Роль и место малого бизнеса в развитии экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы явилось - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике………………………..…6
1.1 Общая характеристика малого бизнеса…………………………….………6
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса…………………………..8
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь………………………………………………………………………....12
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь……………………..12
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………...13
3. Анализ хозяйственной деятельности ОДО «Альянс-Групп»………………19
3.1.Экономико-организационная характеристика предприятия……………..19
3.2. Характеристика товарного ряда предприятия ………………………..…..23
3.3.Анализ основных показателей деятельности ОДО «Альянс-Групп»….....27
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………..…….41

Файлы: 1 файл

супер.doc

— 536.00 Кб (Скачать файл)

Удельный вес убыточных предприятий за 2011 год составил 23,4 % (2009 год 24 %). [19]

Уровень регионального развития малых предприятий во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей (рисунок 1).

 

Рисунок 1 Число микро- и малых организаций по регионам за 2011 год

 

Большая часть малых предприятий (44 процента) сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.

 

Рисунок 2 Динамика распределения числа микро- и малых организаций по регионам (в процентах к итого)

 

По организационно-правовым формам распределение малых предприятий в 2011 году составило: акционерные общества – 2,6 процентов, общества с ограниченной ответственностью – 29,7 процентов, общества с дополнительной ответственностью – 10,9 процента, унитарные предприятия – 53,4 процентов, крестьянские (фермерские) хозяйства – 2,9 процента, прочие – 0,5 процента. Следует отметить, что значительных структурных изменений в динамике не происходит.

 

Рисунок 3 Динамика распределение числа микро- и малых организаций по организационно-правовым формам (в процентах к итого)

 

В общем количестве малых предприятий 95,5 процента составляют предприятия частной формы собственности. [19]

 

Рисунок 4 Распределение числа микро- и малых организаций по формам собственности (в процентах к итого)

 

Малое предпринимательство охватывает практически все отрасли и сферы деятельности.

По итогам 2011 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 43,8 процента. В промышленности сосредоточено 15,4 процента, строительстве – 8,6 процента, транспорте – 9,5 процентов, сельском хозяйстве – 3,5 процента от общего количества малых предприятий. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве малых предприятий (рисунок 5). [19]

 

Рисунок 5 Распределение числа микро- и малых организаций по видам экономической деятельности (в процентах к итого)

 

Анализ показателей за последние три года свидетельствует о незначительных колебаниях в отраслевой структуре предпринимательского сектора. За период с 2009 по 2011 год сохраняется значительная доля малых предприятий, функционирующих в сфере торговли и ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования: с небольшими колебаниями эта доля остается в пределах 41,8–43,8 процентов. Аналогичны колебания доли малых промышленных предприятий: с 17,0 процента в 2009 году до 15,4 процента в 2011 году.

Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.

Для сравнения, в Германии, Франции, Польше малые предприятия занимают доминирующее положение в деревообработке (производство мебели) и трикотажной отрасли, лидируют в легкой промышленности (швейная, обувная) и биотехнологии, создают серьезную конкуренцию крупным предприятия в электронной промышленности, отрасли строительных материалов и т.д.

Списочная численность работников в среднем за 2011 год в малых предприятиях Республики Беларусь составила 691,1 тыс. человек, что на 118,3 тыс. человек или 20,7 процента больше, чем за 2009 год. По количеству занятых лидируют предприятия торговли и общественного питания (30,4 % от общей численности занятых на малых предприятиях), промышленности (28,1 %), строительства (16,7 %) (рисунок 6).

 

Рисунок 6 Распределение численности работников за 2011 год по отраслям экономики (в процентах к итого)

 

Следует отметить, что 87,8 % средней численности работников было занято на предприятиях частной формы собственности (рисунок 7).

 

Рисунок 7 Распределение средней численности работников по формам собственности (в процентах к итого)

 

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 января 2011 г. составила 219 605 человек. К уровню 2009 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 7042 человек (или 3,3%). Более 80% индивидуальных предпринимателей заняты в сфере торговли и общественного питания.

Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 2011 год составил 21,2 %, в том числе от юридических лиц – 16,5 %, от индивидуальных предпринимателей – 3,4 %.

Таким образом, малый бизнес Беларуси представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны.

 

3. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

ОДО «Альянс-Групп»

 

2.1.  Экономико-организационная  характеристика предприятия

 

ОДО «Альянс-Групп»  - это небольшая частная компания, которая занимается оптовой торговлей. Своих складских помещений предприятие не имеет, арендует только офисные помещения, так, например, по адресу ул.В.Хоружей, 29-101 арендовано 124 кв.метра., из них 24 кв.метра – это офисные помещения, остальные 100 кв.м. занимают склады. Предприятие также арендует место для автостоянки своих транспортных средств.

Уставный фонд предприятия сформирован в соответствии с законодательством в размере 1300 млн.руб. за счет средств учредителей, доли участников составили по 50%. В настоящее  с учетом переоценки денежного вклада его величина составила 1263 млн.руб.. Филиалов и обособленных подразделений на территории РБ и за ее пределами оно не имеет.

Устав ОДО «Альянс-Групп»  утвержден в соответствии с ГК РБ. Согласно уставу предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В своей деятельности руководствуется Уставом, законодательством Республики Беларусь и обязательными для исполнения актами исполнительных органов власти. ОДО «Альянс-Групп»  имеет круглую печать со своим наименованием, угловой штамп и бланк, эмблему, свой торговый и товарный знаки, иную символику. ОДО «Альянс-Групп»    является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости.

 ОДО «Альянс-Групп»  отвечает по своим обязательствам тем имуществом, на которое согласно законодательству может быть обращено взыскание. Государство, его органы и другие организации не отвечают по обязательствам ОДО «Альянс-Групп»,   а последнее не отвечает по обязательствам государства, его органов и других организаций. Участники ОДО «Альянс-Групп»  не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью ОДО «Альян -Групп»,  в пределах стоимости ОДО «Альянс-Групп».

Распорядителями кредитов на предприятии являются директор и главный бухгалтер. Право подписи финансовых документов в банке имеет только директор предприятия. 

Так, на должность директора (генерального директора, управляющего) предприятия назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю организации отрасли экономики не менее 5 лет, но в данном случае он же учредитель, так что эти требования не существенны.

На директора ОДО «Альянс-Групп»  возлагаются следующие функции:

1) общее руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия;

2) организация взаимодействия  всех структурных подразделений

3) обеспечение выполнения  предприятием всех обязательств, включая обязательства перед  бюджетами разных уровней и  внебюджетными фондами;

4) создание условий для  внедрения новейшей техники и  технологии, прогрессивных форм  управления и организации труда;

5) принятие мер по обеспечению  предприятия квалифицированными  кадрами, созданию безопасных и  благоприятных условий труда  на предприятии;

6) обеспечение соблюдения законности в деятельности предприятия и всех служб;

7) защита имущественных  интересов предприятия в суде, арбитраже, органах государственной  власти и управления;

В функции главного бухгалтера ОДО «Альянс-Групп»  входит:

1) правильная организация бухгалтерского учета, своевременное составление и предоставление установленной отчетности.

2) осуществление учетной  политики, направленной на предупреждение  недостач, растрат, незаконного расходования средств предприятия;

3) достоверный и своевременный учет и постоянный контроль за проведением и реализацией хозяйственных операций;

4) правильное исчисление  налогов, сборов и других обязательных  платежей, предусмотренных действующим законодательством;

5) правильное проведение  инвентаризации всех статей баланса и отражение в учете ее результатов;

6) своевременное и квалифицированное  выполнение указаний директора  предприятия, если они соответствуют  должностным обязанностям и законодательству РБ.

Экономист ОДО «Альянс-Групп» осуществляет разработку перспективных и годовых планов хозяйственно-финансовой  и производственной деятельности предприятия:

1) разрабатывает бизнес-планы, нормативы материальных, трудовых  и финансовых затрат;

2) осуществляет экономический  анализ и учет показателей  деятельности предприятия, и его подразделений;

3) проверяет правильное  оформление документов для заключения  договоров;

4) организует оперативный  и статистический учет.

На менеджера отдела сбыта ОДО «Альянс-Групп» возлагаются следующие функции:

1) поиск новых клиентов  по РБ и заключением с ними договоров;

2) осуществляют контроль  оплаты отгруженного товара.

3) работает с клиентами (прием заявок, решение вопросов  о недостачах, пересортицах);

4) оформление ТТН и  других сопроводительных документов (приложение Д);

5)  участие в заключении договоров с потребителями на поставку продукции;

6) организация складского  хозяйства и своевременной отгрузки  готовой продукции;

7) контроль за своевременным  поступлением средств за реализованную  продукцию, выполнением заказов, договоров;

8) организация составления отчетности по сбыту и другой необходимой документации.

Для выполнения возложенных на него функций менеджер отдела сбыта осуществляет следующие обязанности:

1. организует сбыт отдельных  видов продукции организации, ее  поставку потребителям;

2. принимает участие в  подготовке прогнозов, проектов  перспективных и текущих планов. На основе планов поставки продукции разрабатывает планы (перспективные и текущие) сбыта продукции, обеспечивает увязку планов;

3. разрабатывает и обеспечивает  выполнение мероприятий по организации и созданию сети сбыта продукции разработка и построение каналов движения продукции к потребителям, формирование коммерческих связей с потребителями. Выявляет потенциальных потребителей продукции (оптовые и розничные торговые организации, иные посредники, пр.) и устанавливает деловые контакты;

4. организует подготовку  договоров и иной документации  на поставку продукции потребителям. Определяет формы и способы  оплаты продукции в зависимости  от типа потребителей. Принимает  участие в разработке схем  скидок в зависимости от различных факторов;

5. ведет переговоры с потребителями, согласовывает условия поставки, заключает договоры поставки;

6. организует подготовку  партий продукции к отправке  потребителям в установленные  сроки и в полном объеме;

7. контролирует состояние  запасов продукции на складах:

9. проводит анализ покупательского  спроса, степени удовлетворения  требований и запросов потребителей по предлагаемой продукции и оказываемым дополнительным услугам;

10. принимает участие в  проведении маркетинговых исследований  по изучению спроса на продукцию организации, перспектив развития рынков сбыта; организации выставок, ярмарок, выставок-продаж и других мероприятий по рекламе продукции; рассмотрении поступающих в организацию претензий потребителей и подготовке ответов на предъявленные иски, а также претензий потребителям при нарушении ими условий договоров (просрочка приемки, оплаты и пр.);

11. обеспечивает: учет выполнения  заказов и договоров, объемов  отгрузки, остатков нереализованной продукции, своевременное оформление сбытовой документации, составление предусмотренной отчетности по сбыту (поставкам), а также отчетов о выполнении планов реализации;

12. организует составление  заявок, сводных ведомостей заказов  и номенклатурных планов поставок;

13. организует учет нарядов, заказов и спецификаций, представляемых потребителями, проверяет соответствие объемов и номенклатуры заказываемой продукции планам производства, а также договорам, действующим стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

Кроме того на предприятии работают водители-экспедиторы, в обязанности которых входит обеспечение доставки грузов и его сохранности.

Таким образом, на ОДО «Альянс-Групп»  работает 15 человек, среди них  директор, главный бухгалтер, экономист, три менеджера и девять водителей.

Информация о работе Роль и место малого бизнеса в развитии экономики Республики Беларусь