности локализованы в госсекторе; при иной организации экономики они были бы размазаны по всем секторам.
В-третьих, из табл.3.2 следует, что по большому счету в состоянии кризиса эффективности находятся предприятия всех форм собственности (их относительная производительность труда ниже среднеотраслевой), за исключением компаний с участием иностранного капитала. В этом смысле частные хозяйственные структуры никак не могут служить для госсектора каким-то серьезным образцом эффективной деятельности.
В-четвертых,
положение существенно меняется
при переходе от ус-редненных данных
к детализированной информации по отдельным
отраслям промышленности. Так, в соответствии
с нашими расчетами в машиностроении
относительная
Имеются и другие примеры экономических удач госсектора. Так, выручка пяти крупнейших акционерных обществах госсектора Калмыкии с 2011 г. всего лишь за год возросла в 2,8 раза; одновременно с этим коэффициент затрат на этих предприятиях уменьшился на 17,8% [2]. Подобные примеры можно продолжить.
Из сказанного следует, что построение «новой экономики» не должно идти на основе тотального расширения масштабов госсектора. Наоборот, необходимо отказаться от политики движения по всему фронту. Следует использовать потенциал госсектора в тех отраслях и сферах, где он себя оправдывает, например, в наукоемких производствах. Такой «точечный» алгоритм построения «новой экономики» на базе инновационного потенциала государственных предприятий, по нашему мнению, способен дать большой экономический эффект. В этой связи вряд ли правомерно говорить о бесперспективности отечественного госсектора. Скорее всего, наоборот.
Другой
аспект проблемы экономической состоятельности
госсектора связан с его бюджетной
эффективностью. Надо сказать, что имеющаяся
информация о развитии российской экономики
убедительно показывает, что аргумент
об обременительности госсектора для
бюджета страны в действительности
является всего лишь следствием ортодоксальных
предрассудков. Так, по последним данным
отчисления от прибыли федеральных
государственных унитарных
Совершенно
очевидно, что необходимо радикально
пересмотреть отношение к госсектору
вообще и к государственным унитарным
предприятиям в частности. Сотрудничество
государства в лице бюджета страны
и госсектора может быть обоюдовыгодным.
Можно изменить их систему отношений
таким образом, что бюджет будет
оказывать ГУПам более
Безусловно,
в дальнейшем должны быть изменены
принципы приватизации. Инновационно-активные
государственные предприятия, в
отношении которых может быть
достигнут консенсус с
Теперь разберемся, как обстоят дела с частным сектором экономики. Почему бы не возложить все инновационные проблемы России на предприятия этого сектора, как это и делается в большинстве стран мира?
При ответе на поставленный вопрос следует исходить из главного принципа современной экономической науки: решение любой экономической проблемы может быть получено применительно только к конкретной точке пространства и времени. Иными словами, проблема решается здесь и сейчас. Поэтому частный сектор, собственно так же как и госсектор, не может быть хорошим или плохим в принципе. В России же на протяжении последних 15 лет мы имели возможность убедиться в несостоятельности частного сектора в решении глобальных экономических проблем. Не может пока российский частный сектор решить и проблему построения «новой экономики». Высокие риски и длительные горизонты планирования деятельности для частных предприятий пока не типичны. Отсюда и отсутствие пристального интереса с их стороны к развитию инновационного рынка. Не исключено, что в какой-то момент времени ситуация изменится, но на нынешнем этапе экономического развития страны частный сектор не в состоянии взять на себя функцию обеспечения прорыва в сфере про-мышленных инноваций.
Типичным
примером инновационной
Простейший
анализ показывает, что без государства
сформировать новый рынок оптико-волоконной
инфраструктуры нельзя. Например, для
создания производства волоконных световодов
в России необходимы капиталовложения
на сумму порядка 100 млн. долл., в то
время как частный бизнес готов
инвестировать не более 10-15 млн. долл.
Кроме того, речь идет о создании
производственного комплекса, а
обеспечение комплексности
Сказанное
подводит к выводу, что при формировании
госсектора следует отойти от представления,
что его динамика должна определяться
только процессом примитивной
Итак, государственный
сектор экономики занимает существенное
место в экономической системе
страны. Он включает в себя госкорпорации,
компании с долевым участием государства,
финансы государства и
Чтобы обозначит
оптимальные границы
Информация о работе Роль государственного сектора в построении «новой экономики» России