Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 14:18, курсовая работа
Осознание важности обеспечения доступа к качественной и оперативной информации и, как следствие, необходимости развития рынка информационных услуг на государственном уровне уже произошло.
Все эти факторы предопределяют актуальность исследования проблемы роли информации и развития рынка информационных услуг.
Объектом исследования выступает рынок информационных услуг.
Цель работы – проанализировать роль информации в экономике и состояние рынка информационных услуг в России.
Введение………………………………………………………………….…..3
1. Роль информации в современной экономике……………………………5
2. Информационный продукт: стадии создания, типы…………………...11
3. Информационный бизнес и его особенности в России………………..15
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………31
Стадия 2: Структурирование и проект.
Стадия 3: Редактирование и окончательная обработка.
Объектами рынка информации являются непосредственно информация, а также информационные продукты и услуги, вещественные носители информации и искусственные проводники информации. Субъектами информационного рынка выступают лица, участвующие в процессе создания, хранения, преобразования передачи и получения информации. Ими являются собственники, потребители производители, хранители информации и информационные посредники. Экономическими интересами, которые определяют поведение потребителей на информационном рынке при покупке информации, являются стремления снизить неопределенность, риск, повысить возможность принятия обоснованных решений. Покупателями информации в большинстве случаев выступают юридические лица - правительственные органы, солидные общественные организации, корпорации, крупные фирмы. Экономические интересы собственников (производителей) информации при ее продаже на рынке определяются желанием возместить затраты на ее производство и получить прибыль.
Информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами6.
При этом под информационным продуктом (продукцией) понимается документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей7.
Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителям следующие виды услуг:
• непосредственный доступ к базам данных - режим on-line;
• пакетный доступ к базам данных - режим off-line;
• базы данных на дискетах и компакт-дисках;
• консультации, оказываемые специалистами в области информационных ресурсов;
• обучение доступу к мировым информационным ресурсам.
Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга.
В работе Петровой Е.А. рассмотрены несколько подходов к определению структуры информационного рынка.8
Так, например, предложено инфраструктуру
информационного рынка
• научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;
• объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;
• услуги образования - все виды обучения;
• управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;
• бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.
В этой инфраструктуре, как отмечено в указанной работе Петровой Е.А. отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества:
• технический - вся аппаратно-техническая база информатики;
• программный - все программные продукты информатики;
• коммуникационный - все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче
информации, все виды телефонной и факсимильной связи.
Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:
- высокомонополизированный
профессиональный рынок,
- услуги для обеспечения
управленческих решений,
- домашний рынок,
Существует также подход к определению инфраструктуры информационного рынка следующим образом (см. рис. 1.)
Рисунок 1. Инфраструктура рынка информационных услуг
1-й сектор - деловая информация, состоит из следующих частей:
• биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
• статистическая информация - ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
• коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.
2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:
• профессиональная информация - специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
• научно-техническая информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
• доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:
• новости и литература - информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
• потребительская информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
• развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст.
4-й сектор - услуги
образования, включает все
5-й сектор - обеспечивающие
информационные системы и
• программные продукты - программные комплексы с разной ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
• технические средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
• разработка и
сопровождение информационных систем
и технологий - обследование организации
в целях выявления
• консультирование по различным аспектам информационной индустрии - какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;
• подготовка источников информации - создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
Быстрый рост рынка информационных технологий – результат успешного стимулирования государством развития высокотехнологического сектора. Начало реализации программы «Электронная Россия», прямые закупки государственными структурами оборудования и программного обеспечения, их заказы на разработку программных решений стали одним из ключевых факторов ускоренного развития ИТ-компаний. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», около 25% выручки ведущих компаний данного сегмента рынка формировалось за счет государственного заказа.9
Доказательством такого положения явилось то, что в 2011 г. по причине старта административной реформы доходы компаний значительно снизились. Динамика доходов девяти ведущих ИТ-компаний в 2011 г. снизилась почти вдвое: до 27, 4% против 52,4 % годом ранее. Глубокое реформирование структуры правительственных органов, начавшееся в марте 2011 г., по крайней мере, на полгода затормозило финансирование казалось бы уже состоявшихся контрактов. Изменение бюджетов, пересмотр приоритетов развития ведомств, кадровые перестановки привел к тому, что значительная часть проектов была либо отложена на следующий год, либо переконфигурирована, либо просто отменена.
Негативный эффект от административной реформы в первую очередь почувствовали лидеры ИТ-рынка, поскольку репутация, портфель выполненных заказов, масштаб бизнеса делали их главными контрагентами государственных структур. Доля госзаказа в их доходах куда более значительна, чем у менее крупных компаний. Сокращение таких подрядов крайне болезненно отразилось на динамике их доходов. ИТ - компании в прошедшем году росли ниже рынка. Согласно исследованиям «Эксперт РА», совокупный объем реализации 80 ведущих корпораций, работающих на рынке информационных технологий, в 2011 г. вырос на 32,2 % до 160 млрд. рублей, что на 5,8 процентного пункта быстрее, чем у самых крупных участников рынка.
Последствия административной реформы не только подорвали бизнес отдельных компаний, но и качественно изменили сам рынок. В секторе информационных технологий довольно давно наблюдается закономерность: чем ниже «уровень предела», тем более высокими темпами развивается бизнес. В 2009 году эта неприятная особенность проявилась еще ярче. В условиях нестабильного государственного заказа компании сворачивали затратные высокотехнологичные проекты и перестраивались на более доступные сегменты бизнеса – дистрибуцию и сервисные услуги. Объем выручки компаний только от дистрибуторской деятельности за год увеличился почти вдвое. Как следствие доля этого направления в общем объеме рынка возросла на 7 процентных пунктов и составила уже 47,2 %. В результате темп прироста выручки от отдельных видов деятельности ИТ-компаний в 2011г. выглядел следующим образом.10
Таблица 1
Темп прироста выручки ИТ-компаний от различных видов деятельности
Виды деятельности ИТ-компаний |
Темп прироста выручки,% | |
2010/2009 |
2011/2010 | |
Дистрибуция, поставка оборудования и ПО в рамках интеграционных проектов |
60 |
80 |
Услуги в области ИТ |
41,8 |
46 |
Разработка ПО |
39 |
35 |
Производство оборудования |
8 |
11,6 |
Так, например, в 2011 году ведущим направлением деятельности для холдинга НКК стала дистрибуция. На её долю в общем объеме реализации группы пришлось 76% (как объясняют в самой компании, связано это было с процессами реорганизации, происходившими с двумя другими направлениями – системной интеграции и производством оборудования). А у компании R-Style доля выручки от дистрибуции увеличилась с 32,5 до 58,3%.
В наибольшей зависимости от государства оказались производители оборудования. Этот сектор и раньше не отличался высокой динамикой роста, а срыв государственного заказа привел к его резкому замедлению. В таких условиях успеха добились организации, ориентированные не только на государство, но и на частный капитал.
Без активного влияния государства не обходится и такой сектор ИТ-рынка как разработка программного обеспечения. Инвестиции правительственных органов в создание собственной инфраструктуры способствовали началу активного развития российских разработок в сфере создания программного обеспечения. С одной стороны, такая поддержка способствует росту этого направления. Выручка компаний, специализирующихся в сегменте ПО, за год увеличилась на 35%. С другой стороны, можно представить себе масштаб бедствий для программистов, если государство по какой-либо причине прекратит инвестирование проектов по разработке ПО. Скорее всего, компании предполагают такой поворот событий, но при этом не собираются расставаться со своими компетенциями. Они в своей деятельности также учитывают и рыночные запросы, создают массовые продукты, и находят новые ниши, разрабатывают решения под индивидуальные задачи клиента. И с каждым годом таких решений становится все больше. Доля проектного программного обеспечения в выручке программистов составляет 3,8%.
Сравнительно благополучно административные передряги пережил сектор ИТ-услуг. За год его прирост составил 46%. По своим темпам это направление уступает только сектору дистрибуции. Однако основным потребителем здесь опять же является государство. По уровню спроса на услуги ИТ-компаний со стороны отраслей и сфер экономики государственные структуры стоят на втором месте после предприятий связи. Более половины доходов компаний, специализирующихся в этом сегменте рынка, приходятся на интеграционные услуги. Однако сейчас проявляется и другое направление сервисной деятельности. Постепенно растет доля доходов ИТ-компаний от предоставления консалтинговых услуг. Центр роста в совершенствовании корпоративных систем управления смещается от крупнейших компаний в средний бизнес. Поэтому спрос на управленческий консалтинг, внедрение программных комплексов управления бизнесом и развития сервисов увеличивается достаточно динамично. В результате консалтинговое направление деятельности ИТ-компаний, специализирующихся в оказании услуг, уже сейчас занимает после интеграции второе место.