Роль информации в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Осознание важности обеспечения доступа к качественной и оперативной информации и, как следствие, необходимости развития рынка информационных услуг на государственном уровне уже произошло.
Все эти факторы предопределяют актуальность исследования проблемы роли информации и развития рынка информационных услуг.
Объектом исследования выступает рынок информационных услуг.
Цель работы – проанализировать роль информации в экономике и состояние рынка информационных услуг в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…..3
1. Роль информации в современной экономике……………………………5
2. Информационный продукт: стадии создания, типы…………………...11
3. Информационный бизнес и его особенности в России………………..15
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Информация как фактор экономического роста.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….…..3 
1. Роль информации в современной экономике……………………………5 
2. Информационный продукт: стадии создания, типы…………………...11 
3. Информационный бизнес и его особенности в России………………..15 
Заключение………………………………………………………………….27

Список литературы…………………………………………………………31

 

 

Введение

 

Развитие и широкое  применение информационных технологий  является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции  последних десятилетий. Применение информационных технологий имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления.

Важным результатом  распространения информационных технологий и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Несмотря на высокие  темпы развития информационных технологий в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения). Вместе с тем недостаточное развитие рынка информационных услуг в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования информационных технологий в экономике, развития производства в данной сфере. К числу таких негативных факторов относятся несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных информационных систем; недостаточное развитие информационных технологий в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами; отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли и др.

Осознание важности обеспечения  доступа к качественной и оперативной информации и, как следствие, необходимости развития рынка информационных услуг  на государственном уровне уже произошло. 

Все эти факторы предопределяют актуальность исследования проблемы роли информации и развития рынка информационных услуг.

Объектом исследования выступает рынок информационных услуг.

Цель работы – проанализировать роль информации в экономике и  состояние рынка информационных услуг в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            1. Роль информации в современной экономике

 

С переходом к рыночной экономике повышается значение и  стоимость информации. Информация все  чаще выступает товаром на рынке, прежде всего в таком его сегменте как рынок информационных услуг. Однако далеко не любая информация может выступать товаром. В связи с этим необходимо определиться, что собой представляет информация, какие виды информации выделяют.

Информация – это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей  и ситуаций. Стоимость информации включает в себя: время руководителей и подчиненных, затраченное на сбор информации, а также фактические издержки, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и др.1

Кроме того, отдельно выделяется понятие  экономической информации. Это - знания, сведения, данные, порождаемые в сфере экономики и управления ею, а также создаваемые в результате изучения этой сферы. Информация экономическая отражает макроэкономические процессы, движение труда, товаров и капитала, состояние и тенденции рынка, производства и потребления2.

В настоящее время  рынок информационных услуг активно  развивается. Информационные ресурсы  пронизывают всю экономику нашей  страны, подобно нервной системе  человека. Я считаю, что информация играет одну из самых важнейших ролей  в успешном процветании экономики страны. Именно поэтому я решила рассмотреть в качестве курсовой работы роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг, взглянуть на него изнутри и показать принцип его действия. Так же я считаю целесообразным проанализировать всю деятельность рынка информационных услуг и показать все заслуги это фактора производства наглядно. И самое главное: показать всю значимость информации не только для экономики страны в целом, но и для её составляющих.

Современную рыночную экономику можно охарактеризовать как производство конкурентоспособно ориентированной на потребителя продукция ее продажу на основе частично регулируемой торговли. Для обеспечения потребностей и снижения конкурентного риска процесс принятия решения должен быть достаточно полно обеспечен информацией.

Государство активно участвует  в информационном процессе, формируя информационную политику регулируя  отношения на информационном рынке, определяя нерыночный доступ к информационному  продукту частично погашая проблему информационного неравенства. Для выполнения своих функций государство использует ресурсы, поступающие в виде налогов фирм и домашних хозяйств.

В рыночных условиях, когда фактор времени приобретает решающее значение, особенно важно использование информации на современных носителях в режиме реального времени.

Информация выступает сырьем для  принятия решения. Вся масса экономической  информации объединяет воспроизводственный  процесс в единую информационную систему потоками информации, которые, отражая материальные потоки, ложатся в основу принятия решения как способа существования всех экономических субъектов рыночного хозяйства. Следовательно, можно сказать, что рыночная экономика информативна по своей сути.

В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Рассмотрим некоторые из них.

Так отдельные специалисты различают  три взаимодействующие области  современного информационного рынка: рынок собственно информации; рынок электронных сделок; рынок электронной коммуникации3.

Наиболее разветвленной частью информационного рынка во всем мире (в частности, в России) следует  признать "область информации". В нее входит ряд крупных, активно  развивающихся секторов, главным из которых: сектор экономической информации, охватывающий биржевую и финансовую информацию, статистическую и коммерческую информацию, деловые новости в сфере экономики и бизнеса и т.п.; сектор научно-профессиональной информации, включающий научно-технической, юридической, производственной и другой информацию; сектор массовой, потребительской информации - новости о различных фактах, событиях жизни общества, ориентированные на "домашнее", а не служебное использование, такие, в частности, как сведения о погоде, расписании транспорта, покупках и продажах товаров и услуг и т.п.; сектор социально-политической информации, специально предназначенной для обеспечения органов власти и управления разных уровней4.

Мировая практика развития информационного рынка свидетельствует, что предпринимательская и управленческая деятельность более всего нуждается в оперативно поставляемой информации об общей экономической конъюнктуре; статистической информации экономического и социального характера, необходимой для анализа и прогноза среднесрочных и долгосрочных тенденций; деловых новостях о событиях, происходящих на рынках; правовой информации, регламентирующей хозяйственную деятельность; коммерческой информации об участниках рынка - предприятиях-поставщиках и покупателях, о продукции.

Существенная доля названной информации может быть представлена на информационном рынке только при помощи электронных коммуникаций, а ее эффективное использование возможно при совершении сделок в электронной форме. Рынок электронной сделок включает: системы электронной банковских операций; электронные биржи; системы заказа билетов и резервирования мест в гостиницах, заказа товаров и услуг.

В России электронные  банковские операции внедряются при  помощи западных технологий. Одним из примеров может служить система SWIFT, позволяющая коммерческим банкам сразу по подключении к ней принимать участие в электронных международных расчетах. Кроме того, формируется система электронных банковских операций между ЦБ России, его территориальными отделениями, центральными банками стран СНГ и ведущими коммерческими банками. Некоторые коммерческие банки используют западные системы осуществления операций по кредитным карточкам международных и американских фирм, таких, как VISA, Mastercard, American Express.

На рынке электронных  коммуникаций выделяют различные системы  средств связи и общения людей. Сюда входят сети передачи данных, электронная почта (E-mail), системы, объединяющие владельцев микро-ЭВМ, электронная "доска объявлений", телеконференции и т.п. Кроме того, информационный рынок включает такие специальные виды продуктов и услуг, как сбор, подготовка и обработка информации, услуги библиотек и архивов, данные метеорологической, космической, геоинформации, поставляемые соответствующими службами, разработки информационных систем, программного и лингвистического обеспечения.

В литературе5 отмечается, что особенностями функционирования рынка информации являются:

- издержки производства  товара «информация», представляющие  нижнюю границу цены, назначенной продавцом, зачастую не покрывают назначенной цены;

- цены на информацию  зависят также от тарифов на  услуги связи и на услуги  использования сетей передачи  данных;

- в производстве информации  нет прямой связи между материальными  затратами на ее получение и ценностью полученного продукта;

- информация не является  товаром массового спроса;

- величина спроса определяется  двумя группами неценовых субъективных  факторов: а) риск, новизна, достоверность,  полнота; б) своевременность, приемлемая  форма подачи информации, конфиденциальность (наличие/отсутствие копий);

- особенностью производства (и предложения) информации является  существенное преобладание в  структуре его затрат доли  живого труда;

- предложение информации  слабо зависит от такого фактора,  как производительность используемых ресурсов, хотя нельзя сказать, что субъекты рынка им пренебрегают;

- ценовые ожидания  и фискальная политика практически  никак не влияют на поведение  продавцов, а особенно покупателей;

- объем производства  у каждого индивидуального продавца меняться не может, так как любую информацию можно создать лишь один раз;

- цена предложения  сдерживается часто таким субъективным  моментом, как нежелание потребителя  воспринимать новую информацию;

- фактор вкусов и  предпочтений на покупателей информации влияния практически не оказывает;

- конкуренция среди  продавцов информации идет по  таким показателям, как скорость, достоверность, полнота, конфиденциальность, форма подачи;

- ценообразование на  данном рынке определяется теми  же факторами: риск, достоверность, новизна, своевременность, приемлемая форма подачи и конфиденциальность. Кроме этого, на уровень цен влияют и факторы субъективного характера: отношение покупателя к риску, его оценки возможных размеров потерь и возможности их компенсировать.

Эти характерные для  информационного рынка особенности  предложения, спроса, ценообразования  и определяют основные отличия функционирования информационного рынка по сравнению  с рынками материальных продуктов.

Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользователями) информационных услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.

Таким образом, с переходом  к рыночной экономике и повышением роли прогнозирования экономического развития возросло значение информации. В общем, информация представляет собой совокупность любых данных и сведений. Однако в экономическом смысле под информацией понимаются данные, специально подготовленные и обобщенные для определенных людей, решения конкретных проблем и задач. Только такая информация представляет собой информационный продукт, представляет экономическую ценность и может выступать в качестве товара на рынке. 

Создание информационного  продукта может показаться довольно сложным делом, но, разложив процесс на последовательные выполнимые стадии, это будет сделать гораздо проще.

 Стадия 1. Проведение исследования.  

Информация о работе Роль информации в современной экономике