Роль и место России в международной торговле (в современных условиях)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение роли и места России в международной торговли в настоящее время.
Практическая значимость курсовой работы заключается в основных выводах и выявленных направлениях совершенствования международной торговли, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении процессов интеграции России в мировую торговлю, а также при оценке последствий вступления России в ВТО.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ (НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКОВ)
1.1 Основные тенденции развития мировой торговли
1.2 Динамика и структура внешней торговли России
ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
2.1 Вступление РФ в ВТО и необходимость модернизации внешнеторговой политики РФ
2.2 Совершенствование международной специализации РФ в условиях вступления в ВТО
ГЛАВА 3. СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
3.1 Стабилизационный фонд, его сущность и зарубежный опыт
3.2 Стабилизационный фонд РФ, необходимость использования его средств для совершенствования структуры экспорта РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Роль и место России.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Большая информационная работа по обсуждению российской позиции  на переговорах по присоединению  ВТО проводится с представителями  российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.

сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

Теоретически необходимость  модернизировать внешнеторговую политику РФ очень велика, Россия благодаря этому может получить:

— во-первых, это выход  в унифицированное международное  правовое пространство, базирующееся на нескольких десятках соглашений и  других документов ВТО. Они содержат основополагающие принципы торговли (наибольшего  благоприятствования, национального режима, гласности ее регулирования и др.), которые направлены на обеспечение стабильных и предсказуемых условий деятельности всем экспортерам и импортерам. Тем самым Россия получит защиту от торговой дискриминации.

Например, США ввели серьезные ограничения на ввоз российской стали, и отечественные металлурги теряют сотни миллионов долларов. Если бы Россия была членом ВТО, она могла бы защитить интересы национальных компаний, поскольку США не имели бы права вводить меры по ограничению российского экспорта в том виде, в котором они действуют сегодня.14

— во-вторых, став членом ВТО, одной из крупнейших и влиятельнейших международных экономических организаций, Россия получит

положениями документов ВТО, что вполне отвечает интересам российских экспортеров и импортеров.

Присоединение России к  ВТО неизбежно приведет и к  некоторым потерям. Первое — защита многих российских отраслей, находящихся  сегодня в кризисном состоянии, будет затруднена в случае значительного  облегчения доступа на российский рынок иностранных товаров и услуг, чего добиваются партнеры России по переговорам о ее присоединении к ВТО.

Прежде всего, по оценкам  аналитиков, пострадают от наплыва  западных конкурентов российский агропромышленный комплекс, текстильная промышленность и авиастроение. Но вступление в ВТО не отменяет российского закона «О защите государственных интересов в торговле внешнеторговыми товарами». И если, например, руководители наших птицефабрик обратятся в правительство с просьбой защитить их бизнес от

внутренним таможенным регулированием и поэтому не подпадающие  под юрисдикцию правил ВТО.

И, наконец, четвертое  — вступление в ВТО может осложнить  продвижение по пути интеграции России со странами СНГ, особенно в рамках Таможенного союза. Несмотря на то, что между членами Таможенного союза имеется договоренность о взаимных консультациях по

степени будет зависеть от того, насколько эффективно станет проводиться торгово-экономическая  политика России как члена ВТО, использоваться новый арсенал инструментов в  торговых отношениях и переговорах, направленных на отстаивание собственных экономических интересов.15

В целом присоединение  к ВТО стратегически выгодно  России. Это признается многими как  внутри страны, так и за ее пределами. Другое дело — тактика отношений  с этой организацией, сроки и условия присоединения. Здесь точки зрения не совпадают. Определенная часть специалистов и представителей российского бизнеса считает, что РФ сейчас не готова к открытию своих рынков в соответствии с нормативами ВТО. Более того,

• обеспечение «прозрачности» естественных монополий, их тарифной политики и финансовых потоков;

• повышение эффективности  контроля за экспортом энергоносителей  и металлов, в том числе, возможно, и через обязательное осуществление  внешних расчетов по этим товарам  через банки с государственным  участием;

• создание механизма  противодействия занижению экспортных цен российскими экспортерами, в том числе - через восстановление государственного мониторинга внешнеторговых цен, их сопоставление с издержками и ценами конкурентов (это может облегчить переговоры с ВТО по антидемпинговым процедурам для российского экспорта).16

 

2.2 Совершенствование  международной специализации РФ  в условиях вступления в ВТО

 

Ключевой особенностью развития российской экономики в  перспективе является необходимость одновременного повышения уровня жизни и развертывания модернизации национального хозяйства в условиях вступления России в ВТО. Это будет происходить в условиях значительного масштабного отвлечения ресурсов на обслуживание внешнего долга и

производственных мощностей. Прогрессирующее недоинвестирование электроэнергетики через два-три года может вывести экономику страны на ресурсные ограничения, что существенно затормозит экономическую динамику. На отраслевых рынках действие структурных ограничений проявится в снижении эластичности предложения по отношению к спросу, повышении цен и частичном замещении отечественных изделий импортными.17 В Приложении 15 представлены в динамике данные промышленного производства.

В рамках нынешней утяжеленной  структуры экономики, слабости рыночных институтов, устаревшей материально-технической базы требуемая динамика и качество развития в принципе недостижимы, следовательно, инерционное развитие экономики оказывается тупиковым. Дальнейшая экспортно-сырьевая ориентация развития будет означать крайне неэффективное использование имеющегося потенциала.

отсталость страны). На первоначальном этапе это наполнение будет происходить в значительной мере за счет импорта.18

Правительство предполагает принять меры, направленные на стимулирование интенсивного обновления производственно-технологического аппарата, в целях обеспечения производства товаров и услуг с более высокой долей добавленной стоимости, способных повысить конкурентоспособность российской экономики в мировом хозяйстве.

Переход к динамичному экономическому росту вызовет расширение внутреннего спроса на энергосырьевые ресурсы, что будет сопровождаться постепенным приближением внутренних цен на сырье к мировым и может привести к усилению инфляции издержек и снижению доходов предприятий.

Важным фактором, влияющим на экономическую ситуацию в стране, остается обменный курс рубля. Возможны два принципиально разных варианта экономической политики, которые условно можно охарактеризовать как политики слабого или сильного рубля.

Сохранение слабого  рубля повышает конкурентоспособность отечественных товаров, как на внутренних, так и на внешних рынках, обеспечивая, таким образом, более высокие краткосрочные темпы экономического роста. Однако, такая политика имеет и ряд негативных последствий.

Прежде всего, защищая  производство от внешней конкуренции, она ослабляет стимулы для проведения модернизации экономики, консервирует существующую неэффективную структуру экономики. Наращивание необходимого при данном сценарии наращивания инвестиций служат сокращение оттока российского капитала и, в меньшей степени, прямые иностранные инвестиции. Реализация данного варианта политики требует кардинального улучшения инвестиционного климата за счет проведения широких структурных реформ и укрепления базовых институтов государства.

Укрепление рубля стимулирует импорт машин и оборудования из стран дальнего зарубежья, что является важным фактором модернизации производства. Более равномерное распределение доходов обеспечит при этом более равномерное развитие отраслей, не сконцентрированное в сырьевом секторе. Важно также иметь в виду, что более сильный рубль, при прочих равных условиях, означает также более высокий уровень реальных доходов населения.

Ключевой тактической  проблемой реализации политики сильного рубля будет переключение на импорт инвестиционно-технологических ресурсов из развитых стран при сохранении экономически эффективной кооперации с государствами СНГ, особенно в области инвестиционного машиностроения.

1. Привлечение инвестиций  частного сектора, прямых иностранных  инвестиций, которые должны стать основным источником модернизации экономики России (Приложение 17).

Важным источником инвестиций в развитие экономики России должны стать внутренние инвестиционные ресурсы - сбережения населения, накопления предприятий.

Для их эффективного использования необходимо развитие финансовой инфраструктуры - банковской системы, фондового рынка, рынка страховых услуг, а также разработка и совершенствование индивидуальных инвестиционных схем.

Перспективным источником финансирования инвестиционных потребностей экономики России являются прямые иностранные инвестиции. Помимо содействия технологическому обновлению основных фондов обеспечения гарантии прав собственности и равных условий конкуренции, либерализации валютного регулирования.19

2. Обеспечение максимальной эффективности инвестирования бюджетных средств.

В условиях ограниченности объемов прямого государственного инвестирования за счет федерального бюджета в отдельные отрасли, производства и секторы экономики  необходимо определить приоритеты и сроки предоставления государственной поддержки, обеспечить ее эффективность и прозрачность, а также тщательную оценку объектов поддержки.

числе соглашений о разделе  продукции (СРП), а также договоров  концессии, заключаемых государством с частными инвесторами.

Для осуществления эффективного экономического и организационно –  правового регулирования деятельности в области СРП политика Правительства  Российской Федерации в период до 2007 года должна реализовываться в  следующих направлениях:20

— уточнение и детализация стратегии применения режима СРП в Российской Федерации (уточнение программы освоения запасов минерально-сырьевых ресурсов на условиях СРП до 2020 года);

— упрощение процедур заключения СРП, жесткая регламентация  процедур и сроков принятия решений  для российских органов исполнительной власти, вовлеченных в процессы подготовки и реализации проектов СРП;

70%; химия и нефтехимия, машиностроение и металлообработка, где износ мощностей достигает  50%.21

Вложив часть средств  Стабфонда не в облигации или  акции иностранных эмитентов, а в импорт передовых промышленных технологий можно не только компенсировать износ промышленных фондов, но и создать принципиально иной качественный задел для устойчивого экономического роста.

 

Основной задачей России в настоящее время является интеграция в глобальную экономическую систему (ВТО). В 1993 году была подана двух направлениях:

  1. привлечение инвестиций частного сектора, прямых иностранных инвестиций;
  2. обеспечение максимальной эффективности инвестирования бюджетных средств.

Также необходимо отметить Стабфонд РФ как возможный источник модернизации экономики.

 

 

ГЛАВА 3. СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ  ДИВЕРСИФИКАЦИИ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЙ  ТОРГОВЛИ РОССИИ

 

3.1 Стабилизационный фонд, его сущность и зарубежный  опыт

 

Стабилизационный фонд Российской Федерации представляет собой фонд денежных средств, формируемый за счет доли налоговых доходов федерального бюджета в периоды благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть, и используемый для погашения государственного внешнего долга Российской Федерации и поддержания стабильного уровня непроцентных расходов федерального бюджета в периоды неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть.

Средства Стабилизационного  фонда должны использоваться в двух целях: во-первых, для поддержания относительно стабильного уровня непроцентных расходов федерального бюджета в периоды неблагоприятной

- доходов от инвестирования  Центральным банком Российской  Федерации временно свободных  средств Стабилизационного фонда  в высоколиквидные надежные финансовые активы на условиях, предусмотренных статьей 6 Федерального закона РФ «О стабилизационном фонде».

Стабилизационный фонд Российской Федерации формируется  за счет доли налоговых доходов федерального бюджета, определяемой по формуле:

 

, (1)

 

где R – отчисления в Стабилизационный фонд;

денежной массы в 2006 году по сравнению с предыдущим годом  существенно снизилась. К такому выводу пришли аналитики инвестиционного  банка «Траст», проанализировав  динамику прироста Стабфонда.

По оценкам Минфина РФ, объем Стабилизационного фонда на 1 марта составил 1трлн. 563 млрд. рублей. По сравнению с предыдущим месяцем он увеличился на 104 млрд. рублей.

Аналитики обращают внимание, что в ноябре-декабре 2005 года при  сравнимых мировых ценах на нефть  Стабилизационный фонд увеличился на 142 млрд. рублей и на 154 млрд. рублей соответственно. Смущает тот факт, что в феврале 2005 года он пополнился всего на 60 млрд. рублей, однако диапазон мировых цен на нефть тогда составлял $25-$30 за баррель, в то время как сейчас он достигает $55-$60.22

Информация о работе Роль и место России в международной торговле (в современных условиях)