Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:05, курсовая работа
Современное человеческое общество живет в период, характеризующийя небывалым увеличением информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской сфере. В промышенности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов.
Введение.................................................................................................................. 3
1 Информация и информационные технологии: сущность, виды, границы, инновации, актуальность…………………………………………………………5
1.1 Информация: понятие, виды, информационные основы, проблемы………5
1.2 Информационные технологии. Инновации и их место в экономике……...8
2 Роль информации и информационных технологий в экономике: состояние и перспективы...........................................................................................................12
2.1 Современное положение и перспективы информации и информационных технологий……………….....................................................................................12
2.2 Роль информации, СМИ, маркетинговой информации…………………...15
2.3 Роль информационных технологий в экономическом пространстве…….19
Заключение.............................................................................................................23
Список использованных источников...................................................................25
управления и
- экологические инновации;
- военные инновации;
- социально-политические инновации;
- государственно-правовые инновации;
- инновации в духовной сфере, куда относятся нововведения в культуре, образовании, науке, этике, идеологии, религии. [6]
Дополнительно к технологическим инновациям выделяются еще и маркетинговые, и организационные инновации, которые определяются следующим образом. [5]
Технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. [8]
Маркетинговые инновации — реализованные новые или значительно улучшенные маркетинговые методы, охватывающие существенные изменения в дизайне и упаковке товаров, работ, услуг; использование новых методов продаж и презентации товаров, работ, услуг, их представления и продвижения на рынке сбыта; формирование новых ценовых стратегий. [4]
Организационные инновации — реализованные новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, внешних связей.
Говоря об инновационном
развитии экономики как о приоритетном
направлении, нужно хорошо представлять,
что внедрение инноваций
То, что связано с приобретением новых знаний об окружающем мире, ранее не известных человечеству, ¾ называют наукой, а то, что связано с реализацией этих знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей, - называют технологией.
Информационная технология (ИТ) ¾ это процесс, использующий совокупность методов и программно-технических средств, для сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации с целью получения информации нового качества, снижения трудоемкости и повышения эффективности процессов использования информационных ресурсов.[1]
Информационные технологии в сфере экономики ¾ это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в достоверную, оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления. [8]
Информационные процессы ¾ процессы сбора, обработки, накопления, поиска, и распространения информации.
При работе с информацией всегда имеется источник и потребитель. Пути и процессы, обеспечивающие передачу информации от источника к потребителю, называются каналами связи или информационными коммуникациями.[3]
Телекоммуникации ¾ дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных средств связи.
Информационная культура ¾ умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.[3]
Любая деятельность человека основывается на информации. Информация окружает нас повсюду в повседневной жизни, мы часто используем этот термин в своем лексиконе. В данной главе показана сущность, свойства информации, информационных технологий и инноваций. Как выяснилось, что это многогранный ресурс, без которого человечество не сможет жить. Существует такое выражение «информационный голод», очевидно человек не может жить без информации, и он находит её в газетах, интернет сайтах, СМИ, агентствах и других источниках, описных в главе.
2 Роль информации и информационных технологий в экономике: состояние и перспективы
2.1 Современное положение и
В последние годы особенно отчетливо ощущается, что нет ничего важнее для общества, чем здоровая экономика. Научное исследование основ функционирования экономики - сложная и интересная деятельность. Математические методы в ней играют возрастающую с каждым десятилетием роль, а реализация возникающих при этом математических моделей и получение практически важных результатов невозможны без информационных технологий. [9]
Информационная технология - сочетание процедур, реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной техники, или, иными словами, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и описание этих процессов. [4]
При решении экономических
задач целесообразно
Уже сейчас ни одно рабочее место невозможно представить без компьютера. Программирование преподают в школах и ВУЗах. Электронные кошельки и современные коммуникационные системы тоже связаны с информационными технологиями.
Если говорить о перспективах информационных технологий в экономике, то сегодня на государственном уровне внедрена программа «Электронная Россия». Планируется полный переход к такому положению дел, когда все документы будут создаваться и передаваться в электронном виде. Это должно упростить документооборот, сделать многие стороны государственного управления более «прозрачными», облегчить взаимодействие граждан и органов власти, снизить бюрократичность нашего общества. [13]
Например, уже работает автоматизированный подсчет голосов на выборах, и электронные системы государственных закупок, и различные элементы «электронного правительства», когда министерства и ведомства имеют веб-сайты, на которых граждане могут найти ответы на различные вопросы и даже связаться с соответствующими чиновниками.[11]
В целом по IТ-рынку в 2010 году наблюдался процесс концентрации, в результате которого крупный бизнес смог укрепить свои позиции. Значительно и увеличение количества заказов со стороны госсектора и рост конкуренции, заставивший IТ-компании внимательнее учитывать пожелания заказчика. Характерно, что рынок продемонстрировал равномерный прирост практически по всем сегментам: CRM, IТ-аутсорсинг, "облачные" сервисы, объем последних, кстати, вырос на 4 млрд долл.
Что касается отрасли сотовой связи, здесь основными направлениями развития стало строительство мобильных и беспроводных сетей ШПД, а также строительство опорных транспортных сетей. В результате зона покрытия сетей 3G, по данным операторов "большой тройки", увеличилась более чем в 2,5 раза, а трафик передачи данных вырос в 5-10 раз. Что касается развития фиксированного бизнеса, то строительство сетей широкополосного доступа по технологии FTTB в 2010 году продолжилось.[21]
Вклад Интернета в экономику России к 2015 году может составить 3,7 процента ВВП. Такие данные приводятся в отчете международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group, сделанном по заказу Google.
Россия является вторым по величине интернет-рынком в Европе по количеству пользователей, уступая лишь Германии. Однако в относительных цифрах ситуация не столь радужная: к широкополосному Интернету в 2010 году были подключены лишь 24 процента российских домохозяйств (в 2009 году - 20%).
По оценкам авторов отчета, вклад Интернета в ВВП России в 2009 году составил 19,3 млрд долларов (1,6% ВВП). Если исключить нефтегазовую составляющую, которую Всемирный банк оценивает в четверть российской экономики, то доля Интернета будет равняться 2,1 процента ВВП. Эта цифра сопоставима с аналогичными показателями Италии (1,9%) или Испании(2,2%), но намного ниже Дании (5,8%) и Великобритании (7,2%). [21]
Сложность рассмотрения информации с точки зрения экономической науки сказана с тем, что информации является несколько инородным понятием для нее. Пристальный интерес к информации сейчас во многом связан сформированием информационного общества, когда информация явственно стала проступать во всех сферах экономической жизни и игнорировать ее становится просто невозможно. Отчасти это объясняется тем, что пока информация сама не стала вступать в товарооборот, ею во многих случаях обоснованно пренебрегали, что видно на примере различных экономических учений. [15]
В развитых странах граждане тратят на получение госуслуг в десятки раз меньше времени. Лидеры в этой сфере — США, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Сингапур. Но и они решили эту задачу не сразу, а лет за 15. Эти страны сократили перечень госуслуг и максимально перевели их в электронный вид. Этим же путем идет и Россия.[19]
Правительство России уже приняло документы о поэтапном переходе на электронные технологии предоставления госуслуг — от обеспечения доступа ко всей информации об услугах через сайт до направления документов и получение результата госуслуги через Интернет.[18]
Увеличение доли работников интеллектуальных специальностей приводит к усилению значения личного фактора производства в информационном обществе Следствием данного процесса является трансформация капитализма в новую социальную систему. В основе этой трансформации лежит противоречие между собственниками интеллектуального капитала (инженеры, ученые) и собственниками физического и денежного капитала. [10]
2.2 Роль информации, СМИ, маркетинговой информации
Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека.
Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром. Иное сообщение стоит дороже жизни. По преданию, 13 сентября 490 года до н.э. греческий воин-гонец, прибежавший из Марафона в Афины, не останавливаясь в пути, упал замертво, но донес весть о победе над персами. [6]
С течением времени роль информации становиться еще существенней. В современном обществе человек стремиться приобретать всё новые знания, повышать квалификацию и более ценится тот человек, который имеет несколько профессий.
Наибольший вклад вносит потребление услуг Всемирной сети жителями страны (12,6 миллиарда долларов). Оно, в свою очередь, состоит из электронной коммерции ($7,4 млрд) и затрат пользователей на непосредственный доступ к Интернету ($5,1 млрд). "Тот факт, что на доступ к Интернету отечественные пользователи тратят почти столько же, сколько на покупку товаров и услуг онлайн, отражает относительную неразвитость электронной коммерции в России. Также это говорит о восприятии российским пользователем Всемирной паутины в большей степени как способа получения информации и среды для коммуникации, а не как платформы для совершения покупок или финансовых транзакций", - отмечается в докладе. Существенный вклад в российскую интернет-экономику вносят инвесторы (10,5 млрд долларов), а госзатраты, объем которых пока не очень велик (1,5 млрд долларов), будут расти по мере развития инфраструктуры и проникновения Интернета. [21]
Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.[14]
Мир вступает в новую эру – информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Подобные изменения самым прямым образом касаются места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности. [10]
К настоящему времени СМИ стали в США (России тоже) жизненно важной частью национальной финансовой инфраструктуры. Основные источники получения информации можно увидеть на диаграмме.[20](Приложение C)
Например, круглосуточные биржевые сводки, интервью с топ-менеджерами, обсуждение слияний и приобретений, стоимости акций — все это, появляясь на компьютерных мониторах или бегущей строкой на телеэкранах, стало почти неизбежным наряду с калейдоскопом конкурирующей рекламы банков, паевых фондов, страховых компаний, риэлторских компаний и прочих финансовых услуг. [9]
Большая часть информации носит поверхностный, дезориентирующий и просто весьма условный характер. Но само ее бросающееся в глаза существование изменяет игровое поле самым непредсказуемым образом, оказывая влияние на объемы, формы и направления капиталовложений.
По словам Роберта Томпсона, директора Центра по изучению популярного телевидения при университете в Сиракузах, кабельное телевидение, принесшее в каждый дом тикер — аппарат, непрерывно передающий котировки ценных бумаг, — способно довести «вкладчиков-любителей» до исступления. [7]
Информация о работе Роль информации и иинформационных технологий в современной экономике