Роль и место России в международной торговле (в современных условиях)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение роли и места России в международной торговли в настоящее время.
Практическая значимость курсовой работы заключается в основных выводах и выявленных направлениях совершенствования международной торговли, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении процессов интеграции России в мировую торговлю, а также при оценке последствий вступления России в ВТО.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ (НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКОВ)
1.1 Основные тенденции развития мировой торговли
1.2 Динамика и структура внешней торговли России
ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
2.1 Вступление РФ в ВТО и необходимость модернизации внешнеторговой политики РФ
2.2 Совершенствование международной специализации РФ в условиях вступления в ВТО
ГЛАВА 3. СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
3.1 Стабилизационный фонд, его сущность и зарубежный опыт
3.2 Стабилизационный фонд РФ, необходимость использования его средств для совершенствования структуры экспорта РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Роль и место России.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Улучшение конъюнктуры  на внешних рынках, с одной стороны, позитивно влияло на ситуацию в стране. Оно способствовало заметному росту доходов экспортеров и импортеров и, соответственно, налоговых стимулирующее - на импорт.

По существу страна столкнулась  со всеми классическими симптомами так называемой голландской болезни. Термин "голландская болезнь" возник в начале 80-х годов прошлого века, когда Нидерланды благодаря поставкам газа в другие страны резко увеличили экспорт. Это расширило совокупный спрос, подтолкнуло рост внутренних цен, укрепило курс национальной валюты. Однако затем последовали увеличение импорта, ухудшение состояния платежного баланса, изменение ценовой структуры экономики и утрата конкурентоспособности в ее отдельных сегментах. Наличие голландской болезни в России ряд специалистов категорически отрицает. Одни считают, что в случае с Голландией имел место эффект неожиданного открытия месторождений газа в Северном море, а в России, издавна экспортирующей энергоресурсы, такого эффекта нет. Другие специалисты экспортной и импортозамещающей продукции. Это относится как к готовым изделиям, так и к сырьевым товарам. Укрепление рубля в конечном итоге подталкивает увеличение импорта. Снижается и эффективность экспорта (отношение затрат на его осуществление к выручке), которая при достижении определенного предела может сделать поставки на внешний рынок экономически нецелесообразными. Все это - наглядные симптомы голландской болезни5.

Опыт других стран показывает, что  голландскую болезнь можно преодолевать6. Для этого используются меры, помогающие избегать укрепления национальной валюты, например, интервенции центрального банка на внутреннем валютном рынке и централизация сверхдоходов от экспорта в специальном фонде, а также тарифные и нетарифные ограничения экспорта и импорта. Но в долгосрочном плане более эффективно направление части оборудования, которая и прежде была незначительной, упала ниже 8% (Приложение 7).

Для сравнения: в мировом экспорте доля машин и оборудования в последние  годы достигла 40%, в экспорте США  и ФРГ устойчиво составляет почти 50%, а в Японии – 70%7.

Крайне неблагоприятной особенностью российского экспорта продукции обрабатывающих отраслей является то, что более половины его приходится на низкотехнологичную продукцию, чуть больше 40% - на рядовую по технологии и лишь 1.5-1.8% -на наукоемкую, высокотехнологичную. И это при том, что в мировом экспорте на продукцию высокотехнологичных отраслей уже приходится около 17%. Более 90% машинотехнической продукции, выпускаемой в России, уступают по конкурентоспособности аналогичным западным образцам (Приложение 8).

Economic Forum (WEF) недавно опубликовала очередной доклад о мировой конкурентоспособности. В соответствии с этим документом в рейтинге макроэкономической конкурентоспособности основных стран мира в 2001 и 2002 гг. наша страна занимала лишь 56-е и 58-е места против 46-го места в 1998 г8. Кроме промышленно развитых стран впереди России по этому показателю находятся также Южная Корея, Малайзия, Словения, Венгрия, Эстония, Чили, Тунис и др.

В последние годы все  большее число российских ученых и специалистов весьма скептически оценивают фактический уровень нашего научно-технического потенциала и способность страны к «интеллектуальному взрыву» в ближайшей или даже среднесрочной перспективе. И это вполне объяснимо. В абсолютном выражении (в пересчете по паритету покупательной способности валют) Россия в последние годы затрачивала на науку меньше Японии в 9.3 раза, Германии - в 4.7, Франции - в 2.8 раза, до 80, газовой - с 59 до 73, угольной - с 52 до 64 и электроэнергетике - с 58 до 63. Столь же неблагополучно и в обрабатывающей промышленности, где износ основных фондов продолжается высокими темпами. Кроме того, более 50% российских магистральных нефтепроводов эксплуатируются уже 25 лет при нормативе 30 лет, 13% - свыше 30 лет (20% - в пределах 20-30 лет) и только около 35% - 10-20 лет. Техногенные катастрофы стали реальностью повседневной жизни ТЭК, примером чего может служить недавняя авария в электрических сетях Мосэнерго.

В специализации на добыче топлива зачастую видят свидетельство  технико-экономической отсталости. Для России это, скорее всего, так. Но мировой опыт показывает, что сырьевая специализация не только не мешает, но даже помогает отдельным странам добиваться весомых экономических успехов. Так, в десятку наиболее конкурентоспособных стран мира входят 52%)9.

Для этого, указывают специалисты, потребуется увеличить пропускные способности транспортной инфраструктуры, прежде всего путем строительства новых трубопроводов на балтийском, северном и азиатском направлениях. Они также отмечают, что увеличение экспортных поставок энергоресурсов приведет к росту совокупного предложения на внешних рынках и снижению мировых цен. Немаловажно также и то, что разведанные запасы минерального сырья в последние годы постоянно сокращаются, поскольку добыча существенно опережает их прирост. Минеральные ресурсы при всем их богатстве все-таки небезграничны. Поэтому было бы рациональным по возможности сохранять их для будущих поколений. Очевидно, что все эти обстоятельства, осложняющие наращивание экспорта

Для сравнения укажем, что в советский период машины и оборудование гражданского назначения составляли до 1/5 всего экспорта. Такая доля техники в объеме экспорта обеспечивалась за счет ее поставок в страны СЭВ. Важную роль в индустриализации экспорта играли также техническое содействие и экономическая помощь социалистическим и развивающимся странам в строительстве крупных объектов.

Нынешнее состояние  машиностроения не дает оснований рассчитывать на ускоренное увеличение экспорта машин, оборудования и транспортных средств  в ближайшие годы. Незначительные и прежде возможности российских машиностроителей выпускать продукцию, удовлетворяющую требованиям мировых рынков, за последние годы еще более сузились. Опросы руководителей промышленных предприятий показывают, что в сравнении с другими отраслями машиностроение имеет худшие показатели по возрасту и производительности оборудования, качеству продукции,

ническую сферу, не была технологическим лидером ни в  одной из обрабатывающих отраслей гражданского назначения и располагала конкурентными  преимуществами только в оборонной промышленности. Поэтому в развитии экспорта заметную роль играло военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами.

По мнению экспертов, поставки отечественных вооружений смогут оставаться относительно стабильными  в условиях, пока интерес к ним проявляют наиболее крупные покупатели - Китай и Индия, на которых в последние годы приходится 60-80% российского экспорта оружия. Продолжение оружейного экспорта для России по существу равнозначно сохранению оборонного комплекса промышленности: более 90% его продукции реализуется за рубежом10. Эксперты считают, что сохранение экспорта в российском импорте непомерно высока для страны, в которой 11% самодеятельного населения занято в сельском хозяйстве, доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья (примерно 1/5).

Конечно, страна и дальше может жить, не меняя свою внешнеэкономическую  специализацию. Вполне успешно развиваются, как уже говорилось, Австралия  и Норвегия, в экспорте которых  на минеральное сырье и металлы  приходится соответственно 42 и 72%. Некоторые специалисты считают, что дальнейший экономический рост в нашей стране только и может быть обеспечен за счет имеющегося конкурентного преимущества - добычи, переработки и экспорта природных ресурсов, в

Основные тенденции  развития мировой торговли выражаются следующим образом: объединение, интеграция, унификация, рост открытости и либерализация, с одной стороны, и регионализация, специализация, социально-экономическая дифференциация, диверсификация, сепаратизм и протекционизм с другой.

Таким образом, за последние  годы Россия укрепила свои позиции  на рынках.

 

 

ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

 

2.1 Вступление РФ в  ВТО и необходимость модернизации  внешнеторговой политики РФ

 

Важнейшая задача для России на сегодняшний день – стать частью глобальной экономической системы на равных. При глобализации экономических процессов западный мир выступает за прозрачность, транспарентность, а по существу – за отслеживание всех финансовых потоков. Если в РФ не будет налажена такого рода система мониторинга, то рано или поздно вход в западное сообщество для нее будет закрыт.

Россия строит открытую экономику, и ее участие в международных  экономических организациях, одной  из которых является Всемирная торговая организация (ВТО), закономерно. Вместе с тем российский рынок находится в стадии становления, многие его параметры существенно уступают аналогичным показателям западных рынков, что требует взвешенного подхода при принятии решения о вступлении в ВТО, согласованного с осуществляемыми государством реформами и уровнем

изучение торгового  режима России и выработку условий  ее участия в ВТО.11 Соглашение об учреждении ВТО представлено в Приложении 11.

Переговорный процесс  по присоединению России к ВТО  начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

После представления  в 1998 году Россией первоначальных предложений  по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу

1. Переговоры по тарифным  вопросам. Их цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

К настоящему моменту  переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены почти со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО: ЕС, Китай, Корея, Новая Зеландия, Венесуэла, Мексика, Норвегия, Аргентина, Бразилия, Япония, Индия, Канада и др. Из них с 10 членами ВТО имеется понимание, что они поддержат присоединение России к ВТО без проведения двусторонних переговоров уровне тарифной защиты.12

2. Переговоры по сельскохозяйственной  проблематике. Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет

рынок услуг практически  со всеми членами РГ, с которыми проводились двусторонние переговоры: Венгрией, ЕС, Китаем, Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой, Норвегией, Турцией, Эквадором, Грузией, Киргизией, Молдавией, Болгарией, Египтом, Канадой. С Японией, Индией Парагваем, Болгарией переговоры завершены. Данные о внешней торговле услугами со странами представлены в Приложении 14.

Переговоры по услугам  продолжаются в настоящее время  с США и Австралией.

Наиболее сложно переговоры продвигаются по «таким чувствительным»  секторам как финансовые и «энергетические» услуги, доступ на российский рынок  которых представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. Кроме того, некоторые страны были весьма которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы:13

1) несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д.

вопросам, двусторонние и многосторонние консультации по сельскому  хозяйству, применению санитарных и фитосанитарных мер в торговле. В ходе многостороннего обсуждения отдельных разделов проекта Доклада РГ обсуждались вопросы таможенного регулирования, применения антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер. Были согласованы три раздела проекта Доклада РГ: «Защитные меры в торговле»; «Тарифные изъятия»; «Налогообложение импорта». Были завершены двусторонние переговоры с делегацией Панамы по доступу на рынок услуг. В ходе формального заседания РГ ряд членов РГ, в том числе Китай, высказался за скорейшее присоединение России к ВТО.

С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства так и при координации процесса присоединения к ВТО заинтересованными сторонами «четверки».

Информация о работе Роль и место России в международной торговле (в современных условиях)