Роль и значение пищевой промышленности в системе рыночной экономики. Перспективы развития отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

ХЛЕБ — гениальное изобретение человечества. В мире мало ценностей, которые, как хлеб, ни на день, ни на час не теряли бы своего значения. Когда хочется есть, вспоминаешь прежде всего хлеб. И кто из нас усомнится в том, что запах горячего хлеба, один из самых лучших на свете.

Содержание работы

І. Введение………………………………………………………………..…….4
ІІ. История развития хлебопечения................................................….……….6
1. Актуальность темы........................................................................…………8
2. Разработка методического обеспечения оценки и повышения эффективности интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности ……....................................................................…………..12
3. Совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности ……….14
4. Факторы, влияющие на интеграционные процессы в хлебопекарной промышленности……………………………………………………………….16
5. Условия развития интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности России ..........................................................................…….18
6. Проблемы развития пищевой промышленности в условиях рыночной экономики ...........................................................................................................20
ІІІ. Заключение………………………………………………………………...…24
ІV. Список используемой литературы ………………………………………..25

Файлы: 1 файл

эконмика курсовая.docx

— 111.83 Кб (Скачать файл)

 

5. Условия развития интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности России

Условия развития интеграционных процессов в хлебопекарной  промышленности России

1. Социальные

Снижение численности населения  →уменьшение спроса и объемов  производства продукции предприятий→появление  необходимости в реализации интеграционных связей с целью реконструкции  производства.

Изменение половозрастного состава, культурных ценностей, развитие миграционных процессов→усложнение потребительского спроса→ расширение ассортимента хлебобулочной продукции→внедрение новейших рецептур→кооперация хлебопекарных предприятий.

2. Технологические

Недостаток или износ технологического оборудования→объединение с предприятием, обладающим прогрессивным оборудованием  и новейшими технологиями по производству продукции.

 

Условия развития интеграционных процессов в хлебопекарной  промышленности России

3. Сырьевые

Наличие у сельскохозяйственных предприятий  сырья для производства  хлебобулочной продукции→объединение  с хлебопекарными предприятиями с целью обеспечения сбыта сырья.

Отсутствие у хлебопекарных  предприятий сырья для производства хлебобулочной продукции→объединение  с сельскохозяйственным предприятием с целью выгодного приобретения сырья у одного поставщика.

4.Экономические

Улучшение уровня жизни населения→повышение  спроса на элитные сорта хлеба→объединение  усилий предприятий для разработки ассортимента, удовлетворяющего современный  спрос потребителя.

Повышение цен на сырье, услуги для  промышленных производств→объединение  хлебопекарных предприятий с  целью удешевления продукции  за счет увеличения объемов производства.

5. Конкурентные

Усиление конкуренции на рынке  хлеба и хлебобулочных изделий→формирование горизонтально-интегрированных структур с целью увеличения доли на рынке, приобретения специализированного  оборудования и квалифицированного персонала.

6. Политические

Антимонопольное законодательство России→формирование  вертикальных интегрированных структур на корпоративной основе и горизонтально-интегрированных  структур на контрактной основе.

Отсутствие государственной поддержки  хлебопекарным предприятиям, налоговые  режимы, тарифные методы регулирования  технологического оборудования→объединение хлебопекарных предприятий.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Проблемы развития пищевой промышленности в условиях рыночной экономики

 

Пищевая и перерабатывающая промышленность России - одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми качественными продуктами питания. На долю этой отрасли промышленности приходится более половины продовольственного товарооборота. За годы осуществления  реформ в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности в результате просчетов  в организационной, финансовой, кредитной  и внешнеторговой политике проявились негативные тенденции, приведшие к  катастрофическому снижению объемов  производства продукции, ухудшению  обеспечения населения отечественными продовольственными товарами, что является одной из причин социальной напряженности  в обществе. Ухудшение питания  населения в последние годы влечет за собой необратимые демографические  изменения увеличивает социальную и межрегиональную напряженность. Число заболевших, зарегистрированных в прошлом году, составило более 100 млн. человек. Смертность превысила  рождаемость. За 10 лет численность  населения уменьшилась почти  на 4,5 млн. человек. По индексу развития человека, в котором питание имеет  немаловажное значение, наша страна опустилась с 7-го на 71-е место. Пищевая и перерабатывающая промышленность является одним из самых  слабых звеньев агропромышленного  комплекса в результате остаточного  принципа формирования и материально-технического обеспечения промышленности. Уровень  развития этой промышленности определяет жизнеобеспеченность населения  и является важной частью продовольственной  безопасности государств. Обемы капитальных вложений в пищевую и перерабатывающую промышленности с учетом всех источников финансирования, включая собственные средства предприятий, сократилось в 10 раз. Из-за отсутствия средств и в ряде случаев из-за их распыления заморожено строительство большого количества объектов. Износ и выбытие основных производственных фондов стали опережать их ввод в действие, степень износа этих фондов в настоящее время составляет 40-70 %, треть оборудования отработало более 2 амортизационных сроков. По этой причине, а также из-за неэффективного в ряде случаев расходования выделенных средств введено в действие всего 7 из 122 предусмотренных объектов. Недостаточность государственной поддержки вынуждает предприятия перерабатывать сельскохозяйственное сырье на давальческих условиях (сахарная свекла - более 90 %, семена подсолнечника - 70 %) через посредников, приобретающих сырье у сельхозпроизводителей по демпинговым ценам. При этом прибыль от результатов производства в значительной степени остается у посреднических организаций, а интересы сельхозпроизводителей и переработчиков ущемляется. В настоящее время функционирует целый ряд коммерческих отраслевых организаций, таких как “Союз сахаропроизводителей России”, “Союз товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности”, “Мясной союз”, “Зерновой союз”, “Союзконсервмолоко”, “Росмясомолпром”, производственно-коммерческие фирмы “Масло”, “Росконсерв” и др., объединяющие на добровольной основе значительную часть предприятий отраслей промышленности и призванные защищать их интересы. Однако непосредственные производители соответствующей сельскохозяйственной продукции в этих организациях не представлены. Одной из причин невыполнения Федеральной программы стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ за годы реформ является отсутствие эффективной системы управления Федеральным сектором агропромышленного комплекса и государственного регулирования секторами частной и смешанной форм собственности. Поэтому важным фактором реформирования пищевой и перерабатывающей промышленности должна стать агропромышленная интеграция, осуществляемая в таких формах, как создание финансово-промышленных групп, концернов, отраслевых региональных союзов и ассоциаций товаропроизводителей, агрокомбинатов и иных формирований по производству, переработке , хранению и торговле сельскохозяйственной продукции и продовольственными товарами. По-прежнему выявляются многочисленные факты ввоза и реализации импортных некачественных и фальсифицированных товаров. По этой причине ажиотажный спрос на импортное продовольствие резко снизился. Из поступившего в Россию импортного продовольствия забрасывают от проверочного количества: от 30 до 50 % сахара, крупы, чая, маргарина и майонеза, яиц куриных, мясо птицы, рыбы и рыбопродуктов, консервов рыбных, водки, ликероводочных изделий и вина, более половины масла животного, консервов мясных и др. В связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию особенно актуальной становится необходимость усиления роли государства в обеспечении повышения качества продукции агропромышленного комплекса. Потребуется выработать единые требования к качеству продукции, гармонизировать основные показатели ее безопасности, действующие в России и других странах. Как известно, государственное регулирование повышения качества продукции осуществляется прежде всего через стандартизацию и сертификацию. В настоящее время фонд нормативных документов по стандартизации на пищевые продукты включает в себя около 900 межгосударственных и государственных стандартов, до 300 отраслевых стандартов, 30 республиканских стандартов, 3500 технических условий. В существующей системе государственных стандартов, к сожалению до сих пор не уделялось должного внимания контролю за предотвращением фальсификации продуктов питания, поскольку это явление не было характерно для государственных предприятий. Решение вышеперечисленных проблем напрямую связано финансированием научно-исследовательских работ. Однако за последние годы на НИИОКФ по отраслевой программе стандартизации средств не выделялось. Обеспечение высокого качества и сохранности пищевой продукции практически неосуществимо без обновления материальной базы отрасли. В настоящее время готовится к рассмотрению федеральная целевая программа по стабилизации и развитию инженерной сферы АПК и созданию новой техники на 2006-2010г.Особенно остро стоит проблема повышения конкурентоспособности продукции плодоовощной промышленности. В первую очередь это относится к способу и виду упаковки готовой продукции. Особенно тревожна практически бесконтрольная закупка предприятиями не сертифицированного оборудования за рубежом. Следует подчеркнуть, что многие проблемы обеспечения безопасности и сохранности пищевых продуктов, а чем сказано выше, требуют решения законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Разработка системы государственных стандартов по производству продовольственных товаров и закупаемой за рубежом пищевой продукции, сертификации отечественного и импортируемого технологического оборудования, координации работ по защите потребителя от недоброкачественной продукции возлагается на федеральные органы с обязательным участием отраслевых НИИ и профильных высших учебных заведений; Лицензию на производство важнейших видов продовольствия выдаются только после обеспечения производителем пищевых продуктов гарантий страховой защиты на качество выпускаемой продукции. При этом имеется в виду, что федеральный уровень должен взять на себя решение вопросов организации внешнеэкономической деятельности, стратегического планирования, анализа и прогнозирования деятельности, планирования финансового обеспечения, организации кредитования, подготовки кадров, научно-технической политики по предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности с федеральной, муниципальной и смешанной формами собственности.

 

1.4 Отрасли пищевой промышленности. Хлебопекарная и макаронная промышленность

В 2006производство хлеба и хлебобулочных изделий составило 8,9 млн т или 108 % к уровню 2006г хлебобулочные изделия являются одними из основных, доступных по цене продуктов питания в рационе российских граждан. Хлебопекарная и макаронная промышленность по сравнению прошлым годом наращивала объемы производства.

В настоящее время потребительский  рынок обеспечивается макаронной продукцией отечественных производителей. Спрос  на хлеб и хлебобулочные изделия  удовлетворялся повсеместно, а использование  мощностей предприятий не превысило 50 %.

Основной проблемой в работе хлебопекарной промышленности является продолжающееся ухудшение финансового  состояния отрасли в целом, вызванного неплатежами. Значительную долю в задержке расчетов за хлеб занимают подразделения  бюджетных организаций, таких, как  МВД, Минюст, Минобороны и Минздрав России.

Выработка макаронных изделий в  2006 г. составила 679 тыс. т или 122 % к 2010 г. В подавляющем большинстве регионов наблюдается стабильный рост отечественного производства, что связано с финансовым кризисом и сокращением импорта макаронных изделий. Значительное увеличение производства (с 34 тыс. т до 64 тыс. т) произошло в сентябре, когда его рост составил 188 % к предыдущему месяцу, что было вызвано ажиотажным спросом на макаронные изделия.

Производство муки на предприятиях мукомольной промышленности в1999 г. составило 12,2 млн т с приростом  выработки продукции за год на 9 %. Третий квартал 2006 г. характеризуется устойчивым ростом выпуска готовой продукции на мукомольных предприятиях. В сентябре текущего года отмечался повышенный спрос населения на муку, особенно высоких сортов, что позволило многим предприятиям отрасли наладить ритмичную бесперебойную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итоги всей работы, можно  сказать, что пищевая и перерабатывающая промышленность остается самой крупной  и жизненно важной отраслью экономики. В условиях рыночной экономики эффективность  отраслей пищевой промышленности достигается  за счет высокой специализации производства и совершенствования управления им. Углубление специализации требует  не только обеспечение производства технологиями с использованием современных  достижений научно-технического прогресса, но и осуществление контроля за качеством  сырья и готовой продукции. В  связи с этим повышается роль соответствующих  органов - Госстандарта, Госторгорганизации и самих предприятий,как предприятий производителей сырья, так и перерабатывающих продукцию и лицензирование их производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

1.  Гладкий Ю.Н. Социально-экономическая география России.

2.  Гребцова В. Экономическая и социальная география России. Донской С.В. “Экономика пищевой промышленности”. Киев. - 1990 г.

3.  Экономическая география России. Под редакцией проф. Морозовой Т.Г. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995г.

4.  Родионова И.А.Экономическая география.

5.  Родионова И.А. Экономическая география РФ.

 

 


Информация о работе Роль и значение пищевой промышленности в системе рыночной экономики. Перспективы развития отрасли