Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение роли и места России в международной торговли в настоящее время.
Практическая значимость курсовой работы заключается в основных выводах и выявленных направлениях совершенствования международной торговли, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении процессов интеграции России в мировую торговлю, а также при оценке последствий вступления России в ВТО.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ (НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКОВ)
1.1 Основные тенденции развития мировой торговли
1.2 Динамика и структура внешней торговли России
ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
2.1 Вступление РФ в ВТО и необходимость модернизации внешнеторговой политики РФ
2.2 Совершенствование международной специализации РФ в условиях вступления в ВТО
ГЛАВА 3. СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
3.1 Стабилизационный фонд, его сущность и зарубежный опыт
3.2 Стабилизационный фонд РФ, необходимость использования его средств для совершенствования структуры экспорта РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
стабилизационные фонды существуют, хотя они по-разному институционально позиционированы. В одном случае это стерилизаторы избыточного притока валюты от благоприятной конъюнктуры, в другом случае - это фонды будущего поколения. Обратимся к мировому опыту создания и функционирования Стабилизационных фондов.
К концу 90-х годов XX века стабилизационные фонды и их аналоги действовали, по крайней мере, в 15 странах или отдельных регионах государств. Существующие в различных странах мира государственные
невосполняемых ресурсов.
Основное различие между данными
типами фондов заключается в целях
создания фондов: непосредственно
создан в 1995 году в Нигерии с целью получения дополнительных доходов государственного бюджета для финансирования здравоохранения, образования и других государственных услуг.
Наиболее успешно и стабильно действующих фондов в мире шесть: Аляски, Венесуэлы, Кувейта, Норвегии, Омана и Чили. Основные характеристики и особенности данных фондов (в части цели создания, порядка формирования, использования, управления, объема) в кратком виде представлены в Приложении 18.
Норвегия. Норвежский Государственный нефтяной фонд (State Petroleum Fund) был учрежден в 1990 году. Необходимость создания фонда
базового портфеля, относительно
доходности которого производится оценка
эффективности использования
Опыт десятилетней работы Фонда оказался чрезвычайно успешным. Так, поддержание сбалансированного бюджета позволило сгладить колебания совокупного внутреннего спроса, снизить инфляционное давление
над базовой долгосрочной
ценой. Использование средств Фонда
разрешено Правительству в
Особенностью функционирования стабилизационного фонда в Чили является то, что его правила применяются только к доходам государственной медной компании (CODELCO), являясь, по сути, для нее дополнительным
Принцип накопления и расходования средств Фонда прост: в нем депонируются все полученные доходы для каждого из трех бенефициаров (центральное, региональные правительства, государственная нефтяная компания) сверх установленных базовых величин доходов. Формула расчета базовых величин доходов несколько отличается для каждого из бенефициаров, но во всех случаях она основана на пятилетнем среднем уровне цен на нефть. Использование средств Фонда может осуществляться (с одобрения Конгресса) в двух случаях: если доходы от экспорта нефти находятся ниже базовой величины, или объем средств Фонда превысил 80% от среднего годового объема доходов от экспорта нефти за последние 5 лет. В последнем случае центральное Правительство имеет право использовать
Аляска. В штате Аляска действуют, фактически, два фонда: сберегательный фонд – Постоянный фонд Аляски (Alaska Permanent Fund) и стабилизационный фонд – Конституциональный бюджетный резервный фонд (Constitutional Budget Reserve Fund).
Постоянный фонд Аляски был учрежден в 1976 году как трастовый фонд для будущих поколений. Его основной целью является создание инвестиционной базы, которая могла бы обеспечить доходы для будущих поколений, когда запасы нефти истощатся.
Фонд формируется за счет 25% отчислений от всего объема платежей за использование минеральных ресурсов, роялти, федеральных платежей по разделению доходов от минеральных ресурсов и трансферов, получаемых
Основной целью Фонда является компенсация падения в доходах бюджета штата, в том числе, для финансирования кассового разрыва в течение фискального года.
Однако доходы Фонда не связаны с изменением цен на нефть. Их объем определяется ежегодно Конгрессом штата как часть налоговых доходов и роялти, а также доходов Фонда от инвестиций. Расходование средств Фонда также осуществляется по решению Конгресса, их предельный (верхний) объем должен быть утвержден тремя четвертями голосов каждой палаты. Средства Фонда предоставляются правительству штата в виде кредита, который должен быть возвращен в период бюджетного профицита.
Использоваться для обслуживания государственного долга и государственных инвестиций. Четкие правила формирования Фонда и использования его средств отсутствуют. Расходование средств разрешается с одобрения Совета министров.
Оба фонда управляются независимым от правительства Кувейтским инвестиционным агентством (Kuwait Investment Authority). Средства фондов инвестируются в иностранные финансовые активы.
Отличительной чертой функционирования фондов в Кувейте является запрет на распространение информации об объеме их средств. Однако размер средств фондов должен быть значительным, так как на протяжении последних лет профицит бюджета Кувейта превышал 10% ВВП.
Оман. Поскольку разведанные резервы Омана относительно малы (на Центральном банке Омана.
3.2 Стабилизационный фонд
РФ, необходимость использования
его средств для
Главная функция Стабилизационного фонда РФ - защита федерального бюджета от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и сглаживание влияния мировых цен на нефть, на денежно-кредитную сферу.
Такой подход представляется
вполне обоснованным, поскольку непредсказуемые
изменения бюджетных и денежно-
Покрытие дефицита ПФР, вызванного снижением ставки ЕСН, за счет средств бюджета связано с необходимостью выполнения обязательств государства по выплате пенсий до того момента, когда увеличение налогооблагаемой базы в результате выхода бизнеса из тени сократит дефицит ПФР. Это - вынужденная временная мера, снижающая роль стабилизационного фонда в качестве регулятора денежного предложения, которое будет меняться в зависимости от размера дефицита ПФР.
Вместе с тем, проблема дефицита ПФР вызвана не только снижением ставки ЕСН, а также ухудшением соотношения между численностью работников и пенсионеров. По прогнозу ПФР, дефицит Пенсионного фонда сохраняется на длительную перспективу. Поэтому финансировать его за счет стабилизационного фонда нецелесообразно. Дефицит ПФР должен финансироваться в составе непроцентных расходов федерального бюджета.
Начиная со следующего года,
резко ускорится процесс
Расходы на замещение внешних заимствований либо досрочное погашение внешнего долга выглядят более предпочтительно, чем вложение средств в ценные бумаги в иностранной валюте, поскольку:
- расходы бюджета по
обслуживанию внешнего долга
больше, чем доходность
- иностранные активы
в силу своей высокой
Вариант III - использование средств Стабилизационного фонда на непроцентные расходы, включая инвестиции.
Основные направления
использования средств
1. Финансирование постоянных текущих расходов;
Что касается временных обязательств, то это может создать определенные риски для бюджета и экономики, поскольку предполагаемое в будущем сокращение расходов либо увеличение доходов может по тем или иным причинам не состояться.
Относительно разовых обязательств - обязательств, ограниченных по размерам и по времени их исполнения – можно сказать, что средства Стабфонда необходимо использовать на проведение структурных реформ и, прежде всего, сокращение «узких» мест, препятствующих росту экономики, инвестиции в развитие инфраструктуры и инноваций.
В настоящее время проекты, связанные с возникновением как временных, так и разовых обязательств, имеющие более высокую эффективность, чем погашение внешнего долга, требуют существенной и длительной подготовки.
Влияние использования средств Стабфонда в качестве непроцентных расходов на денежно-кредитную сферу. Следствием роста непроцентных расходов является ускорение инфляционных процессов и рост реального курса рубля. Инфляционный эффект увеличения непроцентных расходов во многом определяется тем, на какие цели используются эти средства. При их направлении на инвестиционные, инновационные проекты инфляционные последствия будут значительно ниже, чем при финансировании социальных программ. Как показывают расчеты, возвращение в экономику около 300 млрд. руб. приведет к увеличению денежной массы (агрегат М2) дополнительно на 3-6% в зависимости от варианта использования средств. Таким образом, годовой прирост М2 составит более 33% вместо прогнозируемых 27%. Соответствующие расчеты показывают, что в этом случае инфляция увеличится с 8,5% до примерно 9-10% (Приложение 19).
Импортные товары, что
приведет к увеличению импорта и
замещению товаров
Необходимо отметить, что ускорение темпов роста эффективного курса рубля в средне- и долгосрочной перспективе будет оказывать большее влияние на конкурентоспособность экономики, чем в последние годы, поскольку в настоящее время реальный обменный курс рубля к доллару США находится на уровне всего лишь на 10-15 процентов меньше предкризисного 1997 года и в ближайший годы этот запас будет исчерпан.
Резервов (до 10-15 млрд. долл.
США в год) для обеспечения
роста монетизации экономики
потребуется ежегодное
Таким образом, проведенные расчеты показывают, что повышение с 2006 года базовой цены на нефть с 20 до 21-21,5 долларов США за один баррель не окажет негативного влияния на денежно-кредитную и валютную сферу. В Приложении 20 представлены цены на нефть на мировом рынке.
позитивных результатов в экономике. В Норвегии снизилась инфляция, уменьшились колебания внутреннего спроса. В Чили после создания фонда дефицитная бюджетная политика сменилась профицитом. Это способствовало снижению инфляции, обеспечению высоких темпов роста.
В целях сохранения макроэкономической сбалансированности в среднесрочной перспективе предлагается:23
1. С 2006 года увеличить
базовую цену на нефть марки
«Юралс» для формирования
5. Определиться по
направлениям использования
6. Разработать порядок
формирования и использования
средств, направляемых на
Но 29 марта 2006 г. состоялся круглый стол на тему «На что и когда потратить Стабфонд – год спустя». Проведение круглого стола фактически носит чисто монетарный характер и ответственность за рост цен должна быть полностью возложена на Банк России.
Напомним, что на начало 2005 г. средства, аккумулированные в Стабфонде, составляли 522,3 млрд. руб., на начало 2006 г. – 1237,0 млрд. руб. В течение прошлого года из Стабфонда было израсходовано 647,3 млрд. руб. на погашение (досрочное) внешнего долга РФ и 30,0 млрд. руб. на финансирование дефицита Пенсионного фонда. Таким образом, прирост средств, аккумулированных в Стабфонде в 2005 г., составил более 700 млрд. руб. (или чуть более 25 млрд. долл.).24
Сейчас такое решение
означает, по меньшей мере, ожидание
рыночными операторами увеличен
Информация о работе Роль и место России в международной торговле (в современных условиях)