Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 14:18, курсовая работа
Осознание важности обеспечения доступа к качественной и оперативной информации и, как следствие, необходимости развития рынка информационных услуг на государственном уровне уже произошло.
Все эти факторы предопределяют актуальность исследования проблемы роли информации и развития рынка информационных услуг.
Объектом исследования выступает рынок информационных услуг.
Цель работы – проанализировать роль информации в экономике и состояние рынка информационных услуг в России.
Введение………………………………………………………………….…..3
1. Роль информации в современной экономике……………………………5
2. Информационный продукт: стадии создания, типы…………………...11
3. Информационный бизнес и его особенности в России………………..15
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………31
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Роль информации в современной экономике……………………………5
2. Информационный продукт: стадии создания,
типы…………………...11
3. Информационный бизнес и его особенности
в России………………..15
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Развитие и широкое
применение информационных технологий
является глобальной тенденцией мирового
развития и научно-технической
Важным результатом распространения информационных технологий и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.
Несмотря на высокие темпы развития информационных технологий в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения). Вместе с тем недостаточное развитие рынка информационных услуг в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования информационных технологий в экономике, развития производства в данной сфере. К числу таких негативных факторов относятся несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных информационных систем; недостаточное развитие информационных технологий в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами; отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли и др.
Осознание важности обеспечения доступа к качественной и оперативной информации и, как следствие, необходимости развития рынка информационных услуг на государственном уровне уже произошло.
Все эти факторы предопределяют актуальность исследования проблемы роли информации и развития рынка информационных услуг.
Объектом исследования выступает рынок информационных услуг.
Цель работы – проанализировать роль информации в экономике и состояние рынка информационных услуг в России.
С переходом к рыночной экономике повышается значение и стоимость информации. Информация все чаще выступает товаром на рынке, прежде всего в таком его сегменте как рынок информационных услуг. Однако далеко не любая информация может выступать товаром. В связи с этим необходимо определиться, что собой представляет информация, какие виды информации выделяют.
Информация – это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций. Стоимость информации включает в себя: время руководителей и подчиненных, затраченное на сбор информации, а также фактические издержки, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и др.1
Кроме того, отдельно выделяется понятие экономической информации. Это - знания, сведения, данные, порождаемые в сфере экономики и управления ею, а также создаваемые в результате изучения этой сферы. Информация экономическая отражает макроэкономические процессы, движение труда, товаров и капитала, состояние и тенденции рынка, производства и потребления2.
В настоящее время
рынок информационных услуг активно
развивается. Информационные ресурсы
пронизывают всю экономику
Современную рыночную экономику можно охарактеризовать как производство конкурентоспособно ориентированной на потребителя продукция ее продажу на основе частично регулируемой торговли. Для обеспечения потребностей и снижения конкурентного риска процесс принятия решения должен быть достаточно полно обеспечен информацией.
Государство активно участвует в информационном процессе, формируя информационную политику регулируя отношения на информационном рынке, определяя нерыночный доступ к информационному продукту частично погашая проблему информационного неравенства. Для выполнения своих функций государство использует ресурсы, поступающие в виде налогов фирм и домашних хозяйств.
В рыночных условиях, когда фактор времени приобретает решающее значение, особенно важно использование информации на современных носителях в режиме реального времени.
Информация выступает сырьем для принятия решения. Вся масса экономической информации объединяет воспроизводственный процесс в единую информационную систему потоками информации, которые, отражая материальные потоки, ложатся в основу принятия решения как способа существования всех экономических субъектов рыночного хозяйства. Следовательно, можно сказать, что рыночная экономика информативна по своей сути.
В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Рассмотрим некоторые из них.
Так отдельные специалисты
Наиболее разветвленной частью информационного рынка во всем мире (в частности, в России) следует признать "область информации". В нее входит ряд крупных, активно развивающихся секторов, главным из которых: сектор экономической информации, охватывающий биржевую и финансовую информацию, статистическую и коммерческую информацию, деловые новости в сфере экономики и бизнеса и т.п.; сектор научно-профессиональной информации, включающий научно-технической, юридической, производственной и другой информацию; сектор массовой, потребительской информации - новости о различных фактах, событиях жизни общества, ориентированные на "домашнее", а не служебное использование, такие, в частности, как сведения о погоде, расписании транспорта, покупках и продажах товаров и услуг и т.п.; сектор социально-политической информации, специально предназначенной для обеспечения органов власти и управления разных уровней4.
Мировая практика развития информационного рынка свидетельствует, что предпринимательская и управленческая деятельность более всего нуждается в оперативно поставляемой информации об общей экономической конъюнктуре; статистической информации экономического и социального характера, необходимой для анализа и прогноза среднесрочных и долгосрочных тенденций; деловых новостях о событиях, происходящих на рынках; правовой информации, регламентирующей хозяйственную деятельность; коммерческой информации об участниках рынка - предприятиях-поставщиках и покупателях, о продукции.
Существенная доля названной информации может быть представлена на информационном рынке только при помощи электронных коммуникаций, а ее эффективное использование возможно при совершении сделок в электронной форме. Рынок электронной сделок включает: системы электронной банковских операций; электронные биржи; системы заказа билетов и резервирования мест в гостиницах, заказа товаров и услуг.
В России электронные банковские операции внедряются при помощи западных технологий. Одним из примеров может служить система SWIFT, позволяющая коммерческим банкам сразу по подключении к ней принимать участие в электронных международных расчетах. Кроме того, формируется система электронных банковских операций между ЦБ России, его территориальными отделениями, центральными банками стран СНГ и ведущими коммерческими банками. Некоторые коммерческие банки используют западные системы осуществления операций по кредитным карточкам международных и американских фирм, таких, как VISA, Mastercard, American Express.
На рынке электронных коммуникаций выделяют различные системы средств связи и общения людей. Сюда входят сети передачи данных, электронная почта (E-mail), системы, объединяющие владельцев микро-ЭВМ, электронная "доска объявлений", телеконференции и т.п. Кроме того, информационный рынок включает такие специальные виды продуктов и услуг, как сбор, подготовка и обработка информации, услуги библиотек и архивов, данные метеорологической, космической, геоинформации, поставляемые соответствующими службами, разработки информационных систем, программного и лингвистического обеспечения.
В литературе5 отмечается, что особенностями функционирования рынка информации являются:
- издержки производства товара «информация», представляющие нижнюю границу цены, назначенной продавцом, зачастую не покрывают назначенной цены;
- цены на информацию зависят также от тарифов на услуги связи и на услуги использования сетей передачи данных;
- в производстве информации
нет прямой связи между
- информация не является товаром массового спроса;
- величина спроса определяется
двумя группами неценовых
- особенностью производства
(и предложения) информации
- предложение информации
слабо зависит от такого
- ценовые ожидания
и фискальная политика
- объем производства у каждого индивидуального продавца меняться не может, так как любую информацию можно создать лишь один раз;
- цена предложения
сдерживается часто таким
- фактор вкусов и
предпочтений на покупателей ин
- конкуренция среди
продавцов информации идет по
таким показателям, как
- ценообразование на
данном рынке определяется
Эти характерные для
информационного рынка
Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользователями) информационных услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.
Таким образом, с переходом к рыночной экономике и повышением роли прогнозирования экономического развития возросло значение информации. В общем, информация представляет собой совокупность любых данных и сведений. Однако в экономическом смысле под информацией понимаются данные, специально подготовленные и обобщенные для определенных людей, решения конкретных проблем и задач. Только такая информация представляет собой информационный продукт, представляет экономическую ценность и может выступать в качестве товара на рынке.
Создание информационного продукта может показаться довольно сложным делом, но, разложив процесс на последовательные выполнимые стадии, это будет сделать гораздо проще.
Стадия 1. Проведение исследования.