Роль и место России в международной торговле (в современных условиях)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение роли и места России в международной торговли в настоящее время.
Практическая значимость курсовой работы заключается в основных выводах и выявленных направлениях совершенствования международной торговли, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении процессов интеграции России в мировую торговлю, а также при оценке последствий вступления России в ВТО.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ (НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКОВ)
1.1 Основные тенденции развития мировой торговли
1.2 Динамика и структура внешней торговли России
ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
2.1 Вступление РФ в ВТО и необходимость модернизации внешнеторговой политики РФ
2.2 Совершенствование международной специализации РФ в условиях вступления в ВТО
ГЛАВА 3. СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
3.1 Стабилизационный фонд, его сущность и зарубежный опыт
3.2 Стабилизационный фонд РФ, необходимость использования его средств для совершенствования структуры экспорта РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Роль и место России.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

стабилизационные фонды  существуют, хотя они по-разному  институционально позиционированы. В  одном случае это стерилизаторы  избыточного притока валюты от благоприятной  конъюнктуры, в другом случае - это  фонды будущего поколения. Обратимся к мировому опыту создания и функционирования Стабилизационных фондов.

К концу 90-х годов XX века стабилизационные фонды и их аналоги действовали, по крайней мере, в 15 странах или отдельных регионах государств. Существующие в различных странах мира государственные

невосполняемых ресурсов. Основное различие между данными  типами фондов заключается в целях  создания фондов: непосредственно стабилизационные фонды создаются для сглаживания  колебаний в доходах и расходах государственного бюджета, дополнительном финансировании государственных расходов на территориях, где ведется добыча ископаемых. Фонды будущих поколений рассчитаны на их использование, после того как месторождения природных ископаемых будут исчерпаны, либо для выплаты дополнительных (квази-рентных) платежей населению территорий, на которых ведется добыча ископаемых. В ряде случаев фонды выполняют смешанные роли (как, например, в канадской провинции Альберта, в штате Аляска, в Кувейте, Норвегии и Папуа – Новая Гвинея).

создан в 1995 году в  Нигерии с целью получения дополнительных доходов государственного бюджета для финансирования здравоохранения, образования и других государственных услуг.

Наиболее успешно и  стабильно действующих фондов в  мире шесть: Аляски, Венесуэлы, Кувейта, Норвегии, Омана и Чили. Основные характеристики и особенности данных фондов (в части цели создания, порядка формирования, использования, управления, объема) в кратком виде представлены в Приложении 18.

Норвегия. Норвежский Государственный  нефтяной фонд (State Petroleum Fund) был учрежден в 1990 году. Необходимость создания фонда

базового портфеля, относительно доходности которого производится оценка эффективности использования средств  Фонда. Текущее управление активами Фонда осуществляется Центральным  банком. В настоящее время, активы Фонда состоят из иностранных финансовых активов (государственные облигации, ценные бумаги компаний, не связанных с нефтью), в том числе, для замедления роста реального курса национальной валюты.

Опыт десятилетней работы Фонда оказался чрезвычайно успешным. Так, поддержание сбалансированного бюджета позволило сгладить колебания совокупного внутреннего спроса, снизить инфляционное давление

над базовой долгосрочной ценой. Использование средств Фонда  разрешено Правительству в случае, если фактическая текущая цена находится ниже базовой. Объем средств, которое Правительство может изъять из Фонда, рассчитывается по той же самой формуле, до полного использования ресурсов Фонда. Принципы накопления и использования средств Фонда направлены на независимость от влияния политических сил и лобби, тем не менее, в конце 1980-х годов средства Фонда использовались для выплаты внешнего долга и субсидирования внутренних цен на бензин.

Особенностью функционирования стабилизационного фонда в Чили является то, что его правила применяются только к доходам государственной медной компании (CODELCO), являясь, по сути, для нее дополнительным

Принцип накопления и  расходования средств Фонда прост: в нем депонируются все полученные доходы для каждого из трех бенефициаров (центральное, региональные правительства, государственная нефтяная компания) сверх установленных базовых величин доходов. Формула расчета базовых величин доходов несколько отличается для каждого из бенефициаров, но во всех случаях она основана на пятилетнем среднем уровне цен на нефть. Использование средств Фонда может осуществляться (с одобрения Конгресса) в двух случаях: если доходы от экспорта нефти находятся ниже базовой величины, или объем средств Фонда превысил 80% от среднего годового объема доходов от экспорта нефти за последние 5 лет. В последнем случае центральное Правительство имеет право использовать

Аляска. В штате Аляска действуют, фактически, два фонда: сберегательный фонд – Постоянный фонд Аляски (Alaska Permanent Fund) и стабилизационный фонд – Конституциональный бюджетный резервный фонд (Constitutional Budget Reserve Fund).

Постоянный фонд Аляски был учрежден в 1976 году как трастовый  фонд для будущих поколений. Его  основной целью является создание инвестиционной базы, которая могла бы обеспечить доходы для будущих поколений, когда запасы нефти истощатся.

Фонд формируется за счет 25% отчислений от всего объема платежей за использование минеральных  ресурсов, роялти, федеральных платежей по разделению доходов от минеральных  ресурсов и трансферов, получаемых

Основной целью Фонда  является компенсация падения в  доходах бюджета штата, в том  числе, для финансирования кассового  разрыва в течение фискального  года.

Однако доходы Фонда  не связаны с изменением цен на нефть. Их объем определяется ежегодно Конгрессом штата как часть налоговых доходов и роялти, а также доходов Фонда от инвестиций. Расходование средств Фонда также осуществляется по решению Конгресса, их предельный (верхний) объем должен быть утвержден тремя четвертями голосов каждой палаты. Средства Фонда предоставляются правительству штата в виде кредита, который должен быть возвращен в период бюджетного профицита.

Использоваться для  обслуживания государственного долга  и государственных инвестиций. Четкие правила формирования Фонда и  использования его средств отсутствуют. Расходование средств разрешается с одобрения Совета министров.

Оба фонда управляются  независимым от правительства Кувейтским инвестиционным агентством (Kuwait Investment Authority). Средства фондов инвестируются в иностранные финансовые активы.

Отличительной чертой функционирования фондов в Кувейте является запрет на распространение информации об объеме их средств. Однако размер средств фондов должен быть значительным, так как  на протяжении последних лет профицит бюджета Кувейта превышал 10% ВВП.

Оман. Поскольку разведанные  резервы Омана относительно малы (на Центральном банке Омана.

 

3.2 Стабилизационный фонд  РФ, необходимость использования  его средств для совершенствования  структуры экспорта РФ

 

Главная функция Стабилизационного  фонда РФ - защита федерального бюджета от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и сглаживание влияния мировых цен на нефть, на денежно-кредитную сферу.

Такой подход представляется вполне обоснованным, поскольку непредсказуемые  изменения бюджетных и денежно-кредитных показателей оказывают негативное воздействие на инвестиции и экономический рост. Вместе с тем, некоторые страны при формировании стабилизационных фондов совмещают эти приоритетные цели с долгосрочным сбережением части доходов от использования невозобновляемых природных ресурсов в пользу будущих поколений.

Покрытие дефицита ПФР, вызванного снижением ставки ЕСН, за счет средств бюджета связано  с необходимостью выполнения обязательств государства по выплате пенсий до того момента, когда увеличение налогооблагаемой базы в результате выхода бизнеса из тени сократит дефицит ПФР. Это - вынужденная временная мера, снижающая роль стабилизационного фонда в качестве регулятора денежного предложения, которое будет меняться в зависимости от размера дефицита ПФР.

Вместе с тем, проблема дефицита ПФР вызвана не только снижением  ставки ЕСН, а также ухудшением соотношения  между численностью работников и  пенсионеров. По прогнозу ПФР, дефицит  Пенсионного фонда сохраняется  на длительную перспективу. Поэтому  финансировать его за счет стабилизационного фонда нецелесообразно. Дефицит ПФР должен финансироваться в составе непроцентных расходов федерального бюджета.

Начиная со следующего года, резко ускорится процесс быстрого снижения коэффициента замещения среднего размера трудовой пенсии в распределительной системе, что требует детального анализа.

Расходы на замещение  внешних заимствований либо досрочное  погашение внешнего долга выглядят более предпочтительно, чем вложение средств в ценные бумаги в иностранной  валюте, поскольку:

- расходы бюджета по  обслуживанию внешнего долга  больше, чем доходность высоколиквидных  активов в иностранной валюте;

- иностранные активы  в силу своей высокой ликвидности  подвержены ценовым изменениям.

Вариант III - использование  средств Стабилизационного фонда на непроцентные расходы, включая инвестиции.

Основные направления  использования средств стабилизационного  фонда в качестве непроцентных расходов:

1. Финансирование постоянных  текущих расходов;

Что касается временных  обязательств, то это может создать определенные риски для бюджета и экономики, поскольку предполагаемое в будущем сокращение расходов либо увеличение доходов может по тем или иным причинам не состояться.

Относительно разовых  обязательств - обязательств, ограниченных по размерам и по времени их исполнения – можно сказать, что средства Стабфонда необходимо использовать на проведение структурных реформ и, прежде всего, сокращение «узких» мест, препятствующих росту экономики, инвестиции в развитие инфраструктуры и инноваций.

В настоящее время проекты, связанные с возникновением как временных, так и разовых обязательств, имеющие более высокую эффективность, чем погашение внешнего долга, требуют существенной и длительной подготовки.

Влияние использования  средств Стабфонда в качестве непроцентных расходов на денежно-кредитную сферу. Следствием роста непроцентных расходов является ускорение инфляционных процессов и рост реального курса рубля. Инфляционный эффект увеличения непроцентных расходов во многом определяется тем, на какие цели используются эти средства. При их направлении на инвестиционные, инновационные проекты инфляционные последствия будут значительно ниже, чем при финансировании социальных программ. Как показывают расчеты, возвращение в экономику около 300 млрд. руб. приведет к увеличению денежной массы (агрегат М2) дополнительно на 3-6% в зависимости от варианта использования средств. Таким образом, годовой прирост М2 составит более 33% вместо прогнозируемых 27%. Соответствующие расчеты показывают, что в этом случае инфляция увеличится с 8,5% до примерно 9-10% (Приложение 19).

Импортные товары, что  приведет к увеличению импорта и  замещению товаров отечественного производства импортными товарами в  потреблении домашних хозяйств и  предприятий, снижению спроса на товары российского производства и, соответственно, к уменьшению темпов роста в секторах с высокой добавленной стоимостью, что, в свою очередь, приведет к снижению темпов роста ВВП.

Необходимо отметить, что ускорение темпов роста эффективного курса рубля в средне- и долгосрочной перспективе будет оказывать большее влияние на конкурентоспособность экономики, чем в последние годы, поскольку в настоящее время реальный обменный курс рубля к доллару США находится на уровне всего лишь на 10-15 процентов меньше предкризисного 1997 года и в ближайший годы этот запас будет исчерпан.

Резервов (до 10-15 млрд. долл. США в год) для обеспечения  роста монетизации экономики  потребуется ежегодное расширение денежного предложения в ближайшие  годы в сумме 150-200 млрд.рублей. Это  объясняется тем, что по мере увеличения денежного предложения роль чистых международных резервов (ЧМР) как источника пополнения денежного предложения ежегодно сокращается.

Таким образом, проведенные  расчеты показывают, что повышение  с 2006 года базовой цены на нефть с 20 до 21-21,5 долларов США за один баррель не окажет негативного влияния на денежно-кредитную и валютную сферу. В Приложении 20 представлены цены на нефть на мировом рынке.

позитивных результатов  в экономике. В Норвегии снизилась  инфляция, уменьшились колебания внутреннего спроса. В Чили после создания фонда дефицитная бюджетная политика сменилась профицитом. Это способствовало снижению инфляции, обеспечению высоких темпов роста.

В целях сохранения макроэкономической сбалансированности в среднесрочной  перспективе предлагается:23

1. С 2006 года увеличить  базовую цену на нефть марки  «Юралс» для формирования стабилизационного  фонда до 21 доллара США за один  баррель. В Приложении 21 представлена  динамика цен на нефть марки  «Юралс». Начиная с 2006 года  стабилизационный фонд накапливать и

5. Определиться по  направлениям использования доходов  федерального бюджета, зависящих  от цен на нефть, и в настоящее  время, в соответствии с действующим  законодательством, не поступающих  в стабилизационный фонд, тем  самым, увеличивая зависимость бюджета и экономики от цен на нефть.

6. Разработать порядок  формирования и использования  средств, направляемых на инвестиции, отбора и мониторинга инвестиционных  проектов, финансируемых за счет  средств федерального бюджета.

Но 29 марта 2006 г. состоялся круглый стол на тему «На что и когда потратить Стабфонд – год спустя». Проведение круглого стола фактически носит чисто монетарный характер и ответственность за рост цен должна быть полностью возложена на Банк России.

Напомним, что на начало 2005 г. средства, аккумулированные в Стабфонде, составляли 522,3 млрд. руб., на начало 2006 г. – 1237,0 млрд. руб. В течение прошлого года из Стабфонда было израсходовано 647,3 млрд. руб. на погашение (досрочное) внешнего долга РФ и 30,0 млрд. руб. на финансирование дефицита Пенсионного фонда. Таким образом, прирост средств, аккумулированных в Стабфонде в 2005 г., составил более 700 млрд. руб. (или чуть более 25 млрд. долл.).24

Сейчас такое решение  означает, по меньшей мере, ожидание рыночными операторами увеличения поступления новых средств на российский финансовый рынок – причем ресурсов, ориентированных на сохранение их объема и максимальной ликвидности, но никак не на уровень доходности. В целом для национальных финансовых рынков потенциально это означает появление нового инвестора, чьи ресурсы значительны, а требования к доходности – минимальны. Соответственно, меняются и кратко- и среднесрочные прогнозы основных рыночных индикаторов – сохранение низкой (отрицательной в реальном исчислении) доходности федеральных облигаций и, возможно, сохранение ценового «перегрева» на фондовом рынке.

Информация о работе Роль и место России в международной торговле (в современных условиях)