Роль информации в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Осознание важности обеспечения доступа к качественной и оперативной информации и, как следствие, необходимости развития рынка информационных услуг на государственном уровне уже произошло.
Все эти факторы предопределяют актуальность исследования проблемы роли информации и развития рынка информационных услуг.
Объектом исследования выступает рынок информационных услуг.
Цель работы – проанализировать роль информации в экономике и состояние рынка информационных услуг в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…..3
1. Роль информации в современной экономике……………………………5
2. Информационный продукт: стадии создания, типы…………………...11
3. Информационный бизнес и его особенности в России………………..15
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Информация как фактор экономического роста.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Стадия 2: Структурирование и проект.

Стадия 3: Редактирование и окончательная обработка.

Объектами рынка информации являются непосредственно информация, а также информационные продукты и услуги, вещественные носители информации и искусственные проводники информации. Субъектами информационного рынка выступают лица, участвующие в процессе создания, хранения, преобразования передачи и получения информации. Ими являются собственники, потребители производители, хранители информации и информационные посредники. Экономическими интересами, которые определяют поведение потребителей на информационном рынке при покупке информации, являются стремления снизить неопределенность, риск, повысить возможность принятия обоснованных решений. Покупателями информации в большинстве случаев выступают юридические лица - правительственные органы, солидные общественные организации, корпорации, крупные фирмы. Экономические интересы собственников (производителей) информации при ее продаже на рынке определяются желанием возместить затраты на ее производство и получить прибыль.

2. Информационный  продукт: стадии создания, типы 

Информационные услуги - действия субъектов (собственников  и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами6.

При этом под информационным продуктом (продукцией) понимается документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей7.

Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителям следующие виды услуг:  

 • непосредственный  доступ к базам данных - режим  on-line;  

 • пакетный доступ  к базам данных - режим off-line;  

 • базы данных  на дискетах и компакт-дисках;   

• консультации, оказываемые специалистами в области информационных ресурсов;  

 • обучение доступу к мировым  информационным ресурсам.

Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга.

В работе Петровой Е.А. рассмотрены  несколько подходов к определению структуры информационного рынка.8

Так, например, предложено инфраструктуру информационного рынка представить  пятью секторами:

• научно-техническая  продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;

• объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;

•  услуги образования - все виды обучения;

• управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;

• бытовая информация: сообщения  общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.

В этой инфраструктуре, как  отмечено в указанной работе Петровой Е.А. отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества:

•   технический - вся аппаратно-техническая  база информатики;

•   программный - все программные  продукты информатики;

•   коммуникационный - все виды компьютерных сетей и  их возможности по передаче

информации, все виды телефонной и факсимильной связи.

Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора  рынка дистанционных информационных услуг:

- высокомонополизированный  профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности;

- услуги для обеспечения  управленческих решений, которые  позволяют использовать в фирме  информацию о состоянии внешних  по отношению к ней систем;

- домашний рынок, предоставляющий  услуги бытового характера, например для электронных платежных операций и покупок.

Существует также подход к определению инфраструктуры информационного рынка следующим образом (см. рис. 1.)

Рисунок 1. Инфраструктура рынка информационных услуг

 

1-й сектор - деловая информация, состоит из следующих частей:

•   биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

•   статистическая информация - ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

•   коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:

•   профессиональная информация - специальные данные и  информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;

•   научно-техническая  информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

•  доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:

•   новости и  литература - информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

•   потребительская  информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

•   развлекательная  информация - игры, телетекст, видеотекст.

4-й сектор - услуги  образования, включает все формы  и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

5-й сектор - обеспечивающие  информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

•   программные  продукты - программные комплексы  с разной ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;

•   технические  средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;

•   разработка и  сопровождение информационных систем и технологий - обследование организации  в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;

•   консультирование по различным аспектам информационной индустрии - какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;

•   подготовка источников информации - создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

3. Информационный  бизнес и его особенности в  России 

Быстрый рост рынка информационных технологий – результат успешного  стимулирования государством развития высокотехнологического сектора. Начало реализации программы «Электронная Россия», прямые закупки государственными структурами оборудования и программного обеспечения, их заказы на разработку программных решений стали одним из ключевых факторов ускоренного развития ИТ-компаний. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», около 25% выручки ведущих компаний данного сегмента рынка формировалось за счет государственного заказа.9

Доказательством такого положения  явилось то, что в 2011 г. по причине  старта административной реформы доходы компаний значительно снизились. Динамика доходов девяти ведущих ИТ-компаний в 2011 г. снизилась почти вдвое: до 27, 4% против 52,4 % годом ранее. Глубокое реформирование структуры правительственных органов, начавшееся в марте 2011 г., по крайней мере, на полгода затормозило финансирование казалось бы уже состоявшихся контрактов. Изменение бюджетов, пересмотр приоритетов развития ведомств, кадровые перестановки привел к тому, что значительная часть проектов была либо отложена на следующий год, либо переконфигурирована, либо просто отменена.

Негативный эффект от административной реформы в первую очередь почувствовали лидеры ИТ-рынка, поскольку репутация, портфель выполненных заказов, масштаб бизнеса делали их главными контрагентами государственных структур. Доля госзаказа в их доходах куда более значительна, чем у менее крупных компаний. Сокращение таких подрядов крайне болезненно отразилось на динамике их доходов. ИТ - компании в прошедшем году росли ниже рынка. Согласно исследованиям «Эксперт РА», совокупный объем реализации 80 ведущих корпораций, работающих на рынке информационных технологий, в 2011 г. вырос на 32,2 % до 160 млрд. рублей, что на 5,8 процентного пункта быстрее, чем у самых крупных участников рынка.

Последствия административной реформы  не только подорвали бизнес отдельных компаний, но и качественно изменили сам рынок. В секторе информационных технологий довольно давно наблюдается закономерность: чем ниже «уровень предела», тем более высокими темпами развивается бизнес. В 2009 году эта неприятная особенность проявилась еще ярче. В условиях нестабильного государственного заказа компании сворачивали затратные высокотехнологичные проекты и перестраивались на более доступные сегменты бизнеса – дистрибуцию и сервисные услуги. Объем выручки компаний только от дистрибуторской деятельности за год увеличился почти вдвое. Как следствие доля этого направления в общем объеме рынка возросла на 7 процентных пунктов и составила уже 47,2 %. В результате темп прироста выручки от отдельных видов деятельности ИТ-компаний в 2011г. выглядел следующим образом.10

Таблица 1

Темп прироста выручки  ИТ-компаний от различных видов деятельности

Виды деятельности ИТ-компаний

Темп прироста выручки,%

2010/2009

2011/2010

Дистрибуция, поставка оборудования и ПО в рамках интеграционных проектов

60

80

Услуги в области ИТ

41,8

46

Разработка ПО

39

35

Производство оборудования

8

11,6


 

Так, например, в 2011 году ведущим направлением деятельности для холдинга НКК стала дистрибуция. На её долю в общем объеме реализации группы пришлось 76% (как объясняют  в самой компании, связано это  было с процессами реорганизации, происходившими с двумя другими направлениями – системной интеграции и производством оборудования). А у компании R-Style доля выручки от дистрибуции увеличилась с 32,5 до 58,3%.

В наибольшей зависимости  от государства оказались производители оборудования. Этот сектор и раньше не отличался высокой динамикой роста, а срыв государственного заказа привел к его резкому замедлению. В таких условиях успеха добились организации, ориентированные не только на государство, но и на частный капитал.

Без активного влияния  государства не обходится и такой  сектор ИТ-рынка как разработка программного обеспечения. Инвестиции правительственных органов в создание собственной инфраструктуры способствовали началу активного развития российских разработок в сфере создания программного обеспечения. С одной стороны, такая поддержка способствует росту этого направления. Выручка компаний, специализирующихся в сегменте ПО, за год увеличилась на 35%. С другой стороны, можно представить себе масштаб бедствий для программистов, если государство по какой-либо причине прекратит инвестирование проектов по разработке ПО. Скорее всего, компании предполагают такой поворот событий, но при этом не собираются расставаться со своими компетенциями. Они в своей деятельности также учитывают и рыночные запросы, создают массовые продукты, и находят новые ниши, разрабатывают решения под индивидуальные задачи клиента. И с каждым годом таких решений становится все больше. Доля проектного программного обеспечения в выручке программистов составляет 3,8%.

Сравнительно благополучно административные передряги пережил  сектор ИТ-услуг. За год его прирост составил 46%. По своим темпам это направление уступает только сектору дистрибуции. Однако основным потребителем здесь опять же является государство. По уровню спроса на услуги ИТ-компаний со стороны отраслей и сфер экономики государственные структуры стоят на втором месте после предприятий связи. Более половины доходов компаний, специализирующихся в этом сегменте рынка, приходятся на интеграционные услуги. Однако сейчас проявляется и другое направление сервисной деятельности. Постепенно растет доля доходов ИТ-компаний от предоставления консалтинговых услуг. Центр роста в совершенствовании корпоративных систем управления смещается от крупнейших компаний в средний бизнес. Поэтому спрос на управленческий консалтинг, внедрение программных комплексов управления бизнесом и развития сервисов увеличивается достаточно динамично. В результате консалтинговое направление деятельности ИТ-компаний, специализирующихся в оказании услуг, уже сейчас занимает после интеграции второе место.

Информация о работе Роль информации в современной экономике