Роль информации и иинформационных технологий в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Современное человеческое общество живет в период, характеризующийя небывалым увеличением информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской сфере. В промышенности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................. 3
1 Информация и информационные технологии: сущность, виды, границы, инновации, актуальность…………………………………………………………5
1.1 Информация: понятие, виды, информационные основы, проблемы………5
1.2 Информационные технологии. Инновации и их место в экономике……...8
2 Роль информации и информационных технологий в экономике: состояние и перспективы...........................................................................................................12
2.1 Современное положение и перспективы информации и информационных технологий……………….....................................................................................12
2.2 Роль информации, СМИ, маркетинговой информации…………………...15
2.3 Роль информационных технологий в экономическом пространстве…….19
Заключение.............................................................................................................23
Список использованных источников...................................................................25

Файлы: 1 файл

Роль информации и иинформационных технологий в современной экономике.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет экономики  и управления

 

Кафедра экономической  теории

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 

«Роль информации и информационных технологий в современной экономике»

 

ГОУ ОГУ 080111.5011.02 ОО

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы

_______________ Е.Г.Зуева

«_____» ________________ 2011 г.

Исполнитель

Студент гр. 10 Марк-2

________________ А.И. Балабин

«______» ___________________ 2011 г.

 

 

 

Оренбург 2011

Содержание

 
Введение.................................................................................................................. 3 
1 Информация и информационные технологии: сущность, виды, границы, инновации, актуальность…………………………………………………………5 
1.1 Информация: понятие, виды, информационные основы, проблемы………5 
1.2 Информационные технологии. Инновации и их место в экономике……...8

2 Роль информации и  информационных технологий в  экономике: состояние и перспективы...........................................................................................................12 
2.1 Современное положение и перспективы информации и информационных технологий……………….....................................................................................12 
2.2 Роль информации, СМИ, маркетинговой информации…………………...15 
2.3 Роль информационных технологий в экономическом пространстве…….19 
Заключение.............................................................................................................23 
Список использованных источников...................................................................25 
Приложение А........................................................................................................27

Приложение В........................................................................................................28

Приложение C........................................................................................................29

Приложение D........................................................................................................30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное человеческое общество живет в период, характеризующийя небывалым увеличением информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской сфере. В промышенности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов.  Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционныя деятельность. Роль информации в общественной жизни существенно меняется. Информация приобретает преобразующий , определяющий характер. Создание  индустрии информатики и превращение информационного продукта в товар приводит к глубинным социальным изменениям в обществе, трансформируя его из индустриального в информационное.[1]

При использовании данных в процессе решения конкретных задач - появляется информация. Результаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения), обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений представляет собой знания как считают Романов и Майоров.

Маркетологи Р.Д.Базел , Д.Ф.Кокс, Р.В.Браун определяют понятие "информация" следующим образом: "информация состоит из всех объективных фактов и всех предположений, которые влияют на восприятие человеком, принимающим решение, сущности и степени неопределенностей, связанных с данной проблемой или возможностью (в процессе управления). Все, что потенциально позволит снизить степень неопределенности, будь то факты, оценки, прогнозы, обобщенные связи или слухи, должно считаться информацией".

Значение информации для бизнеса определили Д.И.Блюменау и А.В.Соколов: "информация - это продукт научного познания, средство изучения реальной действительности в рамках, допустимых методологией одного из информационных подходов к исследованию объектов различной природы (биологических, технических, социальных).

В условиях рыночной экономики  коренным образом меняется  подход к управлению, от функционального - к бизнесориентированному, кардинально меняется и роль информационных технологий. Ориентация на управление на основе бизнес-процессов обеспечивает конкурентное преимущество для организации в условиях острейшей конкуренции, а управление на основе бизнес-процессов не может эффективно реализовываться без применения информационных технологий и систем.

Целью написания данной курсовой работы является анализ роли нформации и информационных технологий, описать влияние маркетинговой информации и информации СМИ на общество  и предприятия. Исходя из указанной цели работы, основными задачами являются:

-   изучить информацию  и информационные технологии, их  виды, роль и актуальность;

- выявить роль информации  и информационных технологий в современном обществе;

Актуальность моей темы однозначна, ведь будущее цивилизовнного общества находится в руках информации и информационных технологий. Человечество не стоит на месте и стремиться создать всё новое и новое, а информация так и останется актуальной. Как сказал великий ум прошлого  Ротшильд : кто владеет информацией, тот владеет миром. Именно это высказывание расскрывает полную значимость информации в современном мире.

1 Информация и информационные технологии: сущность, виды, границы, инновации, актуальность

 

1.1 Информация: понятие, виды, информационные основы, проблемы

 

Термин «информация» — один из самых популярных в современном лексиконе. Очевидно, что любая деятельность человека основывается на информации.

Информация – это сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т.д.).[1]

Понятие «информация» произошло от латинского слова «informatio», что означает изложение, разъяснение какого-либо факта, события, явления. В широком смысле информация определяется как сведения о той или иной стороне материального мира и происходящих в нем процессах. При изучении информации учитываются закономерности ее создания, преобразования и использования в различных сферах человеческой деятельности. [1]

Важнейшими свойствами управленческой и экономической  информации являются: достоверность и полнота, ценность и актуальность, ясность и понятность.[3]

Информация достоверна, если она не искажает истинное положение  дел. Недостоверная информация может  привести к неправильному понимаю  или к принятию неправильных решений.

Информация полна, если ее достаточно для понимания и  принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

Ценность информации зависит от того, какие задачи решаются с ее помощью. Актуальную информацию важно иметь при работе в постоянно  изменяющихся условиях. Если ценная и  актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становиться ясной и понятной. Если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. [1]

Информация, являясь отражением материальной сущности, служит способом описания взаимодействия между источником информации и получателем. Одно и то же сообщение одному получателю может дать много информации, а другому - мало или ничего. То есть «информировать» в терминах теории информации означает сообщать ранее неизвестное.[3]

Одна из важнейших  разновидностей информации – экономическая  информация. Она непосредственно  связана с управлением коллективами людей, производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг.[2]

В условиях рыночной  экономики велика роль деловой информации, поступающей из внешних для организации источников. (Приложение A)

Чтобы дать комплексную  оценку состояния организации и определить перспективы ее развития, необходимо обладать сведениями о внешней среде – множестве существующих вне организации объектов и факторов, которые непосредственно связаны, влияют или могут повлиять на деятельность организации. Эта внешняя информация может быть получена из различных источников, в том числе и на информационном рынке. Информационный рынок можно разделить на несколько секторов:

- деловой информации;

- научной и профессиональной информации;

- социально-политической и правовой информации;

- массовой и потребительской информации.[4]

Источники внешней деловой  информации можно разбить на несколько групп. (Приложение B)

Во многих странах проводится  активная и целенаправленная техническая политика  развития ключевых технологий информационного общества, создание на их основе широкого спектра приложений, систем услуг в различных сферах жизни человека, промышленности и общества. Эта политика, определяющая экономическое и социальное положение, перспективы страны или региона, их позиции в мировой и национальной экономике  получила название ¾ информатизация.

Информатизация ¾ организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.[5]

Информационные ресурсы ¾ отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).[5]

Информационный обмен, который  лежит в основе процесса управления системой, заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:

- сбора информации о текущем состоянии управляемого объекта;

- анализа полученной информации;

- выработки управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;

- передачи управляющего воздействия объекту.

Проблемой современной  информации можно назвать достоверность  информации, она должна быть достоверна. Также можно к этому отнести проблему управления  информационной системой.

Управление информационной системой – это компонент, который  обеспечивает оптимальное взаимодействие информационных технологий, функциональных подсистем и связанных с ними специалистов, развитие их в течение жизненного цикла информационной системы.[2]

 

1.2 Информационные  технологии. Инновации и их место  в экономике

 

Экономические аспекты  воздействия информационных технологий на сферы обмена и потребления весьма неоднозначны.

Появление новых информационных технологий - переворот, который потрясает сами основы традиционной экономики. Интернет - это новые возможности добиться прибыли путем повышения уже имеющейся товарности.  Интернет - главное информационное средство производителей и потребителей.[5] 

Информационные технологии в общем виде можно охарактеризовать как процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций, действий этапов различной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Главная цель информационных технологий - в результате целенаправленных действий по переработке первичных данных получить необходимую для пользователя информацию. Основной средой для информационных технологий являются информационные системы. [6]

В соответствии с определением, принятым ЮНЕСКО, информационной технологией называется совокупность взаимосвязанных, научных, технологических и инженерных дисциплин, которые изучают методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, а также вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием.[13]

В зависимости от конкретных прикладных задач, которые требуется  решить, можно применять различные  методы обработки данных и различные  технические средства.

Информационные технологии в экономике - это средство виртуальной экономики.

Виртуальная экономика - это среда, особое экономическое пространство, в котором осуществляется электронный бизнес, то есть это экономика, основанная на использовании интерактивных возможностей. Рассматриваемому пространству присущи специфические черты, отличающие виртуальную экономику от обычной, невиртуальной, оффлайновой экономики.[7]

Виртуальную экономику часто называют новой экономикой, чтобы подчеркнуть ее отличие от старой, традиционной экономики.

В настоящее время  существует большое разнообразие классификаций инноваций в соответствии с различными классификационными признаками. Например, в зависимости от сферы деятельности различают:

- производственные  (технологические)  инновации,  направленные на

изготовление нового или усовершенствованного товара или  применение более эффективных технологий;

- управленческие инновации,  определяющие нововведения в сфере

Информация о работе Роль информации и иинформационных технологий в современной экономике