Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 21:14, курсовая работа
Основной целью курсовой работы явилось - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………….4
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике………………………..…6
1.1 Общая характеристика малого бизнеса…………………………….………6
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса…………………………..8
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь………………………………………………………………………....12
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь……………………..12
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………...13
3. Анализ хозяйственной деятельности ОДО «Альянс-Групп»………………19
3.1.Экономико-организационная характеристика предприятия……………..19
3.2. Характеристика товарного ряда предприятия ………………………..…..23
3.3.Анализ основных показателей деятельности ОДО «Альянс-Групп»….....27
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………..…….41
Удельный вес убыточных предприятий за 2011 год составил 23,4 % (2009 год 24 %). [19]
Уровень регионального развития малых предприятий во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей (рисунок 1).
Рисунок 1 Число микро- и малых организаций по регионам за 2011 год
Большая часть малых предприятий (44 процента) сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.
Рисунок 2 Динамика распределения числа микро- и малых организаций по регионам (в процентах к итого)
По организационно-правовым формам распределение малых предприятий в 2011 году составило: акционерные общества – 2,6 процентов, общества с ограниченной ответственностью – 29,7 процентов, общества с дополнительной ответственностью – 10,9 процента, унитарные предприятия – 53,4 процентов, крестьянские (фермерские) хозяйства – 2,9 процента, прочие – 0,5 процента. Следует отметить, что значительных структурных изменений в динамике не происходит.
Рисунок 3 Динамика распределение числа микро- и малых организаций по организационно-правовым формам (в процентах к итого)
В общем количестве малых предприятий 95,5 процента составляют предприятия частной формы собственности. [19]
Рисунок 4 Распределение числа микро- и малых организаций по формам собственности (в процентах к итого)
Малое предпринимательство охватывает практически все отрасли и сферы деятельности.
По итогам 2011 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 43,8 процента. В промышленности сосредоточено 15,4 процента, строительстве – 8,6 процента, транспорте – 9,5 процентов, сельском хозяйстве – 3,5 процента от общего количества малых предприятий. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве малых предприятий (рисунок 5). [19]
Рисунок 5 Распределение числа микро- и малых организаций по видам экономической деятельности (в процентах к итого)
Анализ показателей за последние три года свидетельствует о незначительных колебаниях в отраслевой структуре предпринимательского сектора. За период с 2009 по 2011 год сохраняется значительная доля малых предприятий, функционирующих в сфере торговли и ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования: с небольшими колебаниями эта доля остается в пределах 41,8–43,8 процентов. Аналогичны колебания доли малых промышленных предприятий: с 17,0 процента в 2009 году до 15,4 процента в 2011 году.
Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.
Для сравнения, в Германии, Франции, Польше малые предприятия занимают доминирующее положение в деревообработке (производство мебели) и трикотажной отрасли, лидируют в легкой промышленности (швейная, обувная) и биотехнологии, создают серьезную конкуренцию крупным предприятия в электронной промышленности, отрасли строительных материалов и т.д.
Списочная численность работников в среднем за 2011 год в малых предприятиях Республики Беларусь составила 691,1 тыс. человек, что на 118,3 тыс. человек или 20,7 процента больше, чем за 2009 год. По количеству занятых лидируют предприятия торговли и общественного питания (30,4 % от общей численности занятых на малых предприятиях), промышленности (28,1 %), строительства (16,7 %) (рисунок 6).
Рисунок 6 Распределение численности работников за 2011 год по отраслям экономики (в процентах к итого)
Следует отметить, что 87,8 % средней численности работников было занято на предприятиях частной формы собственности (рисунок 7).
Рисунок 7 Распределение средней численности работников по формам собственности (в процентах к итого)
Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 января 2011 г. составила 219 605 человек. К уровню 2009 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 7042 человек (или 3,3%). Более 80% индивидуальных предпринимателей заняты в сфере торговли и общественного питания.
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 2011 год составил 21,2 %, в том числе от юридических лиц – 16,5 %, от индивидуальных предпринимателей – 3,4 %.
Таким образом, малый бизнес Беларуси представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны.
3. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОДО «Альянс-Групп»
2.1. Экономико-организационная характеристика предприятия
ОДО «Альянс-Групп» - это небольшая частная компания, которая занимается оптовой торговлей. Своих складских помещений предприятие не имеет, арендует только офисные помещения, так, например, по адресу ул.В.Хоружей, 29-101 арендовано 124 кв.метра., из них 24 кв.метра – это офисные помещения, остальные 100 кв.м. занимают склады. Предприятие также арендует место для автостоянки своих транспортных средств.
Уставный фонд предприятия сформирован в соответствии с законодательством в размере 1300 млн.руб. за счет средств учредителей, доли участников составили по 50%. В настоящее с учетом переоценки денежного вклада его величина составила 1263 млн.руб.. Филиалов и обособленных подразделений на территории РБ и за ее пределами оно не имеет.
Устав ОДО «Альянс-Групп» утвержден в соответствии с ГК РБ. Согласно уставу предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В своей деятельности руководствуется Уставом, законодательством Республики Беларусь и обязательными для исполнения актами исполнительных органов власти. ОДО «Альянс-Групп» имеет круглую печать со своим наименованием, угловой штамп и бланк, эмблему, свой торговый и товарный знаки, иную символику. ОДО «Альянс-Групп» является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости.
ОДО «Альянс-Групп» отвечает по своим обязательствам тем имуществом, на которое согласно законодательству может быть обращено взыскание. Государство, его органы и другие организации не отвечают по обязательствам ОДО «Альянс-Групп», а последнее не отвечает по обязательствам государства, его органов и других организаций. Участники ОДО «Альянс-Групп» не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью ОДО «Альян -Групп», в пределах стоимости ОДО «Альянс-Групп».
Распорядителями кредитов на предприятии являются директор и главный бухгалтер. Право подписи финансовых документов в банке имеет только директор предприятия.
Так, на должность директора (генерального директора, управляющего) предприятия назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю организации отрасли экономики не менее 5 лет, но в данном случае он же учредитель, так что эти требования не существенны.
На директора ОДО «Альянс-Групп» возлагаются следующие функции:
1) общее руководство
2) организация взаимодействия всех структурных подразделений
3) обеспечение выполнения
предприятием всех
4) создание условий для внедрения новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда;
5) принятие мер по обеспечению
предприятия
6) обеспечение соблюдения законности в деятельности предприятия и всех служб;
7) защита имущественных интересов предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления;
В функции главного бухгалтера ОДО «Альянс-Групп» входит:
1) правильная организация бухгалтерского учета, своевременное составление и предоставление установленной отчетности.
2) осуществление учетной
политики, направленной на
3) достоверный и своевременный учет и постоянный контроль за проведением и реализацией хозяйственных операций;
4) правильное исчисление налогов, сборов и других обязательных платежей, предусмотренных действующим законодательством;
5) правильное проведение инвентаризации всех статей баланса и отражение в учете ее результатов;
6) своевременное и
Экономист ОДО «Альянс-Групп» осуществляет разработку перспективных и годовых планов хозяйственно-финансовой и производственной деятельности предприятия:
1) разрабатывает бизнес-планы, нормативы материальных, трудовых и финансовых затрат;
2) осуществляет экономический анализ и учет показателей деятельности предприятия, и его подразделений;
3) проверяет правильное
оформление документов для
4) организует оперативный и статистический учет.
На менеджера отдела сбыта ОДО «Альянс-Групп» возлагаются следующие функции:
1) поиск новых клиентов по РБ и заключением с ними договоров;
2) осуществляют контроль оплаты отгруженного товара.
3) работает с клиентами (прием заявок, решение вопросов о недостачах, пересортицах);
4) оформление ТТН и
других сопроводительных
5) участие в заключении договоров с потребителями на поставку продукции;
6) организация складского
хозяйства и своевременной
7) контроль за своевременным
поступлением средств за
8) организация составления отчетности по сбыту и другой необходимой документации.
Для выполнения возложенных на него функций менеджер отдела сбыта осуществляет следующие обязанности:
1. организует сбыт отдельных видов продукции организации, ее поставку потребителям;
2. принимает участие в подготовке прогнозов, проектов перспективных и текущих планов. На основе планов поставки продукции разрабатывает планы (перспективные и текущие) сбыта продукции, обеспечивает увязку планов;
3. разрабатывает и обеспечивает выполнение мероприятий по организации и созданию сети сбыта продукции разработка и построение каналов движения продукции к потребителям, формирование коммерческих связей с потребителями. Выявляет потенциальных потребителей продукции (оптовые и розничные торговые организации, иные посредники, пр.) и устанавливает деловые контакты;
4. организует подготовку
договоров и иной документации
на поставку продукции
5. ведет переговоры с потребителями, согласовывает условия поставки, заключает договоры поставки;
6. организует подготовку партий продукции к отправке потребителям в установленные сроки и в полном объеме;
7. контролирует состояние запасов продукции на складах:
9. проводит анализ
10. принимает участие в
проведении маркетинговых
11. обеспечивает: учет выполнения заказов и договоров, объемов отгрузки, остатков нереализованной продукции, своевременное оформление сбытовой документации, составление предусмотренной отчетности по сбыту (поставкам), а также отчетов о выполнении планов реализации;
12. организует составление заявок, сводных ведомостей заказов и номенклатурных планов поставок;
13. организует учет нарядов, заказов и спецификаций, представляемых потребителями, проверяет соответствие объемов и номенклатуры заказываемой продукции планам производства, а также договорам, действующим стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.
Кроме того на предприятии работают водители-экспедиторы, в обязанности которых входит обеспечение доставки грузов и его сохранности.
Таким образом, на ОДО «Альянс-Групп» работает 15 человек, среди них директор, главный бухгалтер, экономист, три менеджера и девять водителей.
Информация о работе Роль и место малого бизнеса в развитии экономики Республики Беларусь