Роль и место малого бизнеса в развитии экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы явилось - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике………………………..…6
1.1 Общая характеристика малого бизнеса…………………………….………6
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса…………………………..8
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь………………………………………………………………………....12
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь……………………..12
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь………………...13
3. Анализ хозяйственной деятельности ОДО «Альянс-Групп»………………19
3.1.Экономико-организационная характеристика предприятия……………..19
3.2. Характеристика товарного ряда предприятия ………………………..…..23
3.3.Анализ основных показателей деятельности ОДО «Альянс-Групп»….....27
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………..…….41

Файлы: 1 файл

супер.doc

— 536.00 Кб (Скачать файл)

 

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Очевидно, в силу того, что первое условие (А1 > П1)  нарушается, то соответственно и баланс не является абсолютно ликвидным.

Теперь проанализируем позицию предприятия на рынке. Так, на основании предыдущего анализа данных можно сделать следующие выводы:

  1. Анализируя товарооборот и прибыль на одного работника, можно сделать следующий вывод: о том, что товарооборот увеличился, в то время как прибыль уменьшилась.
  2. Наблюдается также рост товарооборачиваемости, обусловленный в большей степени снижением товарных запасов, нежели ростом товарооборота.
  3. Анализируя фондоотдачу по основным фондам и оборотным фондам, исходя из прибыли, следует также отметить её снижение.

Анализируя данные произведённых выше расчётов, можно сделать следующие вывод: чем больше будет коммерческая активность предприятия в целом, и отдельно взятого работника, тем больше будет финансовый результат. Особое внимание следует уделить социально-экономическим отношениям, которые складываются как внутри  предприятия, так и с поставщиками и соответственно, покупателями. Это связано, в первую очередь с тем, что на значительную часть продукции, предлагаемой данным предприятием установлены низкие наценки, которые контролируются не только руководством данного предприятия, но и вышестоящими организациями. Кроме того, сложились определённые взаимоотношения с поставщиками, которые не так-то легко будет изменить.

 Поэтому основные действия  руководства должны быть сконцентрированы на повышении имиджа предприятия.

Так, для поставщиков и банков, это повышение платежеспособности предприятия, для покупателей, это предложение широкого ассортимента качественных, и в то же время недорогих товаров при высоком качестве обслуживания, для коллектива предприятия, это будет заключатся в применении различных стимулов для повышения эффективности их работы.

Только так, а не иначе, коммерческая деятельность данного предприятия, сможет реально сделать существенный рывок вперёд для достижения соответствующих финансовых результатов – получения прибыли.

 

.

 

Заключение

 

Проведенные исследования позволили изучить сущность и роль малого бизнеса в рыночной экономике, проанализировать зарубежный опыт его поддержки и выявить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом рыночной экономики, без которого государство не может гармонично развиваться. Важнейшая роль малого бизнеса заключается в обеспечении значительным количеством новых рабочих мест, насыщении рынка новыми товарами и услугами, удовлетворении многочисленных нужд крупных предприятий, выпуске специальных товаров.

2 Малые предприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых государств. В странах ЕС на их долю приходится 63 - 67 % ВВП и свыше 70 % работающего населения, в США - 50-52 и 54 %, в Японии - 52-55 и 78 % соответственно.

Таких успехов малый бизнес зарубежных стран достиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях.

Очевидно, что активная поддержка малого бизнеса западными государствами объясняется не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развития в мире.

3 Малый бизнес Республики Беларусь представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны.

Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики они считаются гибкими и эффективными с точки зрения затрат, они быстро приспосабливаются к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких, как розничная торговля или определенные виды услуг. Но малые предприятия эффективны лишь при определенных условиях. То есть, необходима грамотная экономическая политика, которая позволила бы и в Беларуси полностью реализовать потенциал малых предприятий. Однако на практике малые предприятия сталкиваются с рядом преград и барьеров, не позволяющих им эффективно развиваться и влияющих на их невысокую выживаемость. Развитие частного сектора сдерживается общей сложностью ведения бизнеса, включая сложную налоговую систему, недостаточно защищенные права инвестора, отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов, сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации товаров и услуг и др.

4 Для активизации малого предпринимательства в Беларуси необходимо устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.

На сегодня существует еще целый ряд возможностей для того, чтобы вклад малого и среднего бизнеса в ВВП значительно увеличился. По-прежнему остро стоят вопросы, требующие пристального внимания: отмена регулирования цен, совершенствование антимонопольного законодательства, сокращение числа налогов, уменьшение размеров штрафных санкций, упрощение документооборота, ускорение приватизации, упрощение сертификации товаров и услуг, обеспечение доступности кредитных ресурсов, прозрачность в экономической политике.

И, тем не менее, вектор на либерализацию задан, есть надежды, что правительство будет предпринимать дальнейшие шаги по улучшению условий функционирования бизнеса, деловой климат в Республике значительно улучшится и белорусский бизнес выйдет на передовые позиции.

 

Список использованных источников

 

  1. Алейников, А.Н. Предпринимательская деятельность: Учеб.-практ. пособие. - М.: Новое знание, 2003. — 304 с.
  2. Аналитические доклады «О социально–экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за 2001-2009 гг. http://minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/
  3. Балашевич, М.И. Экономика малого бизнеса. Мн.: БГЭУ, 2005. –231 с.
  4. БСП продолжает диалог. Итоги работы Белорусского союза предпринимателей за 3 года, подведенные Х съездом БСП – «Индивидуальный предприниматель», 2008, №10, с.9.
  5. Германович, Г.В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по их оценке в Республике Беларусь//Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2003. - №12. – с.2-24
  6. Горбань, О.П. Роль малого бизнеса в рыночной экономике, Научно-практическая конференция, 2007, МГТУ, кафедра экономки и управления www.mstu.edu.ru/publish/conf/11ntk/section8/section8_24.html [Электронный ресурс] - Дата доступа: 27.10.2013.
  7. Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721 // http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20901721#Заг_Утв_1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 27.10.2010.
  8. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (с изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] - Дата доступа: 19.10.2010.
  9. Гринберг, Р.С. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. – М.: Наука, 2006. – 258 с.
  10. Дьячкина, Л. Малый и средний бизнес Великобритании// Проблемы теории и практики управления – 2006. - №3 – с.92-102.
  11. Информационная система инфраструктуры поддержки предпринимательства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.svoedelo.by
  12. Малый и средний бизнес в Беларуси. // Исследовательский центр ИПМ. Исследования. Прогнозы. Мониторинг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.research.by
  13. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 годы. - Мн.: Юнипак, 2004. - 202 с.
  14. О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г. № 3: декрет Президента № 8 от 26 июня 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 03.11.2010.
  15. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: декрет Президента № 1 от 16 января 2009 г.) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 12.10.2010.
  16. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства, с послед. изм. и доп.: Закон Республики Беларусь 21 мая 2009 г. N 255 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 10.11.2010.
  17. О переводе жилых помещений в нежилые и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152: Указ президента № 479 от 25 сентября 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 10.11.2010.
  18. Основные направления социально-экономического развития РБ на 2006-2015 годы// Экономический бюллетень НИЭИ. – 2007, №1, с.4-21.
  19. Малое предпринимательство в Республике Беларусь 2010. Статистический сборник. – Мн.: Министерство статистики и анализа РБ, 2010. – 310 с.
  20. Положение о лицензировании − Положение о лицензировании отдельных видов деятельности: декретом Президента Республики Беларусь , 14 июля 2003 г. № 17, с послед. изм. и доп. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 10.11.2010.
  21. Предпринимательство. // Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.economy.gov.by
  22. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2020 годы. - Мн.: 2005.
  23. Соколинская, Т. Политика стабилизации: опыт Германии // Банкаускi веснiк. - 2006. - N 10. - С. 10-15.
  24. Судакова, Н.А. Американские индивидуальные предприятия: современное состояние и организация. //Ж.США Канада – экономика – политика – культура. 2008, №5, с.93-113
  25. Тэмпан, Л.Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран. Учебн.пособие /Под ред. В.А. Швандара. – М.: Юнита-Дана, 2001. – 287 с.

 

 


Информация о работе Роль и место малого бизнеса в развитии экономики Республики Беларусь